Наставничество в образовании: модель “Наставник педагог-психолог – консервативный педагог”

ФИО: Маковская Л.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3999
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Наставничество в образовании: модель "Наставник педагог-психолог - консервативный педагог"
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)



 

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 8»

«Наставничество в сфере образования:

модель « Наставник педагог-психолог – консервативный педагог»

  

Педагог-психолог: 

Лилия Анатольевна Маковская

пгт Ревда

2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование раздела стр.
1. Введение  3
2. Направления наставничества 5
2.1. Направление «Взаимодействие с воспитанниками» 5
2.2. Направление «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» 6
2.3. Направление «Саморазвитие наставляемого педагога» 6
2.4. Результаты опыта наставничества 7
3. Заключение  8

ВВЕДЕНИЕ

В Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» говорится о создание благоприятных условий для раскрытия способностей и талантов каждого человека, что определяет переход к непрерывному индивидуализированному образованию и предполагает разнообразие образовательных подходов на всех уровнях образования. Одной из форм индивидуализированного образования является Наставничество. Потребность в наставничестве встает сегодня особо остро, так как стремительные изменения в системе образования, метаморфозы в организационных процессах и образовательной среде требуют от педагога моментальной реакции. Наставничество позволяет органически соединить профессиональное развитие, его персонификацию и в то же время гарантирует комплексный подход к каждому работнику образования.

Актуальность 

Наставничества в ДОУ может быть организовано по типу разных моделей: педагог-новатор и консервативный педагог, педагог-стажист и молодой специалист, и др. Однако, многие педагоги, имеющие опыт, желание работать, испытывают эмоциональную приглушенность, снижение работоспособность, хроническую усталость, тем самым снижаю собственную эффективность и результативность взаимодействия с воспитанниками и их родителями (законными представителями). Так проявляет себя синдром профессионального выгорания. Одним из факторов развития синдрома является дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Именно в этот момент психологическое сопровождение таких педагогов крайне необходимо, психолого-педагогическое наставничество  на данном этапе способно не только стабилизировать эмоциональное состояние наставляемого, но и повысить профессиональный уровень педагога. Модель наставничества «педагог-психолог – педагог с симптомами синдрома профессионального выгорания» является актуальной на всех уровнях образования. Данная модель приводит к повышению значимости психологических знаний, актуализации ранее полученных знаний и умений, использование ресурсов группы и отдельных воспитанников для оптимизации взаимодействия, повышения стрессоустойчивости, приобретение нового подхода (изменение стиля воспитания и точки зрения на поведение детей) к выстраиванию инновационного подхода к образовательной деятельности.

Цель: оказание адресной психологической помощи педагогу, испытывающему профессиональное выгорание, посредством организации психолого-педагогического наставничества. 

Задачи:

  1. Выявить симптомы профессионального выгорания.
  2. Провести диагностику проблемных ситуаций.
  3. Организовать вариативные формы, способы, приёмы наставничества.
  4. Разработать ресурсный  банк.
  5. Провести анализ полученных результатов. 

Методы, способы, формы, средства работы педагога-психолога как Наставника: анкетирование педагога, карты наблюдения, чек-листы для выявления дефицитов в работе педагога, обсуждение проблемных ситуаций, банк ресурсов, практикум по детской психологии.

НАПРАВЛЕНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА

Наиболее эффективной система наставничества в ДОУ будет, если в отношениях наставника и наставляемого присутствуют взаимное уважение, доверие и желание работать вместе. Только в этом случае возможно продуктивное и по-настоящему качественное наставничество, достигающее стоящих перед ним целей и задач.

Направления Наставничества:

  1. Оптимизация взаимодействия с воспитанниками: использование детской инициативы, психологических индивидуальных  особенностей ребёнка и группы, применение нестандартных способов и приёмов взаимодействия с детьми, выстраивание накопительной системы поощрения.
  2. Развитие активного подхода к работе с родителями, как партнёрами по воспитанию и развитию детей. безоценочное принятие родителей, поощрение воспитательного потенциала, делегирование полномочий, восприятие внешнего вида, речи, целевое управление беседой с родителями.
  3. Саморазвитие – самоанализ,  изменение стиля воспитания, использование коучинг-технологии.

