Проект «Россия-Родина моя!»

ФИО: Гордиенко И.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4209
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Проект «Россия-Родина моя!»
Итоговая оценка: 2 место,  77 баллов(-а)



 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №24 «Гнездышко»

город Армавир Краснодарского края

 

 

Проект «Россия – Родина моя!»

Подготовила воспитатель:

Гордиенко Ирина Владимировна

 

Вид проекта: информационно – творческий

 

По срокам проведения: длительный – 3 месяца

 

Участники проекта: дети подготовительной группы. Так же проект предусматривает активное участие родителей воспитанников.

 

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.

 

Задачи проекта:

  1. Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны – России;
  2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразии России;
  3. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.

 

Подготовительный этап:

 – подобрать иллюстрации, картины, слайды, грамзаписи по темам занятий;

 – подобрать детскую литературу по тематике проекта;

 – подобрать образцы русских народных промыслов;

 – разработать сценарий литературно-музыкального праздника «Что мы родиной зовём?»;

 – подготовить материал для изобразительной деятельности.

 

Содержание проекта:

 – провести занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим;

 – организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т.д.;

 – вместе с детьми изготовить макеты: «Животные севера», «Животные средней полосы»;

 – предложить родителям вместе с детьми участвовать в организации мини-музея «Умельцы Земли Русской!»;

 – привлечь детей и родителей к сбору материала для оформления альбомов: «Москва – сердце России!», «Города России»; фото выставки «Природные просторы нашей страны!»;

 – провести литературно-музыкальный праздник «Что мы родиной зовём?».

 

 

Реализация проекта:

  1. Занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим:
  • Тема 1. «Наша страна Россия»

Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.

Оборудование и материалы: глобус.

  • Тема 2. «Главный город нашей страны»

Программное содержание: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Оборудование и материалы: открытки с видами Москвы, фотографии.

  • Тема 3. «История Московского Кремля»

Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением древнего и современного Кремля.

  • Тема 4. «Города России»

Программное содержание: познакомить детей с крупными городами России, с историей Санкт – Петербурга, побуждать детей восхищаться красотой Санкт – Петербурга, воспитывать патриотические чувства.

Оборудование и материалы: иллюстрации с видами городов России.

  • Тема 5. «Какие народы живут в России»

Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.

Предварительная работа: чтение сказок народов России.

  • Тема 6. «Русские народные промыслы»

Программное содержание: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.

Обогатить словарь детей словами: хохлома; филимоновская, богородская, дымковская игрушки; жостовские подносы; палехские шкатулки.

Оборудование и материалы: предметы русских народных промыслов.

  • Тема 7. «Климатические зоны России»

Программное содержание: познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитывать патриотические чувства.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением разных климатических зон, животных, растений, атрибуты для игры «С какого дерева листок».

  • Тема 8. «Голубые реки России»

Программное содержание: расширять представления детей о природе России, познакомить с названиями рек, с озером Байкал.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением рек, озера Байкал, растений и животных тайги.

  1. Изобразительная деятельность детей:
  • Рисование на темы:

– «Красная площадь, стены и башни московского Кремля»;

– «Спасская башня»;

– «Книга сказок народов России».

  • Декоративное рисование:

– «Русская матрёшка»;

– «Городецкая роспись» – роспись подноса;

– «Это голубое чудо – Гжель!» – роспись тарелки;

– «Дымково» – роспись глиняных дымковских игрушек.

  • Лепка:

– «Моё любимое животное»;

– «Дымковские игрушки» – (Барыня, Павлин, Козлик);

– «В гостях у сказки».

  • Аппликация:

– «Спасская башня»;

– «Орнаменты для сарафанов и кокошников».

  • Конструирование:

– изготовление макета «Животные средней полосы» и «Животные севера»

  1. Игровая деятельность детей:
  • Дидактические игры:

– «Узнай наш флаг (герб)»;

– «Иностранец»

– «Чей костюм?»;

– «Укрась кокошник (Калфак)»;

– «С какого дерева листок»;

– «Чей хвост, чья голова»;

  • Подвижные игры:

– «Гуси лебеди»;

– «Горелки»;

– «Заря-заряница»;

– «Краски»;

– «Пятнашки».

