Перспективный педагогический опыт “Экологическое воспитание детей дошкольного возраста”

ФИО: Белик Е.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4044
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Перспективный педагогический опыт "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Итоговая оценка: 1 место,  91 баллов(-а)



 

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 381

 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОБОБЩЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

НА ТЕМУ: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ВОСПИТАТЕЛЯ

БЕЛИК ЕЛИЗАВЕТЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

Донецк – 2024 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Описание опыта работы на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
  2. Приложения к опыту работы
    1. Циклограмма проведения мероприятий для детей старшего дошкольного возраста по экологическому развитию на год.
    2. Комплекс занятий по формированию экологических представлений у дошкольников.
    3. Перспективный план работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
    4. План работы  с родителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
    5. Консультация для педагогов: «Создание педагогических условий в ДОО (У) для формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста».
    6. Презентация опыта на педагогическом совете МБДОУ «Ясли – сад № 381 г. Донецк» ДНР.
    7. Публикации. 

 

«Все мы дети одного корабля

По имени Земля, а значит, пересесть из него

Просто некуда…

Есть твердое правило:

Встал по утру, умылся, привел себя в порядок

И сразу же приведи в порядок сою планету»

Антуан – де Сент – Экзюпери

 

Свою методическую проблему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»  я взяла, наблюдая за своими воспитанниками.           Я заметила снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них. Уровень знаний не соответствует  отношению детей к природе.  Это нашло свое подтверждение в комплексной диагностике детей, где выявился целый ряд проблем по экологическому воспитанию. Проведя дополнительное анкетирование родителей, я пришла к выводу, что и родители детей некомпетентны в данном вопросе, поэтому не могут дать детям полноценные знания об окружающем их мире. 

На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, я смогла реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения детей с природой: ведь экология – простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность). 

На основе выше сказанного, я сделала вывод, что разработка четкой системы работы по экологическому воспитанию с внесением в неё других видов деятельности (изобразительная, речевая, экспериментальная и д.р.), предполагающая использование разработанных, специально отобранных и авторских разработок, методов и приёмов, способствующих разностороннему развитию детей – залог успешности и результативности моей работы.

Цель: сформировать у детей познавательный интерес к природе, как источнику жизни, здоровья и радости, интерес к открытию удивительного в природе, способность восхищаться ею, воспитывать бережное отношение к природе, выработать первоначальные практические навыки гуманно-созидательного и эмоционально – чувственного взаимодействия с природными объектами окружающего мира.

Задачи:

  – развитие способностей детей и реализация природного потенциала ребенка через общение с природой;

– формирование экологического мировоззрения;

– накопление знаний о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых с внешним миром и развитие познавательных способностей детей;

– формирование знаний о росте и развитии живых существ; умение делать выводы и умозаключения;

– формирование  доброжелательного отношения детей к живой природе;

– развитие ответственного и бережного отношения к объектам неживой природы;

– воспитание любви к природе родного края;

– координирование усилий ДОУ и семьи в решении вопроса экологического  воспитания дошкольников.

Теоретическая база опыта.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.  Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологического воспитания  личности.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе –  есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Взрослым необходимо выработать у детей чувства сострадания, сопереживания, которые  определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.), кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и по этому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей: сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять антигуманным и безнравственным действиям.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний и действий. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.  

Основополагающими принципами моей работы, является принцип развивающего обучения, который способствует  формированию экологического сознания, экологической культуры человека. Это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Началом этого пути является дошкольное детство.

Актуальность и перспективность опыта.

«Любовь к Родине начинается с любви к природе»

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Любовь к Родине начинается с любви к природе, заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Поэтому одним из приоритетных направлений государство ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете.

Для своей работы я составила перспективный план, поделив её на три блока: 

1 блок – работа с педагогами, задачей которого является тесное сотрудничество с коллегами, интеграцию и обмен опытом.

2 блок – работа с детьми, задачей которого является – повышение познавательной активности детей через экологическое воспитание. 

3 блок – работа с родителями, задачей которого является – повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей. 

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Ценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Без изменений в культуре природопользования, нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно экологическая культура способна привести в соответствие деятельность человека с природой. И прививать навыки культурного поведения человеку необходимо с раннего детства. Наше государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Новизна и технология опыта.

Новизна моего опыта состоит в усовершенствовании существующих технологий подготовки дошкольников к формированию начал экологической культуры. Передача экологических знаний — это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Я думаю, что ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, развитие речи я могу реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология – простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность). 

На основе вышесказанного, я сделала вывод, что разработка четкой системы работы по экологическому воспитанию с внесением в неё других видов деятельности (изобразительная, речевая, экспериментальная и д.р.), предполагающая использование разработанных, специально отобранных и авторских разработок, методов и приёмов, способствующих разностороннему развитию детей – залог успешности и результативности моей работы.

Адресность опыта.

Для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителям. Данный опыт может быть интересен широкому кругу педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Результативность опыта.

В качестве подведения итогов проводились открытые занятия; игровые конкурсы, викторины, выставки и многое другое.

Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволил мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях дети стали более внимательными. Они с интересом слушали рассказы о животных и растениях, задавали много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяли» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Ребята с удовольствием играли в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в «коллекционеров», в «геологов»; на территории садика весной и летом уже не увидишь брошенный и увядший букет цветов. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делились со своими родителями и с другими детьми, вводя их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества я добилась доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.

