Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию «Что такое доброта»

ФИО: Волкова О.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4114
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию «Что такое доброта»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию

Тема: «Что такое доброта»

Класс: 3

Цель:

-формировать у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

Задачи занятия.

  • расширить представления обучающихся о понятии “доброта” с позиции нравственного смысла;
  • прививать нравственные качества личности, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;
  • формировать потребность совершать добрые дела;

Оборудование: карточки, слайды, проектор, экран, компьютер, мяч, магнит, блюдце с иголками, стакан с водой, соль.

Ход мероприятия

1.Организационный     момент.

Слайд 2  (Звучит спокойная мелодия)

Ребята! Посмотрите на Солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучики. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам, учителю хорошего настроения, радости, успехов!

  1. Побуждение.

-Жизнь человека, состоит из хороших и не очень хороших событий: радостных, горестных, весёлых, беззаботных. Представьте, что все ваши события в блюдце. Магнит – ваше сердце, от него идут те самые невидимые лучики добра.

Демонстрация опыта:

– Поднесите магнит к блюдцу. Что вы видите?

 (к магниту притянулись некоторые частички. )

-Что бы это значило?

(после совершения доброго поступка, к нам как к магниту притягиваются доброе отношение других людей. У нас появляются новые друзья, улучшается настроение и сохраняется здоровье.)

 -Но только ли поступками можно творить добро? Какие ещё есть для этого способы?      (это добрые слов)

– Но словами можно и обидеть, в общении нужно обязательно следить за своими словами.

Стакан с водой – наш собеседник. Соль – наши слова.

Демонстрация опыта:

– Опустите соль в стакан с водой. Видите, как растворяются наши слова в теле человека. А теперь попробуйте обратно собрать кристаллики соли. Получится? Нет! Так и слова, сказанные нами никогда не вернутся обратно.

Какой вывод мы должны с вами сделать? (Следить за своими словами и мыслями.  Прежде чем сказать –  подумай!  Хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит,  ты сам должен к ним относится хорошо.)

 -Как вы думаете, о чём пойдет сегодня речь на занятии? 

-Какие цели поставим перед собой?

  1. Осмысление.

Как, по вашему мнению, чтобы к нам хорошо относились, какие качества мы должны в себе воспитать? (любить труд, быть честным, помогать старшим, быть сильным, милосердным, добрым, внимательным ……)

– Все эти качества украшают любого человека, потому что доброта творит чудеса. Поэтому, самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки.

-Что такое доброта?

Слайд 3

-В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «ДОБРОТА-

отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». 

-Доброта – всё положительное, хорошее, полезное.

-Какие родственные слова можно подобрать к слову ДОБРОТА?

(по ходу ответов учитель вывешивает карточки на доску)

Доброжелательный, добродетельный, добродушный, 
добросовестный, добросердечный, добропорядочный, 
добронравный, добро, доброта, добродетель, добрый, добро.

Работа с пословицами.

-Сейчас вы поработаете в паре с пословицами о доброте. Составьте пословицу. Левый столбик соедините с правым.

(Красота до вечера, а доброта навек.

При солнышке тепло, при матери добро.

Учись доброму — худое на ум не пойдет.

Не ищи красоты, ищи доброты.

От доброго дерева добрый и плод.

Добрый человек в добре живет век.)

 Слайд 4

Красота до вечера, худое на ум не пойдет.
При солнышке тепло, добрый и плод.
Учись доброму а доброта навек.
Не ищи красоты, в добре живет век.
От доброго дерева при матери добро.
Добрый человек ищи доброты.

Игра «Подумаем о  доброте»

Дети встают в круг. Каждому из них по очереди педагог кидает в руки мяч.  Поймавший мяч называет какого-либо доброго человека и объясняет, почему он добрый. Например: моя  сестра  добрая,  потому  что  она  каждый  день  играет  со  мной  и  помогает  мне.

Когда  все дети  расскажут  о  тех или  иных  добрых людях,  педагог  просит кого-либо  из  детей перечислить  всех добрых  людей,  о  которых  рассказали  его  друзья.

-Как  вы  думаете,  стоит  ли  совершать  добрые  поступки,  и  почему?

Работа с текстом (на карточках)

ОСКОЛКИ ДОБРОТЫ

Семья проводила выходной день на пляже.  Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки.  Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.  Много  недель  спустя  они  узнали,  что  маленькая  старушка всю  жизнь посвятила тому,  чтобы подбирать с  пляжа осколки  стекла,  которыми  дети  могли  порезать  себе  ноги.

Слайд 5

Вопросы и  задания  к  сказке:

  • Как вы думаете, почему  старушка  посвятила всю  свою жизнь

этому занятию?

  • Как вы  думаете,  если  бы  люди  узнали,  чем  на  самом  деле  занималась  старушка,  что  бы  они  сделали?
  • Были ли  в  вашей  жизни  случаи,  когда  вам  сначала  не  нравился

какой-либо человек,  потому  что  он  был  не похож  на  других,  а  позже

вы  узнавали  что-то  хорошее  об  этом  человеке?

Творческое задание «Осколок доброты»

Представьте, что старушка из притчи была доброй волшебницей, превращавшей все найденные на пляже стеклышки в настоящие осколки доброты.   Представьте, что один осколок доброты попал к вам. Что бы вы сделали хорошее, доброе  для близких людей?

Составление правил доброты. Работа в группах.

– Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы 

станем по-настоящему добрыми.

  • Помогать людям. 2) Защищать слабого. 3) Делиться последним с другом. 4) Не завидовать. 5) Прощать ошибки другим……..)

-Каждая группа зачитает свои правила доброты.

Слайд 6

ПОМНИ:

Попробуй не наступить, а уступить. 

Не захватить, а отдать. 

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться. 

Не кричать, а выслушать.

 Не разорвать, а склеить.

Рефлексия. Подведение итогов.

Обобщим наши знания о добре. Для этого составим коллективно синквейн со словами добро. 

Слайд 7

1) ДОБРО

2) душевное, сердечное

3)исцеляет, помогает, вдохновляет

4) Добро сближает всех людей.

5) РАДОСТЬ

Как понимаете пословицу «Доброе семя — добрый и всход»

(Если вы изначально закладываете добро в свои действия – то и в результате получаете добро. Если же идете делать зло – ничего хорошего не ждите.)

Я предлагаю вам взять зёрнышко, загадать на него какое доброе дело вы сегодня сделаете, и посадить его в землю. И пускай ваши зёрна дают добрые, полезные всходы.

Слайд 8

Закончить наше занятие предлагаю исполнением песни «Дорогою добра».

 

Приложение

ОСКОЛКИ ДОБРОТЫ

Семья проводила выходной день на пляже.  Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки.  Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.  Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

 

Красота до вечера, худое на ум не пойдет.
При солнышке тепло, добрый и плод.
Учись доброму а доброта навек.
Не ищи красоты, в добре живет век.
От доброго дерева при матери добро.
Добрый человек ищи доброты.