  1. Чтение художественной литературы:
  • Сказки народов России:

– «Зилян» – татарская народная сказка;

– «По щучьему веленью» – русская народная сказка;

– «Язык змей» – марийская народная сказка;

– «Девушка на луне» – чувашская народная сказка;

– «Красавица берёза» – удмуртская народная сказка;

– «Бедняк, волк и лиса» – осетинская народная сказка;

– «Девушка – хвощинка» – якутская народная сказка;

– «Глупый Кошкли» – эскимосская народная сказка.

  • Рассказы, повести:

– «Этот город Ленинград» Будогоская Л., Владимиров Ю.;

– А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы);

– Н. Носов «Метро».

  • Стихи о России, Москве, Родине:

– П. Воронько «Лучше нет родного края»;

– В. Лебедев-Кумач «Москва»;

– С. Михалков «Кремлёвские звёзды»;

– «Россия»

  1. Участие родителей в реализации проекта:

– участие в организации мини-музея «Умельцы Земли Русской!»;

– сбор материала для оформления альбомов: «Москва – сердце России!», «Города России»; фото выставки «Природные просторы нашей страны!».

Итог проекта:

– Открытие группового мини-музея «Умельцы Земли Русской!»;

– оформление альбомов «Москва – сердце России!», «Города России»;

– фото выставка «Природные просторы нашей страны!»;

– Литературно-музыкальный праздник «Что мы Родиной зовём?»

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа по ознакомлению с окружающим

с детьми подготовительной группы

на тему «Наша страна Россия»

 

Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.

Оборудование и материалы: глобус, иллюстрации природы, городов России.

Методы и приёмы: словесный (беседа, художественное слово); наглядный.

Ход беседы:

Воспитатель:

 – Ребята, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле! Как называется наша страна? (Ответы детей).

– Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия! Давайте повторим его вместе.

– В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа (показ иллюстраций); красивые города (показ иллюстраций); удивительные люди.

– Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Кто из вас может показать на глобусе территорию России?

– Вот как много места занимает территория России. Она расположена в двух частях света: в Европе и в Азии (показ на глобусе).

– омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим (показ на глобусе).

– Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко.

– Россия граничит с 16-ю государствами. Ни у одной страны нет такого количества соседей.

– Посмотрите на глобус: видите, границы России проходят и по суше, и по воде.

– В нашей стране более тысячи городов.

– Какие города вы знаете? (Ответы детей).

– Самые крупные города нашей страны это Москва, Казань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Новосибирск (показ иллюстраций)

– А какие реки России вы знаете? (Ответы детей)

– В России очень много рек – Волга, Ока, Енисей, Лена, Обь, Амур.

– Россия – наша Родина! В народе говорят: «Человек без родины не живёт». Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все – россияне. Все горячо любим свою Родину!

– Послушайте, как говорит об этом в своём стихотворении поэт Сергей Александрович Васильев:

Россия…как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия!

За ясный свет твоих очей!

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть!

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь!

– О России, о Родине писали многие поэты. В народе с давних времён любовь к Родине выражалась в пословицах и поговорках.

– А вы, знаете пословицы и поговорки о Родине? (Дети вместе с воспитателем вспоминают поговорки и пословицы о Родине)

 – «Родина – мать, умей за неё постоять!»;

 – «Родная сторона – мать, Чужая – мачеха»;

 – «Всякому мила своя сторона»;

 – «Скучно Афонюшке,  на чужой сторонушке»;

 – «На чужой стороне и весна не красна»

Итог беседы:

 – Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего сможете для неё сделать, когда станете взрослыми людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательная беседа

с детьми подготовительной группы

на тему «Главный город нашей страны»

 

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Оборудование и материалы: открытки с видами Москвы, фотографии; д/ игра «Найди герб (флаг) России»

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ, художественное слово); наглядный (показ иллюстраций); игровой.

