Рабочая программа элективного курса “Русский язык. Готовимся к ЕГЭ”

ФИО: Полевик С.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4033
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Рабочая программа элективного курса "Русский язык. Готовимся к ЕГЭ"
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)



 

     Краснодарский край, Павловский район, станица Незамаевская

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 имени В.И. Муравленко 

станицы Незамаевской муниципального образование Павловский район Краснодарского края

                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Русский язык. Готовимся к ЕГЭ»

По       русскому языку _______________________________________

 

Уровень образования (класс) __________10 -11 классы____________

 

Количество часов:  68 часов:   10 класс- 34 ч.(1 час в неделю), 11 кл-34 ч. (1 час в неделю),

 

Учитель  Полевик  Светлана Валерьевна

 

Программа разработана   на основе методического пособия «ЕГЭ – 2023. Русский язык. Типовые  экзаменационные варианты: 36 вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько. Москва, «Национальное образование», 2023 год.

 

  1.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные результаты:

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

российская идентичность,  способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости  за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам(герб, флаг, гимн);
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,  национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному  образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к  разным видам трудовой деятельности;
  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

 

Метапредметные результаты:

  • способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации;
  • обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи;
  • освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирования, выявления основной мысли и приводимых аргументов;
  • приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;
  • овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств;
  • владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);
  • владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппаратобоснования и опровержения), необходимыми для работы с информацией;
  • формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности, целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и мыслительных процессов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов нравственно-этической, социально значимой и научно-публицистической тематики.

Предметные результаты:

  • сформированность понятий «национальный русский язык» и «русский литературный язык»;
  • понимание характера обязательности, вариативности, допустимости в применении норм литературного языка; закрепление навыка соблюдения языковых норм в речи в ходе повседневного бытового, учебного, научного, делового общения;
  • владение на основе полученных знаний о нормах русского литературного языка навыками самоанализа и самооценки собственной произвольной речи или воспроизведённой речи;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения содержащейся в нём информации (основная/второстепенная, явная/скрытая);
  • умение представлять текст в виде тезисов, конспектов, рефератов, сочинений разных жанров, а содержание грамматических правил – в виде таблиц, алгоритмов, свёрнутых алгоритмических предписаний;
  • более глубокое и детальное знание содержания произведений

художественной литературы;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё к ним отношение в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • знание изобразительно-выразительных средств русского языка и умение их применять;
  • осознание художественной картины мира, созданной в литературном произведении в единстве эмоционального личностного и интеллектуального понимания.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

 10 класс (34 часа)

Введение (1 ч.)

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению ГИА в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы. (1 ч.)

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

 

Орфоэпические нормы (2 ч.)

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

 

Лексические нормы (3 ч.) 

Лексическое и грамматическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

 

Грамматические нормы (3 ч.)

Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.

 

Словообразовательные нормы (2 ч.)

Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.

 

Морфологические нормы (9 ч.)

Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.

 

Синтаксические нормы (13 ч.)

Словосочетание. Виды словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.

Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

11 класс (34 часа)

Орфографические нормы (8 ч.) 

Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов.

 

Пунктуационные нормы (4 ч.)

Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

 

Текст (4 ч.)

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

 

Функционально-смысловые типы речи (3 ч.)

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

 

Функциональные стили речи (4 ч.)

Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста.

 

Изобразительно-выразительные средства языка (4 ч.)

Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

 

Коммуникативная компетенция (7 ч.)

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.

Структура письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Смысловая связь между примерами – иллюстрациями.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.

Отношение к позиции автора. Формы аргументации собственной точки зрения. Правила использования аргументов. Источники аргументации.

Речевое оформление сочинения. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.

Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.

