МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №63 «АКАДЕМИЯ УСПЕХА»
(МБОУ «ГИМНАЗИЯ №63 «АКАДЕМИЯ УСПЕХА»)
___________________________________________________________________
Программа
«Безопасность дорожного движения»
Пояснительная записка
Увеличение числа автомобилей, интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками. Часто это происходит потому, что дошкольники и учащиеся не владеют правилами безопасного поведения во дворах, на улицах современных городов и, нарушая их, не осознают возможных опасных последствий.
Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и в целом профилактике детского дорожно-транспортного травматизма подчеркиваются высокими статистическими показателями. В дорожно-транспортные происшествия (ДТП) ежедневно попадают в среднем 75 детей, в том числе и школьники. Сегодняшнее состояние детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что дети не обладают крайне необходимыми для современных условий жизни навыками безопасного поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Для получения настоящих знаний и навыков безопасного поведения на дороге, способных повлиять на снижение тяжести их последствий, необходима система обучения, составляющими которой являются: программное обучение, преемственность обучения, регулярность обучения правилам поведения на дорогах. На занятиях по программе «Безопасность дорожного движения» идет воспитание у детей культуры поведения на дорогах и выработка устойчивых умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Программа «Безопасность дорожного движения» ориентирована на решение проблемы по предупреждению и снижению детского дорожно-транспортного травматизма в МБОУ «Гимназия №63 «Академия успеха».
Основными причинами ДТП, в которых страдают дети и подростки, являются их недисциплинированность, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Актуальность программы в школьном образовании обусловлена тем, что:
- углубляет предметные знания и создает базу для дальнейшего изучения учебных дисциплин в средней школе;
- ориентирует на мотивацию познавательной деятельности детей;
- учит самостоятельному поиску знаний.
Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма; формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения; пропаганда Правил дорожного движения; формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах и улицах; воспитание негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения.
Задачи программы:
Образовательные
повысить у обучающихся уровень знаний по правилам дорожного движения Российской Федерации;
помочь обучающимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;
оказать содействие обучающимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие
развивать у детей умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у обучающихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитателъные
воспитывать у детей дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
вырабатывать у обучающихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
сформировать у детей сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
В данную программу вошли теоретические и практические знания об оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Программа построена таким образом, чтобы учащиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались ею в реальной жизни.
Прогнозируемые результаты программы
снижение ДТП с участием детей и подростков;
создание условий по формированию правовой культуры, активной гражданской позиции в молодежной среде;
воспитание грамотных сознательных участников дорожного движения, которые не только сами не попадают в ДТП, но и помогут друзьям и знакомым стать внимательными, спокойными, тактичными и грамотными пешеходами.
Используя программу и учебно-методические комплекты, преподаватель может самостоятельно выбирать для занятий необходимые ему материал.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Данная программа опирается на минимальный запас знаний Правил дорожного движения и умений их выполнять, полученных в школе и семье. Программа построена по нарастающей степени сложности и разбита на разделы, темы занятий и мероприятий. На учебных занятиях используется интерактивное оборудование для закрепления знаний дорожной безопасности, раздаточные материалы и карточки для изучения материала в игровой форме.
Объем программы – 50 часов – 34 часа теории и 16 часа практики.
