Наставничество в современном образовании: подходы, механизмы, практики

ФИО: Шелепова Е.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4131
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Наставничество в современном образовании: подходы, механизмы, практики
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)



Свердловская область,

г. Каменск-Уральский,

Муниципальное автономное 

общеобразовательное учреждение 

«Средняя общеобразовательная школа № 31» 

Шелепова Елена Александровна, 

учитель русского языка и литературы 

 

Наставничество в современном образовании: подходы, механизмы, практики

 

В национальном проекте «Образование» наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности. В образовательных учреждениях проводится работа по сопровождению молодых специалистов, приходящих в школы. Работа строится в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов, в которых подчеркивается необходимость оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников по вопросам реализации образовательных программ.  Позвольте представить опыт работы по организации наставничества в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 31» (далее – Средняя школа № 31).

Работа ведётся согласно Положению о системе наставничества педагогических работников и «дорожной карты» (плана мероприятий) по его реализации. Цели и задачи  системы наставничества в нашей школе представлены на слайде.

Решение задач профессионального становления молодого специалиста в педагогической профессии, адаптация в трудовом коллективе, налаживание педагогических контактов реализуется через создание системы наставничества, которая способствует быстрой и эффективной передачи социального и профессионального опыта и повышает качество образования.

 Наставничество осуществляют опытные учителя, что способствует благоприятной адаптации молодых специалистов в школе. 

В соответствии с положением  в Средней школе № 31 реализуется форма наставничества «учитель-учитель».

В 2023-2024 учебном году в педагогический коллектив был принят молодой специалист, учитель начальных классов.

Для осуществления наставничества был закреплен опытный педагог-наставник.  Цель – оказание консультационной, методической и практической помощи в вопросах повышения педагогического мастерства.

Куратором и педагогом-наставником был разработан индивидуальный образовательный маршрут развития профессиональных навыков молодого специалиста. Индивидуальный маршрут работы отражает основные направления деятельности: описание этапов работы наставнической пары, содержание работы, форы и методы взаимодействия, достигнутые результаты на конкретном этапе. 

Для оказания помощи в профессиональной адаптации молодого педагога были поставлены задачи, представленные на слайде. 

Также хочется отметить, что в нашей школе для успешной интеграции молодых педагогов в профессию и их адаптацию реализуется программа «Школа молодого учителя». Программа является составной частью системы профессиональной квалификации учителей с целью формирования у начинающих педагогов потребностей в профессиональном саморазвитии.

Программа и план работы «Школы молодого учителя» составлен с учетом запросов и трудностей начинающих педагогов после проведения диагностики. Занятия рассчитаны на три года и составлены в соответствии с планом методической работы школы.

С учетом запросов молодого специалиста педагог-наставник:

– проводит практические занятия (практикумы) по составлению рабочих программ, календарно-тематического и поурочного планирования, заполнению и ведению электронного журнала, составлению плана воспитательной работы;

– помогает молодому специалисту в проведении родительских собраний, организации различных классных мероприятий; 

-делится знаниями об особенностях современного урока и его организации; 

– помогает в приобретении навыков работы с родителями, в их грамотном консультировании;

-привлекает молодого специалиста к организации и проведению внеурочных мероприятий. Поскольку наставническая пара работает в параллели 1-х классов, это позволяет сделать внеурочную деятельность разнообразной: совместное проведение Дня здоровья для первоклассников, праздники «Прощание с букварем» и «Посвящение в первоклассники», совместные походы в библиотеки и парки города;

-стимулирует молодого педагога на прохождение курсовой подготовки, посещение различных семинаров и вебинаров. Так, в мае 2024 начинающий учитель принял участие в вебинаре в форме мозгового штурма по теме «Актуальные темы в работе с молодыми педагогами в период адаптации»; 

-проводит диагностику профессионального уровня молодого педагога в конце каждого этапа совместной деятельности.

В работе с молодым педагогом педагог-наставник стремится применить наиболее эффективные формы и методы взаимодействия, организовать взаимопосещение уроков с целью обмена опытом и обучения профессиональной деятельности. 

Одной из эффективных форм обучения молодых педагогов, формирующих творческо-деятельностную позицию, является участие в конкурсном движении. При условии профессиональной поддержки и помощи более опытного педагога участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов уже в первые годы своей педагогической деятельности. 

На протяжении двух лет наши наставнические пары успешно выступают в городском конкурсе «Наставник года: учу, учусь, учимся вместе» и являются финалистами. Педагоги-наставники проводят мастер-классы для молодых специалистов города, составляют портрет идеального учителя, участвуют в творческих конкурсах по написанию письма-напутствия начинающему педагогу, делятся «рецептами» «Педагогической кухни» и секретами успешного взаимодействия  с молодым специалистом.

Участие в подобных конкурсах является прекрасной возможностью для демонстрирования опыта командной работы наставнической пары. Для молодого специалиста это стимул для самореализации, саморазвитию и успешному пути к вершинам педагогического мастерства.  

Подводя итог, хочется отметить, что успешная профессиональная адаптация молодого специалиста в педагогическом коллективе является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности. 

Проанализировав совместную работу наставнической пары, мы пришли к следующим результатам: 

-адаптацию молодого специалиста в педагогическом коллективе можно считать успешной. Это доказывает активное участие в жизни школы. Летом молодой педагог показал свои творческие способности в школьном оздоровительном лагере в должности старшего воспитателя, а в  2024-2025 учебном году наш молодой специалист взял на себя обязанности Советника по воспитанию;  

-повышение качества самообразования молодого педагога. В течение прошлого учебного года педагогом были пройдены  курсы повышения квалификации по четырем образовательным программам. В данный момент молодой педагог повышает свою курсовую подготовку по темам «Разговоры о важном: система работы классного руководителя», «Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности обучающихся»; 

-разработанные методические материалы, рабочие программы, планы воспитательной работы, сценарии родительских собраний, дидактические игры;  

-выступления на методических семинарах, творческих конкурсах; 

-так как молодой педагог имеет среднее профессиональное образование, то одним из главных достижений стало стремление поступить в высшее учебное заведение для получения образования по профессии «учитель» и аттестоваться.

Наставническая пара продолжает совместную работу в новом учебном году, поэтому мы считаем, что результатом их работы уже станет не успешная адаптация в педагогическом коллективе, а становление творческого, образованного учителя, любящего свою профессию и работающего на повышения качества образования в школе.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с молодыми педагогами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности молодого педагога, а, значит, способствуют повышению качества образования в образовательной организации.