Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 8»
«Наставничество в сфере образования:
модель « Наставник педагог-психолог – консервативный педагог»
Педагог-психолог:
Лилия Анатольевна Маковская
пгт Ревда
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Наименование раздела | стр. |
1. | Введение | 3 |
2. | Направления наставничества | 5 |
2.1. | Направление «Взаимодействие с воспитанниками» | 5 |
2.2. | Направление «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» | 6 |
2.3. | Направление «Саморазвитие наставляемого педагога» | 6 |
2.4. | Результаты опыта наставничества | 7 |
3. | Заключение | 8 |
ВВЕДЕНИЕ
В Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» говорится о создание благоприятных условий для раскрытия способностей и талантов каждого человека, что определяет переход к непрерывному индивидуализированному образованию и предполагает разнообразие образовательных подходов на всех уровнях образования. Одной из форм индивидуализированного образования является Наставничество. Потребность в наставничестве встает сегодня особо остро, так как стремительные изменения в системе образования, метаморфозы в организационных процессах и образовательной среде требуют от педагога моментальной реакции. Наставничество позволяет органически соединить профессиональное развитие, его персонификацию и в то же время гарантирует комплексный подход к каждому работнику образования.
Актуальность
Наставничества в ДОУ может быть организовано по типу разных моделей: педагог-новатор и консервативный педагог, педагог-стажист и молодой специалист, и др. Однако, многие педагоги, имеющие опыт, желание работать, испытывают эмоциональную приглушенность, снижение работоспособность, хроническую усталость, тем самым снижаю собственную эффективность и результативность взаимодействия с воспитанниками и их родителями (законными представителями). Так проявляет себя синдром профессионального выгорания. Одним из факторов развития синдрома является дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Именно в этот момент психологическое сопровождение таких педагогов крайне необходимо, психолого-педагогическое наставничество на данном этапе способно не только стабилизировать эмоциональное состояние наставляемого, но и повысить профессиональный уровень педагога. Модель наставничества «педагог-психолог – педагог с симптомами синдрома профессионального выгорания» является актуальной на всех уровнях образования. Данная модель приводит к повышению значимости психологических знаний, актуализации ранее полученных знаний и умений, использование ресурсов группы и отдельных воспитанников для оптимизации взаимодействия, повышения стрессоустойчивости, приобретение нового подхода (изменение стиля воспитания и точки зрения на поведение детей) к выстраиванию инновационного подхода к образовательной деятельности.
Цель: оказание адресной психологической помощи педагогу, испытывающему профессиональное выгорание, посредством организации психолого-педагогического наставничества.
Задачи:
- Выявить симптомы профессионального выгорания.
- Провести диагностику проблемных ситуаций.
- Организовать вариативные формы, способы, приёмы наставничества.
- Разработать ресурсный банк.
- Провести анализ полученных результатов.
Методы, способы, формы, средства работы педагога-психолога как Наставника: анкетирование педагога, карты наблюдения, чек-листы для выявления дефицитов в работе педагога, обсуждение проблемных ситуаций, банк ресурсов, практикум по детской психологии.
НАПРАВЛЕНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА
Наиболее эффективной система наставничества в ДОУ будет, если в отношениях наставника и наставляемого присутствуют взаимное уважение, доверие и желание работать вместе. Только в этом случае возможно продуктивное и по-настоящему качественное наставничество, достигающее стоящих перед ним целей и задач.
Направления Наставничества:
- Оптимизация взаимодействия с воспитанниками: использование детской инициативы, психологических индивидуальных особенностей ребёнка и группы, применение нестандартных способов и приёмов взаимодействия с детьми, выстраивание накопительной системы поощрения.
- Развитие активного подхода к работе с родителями, как партнёрами по воспитанию и развитию детей. безоценочное принятие родителей, поощрение воспитательного потенциала, делегирование полномочий, восприятие внешнего вида, речи, целевое управление беседой с родителями.
- Саморазвитие – самоанализ, изменение стиля воспитания, использование коучинг-технологии.
Направление «Взаимодействие с воспитанниками»
Педагог-психолог в роли Наставника использует доступные формы и способы диагностического обследования симптомов синдрома профессионального выгорания у педагога:
- Наблюдение за профессиональной деятельностью.
