Конспект урока русского языка для 5 классе “Имя числительное как часть речи”

ФИО: Тюряева Н.Я.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4105
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Конспект урока русского языка для 5 классе "Имя числительное как часть речи"
Итоговая оценка: 1 место,  81 баллов(-а)



Русский язык. 5 класс. Урок ОНЗ.

Тема: Имя числительное как часть речи.

 

Цель урока: (для учителя)

Дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы; на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре; способствовать развитию культуры речи учащихся. 

Ход урока.

  • Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встрече, надеюсь, что общение наше сегодня будет приятным и полезным.

-Я предлагаю вам прочитать стихотворение. (Слайд 1)

Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду.

Павел Чесноков

-Как вы его поняли?

-О чём оно? (об имени числительном)

-Как вы думаете, всё ли мы знаем о числительном? (Нет)

-Хотите узнать что-то новое? (Да)

-Как вы будете открывать новые знания? (Поймём, что мы не знаем и сами найдём способ)

  1. Актуализация знаний.

-С чего начнём? (С повторения)

-Что будем повторять? (Только то, что нам потребуется для открытия новых знаний)

-Какой большой раздел науки о языке мы изучаем? (Морфология)

-А как этом раздел связан с именем числительным? (Морфология изучает части речи, а числительное – это часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок при счёте и отвечает на вопрос сколько? который?(какой?)

ЭТАЛОН 1

Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)

-А что такое «синтаксическая роль»? (Каким членом предложения является слово)

-А какие члены предложения вы знаете? (Главные и второстепенные)

-А на какие вопросы отвечают? 

ЭТАЛОН 2

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Главные
Подлежащее

Кто? Что?

Сказуемое

Что делать? Каков?

Второстепенные
Определение

Какой? Чей?

Дополнение

Вопросы косвенных падежей

Обстоятельство

Как? Где? Куда? Откуда? Когда?

 

-Всё, что мы повторили, пригодится нам в открытии новых знаний.

-Я предлагаю вам выполнить пробное действие. (Слайд 2, карточка 1белая)

-Прочитайте предложение, найдите имена числительные, определите вид числительных, морфологические признаки и подчеркните, как член предложения.

Видишь, смотрят из гнезда

Два молоденьких дрозда,

Клюв покажет первый дрозд, 

А второй покажет хвост.

-Кто не справился?

-Что не смогли сделать? (Не смогли определить вид числительного, морфологические признаки и подчеркнуть, как член предложения)

-А может у кого есть ответ?

-Докажите, что вы правы. (Мы не можем обосновать ответ)

  1. Выявление места и причины затруднения.

-Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли определить вид числительного, морфологические признаки и подчеркнуть, как член предложения)

-Почему? (Мы не знаем, как это сделать)

  1. Построение проекта выхода из затруднений.

-Так какие цели мы поставим сегодня на уроке?

  1. Узнать, что такое имя числительное, каких видов бывают числительные, каковы морфологические признаки этой части речи и каким членом предложения является.
  2. Научиться находить имена числительные в речи, определять морфологические признаки и синтаксическую роль.

-Как будет звучать тема нашего урока? (Имя числительное как часть речи) (Слайд 3)

-Откройте тетради, запишите число и тему урока.

-Я предлагаю вам поработать исследователями.

-Всегда легче работать по плану. Я предлагаю всем такой план. (Слайд 4)

  1. Прочитать предложение.
  2. Найти и выписать имя числительное.
  3. Поставить к нему вопрос.

4 Посмотреть: какое значение имеет и как может называться.

  1. Попробовать просклонять, изменить по числам и родам.
  2. Посмотреть: каким членом предложения является.
  3. Сделать вывод.
  4. Реализация построенного проекта.

-Перед вами карточка 2 зелёная с таблицей и план. Работа в группах (Слайд 5)

 

Предложения Найти и выписать имя числительное На какой вопрос отвечает? Какое значение имеет и как может называться? Как изменяется? (падеж, число, род) Каким членом предложения является? Сделать вывод
1. Сорок делится на четыре
2. Вышел пятый номер газеты.

 

Вместе с ребятами проверить, что получилось, и сделать вывод.

-Давайте сравним своё определение с тем понятием, какое нам предлагают авторы учебника (стр.44), прочитайте.

ЭТАЛОН 3 (Имя числительное как часть речи)

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Количественные Порядковые
1.Значение Называют число (количество) предметов при счёте Называют порядковый номер предметов при счёте
2.Вопрос Сколько? Какой (по счёту)?
3.Морфологические признаки Изменяются по падежам Изменяются по падежам, числам и родам
4.Синтаксическая роль Могут быть любым членом предложения

 

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

-Вернитесь к пробному заданию и выполните его. Но сначала обратите внимание на советы помощника. (У доски) Слайд 6

Видишь, смотрят из гнезда

Два молоденьких дрозда,

Клюв покажет первый дрозд, 

А второй покажет хвост.

-Какой цели достигли? (Узнали, что такое имя числительное как часть речи)

-А что теперь надо сделать (Потренироваться)

-Выполните упражнение 355 (1, 3 предложения) (у доски)

-Запишите предложения, определите вид числительного, морфологические признаки и синтаксическую роль. 

-Задание в парах. (карточка 3) Слайд7

1)Восемь меньше девяти.

2)Я была первой ученицей в классе.

3)Это было в 1812 году.

Проверка Слайд 8

-Поднимите руку, у кого получилось так же.

-Кто ошибся? Чем должны были воспользоваться? (Правилом)

-Что будут делать те, кто допустил ошибки? (тренироваться)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайд 9

1)Два мальчика подошли к школе.

2)Не хватает седьмого стула.

3)Коля разделил шесть на три.

Проверка Слайд 10

-Кто ошибся? Поднимите руку.

-Где было затруднение?

-Каким эталоном должны были воспользоваться? (Эталон 3)

-Какой вывод сделают для себя те ребята, которые ошиблись? (Надо ещё потренироваться)

-Какой цели достигли? (Учились находить имена числительные в речи, определять вид числительных, морфологические признаки и синтаксическую роль)

  1. Включение в систему знаний и повторений

-Где в жизни нужны будут эти знания? (Для сдачи экзаменов)

-Я предлагаю вам сделать задание из сборника для подготовки к ОГЭ в 9 классе. (№8)

-Выпишите грамматическую основу предложения 

Три окна на девятом этаже над квартирой Сидоровых светились огнём.

(Три окна светились)

  1. Рефлексия

-Давайте вспомним, какие цели мы ставили на уроке.

-Удалось ли достичь поставленных целей?

-Оцените свою работу. (Заполните вазу яблоками) Красное – если у вас сегодня всё получилось, вы всё выполняли правильно. Зелёное – если у вас были затруднения, вы допускали ошибки.

Домашнее задание: параграф 47, упр.356.

-Урок окончен.