Результаты диагностики показали, что высокий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников составляет 75 %, средний 23 %.

Что является показателем достаточной сформированности экологической культуры дошкольников нашей группы в результате экологического воспитания.

Дошкольники:

  • радуются встрече с природой,
  • по собственной инициативе наблюдают  за живыми    объектами,
  • видят разнообразие природного мира,
  • признают ценность жизни,
  • имеют представления о правилах поведения в природе,
  • сформировано начало экологической культуры.

Родители:

  • участвуют в совместных акциях,
  • в приобщении детей к миру природы.

Таким образом, видно, что разработанная мною система экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 

Циклограмма проведения мероприятий для детей старшего дошкольного возраста по экологическому развитию на год

Цель мероприятий: формирование экологического сознания дошкольников, воспитание экологической культуры.

Задачи:

– образовательные: способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;

– воспитательные: продолжать формирование у обучающихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности дошкольников, воспитывать чувство ответственности обучающихся за свое поведение в мире природы, навыки бережного отношения к окружающей природе;

– развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.

 

Сентябрь: проходит акция «Экологический десант», в ходе акции производится уборка мусора на и во круг территории сада, в парках.

Октябрь: интерактивные занятия «Защитим животных вместе» 

 Ноябрь: стартует акция «Покормите птиц зимой», в рамках акции проводятся интерактивные занятия, воспитанники изготавливают и развешивают кормушки для птиц.

Декабрь: в этом месяце проходит экологическая акция «Сбережем зеленую ель», для детей проводятся мастер-классы по изготовлению искусственных елочек.

Январь:  занятия «Знакомство с заказниками», на которых ребята узнают много нового о природе и работе в заказниках.

Февраль: в садах проводятся эко-занятия, повещенные Всемирному дню водно – болотных угодий (2 февраля).

Март: стартует экологическая акция «Не спешите срывать первоцветы!», в рамках которой проходят интерактивные занятия и мастер – классы по изготовлению сувениров-первоцветов.

Апрель: проводятся занятия, посвященные Дню птиц (1 апреля), организуется изготовление и развешивание скворечников.

Май: традиционно в мае проходит «Марш парков» – международная экологическая акция, проводящаяся в России с целью привлечения внимания общественности к деятельности особо охраняемых природных территорий и охране окружающей среды в целом, в рамках «Марша парков» проходит акция по уборке мусора «Мы чистим мир» и акция «Остановим весенние пожары!».

Июнь: проходят игровые мероприятия, посвященные Дню охраны окружающей среды (5 июня), также проводится спортивное ориентирование.

Июль-Август: время проведения детской экологической экспедиции «Родник» и эколагеря.

Кроме перечисленных мероприятий, в течение года проводятся разнообразные конкурсы по природоохранной тематике – художественные, литературные, конкурсы поделок и аппликаций, и многие другие.

 

Приложение 2

Комплекс занятий по формированию экологических представлений у дошкольников

Сентябрь

Занятие 1. “Что нас окружает?”

Цель: Ознакомление детей с лабораторными приборами, правилами пользования ими, способствовать познавательному интересу к исследовательской деятельности, учить различать объекты, созданные природой и человеком.

Занятие 2. “Растения лечат”

Цель: Познакомить с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых растений для лечения, формировать познавательный интерес к растительному миру и бережное к нему отношение.

Занятие 3. “Где живет вода”

Цель: Дать представление о планете земля, расширять знания о роли воды в жизни человека, развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы, воспитывать бережное отношение к воде.

Занятие 4. “Мониторинг экологических знаний у детей!”

Октябрь

Занятие 5 “Подарки осени”

Цель: закреплять знания о явлениях осенней природы, проведение экспериментальных исследований с помощью органов осязания, обоняния, зрения и вкуса над овощами и фруктами, развитие исследовательского интереса.

Занятие 6. “Как Незнайка узнавал о сахаре и соли”

Цель: развивать познавательную исследовательскую активность в процессе экспериментирования, формировать умение делать выводы на основе практического опыта.

Занятие 7. “Зачем животным нужны хвосты”

Цель: Уточнять и расширять представление детей о животных, учить признакам характеризующие понятия “дикие животные”, “домашние животные”, “Экзотические животные”, “Морские животные”. О способах  самозащиты от врагов, воспитывать добрые чувства к животным.

Ноябрь

Занятие 8. “Воздушный океан”

Цель: Уточнять и расширять знание детей о воздухе, о природном явлении ветер, познакомить с основными причинами загрязнения воздуха и с мероприятиями по его защите от загрязнений, формировать экологическую культуру.

Занятие 9. “Как происходит извержение вулкана”

Цель: познакомит детей с природным явление – извержение вулкана, развивать стремление к поисково- познавательной деятельности

Занятие 10. “Удивительный лес”

Цель: Расширять представление о лесе, учить узнавать и называть и отличать разные виды деревьев (Ель, береза, сосна, клен), различать их части: корни, ствол, крона, вызывать интерес к лесу, воспитывать бережное отношение к растениям, совершенствовать речь, развивать мышление.

