Методическая разработка мастер-класса на тему: «Инвентаризация денежных средств в кассе»

ФИО: Ефимова Е.Е.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4182
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка мастер-класса на тему: «Инвентаризация денежных средств в кассе»
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)



Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Колледж инновационных технологий, экономики и коммерции»

Ефимова Е.Е.

Методическая разработка мастер-класса

на тему: «Инвентаризация денежных средств в кассе»

2024

 

Пояснительная записка

 

В настоящее время общество нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить не традиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. Одним из направлений развития и модернизации образования являются практико-ориентированные и интерактивные технологии, направленные на формирование компетенций специалиста. В профессиональном обучении можно выделить два основных направления в практико-ориентированном обучении. Первое направление в практико-ориентированном образовании связано с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о специальности с требованиями, предъявляемыми реальным работодателем, осознания собственной роли в работе. И второе – это внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. 

Участники мастер-класса – студенты, обучающиеся по специальностям 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), изучающие МДК 02.01. Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации (ПМ 02.Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации).

Цель мастер-класса: закрепить, обобщить и систематизировать знания студентов по вопросам, связанным с методикой проведения инвентаризации денежных средств

Формируемые компетенции:

 

Общие:

 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Профессиональные:

Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов  в местах его хранения.

Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данными учета.

Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулярность инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

Образовательные технологии:

– развивающие;

– игровые.

 Продолжительность занятия: 90 минут

Место проведения: 206 аудитория.

 Оборудование занятия:

 Методическое:

рабочие программы учебных дисциплин;

методическая разработка занятия;

задания для решения хозяйственных ситуаций.

 Техническое:

персональный компьютер;

мультимедиа проектор.

Тип занятия: обобщение и систематизация теоретических знаний, отработка практических навыков по формированию налогооблагаемой прибыли и учету налога на прибыль.

Вид занятия: практическое занятие (деловая игра).

 

 

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

1.1.              Приветствие, проверка присутствующих.

Преподаватель: Добрый день. Прозвенел звонок. Все готовы к уроку? Дежурные сообщите, пожалуйста, кто отсутствует на уроке. Я рада всех вас видеть на сегодняшнем занятии и предлагаю начать работу.

  1. Сообщение темы и целей занятия.

Преподаватель: Тема занятия: Инвентаризация денежных средств в кассе»

Важной и неотъемлемой частью деятельности любой коммерческой организации являются кассовые операции. Как вы думаете почему? Они связаны как с получением прямой прибыли, так и с необходимостью наличных финансов для внутренней организации работы (например, для выплаты зарплаты, представительских и командировочных расходов и т.д.).

Соответственно, инвентаризация кассовых операции на предприятии имеет большое значение и должна проводиться в соответствии с действующим законодательством. Ведение кассовых операций требуют предельного внимательного отношения со стороны бухгалтерии и руководства предприятия. Ведь во многом именно от них зависит нормальный ритм работы организации. Поэтому обеспечить сохранность денежных средств важная задача бухгалтерского учета.

Цель нашего занятия обобщить знания по теме «Инвентаризация денежных средств в кассе» Давайте с вами вспомним на каких дисциплинах вы еще изучала учет кассовых операций. 

Ответы студентов:

Преподаватель: А так же вы были на учебной и производственной практике по 6 модулю, где основные изучаемые операции были кассовые. Тема эта вам хорошо известна и понятна.

Как вы думаете для достижения поставленной цели какие задачи нам предстоит решить:

  1. Углубить знания по теме: «Учет кассовых операций».
  2. Закрепить навыки заполнения кассовых документов.
  3. Развивать навыки самостоятельной работы. 
  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

 Актуализация опорных знаний студентов (Просмотр видеоролика «Инвентаризация кассовых операций»). 

Для того чтобы была дискуссия группа предварительно распределились на  микро группы по 4 человека. В группах вы назначается:

– руководитель;

– главный бухгалтер;

– кассир

Так же выбирается эксперт. Задача эксперта, заключается в объективной оценке каждого члена группы. Поэтому после выполнения задания студентам необходимо сдать свои формы для оценивания и заполненные документы экспертам. А эксперты сдают свои задания и формы для оценивания преподавателю. Данные должности выбраны не случайно, так как именно на них возложена ответственность за проведения кассовых операций. А так же в соответствии с занимаемой должностью студенты проставляют подписи на документах. Источником содержания практического обучения является профессиональная деятельность специалиста, а точнее, состав профессиональных задач, которые составляют содержание профессиональной деятельности. 