Направление «Взаимодействие с воспитанниками»

Педагог-психолог в роли Наставника использует доступные формы и способы диагностического обследования симптомов синдрома профессионального выгорания у педагога:

  1. Наблюдение за профессиональной деятельностью.
  2. Заполнение наставляемым чек-листа по профвыгоранию, анкеты по педагогическому стилю.
  3. Выявление проблемных ситуаций с точки зрения педагога в личной беседе.

Сопоставление полученных данных, выявляет дефициты в работе и точки профессионального роста. Большая часть проблем в работе с детьми связана с незнанием индивидуальных психологических особенностей детей и группы в целом. Педагог-психолог предлагает возможные подходы для стабилизирующей организации деятельности с учётом возрастной психологии.

Направление «Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников»  

Педагог-психолог в личной беседе определяет проблемные точки во взаимодействие педагога с семьями воспитанников, именно эти моменты станут «точками роста» в данном направлении. Важно, с точки зрения психологии, уточнить восприятие и степень доверия самих родителей к воспитателю, позицию педагога в общении с родителями, а главное, заинтересованность в результате (иногда планируемый результат у воспитателя и родителя разный), и затем выбрать наиболее эффективные формы общения для ликвидации дефицитов. Возможно: возраст, внешний вид, речь, эмоциональная открытость, профессиональная позиция, точка зрения на совместный процесс воспитания и развития детей расходятся у педагога и родителя. Таким образом, Наставник выстраивает план устранения недочётов на основе психологии общения.

Направление «Саморазвитие наставляемого педагога»

Обследование эмоционального состояния педагога, его профессиональной деятельности, системы общения с семьями воспитанников даёт возможность увидеть внутренние ресурсы наставляемого, которые необходимо открыть, как источник саморазвития. Самооценка — изучение собственных качеств, способностей, навыков и характеристик. У человека, который умеет объективно оценить плюсы и минусы, больше шансов на личностное развитие и успех в карьере. Самоисследование также помогает педагогу понять, в каких областях стоит развиваться, какие навыки или знания важно приобрести, чтобы показывать желаемые результаты в профессии. Также самооценка — способ повысить уверенность и мотивацию, что помогает преодолеть профессиональное выгорание.  

В этом смысле, очень интересен коучинг-подход. В коучинге существует 4 главных вопроса, которые универсальны для любой ситуации. Если клиент честно ответит на эти вопросы, то он существенно продвинется к своей цели. Главное, что клиент должен отвечать сам, коучу следует побуждать клиента к размышлениям, но не отвечать за него на эти или другие вопросы.Это основные вопросы коучинга:

  1. Чего ты хочешь?
  2. Зачем это тебе нужно?
  3. Как ты поймёшь, что достиг этого?
  4. Какие шаги нужно сделать сейчас, чтобы достичь этого?

Коучинговый подход позволяет создать такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала самого педагога, воспитанника и родителя (законного представителя), способностей, необходимых для нестандартных учебных действий, обеспечивающих успех в образовательной деятельности; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, профессиональной траектории; умения ставить цели и искать способы их достижения. Освоение педагогом подобных технологий позволит отодвинуть профессиональное выгорание на долгие годы вперед.

 

Результаты опыта наставничества

Среди оцениваемых результатов отмечаются следующие: повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния; увеличение показателей качества освоения образовательных задач; сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами; рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических практик).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В современных условиях система наставничества в ДОУ является эффективной формой становления и развития профессиональной компетентности не только молодых педагогов, но и педагогов со стажем. Развитие различных способов наставничества как педагогического явления сегодня объективно необходимо в отечественном образовании, востребовано молодыми и состоявшимися педагогами. Современный воспитатель заинтересован в освоении новых форматов педагогического наставничества, перспективных и потенциально ресурсных  для профессионального развития, персонифицированного повышения квалификации в совместной образовательной деятельности, формирования своего имиджа на муниципальном уровне. 

Модель наставничества «Наставник педагог-психолог – консервативный педагог» позволяет увидеть проблемы педагогов со стажем, помочь разобраться в сложившейся ситуации, найти выход из неё с наименьшими затратами и белее высокой результативностью на основе психологических знаний. В коллективе, где грамотно построена система наставничества, как метод обучения и поддержания педагогических кадров, есть профессиональная помощь педагога-психолога, поощрение саморазвития, любой педагог быстро и безболезненно адаптируется к современным требованиям образования и новым условиям работы.