Садыкова Т.Н.
Sadykova T.N.
Исследователь. Преподаватель-исследователь.
Researcher. Teacher-researcher.
Ямало-Ненецкий АО, г. Муравленко
Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, Muravlenko
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
INNOVATIVE ACTIVITIES IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Аннотация: в современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи, стоящие перед дошкольной образовательной организацией и воспитателями. Тема данной статьи направлена на рассматривание и применение инновационных технологий в образовательной работе ДОО. В статье рассматривается понятия «инновация» и инновационная деятельность и представлены примеры реализации инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Abstract: in the current conditions of modernization of Russian education, the goals and objectives facing preschool educational organizations and educators are changing. The topic of this article is aimed at examining and applying innovative technologies in the educational work of preschool educational institutions. The article examines the concepts of “innovation” and innovative activity and presents examples of the implementation of innovative activity in a preschool educational organization.
Ключевые слова: инновация, нововведение, инновационная деятельность, дошкольные образовательные организации.
Key words: innovation, innovation, innovative activity, preschool educational organizations.
В ХХI веке инновации в образовании стали неотъемлемой частью улучшения образовательной системы. В частности, дошкольное образование оказывается на переднем рубеже этого процесса. Возникает необходимость разработки новых стратегий и подходов к управлению инновациями в этой области. Ученые и практики сталкиваются с вызовом создания теоретической базы для управления инновациями в дошкольных образовательных организациях. В современной системе образования педагоги дошкольных учреждений активно ищут новые подходы для личностного развития детей. Для успешного достижения образовательных целей, педагоги должны понимать сущность инноваций в образовании и уметь выбирать подходящие инновационные технологии из множества предложенных [5].
Инновационная деятельность представляет собой область, где каждый участник может видеть изменения, которые значительно отличаются от устоявшихся норм и традиций. Рассмотрение этого понятия требует углубленного анализа в рамках практической сферы.
Инновационная деятельность представляет собой деятельность, устремленную к разрешению сложной задачи, возникающей из столкновения устоявшихся и только начинающих формироваться стандартов или расхождения традиционных норм с новыми требованиями. При наличии доступа к инновационному опыту других людей возникают механизмы трансляции, культурное оформление и фиксация инновационного опыта, что делает инновацию не только необходимой, но и оправданной [1, с.49].
Для того чтобы выделить инновационную деятельность в особую группу, требуется соблюдение описанных ранее условий. Необходимо, чтобы она была направлена на изменение привычной практики или на создание абсолютно новой. Важно, чтобы происходила институционализация, а также оформление нововведений на уровне организации и управления, фиксируя их в меняющейся практике.
По мнению С.Г. Григорьевой, важно осознавать, что настоящие инновации могут быть достигнуты только при условии тесного взаимодействия различных видов деятельности в рамках целостной системы, а именно[1, с.50]:
- научно-исследовательская деятельность, направлена на изучение способов создания новых возможностей и путей достижения целей, ее результатами являются «изобретения и открытия»;
- проектная деятельность – в определенных обстоятельствах для достижения желаемого результата создается специфическое, технологическое знание, ориентированное на действия в соответствии с научными принципами («инновационный проект»);
- образовательная деятельность: стимулирование профессионального роста участников определенной сферы происходит за счет обучающих мероприятий, цель которых – развитие у каждого человека индивидуального понимания и навыков в области осуществления новаторских идей в работе («реализация»).
Иначе говоря, путем творческого процесса и исследования возможностей, открытие может превратиться в инновацию, проект в изобретение, технология в результаты деятельности, которые являются инновациями [2].
В дошкольных учреждениях использование современных технологий в работе с детьми малышами уже не ново. Педагоги находятся в процессе активного опытного труда с разнообразными приемами и формами обучения, стремясь отбирать наиболее лучшие инновационные подходы, которые способствуют росту личности детей. Основной целью группы дошкольных педагогов, по мнению Н. В. Кондрашовой, остается создание условий для оптимального роста детей, при этом учитывая их индивидуальные потребности [3].
Внедрение новых форм проведения занятий стимулирует разнообразие методов обучения в дошкольном образовании, а также разработку инновационных подходов к оценке образовательных результатов, что способствует поиску новых подходов к обучению и новаторским подходам к содержанию образовательной программы. Современные инновационные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [4].
Активное участие педагогов детских садов в инновационных процессах современной системы образования способствует совершенствованию и реформированию дошкольного образования. Этот процесс включает в себя обновление содержания образования, изменение методов его реализации и внедрение новых приемов обучения детей. Важно осознавать, что только через активное внедрение инноваций можно добиться значительных изменений в работе образовательных учреждений.
При возникновении потребности в инновациях активируется решение проблемы, которое подчеркивает разногласия между желанием и реальным результатом. О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития.
Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые. Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководящим составом на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей [3].
Для эффективного взаимодействия с детьми, коллектив принимает решение внедрить новые методы, учитывающие особенности каждого ребенка. Руководство начинает изучать специализированную литературу и проводить обучающие мероприятия с педагогами, а также обращается в учебные учреждения для поддержки своей работы.
Внедрение новых методов обучения в дошкольные учреждения предполагает постановку детей в центре внимания. Педагогический коллектив обязан осознать важность подготовки к принятию технологий и принять на себя обязанности по подготовке и внедрению инноваций. Право на инновации принадлежит коллективу педагогов, их выполнение требует тщательного подхода к решению задач.
Для успешного развития учреждения необходимо детально определить цели инновационной деятельности, принимая во внимание запросы общества. Участники образовательного процесса должны полностью поддержать и понять эти цели. Важно также разработать специфические задачи для всех сфер, чтобы гарантировать достижение поставленных целей: «Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?», «Какую цель мы ставили при организации методической работы в ДОУ?», «Как изменим предметно-развивающую среду?» и т.д. Руководящий состав выстраивает «дерево целей» [5, с.45].
При внедрении новых подходов необходимо учитывать личностные особенности участников процесса, такие как готовность к работе, уровень профессионализма и организационные навыки. Достижение лучших результатов при минимальных затратах ресурсов является главной целью руководства детского образовательного учреждения. Важно оценивать успех инноваций по их способности решать конкретные задачи дошкольного учреждения.
Для успешной инновационной деятельности необходимо учитывать мнения и предложения родителей и педагогов, чтобы обеспечить гибкое планирование и организацию. Активное вовлечение каждого сотрудника в педагогический процесс позволит им стать более соучастниками и сделать работу более результативной.
Примерами реализации инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации является:
- «метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;
- совершенствование мастерства педагогов;
- поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями;
- мониторинг развития каждого ребенка;
- учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств;
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
- формирование основ безопасной жизнедеятельности;
- организация экологического образования дошкольников;
- оптимизация взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного клуба)
- создание «Предметно-развивающего пространства детского сада» [2; 5].
Для каждого педагога важно находить новые способы и подходы к обучению, вдохновляясь уже существующими идеями, объединяя различные методики или преобразуя инновационные подходы под требования конкретного учебного процесса в детском саду. Гибкость мышления и творчество необходимы для разработки и применения инновационных методов педагогами. Учитель, который владеет технологическим подходом, всегда делает упор на когнитивный процесс в своей педагогической работе.
Таким образом, инновации в работе дошкольной образовательной организации предполагают комплексный подход к созданию новых продуктов, технологий и методов, основанный на использовании научно-технических достижений. Для достижения эффективности в образовательном процессе в дошкольном учреждении необходимо активно внедрять инновационные методы и технологии. Основная задача инноваций – обеспечить высокие результаты в обучении и повысить эффективность образовательного процесса.