Занятие 11. “Удивительные кристаллы”

Цель: Активизировать поисковую и творческую деятельность, через экспериментирование, закреплять навыки работы с лабораторными приборами и веществами.

Декабрь

Занятие 12. “Тайны птичьего мира”

Цель: Развивать у детей интерес к жизни птиц, познакомит с удивительными загадками и тайнами живой природы, продолжать активизировать познавательные способности у детей. Рассматривание предметов, опыты на определение свойств, игра “Назови предмет”

Занятие 13. “Рукотворный мир”, “Древесина, ее качества и свойства”

Цель: Расширять и закреплять знания о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы, упражнять в умении узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности, толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде)

Занятие 14. “Веселый снеговик или тайны снега и льда”

Цель: Расширять представления детей о свойствах снега и льда, учить анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования, развивать мышление и интерес к зимним явления природы.

Занятие 15.”Проказница зима”.

Цель: Закреплять знания детей о зимних явлениях природы: вьюга, метель, пурга, буря. Развивать наблюдательность, мышление. Учить моделировать явление природы в быту с помощью подручных средств.

Январь

Занятие 16. “Удивительная вода

Цель: выявить и расширить представление детей о свойствах воды, выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомится со способом очистки воды – фильтрование. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами, воспитывать интерес к явлениям неживой природы, развивать речь, мышление , воображение , экспериментальные умения, проведение опытов с водой “Окрашивание воды”, “Очищение воды”, игра “Спрячь пуговку”.

Занятие 17. Игра – экспериментирование: “Что случилось с хлебом”

Цель: Познакомить со свойствами роста мелких живых организмов и условиями для их роста. Учить правильно хранить продукты (хлеб).

Занятие 18. “Волшебный магнит” (опытно-экспериментальная и познавательная деятельность)

Цель: Познакомить со свойствами магнита, выявить способность магнита притягивать некоторые предметы, подвести к пониманию, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

Февраль

Занятие 19. “Морские чудеса”

Цель: Знакомит с разнообразием морских обитателей развивать познавательный интерес к природе, желание узнавать о характерных особенностей, образе жизни, о приспособленности живых организмов.

Занятие 20-21.”Жизнь растений”

1.Растение “Живой мир”

Цель: обобщать представление детей о росте и развитии, устанавливать связь между ростом растений и их потребностей в различных условиях среды. Беседа “Что раньше появляется из семени?”, опыт “Замачивание боба во влажной ткани”. Рассматривание схемы строение растения, зарисовки с использованием символов строения растения. Игра “вершки-корешки”

  1. “Необходимые условия для развития растений”

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения. Уточнить представления о необходимости наличия почвы света и воды. Установить как растение ищет свет. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять как происходит процесс дыхание у растений. Беседы: “Что необходимо для роста растений”. Наблюдение и уход за рассадой.

Занятие 22. “Песок, глина, земля”

Цель: выявить и определить свойства песка, глины, земли. Выявить изменения песка, глины, земли при взаимодействии с водой и ветром. Упражнять в опытно-исследовательской деятельности. Развивать речь и мышление.

Март

Занятие 23. “Весна-красна”

Цель: Учить устанавливать связь между изменениями живой и неживой природы с наступлением весны, воспитывать чувства любви к природ.

Занятие 24. “Посев семян для выращивания рассады для огорода на окне”

Цель: продолжать учить детей к приемам посева семян, учить выращивать рассаду из семян, подвести к пониманию условий, необходимых для роста растений.

Занятие 24. “Термометр и температура”

Цель: Учить проводить исследования и опыты, развивать любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему миру, выявить принцип действия термометра, измерение температуры тела, воздух в помещении и на улице.

Занятие 25. Игра – экспериментирования: Как заводы загрязняют воздух?

Цель: Познакомить с загрязнением воздуха. Развивать исследовательский интерес. Воспитывать желание беречь окружающую среду.

Апрель

Занятие 26. “Космос, звезды, вселенная”

Цель: расширять представления детей о космосе; вызвать познавательный интерес к космосу.

Занятие 27. “Источник тепла и света”. “Световая энергия”

Цель: дать представления о том, что солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием “Световая энергия. Закрепить правила безопасности при использовании световой энергии “Солнце, электрическая лампа”. Загадки о солнце. Беседа: “Что я знаю о солнце?”. Опыты с фонариком, зеркалом.

Занятие 28. “Праздник природы или земля на общий дом”

Цель: обобщать и систематизировать знания детей о полученных в процессе занятий, учить использовать полученные знания в играх, рисовании; поддерживать интерес к живой и неживой природе.

Занятие 29. “Лабораторный экзамен”

Цель: Мониторинг экологических знаний у детей. Диагностические карты.

Май

Занятие 30.”Лабораторные исследования окружающего мира”

Цель: Использовать умение работать с лабораторными приборами, веществами, использовать правильную терминологию, делать выводы.

Занятие 31. “В гостях у профессора Всезная: игра- экспериментирование: что и чем можно измерить”.

Цель: Закрепить умение в выполнении измерительных действий. Опыты: предложить измерит объем воды, крупы, высоту куклы, длину ленты, притяжение железа, исследование солнцем.

 

Приложение 3

Перспективный план работы по экологическому воспитанию детей в старшего дошкольного возраста

ТЕМА ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФОРМА РАБОТЫ
Мир

растений

Сентябрь

1. Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху.