Ход беседы:

Воспитатель:

 – Ребята, в какой стране мы живём? (В России)

– Как можно сказать про нашу страну? Какая она? (Большая, великая, красивая)

– Какие государственные символы России вы знаете? (Флаг, герб)

– Посмотрите, у меня на мольберте размещены флаги и гербы разных стран. Кто из вас найдёт флаг России? Герб России?

– Ребята, на Земле много разных стран и у каждой страны есть самый главный город – столица этой страны.  Сегодня мы поговорим о самом главном городе нашей страны – Москве.

 Москва – столица нашей Родины. Столица – это главный город государства, здесь находятся правительственные учреждения и правительство страны. Наша столица – самый большой и красивый город России.

– Кто из вас, ребята, бывал в Москве? Что вам запомнилось больше всего? (Рассказы детей)

 – В старину люди говорили: «Град Москва – всей Руси глава». Москва – один из самых древних городов России.

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы.

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

Глаз не схватит улиц длинных…

Это – матушка Москва…

 Ф. Глинка

 – Основание Москвы начиналось со строительства Кремля. Так строились почти все русские города. Потом Кремль окружили высокими каменными стенами. Таким мы его видим и сегодня. (Показ иллюстрации).

 – В Кремле работают президент России и правительство.

– Посмотрите, на главной башне Кремля, Спасской, расположены часы с боем. Это самые большие и точные часы нашей страны. Бой именно этих часов, мы слышим с вами по телевизору в Новогоднюю ночь. Называются эти часы – Кремлёвские куранты.

 – Главная площадь Москвы называется Красная площадь. Как вы думаете, почему она так называется? (Ответы детей).

– В старину слово «красный» означало «красивый». Вот почему Красную площадь назвали «красной» – значит Красивая площадь.

– Посмотрите, какая она большая! (Показ иллюстрации). Здесь проходят праздничные парады, салюты, выступления знаменитых артистов. Мы с вами много раз видели Красную площадь по телевизору, а кто-то бывал на ней с родителями. (Рассказы детей).

 – Мы можем приехать в Москву на поезде, прилететь на самолёте, приплыть на теплоходе. В Москве всегда очень много гостей! Кто-то приезжает в Москву по работе, в командировку, решать важные дела, кто-то едет в гости к друзьям, родственникам, многие приезжают в Москву в отпуск – полюбоваться её красотой, погулять по её улицам, площадям, побывать в музеях. А сколько в Москве иностранных туристов! В столице много интересных мест, музеев, красивых соборов и зданий. Поэтому люди из других стран так хотят побывать в Москве.

 И действительно, Москва – очень красивый город. Много веков трудился наш народ, чтобы сделать её ещё краше.

 Есть в Москве и прекрасные старинные памятники архитектуры, и современные здания. Посмотрите, какие красивые старинные храмы есть в Москве. (Показ иллюстраций). У каждого храма – колокольня. В старину говорили, что звон Московских колоколов слышен по всей Руси! Это храм Василия Блаженного, он находится на Красной площади, это храм Христа Спасителя. (Показ иллюстраций). Представляете, ребята, как много людей трудились, чтобы построить такую красоту.

 – В Москве на Воробьёвых горах был построен первый в России университет имени Михаила Васильевича Ломоносова – это самое большое учебное заведение России. (Показ иллюстрации). Здесь учатся тысячи студентов. Конечно, потом в Москве были построены и другие институты.

 Москва сегодня – это огромный город, в котором множество улиц и переулков, автомобильных дорог и мостов, театров и парков. В Москве самое протяжное в мире метро. Это целый город под землёй, по которому бегут поезда во все концы родной столицы.

 Итог беседы:

Воспитатель:

 – Во все времена граждане нашей большой страны искренне восхищались Москвой, любили её глубоко и преданно. Недаром знаменитый поэт А.С. Пушкин писал: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось…».

 Современные поэты тоже не перестают восхищаться красотой Москвы:

Здесь Кремль,

Здесь Воробьёвы горы

И площадь Красная видна.