  1. ОСНОВНОЙ ЭТАП

У вас у каждого на столе есть раздаточный материал, это таблица в которой вы будете проставлять свои оценки (Приложение 1). Так как на занятии мы будем использовать такие способы оценивания, как самооценка, взаимооценка. Кому то оценку поставит компьютер, используя те критерии, которые мною были заданы.

Задание 1. Решение тестовых заданий.

Для того чтобы определить на сколько вы хорошо владеете теоретическими знаниями по теме: «Инвентаризация кассовых операций» мы пройдем тестирование. (Приложение 2). 1 и 2 ряд выполнят задания на компьютерах, 3 и 4 сделают это задание на бумажных носителях за партами.

Вам предлагается ответить на 10 тестовых вопросов по теме урока.

Отвечают На это задание вам отводится 10 минут. 

Ребята выполнявшие задания на местах давайте сравним ваши ответы, с ответами на слайде. Поставьте себе оценки по следующим критериям

10-9 верных ответов 5

8-7 верных ответов 4

6-5 верных ответов 3

Менее 5 ваша оценка 2.

Надеюсь таких у нас не оказалась.

Возьмите свои листы оценивания и выставите оценки

Задание 2. Решение ситуационной задачи. 

Для работы предварительно был выбран эксперт. Задача эксперта, заключается в объективной оценке каждого члена группы. Для этого экспертам выдается форма для оценки работы в микрогруппе и инструкция по ее заполнению. В конце нашего задания каждый член микрогруппы получит оценку за свою работу. Которая будет ставится на основании оценок экспертов. В ходе выполнения задания экспертом необходимо делать пометки в форме для оценки работы в микрогруппе. 

Студентам раздается задание (Приложение 3):

Содержание задания:

Вы – молодой специалист, работающий на предприятии ООО «Дружина». Вам поручили ответственное задание – провести инвентаризацию денежных средств в кассе 25 октября 2020 года.  Вы грамотно подошли к заданию внимательно отчеты за предыдущие отчетные периоды. Положение о проведении инвентаризации.

Перед проведением инвентаризации давайте вспомним ход проведения инвентаризации, и последовательность вашей работы.

Задания:

  1. Оформите первичные документы по движению денежных средств в кассе  ООО «Дружина» за 25 октября т.г. 
  2. Произведите записи оформленных документов в отчет кассира за 25 октября т.г.. Составьте и обработайте отчет кассира за 25 октября т.г. года, определите остаток денежных средств в кассе на 26 октября т.г..
  3. Составить акт инвентаризации денежных средств

Это задание командное вы можете выполнять его все вместе, можете разделить обязанности

После выполнения задания на слайде будет представлены верные решения первичных документов, отчета кассира. По результатам инвентаризации мы заслушаем группы.

Самая сложная работа предстоит экспертам, им необходимо будет после завершения работы в группе оценить членов своей команды. Критерии оценивания (Приложение 4)

На выполнение данного задания вам отводится 20 минут.

Студенты самостоятельно выполняют задание, заполняют первичные документы и подготавливают ответ на поставленный вопрос. В ходе выполнения задания экспертом необходимо делать пометки в форме для оценки работы в микрогруппе.

Дискуссия

Преподаватель: Переходим к сообщениям микрогрупп, (какие документы были составлены, какие корреспонденции счетов сделаны, а также правило заполнения предложенных документов.

Слушаются ответы микрогрупп, а также выводы экспертов.

4 .ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Сегодня мы обобщили знания по теме «Учет кассовых операций», а также закрепить навыки по инвентаризации кассовых операций.

Для этого вами выполнили тесты, заполнили кассовые документы, провели инвентаризацию в кассе.

Преподавателем оценивается работа микрогруппы и отдельных студентов. Преподаватель обосновывает оценку, используя следующие критерии:

– ответы по существу вопросов;

– грамотность оформления документов;

– точность составления корреспонденции счетов;

– активность работы (индивидуальная, в микрогруппах)

Это было мое видение урока. А сейчас мы еще поиграем. Вам надо вытащить фразу и ее продолжить.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Домашнее задание

С целью закрепления пройденной темы преподаватель рекомендует:

  1. Повторить лекционный материал по теме Инвентаризация денежных средств в кассе.
  2. Составить логическую схему по теме «Инвентаризация денежных средств в кассе.»

Выполнив все этапы, вы еще раз основательно закрепите свои знания по теме «Учет кассовых операций».

Я благодарю группу за активное участие на занятии, надеюсь, что хорошие знания и умения вы покажите во время прохождения производственной практике и при сдече квалификационного экзамена.

