Методическая разработка урока на тему “Реформы Петра I”

ФИО: Сергеева А.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4069
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка урока на тему "Реформы Петра I"
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



ПЛАН УРОКА

Дисциплина История 

Тема  Реформы Петра I

Цели урока

дидактическая:  усвоение новых знаний студентов о реформах Петра I, анализ их причин и значения.

Задачи: 

  1. Получить и закрепить знания  о реформах начала XVIII в.
  2. Показать взаимосвязь реформы государственного управления, областной реформы, военных и церковных реформ.
  3. Закрепить знания о первоначальных преобразованиях Петра I, а также выяснить их взаимосвязь с реформами XVII в. 
  4. Изучить причины и значение преобразований, самостоятельно их исследовать и сделать анализ проделанной работы.

развивающая: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи

Задачи:

  1. Развивать умение находить и извлекать информацию из исторических источников.
  2. Вырабатывать способность составлять устное сообщение на основе обработанной информации.
  3. Формировать положительное отношение к совместной деятельности.

воспитательная: формирование активности и самостоятельности в учебной деятельности

Задачи: 

  1. Развивать способность адекватно оценивать изменения в обществе  в результате проведенных реформ.
  2. Вырабатывать ответственное отношение к порученному делу.

         

Тип урока  Урок усвоения нового материала

Вид урока  Поисковый семинар

Методы обучения Кейс-метод, проблемные методы, игровые методы

Приемы обучения  Фронтальная беседа, объяснение, проблемная ситуация, коллективное обсуждение результатов  выполненной работы, обобщение, сбор новых фактов   

Форма организации Групповая

Средства обучения  Учебно-наглядные: кейс (папка с историческими источниками), презентация, выполненная в программе Pоwer Point

ТСО: компьютер, проектор, экран

Методы контроля Устный опрос 

Структура занятия 

  1. Организационный этап.
  2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний.
  4. Организация самостоятельной деятельности студентов по изучению содержания нового материала при помощи кейс-технологий
  5. Первичная проверка понимания изучаемого – воспроизведение изучаемого материала, выявление и коррекция пробелов в его осмыслении
  6. Обобщение и систематизация знаний. 
  1. Проверка качества восприятия изложенного материала
  1. Итоги занятия. Рефлексия.
  2. Домашнее задание. 

 

Основные показатели оценки результата

Студент:

  1. Рассуждает о причинах реформ в начале XVIII в. 
  2. Определяет значение преобразований Петра I
  3. Анализирует взаимосвязь всех реформ, проведенных Петром I,
  4. Раскрывает содержание реформы государственного управления, областной реформы, военных и церковных реформ

Межпредметные связи – обществознание, география

Литература

основная:

  1. Апальков, В.С. История Отечества [Текст]: учебное пособие / В.С. Апальков, И.М. Миняева. – 2-е изд., испр. и доп.  – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 544 с.
  2. Артемов, В.В. История [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 448 с.

дополнительная:

  1. История для профессией и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей [Текст]: учебник для нач. сред. проф. образования : в 2 ч. Ч. 2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр  «Академия», 2012. – 320 с., [16] c. цв. ил.
  1. Кириллов, В.В. Отечественная история в схемах и таблицах [Текст]. – М.: Изд-во Эксмо, 2011. – 320 с.

Интернет ресурсы:

  1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hrono.info

Подпись преподавателя  ________________________

 

Ход урока

  1. Организационный этап.

     Взаимные приветствия преподавателя и обучающихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности обучающихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности. 

Учитель:

– Здравствуйте, ребята. Приготовьтесь к уроку, достаньте тетради и ручки. Проверьте свое рабочее место, все ли в порядке. Староста, назовите отсутствующих.

Ученики:

– Подготавливаются  к работе на занятии, проверяют свое рабочее место, называют отсутствующих.

  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Подготовка учащихся к изучению учебного материала. Учащиеся самостоятельно определяют тему урока, формулируют цели и составляют план работы на уроке. Мотивация и стимулирование познавательной деятельности. Ученики осознают для чего нужно изучать данную тему, что конкретно предстоит им изучать, какова основная цель предстоящей работы.

Учитель:

Посмотрите на доску. Чье изображение вы видите? 

Ученики:

Изображение Петра I

– Так как ваша специальность «Реклама», давайте обратим внимание на это изображение. Какая одежда на Петре I? Похожа ли эта одежда на современную? Нравитья ли вам эта одежда?  Что можно сказать о личности Петра I? 