Учебный план программы «Безопасность дорожного движения»
Наименование раздела | Название тем и мероприятий | Объем часов | Материал для занятия | ||
теория | практика | ||||
1. Введение в Правила Дорожного Движения | 1. Понятие о безопасности на дороге – Мы идем в школу. Светофор. | 2 | Обучающие карточки, плакаты | ||
2. Роль правил дорожного движения в обеспечении безопасности. | 2 | Обучающие карточки, плакаты | |||
3. Введение в дорожные знаки и их значения. | 2 | Знаки на дороге (набор) | |||
4. Обзор основных дорожных знаков и группировка знаков по категориям. | 2 | Знаки, набор Знаки на дороге | |||
5. Акция ЮИД: «За безопасность дорожного движения – все вместе!» | 4 | Сценарий мероприятия (поле, знаки, машинки Скарт) | |||
Всего | 12 | ||||
2. Правила для пешеходов, велосипедистов, самокатчиков | 1. Правила для пешеходов. Правила перехода дороги. Поведение у перекрестков. | 2 | учебное пособие “Дорожные уроки”, настольные игры. | ||
2. Правила для велосипедистов. Обзор основных правил для велосипедистов. Безопасное вождение на велосипеде. | 2 | Стенды | |||
3. Безопасное использование самокатов и электросамокатов. | 2 | Стенды | |||
4. Правила движения двухколесных транспортных средств. | 2 | Стенды | |||
5. Акция ЮИД: «Мы ходим и катаемся по городу безопасно!» | 4 | Сценарий мероприятия (поле, знаки, машинки Скарт) | |||
Всего | 12 | ||||
3. Правила Движения Транспортных Средств | 1. Правила движения автотранспорта. Правила обгона и разворота. | 2 | Стенды | ||
2. Правила движения общественного транспорта. Правила посадки и высадки пассажиров. Взаимодействие с общественным транспортом. | 2 | Настольные игры, карточки, стенды | |||
3. Правила движения грузового транспорта. Особенности движения грузовых автомобилей. Правила перевозки грузов. | 2 | Настольные игры, карточки, стенды | |||
4. Движение в условиях дождя и тумана. Правила вождения в плохую погоду. Профилактика ДТП при неблагоприятных погодных условиях. | 2 | Видео | |||
5. Акция ЮИД: «Я и мои родители за безопасное вождение!» | 4 | Сценарий мероприятия (поле, знаки, машинки Скарт) | |||
Всего | 12 | ||||
4. Правила Дорожных Перекрестков | 1. Правила движения на перекрестках.
Взаимодействие с другими участниками движения. |
2 | Стенды | ||
2. Улица. Дорога. Тротуар. Обочина. Перекресток | 2 | Настольные игры | |||
3. Перекрестки и их виды. Правила проезда на нерегулируемых и регулируемых перекрестках. | 2 | Настольные игры, карточки, стенды | |||
4. Моделирование различных сценариев движения на перекрестках.
Решение задач на безопасное пересечение перекрестков. |
2 | Видео | |||
5. Акция ЮИД: «Наш друг – СВЕТОФОР!» | 4 | Сценарий мероприятия (поле, знаки, машинки Скарт) | |||
Всего | 12 | ||||
ИТОГО | 50 (34 т 16 пр) |
Форма организации занятий
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Программа может быть реализована за счет часов, отведенных на изучение предметов «Окружающий мир» в 1-4 классах, ОБЗР в 5-9 классах, а также в рамках дополнительного образования – программы ЮИД, внеклассной работы, проводимой классными руководителями 1-11 классов.
Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на работе и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Данная программа нацелена на пропаганду знаний ПДД и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, в том числе через реализацию творческих возможностей детей и подростков. С этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как практические, творческие, интерактивные, а также желательна организация встреч с работниками ГИБДД, проведение конкурсов, викторин, игр с использованием продукции Скарт на общерайоном, общегородском уровне.
Методы и средства обучения
С л о в е с н ы е – рассказ, объяснение, беседа.
Н а г л я д н ы е- показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов.
П р а к т и ч е с к и е – игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание Правил дорожного движения, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу и району с целью изучения программного материала.
На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
С этой целью должны быть оформлены и подготовлены:
уголки безопасности дорожного движения;
изображение дорожных знаков согласно Правилам дорожного движения;
уголок с информацией по оказанию первой медицинской помощи.
В образовательном процессе можно использовать «Правила дорожного движения Российской Федерации» (последняя редакция), плакаты с изображением знаков дорожного движения, аптечку водителя для оказания первой медицинской помощи.