 2. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями.

3. Воспитывать эстетические чувства.

1. Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений.

2. Чтение рассказа “Зелёные страницы”.

3. Беседа «Растение как живое существо».

4. Д/игры: “Собери букет”, “Узнай растение”.

5. Рисование “Поляна цветов”.

6. Опыт “Что любят растения”, “Как развивается растение”.

Овощи и фрукты на столе

1.Закрепить представления детей об овощах и фруктах.

2. Учить их классифицировать, правильно называть и различать.

3. Знать их место произрастания.

4.Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).

1. Наблюдения.

2. Д/игры “Чего не стало”, “Угадай на ощупь”, “Узнай по описанию,  «Что где растет?», «Узнай по вкусу».

3. Беседа ” Что нам осень принесла?”.

4. Чтение Ю. Тувим “Овощи”

5. Пальчиковая гимнастика

“Засолка капусты”.

Зеленая аптека

1. Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником.

2. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.

3. Воспитывать бережное отношение к  растениям.

1. Беседа о лекарственных травах.

2. Загадки.

3. Рассматривание иллюстраций с растениями

4. Доктор лечит от простуды: “Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя”.

Грибы 

1. Познакомить детей с грибами

2. Учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка)

3. Дать знания о полезных свойствах грибов.

1. Загадки Лесовичка о грибах.

2. Рассматривание муляжей грибов,  иллюстраций.

3. Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении.

4. Аппликация “Поможем белочке заготовить грибы”.

5. Рассматривание иллюстраций, муляжей.

В хороводе деревьев 

Октябрь

1. Накапливать впечатления о деревьях.

2. Учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина).

3. Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе.

4. Находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев.

5. Воспитывать интерес к познанию.

1. Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев.

2. Отгадывание загадок.

3. Игра “Дорисуй листочек”, “Соедини листья с плодами”. 4. Дидактическое лото “С какого дерева листочек”.

5. Рисование “Разноцветные листочки”.

6.  Чтение стихотворения А. Майкова “Кроет уж лист золотой”, И. Токмакова “Сосны”.

7. ООД «Я гербарий собираю – листья, веточки, плоды»

Осень 

1. Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей.

2. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

1. Наблюдения за состоянием погоды на участке.

2. Наблюдения за трудом взрослых.

3. Чтение стихотворения Ерикеева “Осень”.

4. Рассматривание картины “Времена года”.

5. Д/игры: “Найди такой листок, как на дереве”, “Кто скорее соберёт”, “Так бывает или нет”, “Детки на ветке”.

6. Игра “Какая сегодня погода”.

7. Развлечение “Осень разноцветная”.

8. Прохождение экологической тропы «Путешествие в Осень»

Как птицы готовятся к зиме 

1. Расширить знания  детей о животных,  живущими в лесу, закрепить названия животных.

2.Расширять представления детей о доме – месте, где живут, укрываясь от дождя, ветра и холода и другой погоды.

1. Беседа: «Что мы знаем о животных?»; «Повадки диких животных», «Зачем зайцу другая шубка?» 

2. Д\и «Подбери домик для зверюшек»,  «Чей домик лучше», «У кого – кто?»

3. П \ гим. «Веселые зверята»

4. Просмотр презентации «Лесные жители осенью» Цель: Показать детям как животные заготавливаю себе корм на зиму.

5. Составление описательного рассказа «Лесные жители»

Цель: Формировать умение детей  составлять описательный рассказ, используя  карточки – схемы.

6. конструирования: «Строим домики для зверят»

7. Чтение стихотворения «Заяц» В. Усачева

В гостях у птиц

1. Продолжать знакомить    детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач).

2. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании.

3. Воспитывать сочувствие, сопереживание к “братьям нашим меньшим”.

1. Беседа о зимующих и перелётных птицах.

2. Отгадывание загадок

3. Рассматривание иллюстраций  изображением птиц.

4. Д\игры: “Кто, где

 живёт”, “Нарисуй птицам дорожку в сказку.

5. Рассматривание альбома “Пернатые друзья”.

6. Рисование “Чудо- птица” (по мотивам дымковской игрушки)

7. Чтение стихотворения: “Покормим птиц зимой”.

8. ООД “Как помочь зимующим птицам”

Домашние животные

Ноябрь.

1. Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде.

2. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе.

3. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают).

4. Прививать добрые чувства к животным.

1. Отгадывание загадок о домашних животных.

2. Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных.

5. Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные.

6. Д/ игры: “Назови детёнышей”, “Какая польза от домашних животных”, “Кто, где живёт”.

7. Игра “Угадай, это зверь или птица?” (по модели).

8. Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка.

9. Чтение сказки “Как собака друга искала”.

10. Драматизация сказки “Три поросёнка”.

11. Беседа о домашних животных

Лесные жители

1. Дать  первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных).

2. Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

3. Воспитывать любовь и заботу к животным.

1. Рассматривание картины “Звери в зимнем лесу”.

2. Игра – имитация “Звериная зарядка”.

3. Д/ игры: “Найди детёныша”, “Кто, что ест”, “Кто, где живёт”.

4. Театр на фланелеграфе “Маша и медведь”.

