ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

ФИО: Корболина А.С.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4017
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Семья, общество, приоритеты», в рамках реализации мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации
Наименование конкурсной работы: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



Корболина А.С.

г. Челябинск, Россия

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. В статье рассмотрены основы организации взаимодействия педагогов детского сада с родителями воспитанников с целью создания семейных проектов. Обоснована актуальность и необходимость внедрения проектной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО. Проекты в детском саду способствуют не только развитию познавательных способностей, но и укрепляют отношения в семье.

Ключевые слова. Проектная деятельность, Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, дошкольная образовательная организация, взаимодействие с родителями, семейный проект.

 

Главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [4, с. 66]. Поэтому перед педагогами стоит непростая задача организовать работу так, чтобы все данные составляющие были реализованы.

Одной из актуальных современных проблем дошкольного образования в настоящее время является проблема взаимодействия воспитателей с родителями. Так, закон «Об образовании в Российской Федерации» ставит перед дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) одну из основных задач – «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития воспитанников» [1]. 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), для успешной реализации образовательной программы ДОУ также необходимо взаимодействие детского сада с семьями воспитанников. Это прослеживается в следующих пунктах ФГОС ДО: 1.4, пп. 5 – «сотрудничество Организации с семьёй»; 3.2.1, пп. 8 – «поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность»; 3.2.5, пп. 5 – «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» [2]. 

Однако взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях осложняется тем, что потенциальные возможности семьи значительно меняются. В частности, педагоги обращают внимание на снижение воспитательного потенциала семьи и изменение её роли в социализации ребенка. Нехватка времени, тревожность, недостаточная компетентность в педагогических и психологических вопросах дошкольного детства – всё это актуальные для современных родителей проблемы.

Одна из востребованных форм взаимодействия педагогов ДОУ с родителями – проектная деятельность, которая укрепляет семейные отношения и помогает в воспитании детей в гармонии с окружающим миром. Родители, участвуя в реализации проектной деятельности, участвуют в развитии творческих способностей ребенка, в формировании его мировоззрения и социальной значимости.

Мы придерживаемся следующего определения проектной деятельности: «это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности» [6, с. 6].

Проектная деятельность основывается на уникальных отношениях между ребенком и взрослым, которые строятся через совместное участие в различных видах активности. С одной стороны, детский сад становится институтом, способствующим всесторонней поддержке и повышению родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество родителей и детского сада рассматривается как необходимое условие для обеспечения полноценного развития детей.

В процессе проектной деятельности сотрудничество воспитателей и детей с родителями превращается во взаимодействие, в рамках которого идёт поиск взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.

Стоит отметить, что изначально не все родители готовы к активному взаимодействию с воспитателями и детьми в рамках проектной деятельности и не прилагают необходимых усилий для этого. Многие родители формально относятся к выполнению рекомендаций и предложений детского сада и не вовлекают ребенка в процесс выполнения задания. Они могут игнорировать пожелания педагога или не соблюдать порядок выполнения действий. Поэтому педагоги должны продемонстрировать умение вовлекать родителей в совместный педагогический процесс. Перед педагогами стоит очень ответственная и непростая задача.

Проще всего привлечь родителей к взаимодействию через вовлечение в проектную деятельность самих детей, а также через содержание проектов, которые должны отражать актуальные, интересные детям и родителям темы и проблемы.

В детском саду могут быть реализованы самые разнообразные виды проектов:

– поисково-исследовательские проекты (дети проводят опыты и «научные» исследования, определяют задачи и методы исследования, формулируют проблему и находят ее решение, а результат оформляют в виде альбома, газеты или выставки); 

– информационные проекты (дети самостоятельно накапливают информацию и воплощают ее в жизнь, оформляя, например, уголок в группе); 

– игровые проекты (дети решают поставленные задачи, вживаясь в образ сказочного героя, знакомятся с народными играми и др.); 

– творческие проекты (они имеют свободную структуру и не ограничены жесткими рамками, они меняются в процессе воплощения) [3, с. 35].

Конечно, при организации проектной деятельности необходимо учитывать интересы детей и самих родителей, узнавать, чего они сами хотят, проводить опросы. 

По своему характеру проекты в детском саду могут быть индивидуальные и парные, фронтальные и групповые, проводимые внутри группы или с другими группами детей, с семьей или общественными организациями. Проекты могут иметь целью получение сведений о явлениях природы или жизни в обществе, развитие творческих способностей или усвоение культурных норм. Дошкольные проекты могут быть долгосрочными, среднесрочными или краткосрочными. Ребенок может быть просто участником-исполнителем, а может выступать заказчиком или экспертом.

Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдение определенной последовательности действий: 

  1. Выбор темы проекта.
  2. Постановка проблемы.
  3. Постановка цели.
  4. Обдумывание этапов, форм и методов работы, распределение ролей.
  5. Самостоятельная работа участников проекта.
  6. Промежуточное обсуждение полученных результатов.
  7. Защита проектов.
  8. Коллективное обсуждение, выводы [5, с. 212].

Темы или сюжеты проекта могут быть придуманы воспитателем на основе интересов детей либо самими детьми с помощью наводящих вопросов взрослых. Педагоги помогают детям планировать проектную деятельность, организуя задания в рамках проекта, и при необходимости привлекают родителей к практической помощи, помогая им собирать материалы и планировать.

Таким образом, семья и детский сад – это два важных института социализации детей. Без участия родителей процесс развития ребенка будет неполноценным. При этом эффективным средством приобщения родителей к обучению и развитию детей может стать проектная деятельность. В воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность имеет характер сотрудничества, в которую вовлечены дети, педагоги и родители. Если родители непосредственно участвуют в образовательном процессе, их педагогический опыт обогащается, появляется чувство сопричастности и удовлетворенности успехами себя и своих детей.

Совместная проектная деятельность является важным способом гармонизации социального пространства жизни детей, оказывает педагогическое воздействие на семейную среду и может быть определена как интеграция деятельности дошкольного учреждения и семьи в развитии социально-компетентных детей.

 

Литература

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 16.04.2023).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 [Электронный ресурс]. –
  3. Беседина, О. И. Взаимодействие педагогов Доу с родителями воспитанников через проектную деятельность [Текст] / О. И. Беседина // Профессиональная деятельность педагога в условиях преемственности дошкольного и начального общего образования : мат. Междунар. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 35-39.
  4. Бехтерева, Е. Н. К вопросу об организационно-управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации [Текст] / Е. Н. Бехтерева // Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований : сб. мат. XIV междунар. науч.-практ. конф. – Челябинск, 2016. – С. 60-66.
  5. Пименова, В. Н. Взаимодействие ДОУ с семьей в проектной деятельности [Текст] / В. Н. Пименова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : сб. мат. XI Междунар. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 211-213.
  6. Ступницкая, М. А. Что такое учебный проект? [Текст] / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. – 44 с.