Русский язык. 5 класс. Урок ОНЗ.
Тема: Имя числительное как часть речи.
Цель урока: (для учителя)
Дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы; на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре; способствовать развитию культуры речи учащихся.
Ход урока.
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встрече, надеюсь, что общение наше сегодня будет приятным и полезным.
-Я предлагаю вам прочитать стихотворение. (Слайд 1)
Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.
Павел Чесноков
-Как вы его поняли?
-О чём оно? (об имени числительном)
-Как вы думаете, всё ли мы знаем о числительном? (Нет)
-Хотите узнать что-то новое? (Да)
-Как вы будете открывать новые знания? (Поймём, что мы не знаем и сами найдём способ)
- Актуализация знаний.
-С чего начнём? (С повторения)
-Что будем повторять? (Только то, что нам потребуется для открытия новых знаний)
-Какой большой раздел науки о языке мы изучаем? (Морфология)
-А как этом раздел связан с именем числительным? (Морфология изучает части речи, а числительное – это часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок при счёте и отвечает на вопрос сколько? который?(какой?)
ЭТАЛОН 1
Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)
-А что такое «синтаксическая роль»? (Каким членом предложения является слово)
-А какие члены предложения вы знаете? (Главные и второстепенные)
-А на какие вопросы отвечают?
ЭТАЛОН 2
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||
Главные | |||
Подлежащее
Кто? Что? |
Сказуемое
Что делать? Каков? |
||
Второстепенные | |||
Определение
Какой? Чей? |
Дополнение
Вопросы косвенных падежей |
Обстоятельство
Как? Где? Куда? Откуда? Когда? |
-Всё, что мы повторили, пригодится нам в открытии новых знаний.
-Я предлагаю вам выполнить пробное действие. (Слайд 2, карточка 1белая)
-Прочитайте предложение, найдите имена числительные, определите вид числительных, морфологические признаки и подчеркните, как член предложения.
Видишь, смотрят из гнезда
Два молоденьких дрозда,
Клюв покажет первый дрозд,
А второй покажет хвост.
-Кто не справился?
-Что не смогли сделать? (Не смогли определить вид числительного, морфологические признаки и подчеркнуть, как член предложения)
-А может у кого есть ответ?
-Докажите, что вы правы. (Мы не можем обосновать ответ)
- Выявление места и причины затруднения.
-Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли определить вид числительного, морфологические признаки и подчеркнуть, как член предложения)
-Почему? (Мы не знаем, как это сделать)
- Построение проекта выхода из затруднений.
-Так какие цели мы поставим сегодня на уроке?
- Узнать, что такое имя числительное, каких видов бывают числительные, каковы морфологические признаки этой части речи и каким членом предложения является.
- Научиться находить имена числительные в речи, определять морфологические признаки и синтаксическую роль.
-Как будет звучать тема нашего урока? (Имя числительное как часть речи) (Слайд 3)
-Откройте тетради, запишите число и тему урока.
-Я предлагаю вам поработать исследователями.
-Всегда легче работать по плану. Я предлагаю всем такой план. (Слайд 4)
- Прочитать предложение.
- Найти и выписать имя числительное.
- Поставить к нему вопрос.
4 Посмотреть: какое значение имеет и как может называться.
- Попробовать просклонять, изменить по числам и родам.
- Посмотреть: каким членом предложения является.
- Сделать вывод.
- Реализация построенного проекта.
-Перед вами карточка 2 зелёная с таблицей и план. Работа в группах (Слайд 5)
Предложения | Найти и выписать имя числительное | На какой вопрос отвечает? | Какое значение имеет и как может называться? | Как изменяется? (падеж, число, род) | Каким членом предложения является? | Сделать вывод |
1. Сорок делится на четыре | ||||||
2. Вышел пятый номер газеты. |
Вместе с ребятами проверить, что получилось, и сделать вывод.
-Давайте сравним своё определение с тем понятием, какое нам предлагают авторы учебника (стр.44), прочитайте.
ЭТАЛОН 3 (Имя числительное как часть речи)
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ | ||
Количественные | Порядковые | |
1.Значение | Называют число (количество) предметов при счёте | Называют порядковый номер предметов при счёте |
2.Вопрос | Сколько? | Какой (по счёту)? |
3.Морфологические признаки | Изменяются по падежам | Изменяются по падежам, числам и родам |
4.Синтаксическая роль | Могут быть любым членом предложения |
- Первичное закрепление во внешней речи.
-Вернитесь к пробному заданию и выполните его. Но сначала обратите внимание на советы помощника. (У доски) Слайд 6
Видишь, смотрят из гнезда
Два молоденьких дрозда,
Клюв покажет первый дрозд,
А второй покажет хвост.
-Какой цели достигли? (Узнали, что такое имя числительное как часть речи)
-А что теперь надо сделать (Потренироваться)
-Выполните упражнение 355 (1, 3 предложения) (у доски)
-Запишите предложения, определите вид числительного, морфологические признаки и синтаксическую роль.
-Задание в парах. (карточка 3) Слайд7
1)Восемь меньше девяти.
2)Я была первой ученицей в классе.
3)Это было в 1812 году.
Проверка Слайд 8
-Поднимите руку, у кого получилось так же.
-Кто ошибся? Чем должны были воспользоваться? (Правилом)
-Что будут делать те, кто допустил ошибки? (тренироваться)
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Слайд 9
1)Два мальчика подошли к школе.
2)Не хватает седьмого стула.
3)Коля разделил шесть на три.
Проверка Слайд 10
-Кто ошибся? Поднимите руку.
-Где было затруднение?
-Каким эталоном должны были воспользоваться? (Эталон 3)
-Какой вывод сделают для себя те ребята, которые ошиблись? (Надо ещё потренироваться)
-Какой цели достигли? (Учились находить имена числительные в речи, определять вид числительных, морфологические признаки и синтаксическую роль)
- Включение в систему знаний и повторений
-Где в жизни нужны будут эти знания? (Для сдачи экзаменов)
-Я предлагаю вам сделать задание из сборника для подготовки к ОГЭ в 9 классе. (№8)
-Выпишите грамматическую основу предложения
Три окна на девятом этаже над квартирой Сидоровых светились огнём.
(Три окна светились)
- Рефлексия
-Давайте вспомним, какие цели мы ставили на уроке.
-Удалось ли достичь поставленных целей?
-Оцените свою работу. (Заполните вазу яблоками) Красное – если у вас сегодня всё получилось, вы всё выполняли правильно. Зелёное – если у вас были затруднения, вы допускали ошибки.
Домашнее задание: параграф 47, упр.356.
-Урок окончен.