5. Настольный театр “Снегурушка и лиса”.

6. Рисование “Животные в лесу” (трафарет).

7. Сюжетно – ролевая игра “Зоопарк”.

8. Сказки “Лисичка-сестричка и волк”, “Заюшкина избушка”

9. Рассказ Е. Чарушина “Что за зверь?”

10. Рассказ Н. Носов “Лисята”.

«Люблю я в комнате цветы, как, может, любишь их и ты»

1. Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования.

2. Закрепить названия знакомых комнатных  растений (бальзамин, фикус).

3. Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки.

4. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

1. Рассматривание картины из серии “Уход за комнатными растениями”.

2. Игра “Какого  растения не стало”.

3. Пальчиковая гимнастика “Посадим цветы”.

4. Рассматривание растений.

5. Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание).

6. Игра “Цветы”.

7. Беседа о строении растений.

8. Беседа об уходе за комнатными растениями.

9. Дидактические игры “Живые картинки”, “Опиши, я отгадаю”.

10. Рассматривание картины “Цветущий кактус”.

11. Лепка “Кактус”

“Волшебница вода”

Декабрь

1. Продолжать знакомить со свойствами и признаками   воды (вода может быть   холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным  его состоянием.

2. Расширять знания детей о значении воды  в нашей жизни.

1. Чтение стихотворения Н. Рыжовой “Вы слыхали о воде”.

2. Игра “Как сосулька превратилась вводу”.

3. Изготовление цветных льдинок.

4. Взаимодействие воды и снега.

5. Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды).

6. Дидактическая игра “Вода”.

7. Опыт с водой.

8. Чтение рассказа Николаевой “Путешествие капельки”

9. Дидактическая игра пособие «Путешествие капельки Капы»  Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

10. ООД «Вода – это жизнь!»

11. Рисование «Обитатели водоема»

Песок, глина, камень, почва

1. Научить узнавать и называть песок, глину, камень.

2. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства.

3. Дать представления о том, как образуется перегной.

1. Опыт с песком, глиной.

2. Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение).

3. Рассмотреть песок, глину   (сравнить).

Воздух

1. Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы).

2. Учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

3. Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

1. Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет).

2. Надувание мыльных пузырей.

3. Надувание шаров.

4. Поиск воздуха.

5. Загадочные пузырьки.

6. Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения).

7. Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей.

Зимушка – зима

Январь

1. Расширять представления детей   о сезонных изменениях в  природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей.

2. Показать детям связь между живой и неживой природой.

3. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

1. Беседа «Как много интересного бывает зимой» 

2. Рассматривание картины “Зимние забавы”.

3. Рассказ и рассматривание картины “Как зимуют дикие звери”.

4. Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу.

5. Фильм “Зима в лесу”

6. Рассматривание картины К. Коровин “Зима”.

7. Аппликация “Деревья зимой” (коллективная, обрывание полосок).

8. Рисование “Зимушка – зима”.

9. Лепка из снега крупных фигур (совместно с взрослыми)

Путешествие в зимний лес

1. Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их  влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей.

2. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

1. Беседа «Зимой в лесу» 

2. Рассматривание картины “Зимние забавы”.

3. Рассказ и рассматривание картины “Как зимуют дикие звери”.

4. Рассматривание картины К. Коровин “Зима”.

5. Аппликация “Деревья зимой”  (коллективная, обрывание полосок).

6. Рисование “Зимушка- зима”

7. Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)

8. Чтение сказки “Зимовье”, С. Козлов  “Зимняя сказка”, А.Фет “Мама, глянь-ка из окошка”, И. Суриков “Зима”.

Бумага, древесина, ткань

1. Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов.

2. Уметь их сравнивать.

3. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, “бумажное тесто”, соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами.

4. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

1. Оригами из бумаги.

2. Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов.

3. Беседа

4. Опыт с бумагой, древесиной.

Белый снег пушистый.

Февраль

1. Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение.

2.  Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и  зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

1. Опыт со снегом.

2. “Нужен ли зимой растениям снег?”.

3. Цветные льдинки.

4. Рисование “Снежинки”

5. Постройка горки с помощью взрослых.

6. Беседа о снеге

Стекло и метал

1. Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл).

2. Учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость).

3. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

1. Опыт со стеклом, металлом.

2. Сравнение предметов.

3. Д/ игра “Из чего сделан предмет”.

4. Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов.

Животные жарких и холодных стран

1.Расширять и углублять представление детей о диких животных.

2.Расширять и систематизировать представления детей об умении животных  приспосабливаться к среде обитания.

1. ООД « Знакомство с животными жарких и холодных стран» 

2. Чтение Б.Заходер «Слон», «Страус»

3. Беседа «Интересные факты о животных жарких стран»

4. Выставка произведений о животных жарких стран

5. Рисование «Жираф»

6. Д/И «Помоги найти маму», «найди по следу»

7. Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия по зоопарку» (цель: упражнять детей в составлении описательных рассказов о животных жарких стран, выполнять роль экскурсовода)

8. Пазлы, раскраски из серии «Животные жарких стран»

Весна – красна

Март

 Уточнить знания  детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличения продолжительности дня, повышения температуры воздуха, рост и цветение  растений, изменение в жизни животных, появление насекомых, прилёт птиц, воспитывать чувство любви к природе).