- Заполнение наставляемым чек-листа по профвыгоранию, анкеты по педагогическому стилю.
- Выявление проблемных ситуаций с точки зрения педагога в личной беседе.
Сопоставление полученных данных, выявляет дефициты в работе и точки профессионального роста. Большая часть проблем в работе с детьми связана с незнанием индивидуальных психологических особенностей детей и группы в целом. Педагог-психолог предлагает возможные подходы для стабилизирующей организации деятельности с учётом возрастной психологии.
Направление «Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников»
Педагог-психолог в личной беседе определяет проблемные точки во взаимодействие педагога с семьями воспитанников, именно эти моменты станут «точками роста» в данном направлении. Важно, с точки зрения психологии, уточнить восприятие и степень доверия самих родителей к воспитателю, позицию педагога в общении с родителями, а главное, заинтересованность в результате (иногда планируемый результат у воспитателя и родителя разный), и затем выбрать наиболее эффективные формы общения для ликвидации дефицитов. Возможно: возраст, внешний вид, речь, эмоциональная открытость, профессиональная позиция, точка зрения на совместный процесс воспитания и развития детей расходятся у педагога и родителя. Таким образом, Наставник выстраивает план устранения недочётов на основе психологии общения.
Направление «Саморазвитие наставляемого педагога»
Обследование эмоционального состояния педагога, его профессиональной деятельности, системы общения с семьями воспитанников даёт возможность увидеть внутренние ресурсы наставляемого, которые необходимо открыть, как источник саморазвития. Самооценка — изучение собственных качеств, способностей, навыков и характеристик. У человека, который умеет объективно оценить плюсы и минусы, больше шансов на личностное развитие и успех в карьере. Самоисследование также помогает педагогу понять, в каких областях стоит развиваться, какие навыки или знания важно приобрести, чтобы показывать желаемые результаты в профессии. Также самооценка — способ повысить уверенность и мотивацию, что помогает преодолеть профессиональное выгорание.
В этом смысле, очень интересен коучинг-подход. В коучинге существует 4 главных вопроса, которые универсальны для любой ситуации. Если клиент честно ответит на эти вопросы, то он существенно продвинется к своей цели. Главное, что клиент должен отвечать сам, коучу следует побуждать клиента к размышлениям, но не отвечать за него на эти или другие вопросы.Это основные вопросы коучинга:
- Чего ты хочешь?
- Зачем это тебе нужно?
- Как ты поймёшь, что достиг этого?
- Какие шаги нужно сделать сейчас, чтобы достичь этого?
Коучинговый подход позволяет создать такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала самого педагога, воспитанника и родителя (законного представителя), способностей, необходимых для нестандартных учебных действий, обеспечивающих успех в образовательной деятельности; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, профессиональной траектории; умения ставить цели и искать способы их достижения. Освоение педагогом подобных технологий позволит отодвинуть профессиональное выгорание на долгие годы вперед.
Результаты опыта наставничества
Среди оцениваемых результатов отмечаются следующие: повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния; увеличение показателей качества освоения образовательных задач; сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами; рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических практик).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях система наставничества в ДОУ является эффективной формой становления и развития профессиональной компетентности не только молодых педагогов, но и педагогов со стажем. Развитие различных способов наставничества как педагогического явления сегодня объективно необходимо в отечественном образовании, востребовано молодыми и состоявшимися педагогами. Современный воспитатель заинтересован в освоении новых форматов педагогического наставничества, перспективных и потенциально ресурсных для профессионального развития, персонифицированного повышения квалификации в совместной образовательной деятельности, формирования своего имиджа на муниципальном уровне.
Модель наставничества «Наставник педагог-психолог – консервативный педагог» позволяет увидеть проблемы педагогов со стажем, помочь разобраться в сложившейся ситуации, найти выход из неё с наименьшими затратами и белее высокой результативностью на основе психологических знаний. В коллективе, где грамотно построена система наставничества, как метод обучения и поддержания педагогических кадров, есть профессиональная помощь педагога-психолога, поощрение саморазвития, любой педагог быстро и безболезненно адаптируется к современным требованиям образования и новым условиям работы.