Наше занятие окончено. Всем спасибо за работу!  

 

Список литературы:

  1. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2021, www.sisp.nkras.ru
    3. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2021. – № 1 (0,6 п.л.).
    4. Скамницкий А.А., Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании, М., 2019. – 247 с.

Приложение 1.

 

Форма для оценивания задания 1.

 

ФИО

 

Название задания Критерии оценивания Оценка
Тест по теме: Инвентаризация денежных средств в кассе» 10-9верных ответов 5

8-7 верных ответов 4

6-5 верных ответов 3

Менее 5 ваша оценка 2.

 

Приложение 2

 

Тест по теме «Инвентаризация кассовых операций»

 

1.Наличный денежный оборот – это процесс 

а) эмиссии и изъятия наличных денег из обращения 

б) подготовки, эмиссии и выпуска наличных денег в обращение

 в) перехода наличных денег в безналичные и наоборот

 г) непрерывного движения наличных денежных знаков 

  1. Значение наличного денежного оборота проявляется в том, что он обслуживает получение и расходование большей части доходов 

а) населения 

б) коммерческих банков 

в) хозяйственных субъектов 

г) органов власти 

д) все ответы верны

  1. В наличном денежном обороте используются денежные знаки в виде 

а) только банкнот 

б) только казначейских билетов 

в) банкнот, казначейских билетов и разменной монеты

 г) казначейских билетов и разменной монеты 

  1. Что такое безналичные расчеты? 

а) это платежи, осуществляемые только в форме взаимозачетов 

б) это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег 

  1. Имеется ли связь между налично-денежным и безналичным обращением? 

а) имеется 

б) не имеется 

  1. Кто обладает исключительным правом на выпуск банкнот? 

а) Правительство

 б) Центральный банк 

в) Орган Казначейства 

  1. Участвуют ли коммерческие банки в эмиссионном процессе? 

а) да 

б) нет 

8.Кто организует налично-денежное обращение в стране?

 а) коммерческие банки

 б) Центральный банк 

9.Укажите правильное высказывание:

 а) Банкноты – это металлические деньги. 

б) В натуральном обмене отсутствует товар-посредник. 

в) При оплате штрафов деньги выполняют функцию средства обращения.

  1. Определите верное высказывание: 

а) Современная торговля может осуществляться без использования наличных денег.

 б) При покупке товара в кредит деньги выполняют функцию средства обращения. 

в) Деньги усложняют обмен. 

 

Приложение 3.

 

Содержание задания:

 

Вы – молодой специалист, работающий на предприятии ООО «Дружина» первую неделю. Вам поручили ответственное задание – составить и обработать отчет кассира за 25 октября 2012 года. Вы грамотно подошли к заданию внимательно изучив Положения «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России России на территории российской федерации» от 12 октября 2011г. № 373-П, а также отчеты за предыдущие отчетные периоды.

Задания:

  1. Оформите первичные документы по движению денежных средств в кассе  ООО «Дружина» за 25 октября т.г. 
  2. Произведите записи оформленных документов в отчет кассира за 25 октября т.г. 
  3. Составьте и обработайте отчет кассира за 25 октября т.г., определите остаток денежных средств в кассе на 26 октября т.г. 
  4. Охарактеризуйте правило заполнения документов по движению денежных средств в кассе. А так же бухгалтерские записи по предложенному заданию. 

 

Условия задания для микрогруппы № 1.

 

  1. Оформите первичные документы по движению денежных средств в кассе ООО «Дружина» за 25 октября т.г..

– по приходному кассовому ордеру № 325 получены денежные средства с расчетного счета по чеку № 00268 на хозяйственные расходы 35000 руб.

– по расходному кассовому ордеру № 288 выданы денежные средства в подотчет главному бухгалтеру для приобретения канцелярских принадлежностей 1500 руб.

– по расходному кассовому ордеру № 289 выдана сумма задолженности учредителю по начисленным дивидендам по итогам работы за предыдущий год кассиру ООО «Дружина» 5000 руб.

– по приходному кассовому ордеру № 326 получен возврат неиспользованных подотчетных сумм от главного бухгалтера ООО «Дружина» 85, 54 руб.

  1. Произведите запись оформленных документов в отчет кассира за 25 октября т.г., если остаток денежных средств в кассе на 25 октября т.г. составил 580,25 рублей. Лимит остатка денежных средств в кассе 10000 рублей.
  2. Без составления первичных документов внесите в отчет кассира следующие операции:

– поступило в погашение мелкой недостачи от зав.производством Павловой И.В. 890,54 рублей.

