Конспект образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию «В поисках Добродетели»

ФИО: Дряпак В.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4042
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Конспект образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию «В поисках Добродетели»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Конспект 

образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию

«В поисках Добродетели»

Цель: создание условий для развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, их социально-коммуникативной и духовно-нравственной сфер.

Задачи:

  1. Образовательная область: «Познавательное развитие»:

– Обобщить, закрепить и расширить знания детей о родном городе, достопримечательностях, видах морского транспорта;

– Дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро и зло.

  1. Образовательная область: «Речевое развитие»:

–  расширять активный словарь детей, посредством словообразования;

– развитие связной речи через умение выражать свои мысли.

  1. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»:

– воспитывать в детях положительные качества: взаимопомощь, дружелюбие, уважения к мнению сверстников;

– воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.

– формировать навыки доброжелательного поведения, отношения доверия, умения сотрудничать;

– учить детей умению регулировать свои поведенческие реакции и согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Методическое оснащение: глобус, 6 «островов», вырезанных детьми из изолона, два маркера, сундучок с сюрпризом (по количеству детей), форменный головной убор матроса, музыкальное сопровождение.

 

Образовательная деятельность:

 

  1. Упражнение-приветствие «Здравствуйте»!

Педагог-психолог говорит предложения, начинающиеся со слов: «Здравствуйте все, кто…» Дети слушают и, если к ним относится данное высказывание, отвечают «Здравствуйте!».

 Список предложений: «Здравствуйте все…:

 – у кого хорошее настроение;

 – кто любит смешные мультики;

– кто любит рисовать;

 – кто любит танцевать;

 – кто помогает маме;

 – кто помогает воспитателю;

 – кто умеет дружить;

– у кого много друзей;

– кто про себя может сказать: «Я хороший друг!»

  1. Основная часть:

 2.1. Вступительная беседа с педагогом-психологом:   «Дети, вы любите путешествовать? И даже опасностей не боитесь? А кто-нибудь из вас был в открытом море? Что вы там видели и где путешествовали с родителями? (ответы детей) Мы живём в городе… (Сочи). И наша главная достопримечательность… (Чёрное море). Я предлагаю вам совершить удивительное путешествие. Готовы? Ваши друзья, ребята из подготовительной к школе группы, изучая материки и океаны узнали, что самый большой океан на планете – Тихий океан. И решили, что он назван так потому, что в нём не хватает островов. Поэтому нарисовали для вас новые земли, а мы с вами будем их первооткрывателями. На каком транспортном средстве мы поплывём?» (предложения детей: корабль, подводная лодка, водный мотоцикл и т.д.) 

2.2 Упражнение «Море островов»: Педагог-психолог: «Ребята, займите свои места на борту, возьмитесь крепко за руки, чтобы поддерживать друг друга.  Представьте, как вы оказались в открытом море.  (дети свободно передвигаются по группе между «островами», подготовленными другой подгруппой детей, на которых заранее написаны маркером их названия, и размещены на полу). Мы плывём вперёд сквозь волны и ветер. Часто и жизнь нашу сравнивают с морем: оно бывает тихим и спокойным, буйным и волнительным. А перед вами пока ещё необитаемые острова. Подумайте, какое чувство помогает вам в жизни чувствовать себя уверенно, спокойно и счастливо, а затем займите остров с соответствующим названием.» (Дети делают выбор и становятся на острова).

*количество островов и названия подбираются в зависимости от задач, поставленных педагогом в зависимости от образовательной ситуации.

Варианты: ЛЮБОВЬ / ДРУЖБА /ПОМОЩЬ / ДОБРО / ГНЕВ / ЖАДНОСТЬ

Педагог-психолог продолжает беседу в зависимости от получившейся ситуации, так как на одном выбранном острове могут оказаться несколько человек. Некоторые могут не пустить на свой остров, тем, кому сложно определиться, другие дети могут протянуть руку помощи и т.д.

