Методическая разработка совместной деятельности
с детьми средней группы
«Егоркин оберег»
воспитатель МАДОУ № 5, г. Армавир: Пьянкова И.А.
Цель: познакомить детей с историей и традициями русского народа.
Задачи:
Образовательные: расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. употреблять существительные с обобщающим значением; учить детей преобразовывать геометрические формы, разрезая их на две части (квадрат – на треугольники). Закрепляет у детей навыки аккуратного вырезывания и наклеивания. Педагог поощряет проявление активности и творчества.
Развивающие: формировать умение создавать индивидуальные композиции, составлять узоры из геометрических фигур в аппликации; обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной. развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;
Воспитательные:воспитывать уважение к русскому народу, чувство эмпатии, вызвать интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.
Материалы и оборудование: массажные коврики; «волшебный камень»; атрибуты русской избы; чугун, деревянные ложки, лопатка, деревянные плошки, глиняная крынка, кукла, русская рубашка, колыбелька; заготовки: «Оберег», геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, клеенки, салфетки.
Методы и приёмы: метод проблемной ситуации, игровой, наглядный, практический, словесный.
ХОД деятельности
1 этап. Формирование внутренней мотивации детей.
Содержание | Обратная связь, высказывания детей, примечания |
Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда, отправляемся, в путешествие. |
Посмотрите, что нам встретилось на пути?
Это камень – не простой, на нем что-то написано. Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:
Налево пойдешь – далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь – время потеряешь.
Направо пойдешь – много интересного найдешь.
Как вы думаете, куда же мы пойдем?
А где правая сторона?
Ну, что же, тогда в путь!
Наступайте на массажные коврики всей подошвой, и массаж нам поможет быть здоровыми, а в путешествии это самое главное..
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики
Ножками топают
Ручками хлопают
Головою кивают
Вместе вперед шагают
Дети играют в центрах активности.
Да
(Обращаю внимание на волшебный камень.)
Указатель
Направо
Дети идут по массажному коврику.
2 этап. Планирование детьми х деятельности
Содержание | Обратная связь, высказывания детей, примечания |
Вот мы и пришли. Куда же мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей.
Где же мы? А почему вы решили, что это изба? (показывает чугунок) Ребята, что это? Для чего нужен чугунок? (показывает лапти) А это что? Для чего нужны лапти? Раздается звук плача ребенка. Ой, вы слышите? Кто-то плачет. (Достает из колыбельки куклу). Посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла-малыш, он совсем младенец, поэтому и плачет. Надо его покачать. С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Этому малышу тоже имя нужно придумать, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена? А как ласково назвать этими именами? Какое имя вам больше нравится? Как мы назовем этого малыша? А во что одевали ребеночка? (ребеночка одевали в отцову рубашку, потому что родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырастет, тоже был таким же работящим, честным, как и они) В старину одежда хранилась в сундуке. Посмотрите на рубашку, какая она? Сундук старинный, деревянный, расписной. Давайте и мы оденем нашего малыша. А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей? А что малыши делают все время? Может и мы укачаем малыша? Споем ему колыбельную. Ребята, пока ребеночек спал, его родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок? А вы хотите сделать подарок для Егорушки? И не простой подарок, а настоящий оберег. Оберег – это предмет, который защищал и охранял людей от бед. Послушайте, как звучит слово – оберег – значит оберегает. |
Дети проходят в зону «изба».
Ответы детей (в русской избе) (здесь стоят самовар, деревянная посуда, чугун, лапти) Ответы детей Посуда обувь ребенок Дети предлагают имена (Захар, Клим, Игнат, Ваня, Егор, Илья, Добрыня, Алеша) Захарик, Климушка Илюша, Игнатик, Добрынюшка, Егорушка, Ванюша. Выбирают одно имя – ребеночка называют Егорушкой. ………….. Одежду Дети одевают куклу. Красивая, разноцветная Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается. Спят, плачут и едят Баю-баюшки-баю! Я тебе покой дарю Ветер в окна к нам свистит Снег по улице кружит В небе звездочка горит «Спи, – сыночек, – говорит» Баю-баю-баю-бай Спи Егорка, засыпай! Куколку, лошадку, птичку, зайку |
3 этап. Реализация замысла
Содержание | Обратная связь, высказывания детей, примечания |
Проходите за стол, приступим к изготовлению оберега, мы сделаем подкову. На Руси этот оберег был в каждой семье. Его вешали при входе. Подкова призывала удачу и везение в дом.
Мы украсим подкову солнышком, рядом будут цветы из кружков. А еще два треугольника, которые вы вырежете из квадратов. Мы с вами уже пробовали разрезать квадрат на треугольники, поэтому у вас все получится. У каждого на тарелке лежат детали оберега. На клеенке вы клеем намазываете деталь и приклеиваете на подкову. Хочу напомнить, на кругах для цветов необходимо сделать надрезы (вспомните, только кончики надрезаем) Теперь разрезаем квадрат на треугольники. Нужно взять квадрат за угол и разрезать от нижнего угла к верхнему. Получится 2 треугольника. Их тоже намазываем на клеенке клеем и приклеиваем выше цветов симметрично (то есть одинаково по сторонам). Отлично! И последняя деталь это ниточка – вденьте ее в отверстия, чтобы подкова висела. Вот, у нас получился красивый оберег-подкова. |
4 этап. Рефлексия
Содержание | Обратная связь, высказывания детей, примечания |
– Ребята, вам понравилось???
– Что вы узнали нового в нашем путешествии??? – Вам было сложно??? – Что вам понравилось больше всего? Анализ готовых работ. Да, отличные подковы. Посмотрите, как аккуратно, у Вероники, наклеены цветы… А у Тимура – все симметрично, ровно… Алиса так ровненько отрезала треугольники, молодец… И у Владика получился отличный оберег-подкова… Похвалить детей за выполненную работу. А теперь, давайте подарим Егорушке наши обереги. И пусть каждый скажет добрые слова. |
Ответы детей
(Дети высказывают пожелания |