Возможные ответы учеников:

– кафтан, камзол, штаны, манишка, чулки, башмаки, через плечо перекинута голубая лента ордена Святого Андрея Первозванного, на груди вышита звезда ордена

Учитель:

– На прошлом занятии мы изучили начало правления Петра I, процесс его прихода к власти, его первые преобразования. Как вы думаете, что мы будем рассматривать на этом занятии? Что нам еще нужно знать о Петре I?

Возможные ответы учеников:

– Нужно рассмотреть все его реформы

Учитель:

– На этом занятии мы подробно остановимся на дальнейших преобразованиях Петра I

– Теперь, в соответствии с этим, самостоятельно определите тему занятия (Реформы Петра I)

– Итак, тема нашего сегодняшнего занятия – «Реформы Петра I». 

– Тема урока очень интересная, работа нам сегодня предстоит очень увлекательная: вы представите, что из XXI в. попадаете в XVIII в., опишите свои ощущения, свое отношение к происходящим процессам. 

– Как вы думаете, какова цель нашего занятия? Что нам нужно знать о реформах начала XVIII в.? 

Возможные ответы учеников:

– Нужно знать о том, какие реформы были, зачем они проводились и каковы были их итоги.

Учитель:

– Итак,  цель нашего занятия – сформировать представления о преобразованиях Петра  I, проанализировать их, выяснить их причины и значение.

– Проблемный вопрос – Реформы Петра I исказили исторический путь России? 

Над этим вопросом мы будем работать все занятие и в конце занятия сможем ответить на него.

– Теперь давайте построим план нашей работы. Что нужно изучить сначала? 

План:

  1. Причины реформ
  2. Содержание реформ
  3. Результаты реформ 
  1. Актуализация знаний.

Повторение пройденного материала, проверка выполнения домашнего задания. Определение уровня подготовленности студентов и усвоения предыдущего учебного материала. Установление связи с пройденным материалом. 

Учитель:

Перед тем как мы начнем рассматривать реформы Петра I, нам нужно вспомнить всех кто правил до него. Ваша задача – расположить в хронологическом порядке всех Романовых на престоле до Петра I. 

 Задание на доске: 

Расположите в хронологическом порядке:

– Алексей

– Михаил Федорович

– Петр I 

– Софья 

Один человек  выходит к доске и записывает правильный ответ, а остальные в это время должны проверить его ответ.

Правильный ответ:

  1. Михаил Федорович
  2. Алексей
  3. Софья
  4. Петр I

На прошлом занятии мы начали изучать деятельность Петра I, его первоначальные преобразования, а также процесс его прихода к власти. 

Дома вам нужно было составить вопросы по пройденной теме о Петре I. Теперь мы с вами немножко поиграем. Вы будете задавать друг другу вопросы, которые составили дома. Один человек задает вопрос, а другой – отвечает. Тот, кто отвечает правильно на вопрос, тот задает следующий вопрос. 

  1. Организация самостоятельной деятельности студентов по изучению содержания нового материала при помощи кейс-технологий.

Самостоятельная работа студентов  с различными источниками по изучению материала урока; Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой метод).

Учитель:

Итак, после того как мы с вами повторили все, что изучили о Петре I, начало его правления, его первоначальные преобразования, мы можем перейти к изучению его реформ.

Эпоха Петра I – это переломный момент в истории России, когда страна встала на совершенно новый путь развития. Как вы думаете, каковы причины преобразований Петра I? Для чего нужны были реформы? Может быть вообще не нужно было проводить реформы?

Примерные ответы учащихся:

– Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от стран Западной Европы

– Ослабление международного положения России

– Устарела система органов управления

– Не было флота, регулярной армии

– Слабая промышленность 

Итак, мы выяснили необходимость проведения реформ в начале XVIII века.  Теперь перейдем к непосредственному изучению сути реформ. 

Изучать реформы Петра I вы будете сначала самостоятельно, а затем все вместе обсудим ваши исследования и сделаем выводы. Вы все разделены на группы. Каждая группа будет изучать одну определенную реформу. На ваших столах находятся папки (кейсы) с нужной информацией. В них находятся указы Петра I, законы XVIII. века, т.е. различные исторические источники. В данный момент вы становитесь исследователями и самостоятельно будете добывать необходимую информацию.