Педагог-психолог: «Итак, давайте рассмотрим и расскажем друг другу, почему вы заняли именно эти острова. Какое чувство помогает вам в жизни чувствовать себя хорошо? Говорит тот, на ком окажется капитанская фуражка. А затем высказаться сможет любой, если захочет что-то добавить. Важно мнение каждого члена нашей команды». (ответы детей)

Примерные вопросы для рассуждения детей:

-Почему ты занял именно этот остров?

-Как добро помогает тебе в жизни? 

– Какие чудеса происходят, благодаря любви?

– Дружба. Это что для тебя? Много у тебя друзей?

– Ты занял остров помощи. Ты любишь сам оказывать помощь или принимать её от других?

-Почему острова гнева и жадности остались необитаемыми?

-Что же такое гнев? Вы когда-нибудь испытывали такое чувство? Каким другим чувством его можно преодолеть?

– Что такое жадность? С тобой это происходило? Как ты победил эту ситуацию? И т.д.

Педагог-психолог: «Таким образом,  слова в нашей жизни имеют очень большое значение. Словом можно обидеть, причинить боль, а можно успокоить, утешить, поддержать и обрадовать. Какое мы с вами решение принимаем?» (предполагаемые ответы детей: говорить только хорошие слова, прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать и т.д.)

2.3 Сюрпризный момент (ориентирование в пространстве с использованием предметно-развивающей среды).

Педагог-психолог переворачивает острова обратной стороной, а на них изображены стрелки, указывающие направление. Говорит: «Смотрите! Что это. Море жизни благодарит вас за ваши добрые мысли, и тоже вам благодарно. Вы узнали сегодня о своих добродетелях. Это сложное слово было образовано из двух слов – «Добро» «делать». Давайте, пройдём по указанному направлению и посмотрим, что изменилось вокруг. Какого предмета среди ваших игрушек здесь раньше не было?» (дети находят сундук с сюрпризами. Но одного «подарка» не хватает)

2.4. Решение проблемной ситуации:

Педагог-психолог ведёт беседу: «Как обидно сейчас одному из вас (называет имя ребёнка). Что же мы будем делать, команда?» ( Предложения детей. Например, попросить сундук ещё раз. Сказать «волшебное» слово «пожалуйста», найти чудовище, укравшее подарок, поделиться с товарищем, отдать свой подарок другу). После того, как кто-то из детей предложит решение, отвечающие духовно-нравственным принципам, педагог-психолог предлагает вместе взяться за руки, закрыть глаза, и добавляет в сундучок недостающее «сокровище».

  1. Рефлексия

Педагог-психолог ведёт беседу: «Путешествие получилось не простое. Что вам больше всего понравилось сегодня? (ответы детей). Как после этого мы будем относится друг другу? Творить (делать) добро приятнее, чем просто принимать подарки? и т.д.

Давайте вспомним, какие приятные слова можно людям говорить, чтобы им было лучше на сердце. Отвечать будем с вами, как дружная команда. Я задам вам очень лёгкие вопросы, ответы на которые вы все точно знаете. Как только вы будете готовы отвечать, покажите мне кулачок, а большой палец поднимите вверх. Когда я увижу, что вы все готовы дать ответ, пойдёт обратный отсчёт: 3,2,1. И только потом мы вместе произнесём это слово тихо, шёпотом, чтобы не перебивать друг друга. Важно не только говорить, но слышать своего ближнего. Готовы? Давайте попробуем!

Примерные вопросы: *педагог подбирает первые вопросы о предстоящих событиях, праздников или известных детям фактах.

– Какое время года находится между зимой и летом? (весна)

– Какой предмет является символом предстоящего праздника Светлого Христова воскресения, Пасхи? (красное яйцо) 

-Какое слово мы говорим, когда испытываем чувство благодарности другому человеку? (СПАСИБО)

Педагог-психолог: «Я вам тоже очень благодарна, ребята, за ваши советы, ценные мысли и добрые дела. Для меня это очень важно! Большое спасибо каждому из вас!»