Социокультурная практика работы с родителями в современном образовательном процессе ДОУ на основе русской музыкальной народной культуры
Наталья Владимировна Неточаева,
музыкальный руководитель
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №269 Ворошиловского района Волгограда»
Сегодня, как никогда в России актуальным педагогическим вопросом современности становится приобщение новых поколений к русской народной культуре, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Концепции развития личности ребенка-дошкольника предполагают включение отдельных элементов русской народной культуры в процесс его развития. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Решение этой задачи в нашем дошкольном учреждении стало объединяющим звеном в триаде педагог-родители-дети, где значительную роль играют родители воспитанников.
С точки зрения современной психологии опыт жизни ребенка в семье служит формирующим для его будущей собственной семейной жизни, в которую переносится модель родительской семьи, ее ценности и особенности общения с детьми.
Разработана авторская программа музыкального развития личности детей старшего дошкольного возраста в ходе семейных встреч на основе традиционной народной культуры (Приложение №1).
Целью такого взаимодействия является создание особой совместной деятельности детей и родителей на основе русской традиционной народной культуры, способствующей развитию творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность. Такие творческие детско-родительские вечера возможно организовывать один-два раза в месяц на базе дошкольного учреждения.
Совместные встречи решают множество педагогических задач, таких как:
- Раскрытие понятия «традиция», как способа передачи ценностно-значимого в культуре и жизни семьи (возвращение традиций семейного празднования). Праздники вносят радость в дома людей, объединяют семьи, рождают чувство причастности к вековым традициям народа. Праздники православного и гражданского календаря наставляют, напутствуют человека. Их годовой круг сообщает особый ритм нашей духовной жизни;
- Еще одна задача – приобщение родителей к способам создания домашней творческой атмосферы, развивающей в ребёнке образное видение, личную активность и способность к сотрудничеству. При помощи игры, сказки, песен, потешек происходит знакомство с миром нравственных ценностей традиционной русской культуры;
- Знакомство с традиционными атрибутами семейного празднования, особенностями трапезы, песнями, календарными играми.
- Раскрытие творческого потенциала родителей и детей (это и развитие специальных музыкальных способностей, формирование исполнительских навыков, а также развитие самостоятельности и инициативы).
Практика творческих семейных встреч, массовых и домашних праздников, опыт создания внутрисемейного пространства сотворчества с ребёнком в стенах дошкольного учреждения оказали влияние на методическую основу программы.
Программа встреч построена согласно календарному кругу жизни. Эти темы пронизывают всю ткань занятий, дополняют друг друга, составляют содержание тематических бесед, подвижных, развивающих игр, сказок, песен, творческих и домашних заданий.
Тематика таких встреч:
– Вся семья вместе – так и душа на месте
– Как в народе говорится…
– Колыбельные песни
– Музыкальная гостиная «В гостях у Леля»
– Осенние посиделки или осенняя ярмарка
– Вот и Зимушка пришла, Коляду привела
– Святочные вечера
– Рождественский вечер
– Праздничное гуляние «Широкая Масленица»
– Весенние творческие забавы «Ярмарка расписных игрушек» и т.д.
Работа по реализации семейных встреч показала:
- Между детским садом и родителями установилась тесная взаимосвязь в решении общих воспитательных задач.
- Произошло объединение трех поколений семьи: бабушек-дедушек, пап-мам и детей, которые стали активными участниками образовательного процесса.
- Дети, знакомясь с русской народной культурой, изучили историю страны, открыли быт и традиции русского народа.
- Родители овладели навыками позитивных детско-родительских отношений.
За время реализации программы кроме детско-родительских вечеров в музыкальном зале на базе дошкольного учреждения были организованы и более масштабные мероприятия:
- Разработаны авторские сказки «На всякого Егорку своя поговорка» и «Как Зима с Весной спорила», по которым поставлены спектакли, сыгранные актерским детско-родительским коллективом (Приложение №2, Приложение №3);
- С огромным успехом проходили Рождественские семейные встречи в оn-line формате, когда собирались все семьи целиком, включая бабушек, дедушек и других родственников. Семьи делились рождественскими песнями, проводили мастер-классы, погружались в рождественскую атмосферу. Семьи знакомились с символами, традициями Рождества, а также рассказывали, как именно в их семьях празднуется один из главных календарных праздников в году. (Приложение №4 и №5 «Рождественские семейные гостиные»);
- Организованы большие Рождественские фестивали в Храме при участии семей со всего Ворошиловского района Волгограда (Приложение №6).
- А начинается все с самого первого родительского собрания (Приложение №7), когда совсем крошек (многим деткам нет еще и двух лет) мама и папа приводят к нам в детский сад. И уже первая встреча с родителями проходит в игровой форме, после которой они четко настроены на активное взаимодействие с дошкольным учреждением.
Опыт взаимодействия в триаде педагог-родители-дети показал достойные результаты целенаправленной работы. Формирование социокультурных ценностей взаимосвязано с теми условиями, в которых ребенок непосредственно проживает, воспитывается и здесь очень большую роль играет семья, ведь первыми и главными воспитателями детей являются родители. Именно семья закладывает фундамент ценностей ребенка, его представления о правде и лжи, добре и зле. Для правильного формирования ценностей необходима целенаправленная педагогическая деятельность, которая будет способствовать социокультурному развитию дошкольников в детском саду. И именно такая социокультурная практика необходима для создания фундамента в формировании семейных ценностей и традиций в каждой отдельной семье.