1. Чтение К. Ф. Юон “Мартовское солнце”, “Ранняя весна”, А. К. Саврасов “Грачи прилетели”, стихотворение С. Вангели “Подснежники”.

2. Д/игры: “Какие животные живут в лесу”, “Когда это бывает”.

3. Рисование  “Волшебница весна”.

4. ООД «Доктора леса» 

5. В. Берестов “Песенка весенних минут”, М. Пришвин “Мать-и -Мачеха”, “Одуванчик”, “Ребята и утята”.

6. Игра “Покажи птиц, которые прилетают весной”

Путешествие по Красной книге

1. Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения, видами растений и животных.

 2. Вызвать чувство сопереживания, умение видеть взаимосвязь в природе.

3. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей

1. Игровое упражнение “Посели цветы там, где они выросли”.

2. Игра “Где живут животные”.

3. Игра “Какой цветок просит помощи, нарисуй его”.

4. Рассматривание  Красной книги, беседа.

Обитатели водоемов

1. Расширить представления о многообразии неживой природы:  реки и их характерные признаки, возникновение рек.

2. Закрепить знания о обитателях водоемов

3. Закреплять представления о водных просторах и средствах передвижения по воде.

1. Беседа «Кто такие рыбы?», «Правила поведения на воде», «Кто живёт в морях и океанах?».

2. Составление описательного рассказа «Речка, реченька, река» 

3. ООД «Кто живет в реке и озере?» 

4. Экологическая сказка «Ручеек»

5. Рассматривание плаката «Морские обитатели»

6. Артикуляционная гимнастика – «Струйка воды», «Рыба разговаривает»

Пальчиковая игра – «Рыбка», «Морская волна», «Краб»

7. Д/и: «Найди одинаковых рыбок».

8. Рисование ладошками «Веселые осьминожки»

9. Просмотр презентации «Вода и её обитатели»

10 Игра малой подвижности «Кто плавает?»

11. Чтение В. Бианки «Где раки зимуют», рнс «По щучьему велению», С. Сахарнов «Кто в море живёт?»

Человек – живой организм

Апрель

1. Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности.

2. Формировать представления

детей о некоторых органах и системах строения человека, о “+” и “-” влиянии на них.

3. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

1. Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека.

2. Дидактическая игра “Валеология”, “Понюхай и отгадай”.

3. ООД «Наши умные помощники – органы чувств» 

4. Рассказ о вредных привычках.

5. Язычок- помощник.

6. Игра “Угадай на вкус”.

7. Гимнастика для глаз

Земля – мой дом

1. Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна),  о звёздах.

2. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации.

3. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

1. Беседа “Где я живу”.

2. Сравнение речки, болота, моря.

3. Рассматривание картины “Семья дома”.

4. Рассматривание семейных фотографий.

5. Д/игры: “Рассели животных”, “Кто живёт на суше, а кто в воде”, “Наша семья”.

6. Беседа о звёздах.

7. Рисование” Звёздное небо”.

Природа и люди

1. Расширять знания детей о деревьях.

2. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

1. Рассматривать иллюстрации с изображением деревьев.

2. Чтение рассказов, заучивание стихотворений.

3. Беседы о лесе, деревьях.

4. Рассматривание картины Шишкина “Дубовая роща”.

Хлеб – всему голова

Май

1. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

2. Дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол, обратить внимание  на содержание  труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе.

3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.

1. Чтение отрывка из сказки “Колосок” и беседа по прочитанному.

2. Д/игра “Угадай на вкус”.

3. Пословицы о хлебе.

4. Рассматривание иллюстраций: “Вспашка”, “Посев”, “Уборка”, “Появление всходов”, “Хлеборобы”.

5. «Рассматривание злаковых растений»

Одуванчик

1. Познакомить с лекарственным растением – одуванчик.

2. Закрепить  знания о строении и назначении одуванчика.

3. Развивать наблюдательность.

4. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.

1. Загадки об одуванчике.

2. Чтение стихов.

3. Беседа “Мой любимый цветок”.

4. Изучение строения.

5. Составление рассказа “Путешествие семечка”.

6. Упражнение «О чем говорят цветы»,

7. Загадки о цветах

8. Рисование мелками на асфальте «Волшебные цветы»

Насекомые – наши помощники

1. Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек.

2. Показать пользу насекомых.

Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым

1. Отгадывание загадок.

2. Наблюдения за насекомыми.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Д/игры: “Найди насекомых, поедающих листья”, “Как спрятаться бабочкам.

Чтение стихотворений М. Пришвина “Божья коровка”, “Кузнечик”, “Майский жук” (из книги В. Зотова “Лесная мозаика”).

5. Рисование “Божья коровка”

6. Лепка “Зелёная гусеница”.

7. «Муравьи – санитары леса»

Чудо – ягода1. Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе; среде произрастания; качествах (лечат, имеют запах).

1. Отгадывание загадок.

2. Дидактическая игра “Лесные и садовые ягоды”.

 

Приложение 4

План работы  с родителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

 

Сентябрь

1.Фотовыставка «Отдыхаем не вредя».

Цель: Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

2.Консультация «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»

Цель: Расширение представлений родителей о системе оздоровления детей.

Октябрь

Создание фотовыставки «Мой четвероногий друг»

Ноябрь

Консультация для родителей «Не причиняй вред природе».