 Инструкция для работы с кейсом:

  1. Представьте, что вы попали в начало XVIII в.  Вы узнаете об указах Петра I, изучаете их и анализируете
  2. Ознакомьтесь с документами. Перед вам Указы Петра I, законы XVIII в.
  3. Разделитесь на 2 подгруппы: 

 – 1 подгруппа – выясняет какие изменения произошли и заполняет таблицу «Суть преобразований»

– 2 подгруппа – проводит исследование и пишет письмо Петру I. (какую роль для страны сыграла реформа и была ли в ней необходимость) Затем заполняет соответствующий бланк

  1. Выступление представителей групп у доски 
  2. Время выполнения – 15 минут 

Кейс 1 – Реформа государственного управления (см. приложение 1)

Кейс 2 – Областная (губернская) реформа (см. приложение 2)

Кейс 3 – Военные реформы (см. приложение 3)

Кейс 4 – Церковные реформы (см. приложение 4)

 

  1. Первичная проверка понимания изучаемого – воспроизведение изучаемого материала, выявление и коррекция пробелов в его осмыслении

Воспроизведение изучаемого материала. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. 

После того как все группы подготовятся, 2 представителя от каждой группы выступают у доски с полученной информацией. После каждого выступления подводится итог: причины, содержание и значение каждой реформы.

  1. Обобщение и систематизация знаний. 

Обеспечение в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Формирование у студентов целостной системы ведущих знаний, целостного представления об изучаемом материале.    

Подведение итогов изучения реформ Петра I. Название основных реформ и нововведений. Определения значения реформаторской деятельности Петра I.

Учитель:

Подумайте, какое значение имели все эти реформы в целом для России. 

Примерные ответы учащихся:

Значение реформ – 

– Российское государство стало великой Европейской державой

– Создание регулярной армии и флота

– Усовершенствование местного самоуправления

– Церковь превратилась в один государственных инструментов

– Народ России заплатил за реформы дорогой ценой, войны, строительство городов, дорого, водоканалов унесло тысячи жизней

Итак, мы разобрали реформы Петра I, рассмотрели положительные и отрицательные стороны каждой реформы, выяснили значение реформ. Теперь нужно ответить на проблемный вопрос, который прозвучал в начале занятия: Реформы Петра I исказили исторический путь России? 

Примерные ответы учащихся:

– Своими реформами Петр I не исказил исторический путь России.  Он приблизил ее к развитию ведущих западных держав

– Реформы Петра I поставили Российское государство в ряд великих Европейских держав

 

  1. Проверка качества восприятия изложенного материала

Контроль и оценка знаний и умений студентов. Выявление качества и уровня усвоения студентами знаний и способов действия, своевременное диагностирование и корректировка знаний и умений, стимулирование и развитие способности студентов к оценочным действиям. 

Учитель:

Теперь давайте проверим, насколько вы усвоили сегодняшнюю тему.

«Найди ошибки» – нужно найти исторические ошибки в тексте. На экране выводится текст, учащиеся читают его и находят исторические ошибки (в скобках указан правильный вариант ответа).

– В 1710 (1711) г. был создан  Правительствующий Сенат. Созданы 12 приказов (коллегий), имеющих определенную сферу деятельности и полномочия.

– На первом этапе реформы Петр 1 поделил Россию на 10 (8) губерний. Они управлялись президентами (губернаторами), ведавшими войсками, расположенными на территории губернии, а также обладавшими всей полнотой административной и судебной власти.

– На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 республик (провинций), управляемых воеводами, а те  делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами. 

– Отмена (Введение) рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью “Табели о званиях (рангах)” воинских званий, единых для всей России. 

– После смерти патриарха Адриана в 1700 г. был фактически восстановлен (ликвидирован) институт патриаршества. 

– Петр 1 восстановил Монастырский приказ, контролировавший церковные доходы и суд над монастырскими крестьянами. 

В 1750 (1721) году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. 

– На смену патриаршеству создан Святейший Сенат (Синод), члены которого подчинялись Петру 1. 

  1. Итоги занятия. Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы. Выставление оценок за урок.

Учитель:

Итак, мы изучили сегодня тему «Реформы Петра I», выяснили суть его реформ, их причины и последствия. Теперь давайте подведем итог вашей работы на уроке. Вам нужно продолжить фразу

– Я узнал …

– Мне понравилось …

– У меня получилось …

– Мне захотелось …

– Было интересно …

– Было трудно … 

  1. Домашнее задание

Найти сведения о том, что думали о реформах Петра I выдающиеся деятели науки и искусства, а также мнения о нем его современников.