– оплачен счет № 34 оптовой базе за продукты 8900 рублей, в том числе НДС 10%.

– получена выручка от ООО «Смена» за реализованную готовую продукцию 12000 рублей.

– выдано пособие по временной нетрудоспособности кассиру 4200 рублей.

– по квитанции № 105 сданы денежные средства в банк для зачисления на расчетный счет 21000 рублей.

  1. Охарактеризуйте правило заполнения приходного кассового ордера.

 

Условия задания для микрогруппы № 2.

 

  1. Оформите первичные документы по движению денежных средств в кассе ООО «Дружина» за 25 октября т.г..

– по приходному кассовому ордеру № 154 получены денежные средства с расчетного счета по чеку № 00265 на выплату заработной платы рабочим и служащим за сентябрь т.г. 13540 рублей.

– по расходному кассовому ордеру № 256  выдано в подотчет главному бухгалтеру на приобретение канцелярских принадлежностей 5000 рублей.

– по приходному кассовому ордеру № 155 получена торговая выручка от реализации товаров за наличный расчет от продавца Ивановой Е.И. 23600 рублей.

– по расходному кассовому ордеру № 257 выдано пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет 2700 рублей.

  1. Произведите запись оформленных документов в отчет кассира за 25 октября т.г., если остаток денежных средств в кассе на 25 октября т.г. составил 700 рублей. Лимит остатка денежных средств в кассе 2000 рублей.

– получены от учредителей вклады в уставный капитал 4000 рублей.

– выдана заработная плата рабочим и служащим 14500 рублей.

– оплачен счет мебельной фабрики за товары 18000 рублей, в том числе НДС 20%.

– возвращена неиспользованная сумма, ранее выданная в подотчет главному бухгалтеру 150 рублей.

– сдана выручка в банк для зачисления на расчетный счет 2000 рублей.  

  1. Охарактеризуйте правило заполнения расходного кассового ордера.

Условия задания для микрогруппы № 3.

 

  1. Оформите первичные документы по движению денежных средств в кассе ООО «Дружина» за 25 октября т.г..

– по приходному кассовому ордеру № 386 получены денежные средства с расчетного счета по чеку № 00112 на выплату заработной платы рабочим и служащим за сентябрь т.г. 10000 рублей.

– по расходному кассовому ордеру № 357 выдана заработная плата руководителю организации 8200 рублей.

– по расходному кассовому ордеру № 356  возвращена на расчетный счет депонированная заработная плата 1290 рублей.

– по приходному кассовому ордеру № 387 получено от ООО «Комета» за товары 12500 рублей.

 

  1. Произведите запись оформленных документов в отчет кассира за 25 октября т.г.  года, если остаток денежных средств в кассе на 25 октября 2012 года составил 1800 рублей. Лимит остатка денежных средств в кассе 4000 рублей.

– поступила торговая выручка от магазина № 18 800 рублей.

– поступила сумма в счет погашения недостачи от кассира 153,20 рублей.

– оплачено ООО «Иванов» за стулья для бухгалтерии 5200 в том числе НДС 20 %.

– поступил возврат неиспользованных подотчетных сумм от главного бухгалтера 65,23 рублей.

– сдано в банк по квитанции № 35 для зачисления на расчетный счет 8900 рублей.  

  1. Охарактеризуйте правило заполнения кассовой книги.

 

Приложение 4.

Форма для оценки работы в микрогруппе

 

Состав группы:

1.__________________       5. _______________

2.__________________       6._______________

3.__________________       7._______________

4.__________________       8._______________ 

 

Критерии оценки Результат Примечание
1. Дисциплинированность
2. Активность
3. Грамотность суждения
4. Глубина знания материала
5. Лидер
6. Степень участия в процессе 1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

В графе «Результаты» возможны следующие моменты:

1) На вопросы 1,2,3,4 вы можете отметить наличие или отсутствие данного критерия в оцениваемой вами микрогруппе (+ или -), а также отметить фамилии наиболее отличившихся членов микрогруппы

2)По 5-ой позиции необходимо отметить члена микрогруппы проявившие лидерские качества в большей мере

3) По 6-ой позиции необходимо отметить степень участия каждого из членов микрогруппы в принятии решения (активное, среднеактивное, малоактивное, неактивное)

4) В 7-ом пункте необходимо поставить оценки каждому члену микрогруппы за работу над выработкой решения

5) В 8-ом пункте необходимо дать оценку деятельности микрогруппы в целом