Цель: Ознакомление родителей с правилами поведения в природе.

Декабрь

1.Создание фотоальбома «Калининец зимой».

Цель: Дать возможность родителям поделиться с другими своей любовью к природе родного города

2.Рекомендации «Родительские заблуждения о морозной погоде»

Цель: Познакомить родителей с правилами при одевании ребенка зимой)

Январь

Акция «Снежное одеяло для деревьев».

Цель: Познакомить родителей с природоохранной деятельностью детей на прогулке

Февраль

Фотовыставка «Зимние забавы»

Март

Консультация: «Как познакомить ребенка дошкольника с Красной книгой»

Цель: Приучать родителей и детей не рвать растения, занесённые в Красную книгу.

Апрель

1.Проект «Непридуманная история»

Выставка работ из бросового материала «И мусор может быть красивым».

  1. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада.
  2. Выставка рисунков ко Дню Земли: «Сохраним землю нашу»

Май

1.Консультация «Ребенок на даче»

Цель: Продолжать напоминать родителям о безопасности детей.

2.Викторина с родителями «Знатоки»

  1. Родительское собрание «Как прекрасен этот мир, посмотри….»

 

Приложение 5

Консультация для педагогов:  «Создание педагогических условий в  ДОО (У) для формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста»

Система экологического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты.

  1. Создание условий для экологического воспитания детей.
  2. Формирование системы целей и задач экологического воспитания.
  3. Формирование системы знаний о природе.

4 .Создание «Экологической тропы» и методика работы с ней.

  1. Элементарная поисковая деятельность детей.
  2. Кружковая работа.
  3. Совместная работа с родителями.

Цель экологического воспитания – формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Задачи экологического воспитания.

  1. Формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными.
  2. Воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду.
  3. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.
  4. Средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства.

Формируя систему знаний о природе, воспитатель помогает детям:

– видеть и понимать связи между явлениями природы;

– эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает;

– практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов.

Важным условием экологического воспитания детей дошкольного возраста является развивающая среда. Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация зоны познавательного развития, которая обязательно включает в себя уголок природы. Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. С точки зрения экологического воспитания растения, размещенные в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать.

Для познания большого мира педагоги знакомят детей с образом этого мира. Необходимо вносить в развивающую среду глобус, географические карты, атласы. Знакомство детей со странами и континентами идет на основе широкой наглядности – это модели, опорные схемы, карты разных континентов, которые в процессе познания заселяются представителями растительного и животного мира, маршруты путешествий. В этом возрасте ребенок начинает воспринимать новые источники информации. Существенная роль принадлежит справочно-энциклопедической литературе и в развивающей среде отводится место для нее.

В уголках природы должно быть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками (лука, рассады), так как работа с календарем, уход за обитателями уголка природы, наблюдения за посадками – это все компоненты методики экологического воспитания. Продуманная организация и оборудование зоны природы должны также обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами.

  1. Проводить многоразовые наблюдения объектов природы.
  2. Фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами.
  3. Обсуждать увиденное.
  4. Осуществлять различные виды деятельности: уход за обитателями зоны природы, общение с ними, моделирование явлений природы.
  5. Отражать впечатления от природы в разных формах художественной и игровой деятельности.

Виды занятий по ознакомлению дошкольников с природой.

  1. Первично-ознакомительные, дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы. Ознакомление детей с конкретными животными, растениями, особенностями их жизни в определенных условиях. Конкретные представления на занятиях дети получают лишь о тех объектах природы, которых нет в ближайшем окружении, и их невозможно наблюдать. В плане умственного воспитания эти занятия способствуют формированию отчетливых конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей природы. Дети обучаются важным умственным навыкам: умению анализировать, сравнивать, выделять характерное в растениях и животных.
  2. Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание этих занятий направлено на выявление и показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям. Это занятия, посвященные зависимости жизни и роста растений от факторов внешней среды (света, влаги, тепла, питательной почвы), где рассматриваются, например, рост овощных культур, садовых растений, их сезонные изменения и прочее.
  3. Элементарное экспериментирование с объектами природы. На этих занятиях воспитатель демонстрирует модели, раскрывающие взаимосвязь растений и животных с внешней средой, целенаправленные и логично построенные бесы, подводящие детей к пониманию причинных связей в природе.
  4. Обобщающие занятия. Они проводятся с целью формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы. На этих занятиях ставится задача выделить комплекс существенных и характерных признаков объектов и на этой основе обобщить конкретные знания детей.
  5. Комплексные занятия. В занятии на одну тему могут быть объединены различные задачи по развитию детей и разные виды деятельности.

 Комплексные занятия имеют свои «сильные» стороны:

– дети познают явления с различных позиций;

– дети меньше утомляются от обучения, так как происходит частая смена деятельности;

– одновременно решаются задачи интеллектуального, нравственного, эстетического развития детей.

Первая часть занятия – беседа по календарям природы, формирование обобщенного представления об осени (решение задачи интеллектуального развития). Вторая часть – посещение выставки художественных произведений с осенней тематикой (репродукции, фотографии, цветные иллюстрации в книгах). Дети и воспитатель осматривают выставку, оценивают красоту произведений, слушают стихотворения поэтов – классиков на эту же тему (решение задачи эстетического развития). Третья часть – свободное рисование на тему «Осень в гости к нам пришла» (решение задачи художественно-творческого развития).