№ п/п  Тематика курса Кол-во  часов Теоретическая часть Практическая  часть
10 класс
 1 Введение. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ 1 1
2 Литературный язык. Языковые нормы. 1 1
 3 Орфоэпические нормы русского языка 2 1 1
 4 Лексические нормы 3 1 2
 5 Грамматические нормы 3 1 2
 6 Словообразовательные нормы 2 1 1
 7 Морфологические нормы. 9 2 7
 8 Синтаксические нормы и пунктуация 13 2 11
Всего в 10 классе 34 10 24
11 класс
 1 Орфографические нормы 8 1 7
 2 Пунктуационные нормы 4 1 3
 3 Текст 4 1 3
 4 Функционально-смысловые типы речи 3 1 2
 5 Функциональные стили речи 4 1 3
 6 Изобразительно-выразительные средства языка 4 1 3
 7 Коммуникативная компетенция. 7 2 5
Всего в 11 классе 34 8 26
Итого 68 18 50

 

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

 

№ п/п Тема занятия Кол-во часов
10 класс – 34 часа
I Введение 1
1. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению ГИА  в форме ЕГЭ по русскому языку.  1
II Языковые нормы 1
2.  Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. 1
III Орфоэпические нормы 2
3-4. Основные правила орфоэпии. Ударение. 2
IV Лексические нормы 3
5. Лексическое и грамматическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. 1
6.  Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами.  1
7. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. 1
V Грамматические нормы 3
8. Грамматические нормы. 1
9. Грамматические нормы. Словообразовательные, морфологи-ческие, синтаксические нормы. 1
10. Грамматические ошибки и их предупреждение. 1
VI Словообразовательные нормы 2
11. Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. 1
12. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе. 1
VII Морфологические нормы 9
13. Морфологические нормы. 1
14. Нормы образования формы слова разных частей речи. 1
15. Нормы образования формы слова разных частей речи. 1
16. Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний. 1
17. Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. 1
18. Служебные части речи. 1
19.  Морфология. Средства связи предложений в тексте. 1
20. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. 1
21.  Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. 1
VIII  Синтаксические нормы. 13
22. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. 1
23.  Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.  1
24. Простые и сложные предложения. 1
25. Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная норма. 1
26. Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную. 1
27-28. Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения 2
29-30. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. 2
31-32. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. 2
33-34. Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях. 2
                                     11 класс – 34 часа
I Орфографические нормы 8
1. Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии. 1
2. Правописание корней и приставок. 1
3. Правописание корней. Безударные гласные корня. 1
4. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. 1
5. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. 1
6. –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов различных частей речи. 1
7. Слитное и раздельное написание не с различны-ми частями речи. Правописание служебных слов. 1
8. Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. 1
II Пунктуационные нормы 4
9. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. 1
10. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах; 1
11. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. 1
12. Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи. 1
III Текст 4
13. Структура, языковое оформление. Смысловая и композицион-ная целостность текста. 1
14. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. 1
15. Средства связи предложений в тексте. 1
16. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. 1
IV Функционально-смысловые типы речи. 3
17. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Повествование. 1
18. Функционально-смысловой тип речи рассуждение. 1
19. Описание как тип речи.  Предупреждение ошибок при определении типов речи.  1
V Функциональные стили речи 4
20. Функциональные стили речи, их основные особенности. Разговорный стиль речи. 1
21. Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики и синтаксиса. 1
22. Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности. Жанры стиля. 1
23. Научный стиль, его особенности. Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста. 1
VI Изобразительно-выразительные средства языка 3
24. Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. 1
25. Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте. 1
26. Стилистические фигуры, их роль в тексте. 1
VII Коммуникативная компетенция 7
27. Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника. Структура письменной экзаменационной работы. 1
28. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к проблеме. Смысловая связь между примерами – иллюстрациями. 1
29. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в исходном тексте. 1
30. Отношение к позиции автора. Формы аргументации собственной точки зрения. Правила использования аргументов. Источники аргументации. 1
31. Речевое оформление сочинения. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их  предупреждение. 1
32. Абзацное членение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм. 1
33. Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Фактические и фоновые ошибки.  1

 

34. Итоговая работа. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ. 1