Фактически вариантом комплексного занятия являются экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на воздухе в специально организованных играх, соревнованиях, развивают нравственные качества, если в занятие включены природоохранительные мероприятия (ограждение муравейника, очистка поляны от мусора, вывешивание кормушек и прочее).

Методы экологического воспитания. Экологическое воспитание осуществляется методами, которые позволяют продемонстрировать дошкольникам приспособленность растений и животных к среде обитания, зависимости, существующие в природных сообществах, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения.

  1. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Словесный метод связан прежде всего с чтением природоведческой литературы: само чтение рассказов, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей,
  2. Беседа, которые позволяют ребенку понять новую информацию и осознать чаще всего недоступные для наблюдения явления природы, их взаимосвязи между собой.
  3. Систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы целесообразно фиксировать в календарях. В этом случае могут быть прослежены различные изменения растений, животных, явлений неживой природы, а также условия, при которых эти изменения произошли. Наблюдения за сезонными явлениями природы во всех возрастных группах планируется на одну неделю каждого месяца (отсюда название методики – « недельная»). Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируются день недели и погода.
  4. Наглядный метод. Отображение событий картинками, значками или схематически имеет значение прежде всего для эффективности самого наблюдения – ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил, рассматривая объект природы, и тем самым закрепляет их, уточняя детали и особенности. В зависимости от возраста детей используются картинки, значки – пиктограммы, календари-ширмы, в которых одни и те же объекты зафиксированы через равные промежутки времени. Например, растущее и развивающееся растение регулярно один раз в неделю зарисовывают в календаре. В этом случае обобщающая роль календаря заключается в том, что несколько его страниц позволяют сопоставлять объект, который изменяется в результате его роста и развития. Рисунки лучше, чем само наблюдение помогают выявить, что изменилось (выросло, появились новые листья, бутоны и т. д.) и что осталось неизменным.
  5. Труд детей в природе. Экологический подход к организации труда в природе заключается в том, что его надо рассматривать как процесс создания условий для живых существ – обитателей детского учреждения. В центре внимания должны быть растения и животные, за которыми осуществляется уход: их состояние и самочувствие, условия, в которых они находятся в данный момент. Труд в природе – это восполнение тех компонентов среды обитания, которые в настоящее время отсутствуют, или их недостаточно, или они не того качества, которое требуется растению или животному в соответствии с их потребностями.
  6. Элементарное экспериментирование с объектами природы. Эксперименты раскрывают взаимосвязь растений и животных с внешней средой, целенаправленная, логично построенная беседа, подводит детей к пониманию причинных связей в природе.
  7. Дидактическая игра. В играх сочетается дидактический элемент с занимательностью, эмоциональностью, игровой замысел с непринужденностью выполнения задания. Содержание игрового действия предусмотрено в самой дидактической игрушке, в ней определен и конечный результат.

Таким образом, целью данной работы является воспитание у детей понятия о самоценности природы, осознание ребенком себя как часть природы, воспитание уважительного отношения ко всем представителям живой природы независимо от того нравятся они ему или нет, понимание того, что в природе все взаимосвязано, воспитание активной жизненной позиции.

 

Приложение 6

Публикации

Всероссийский профессиональный педагогический журнал «Современный урок»:

– Конспект занятия по окружающему миру на тему «Птицы», 04-11-2023

– Конспект занятия по ознакомлению детей с природой «Мир комнатных растений. Знакомство с Алоэ и его полезными свойствами», 23-05-2024

– Открытое интегрированное занятие по экологии в старшей группе «Зимние приключения…или однажды под Новый Год», 24-05-2024

Публикации на сайте «Инфоурок»:

– «Картотека прогулок с зимний период года для средней группы»

– «Краеведение – основа воспитания патриотизма»

– «Перспективный план по экологическому воспитанию детей в старшей группе»

– «Лето. Большая картотека бесед»

– Конспект занятия по ознакомлению с природой «Знакомство с Красной Книгой»

– Конспект занятия по ознакомлению с природой «Зачем зимой снег»

Публикации на сайте «Мультиурок»: 

– Сценарий развлечения по экологии в старшей группе «Мы помощники природы»

– Сценарий развлечения по экологии в старшей группе «Эколята – помощники природы»

– «Перспективный план по экологическому воспитанию детей в старшей группе»

– «Лето. Большая картотека бесед»

– Конспект занятия по экологии с детьми старшей группы «В царстве грибов и ягод»

– Конспект занятия по экологии для дошкольников на тему: «Мы – друзья пернатых»

– Конспект занятия по экологии для дошкольников на тему: «Как звери в лесу зимуют»

– Конспект занятия по экологии для дошкольников на тему: «Деревья – наши зеленые друзья»

– Конспект занятия по экологии для дошкольников «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

– Конспект занятия по экологии для дошкольников «Комнатные растения и уход за ними»

– Конспект занятия по экологии для дошкольников «Знакомство с красной книгой»

– Конспект занятия по экологии для дошкольников «Забота о птицах зимой»

– Конспект занятия для дошкольников по экологии «Как вести себя в природе»