Такой большой старинный город.

Гордится им моя страна!

Всем городам она глава.

Столица Родины – Москва.

 И. Векшегонова

 – И не важно, что мы с вами живём не в Москве, любим мы её так же сильно, как все россияне, потому что Москва – одна на всех, это наша столица!

Домашнее задание.

Воспитатель:

 – Для того чтобы нам лучше познакомиться с нашей столицей – Москвой, мы с вами оформим фото альбом о Москве. А для этого вы и ваши родители будете собирать информацию об этом прекрасном городе. Вам нужно будет найти и принести в детский сад открытки, фотографии, иллюстрации и рисунки из журналов о Москве, а родители помогут вам написать краткие сведения о той достопримечательности Москвы или о том памятном месте города, которое будет отражено на ваших иллюстрациях.

 

Примечание: для закрепления материала беседы, в ближайшие дни с детьми проводится игра «Иностранец».

Цель игры: В игровой форме закрепить знания детей о Москве.

Ход игры: Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к ним в гости придёт иностранец, который ничего не знает о нашей столице Москве (в роли иностранца выступает приглашённое лицо – кто-то из родителей, другой воспитатель). Дети должны рассказать иностранцу самое главное. «Иностранец» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказывать:

– Как называется наша страна?

– Что такое столица?

– Как называется столица России?

– Чем она знаменита?

 В конце игры «иностранец» благодарит детей за рассказ и дарит сладкий приз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

детей подготовительной группы

«История Московского Кремля»

 

Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства.

Оборудование и материалы: слайды с изображением древнего и современного Кремля; мультимедийный проектор, магнитафон.

Методы и приёмы: игровой (игровая ситуация – путешествие); словесный (беседа, рассказ, художественное слово); наглядный (показ слайдов).

Ход занятия:

 

Воспитатель:

 – В нашей удивительной стране России всё удивительное: прекрасные города, полноводные реки, замечательные люди и очень богатая история. Богатая – значит интересная, многовековая.

 Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в давние-давние времена, в старинную Москву. Хотите туда попасть? Тогда отправляемся!

(Дети переходят в музыкальный зал. В зале загорается свет, звучит музыка. Зал украшен иллюстрациями старинной Москвы).

Воспитатель:

 – Вот мы и в старинной Москве. Ребята, сколько вам лет? (Ответы детей).

А нашей Москве более восьми веков, а один век – это сто лет. Правда, Москва древний город? Поэтому так много в Москве красивых старинных зданий, великолепных храмов и площадей. Первым московским правителем был князь Юрий Долгорукий. Он и основал город Москву. А начиналась Москва с Кремля, с маленькой деревянной крепости.

 Сегодня мы погуляем по старинному Московскому Кремлю.

 

К нам пришёл издалека

Город златоглавый.

Метили его века

Шрамами и славой.

Как корабль среди стремнин,

Шёл под стать стихии

Древний город – исполин,

Сердце всей России.

 О. Александрова

(На экране появляется изображение древнего Московского Кремля)

 – В старину в каждом городе на Руси был Кремль – это крепость, которая защищала жителей от врагов. Московский Кремль был построен на высоком холме, чтобы всех неприятелей было хорошо видно сверху.

 

Застучали топоры

Над Москвой-рекою.

Стали рощи и боры

Стройкой городскою.

Был построен град Москов

За рекой Неглинной.

И прошло с тех пор веков

Восемь с половиной.

 О. Александрова

 

 – Сначала Московский Кремль был построен из дерева: деревянный высокий забор, деревянные башни, колокольни, дома внутри Кремля – всё было из дерева. Но, как известно, дерево очень легко загорается, поэтому Кремль много раз горел. Тогда решено было построить его заново, из камня. Так появился Кремль белокаменный. Посмотрите, какой красивый! (Показ слайда)

 – Но и белокаменный Кремль со временем начал стареть, разрушаться, терять свою красоту. Тогда горожане решили построить Кремль из красного кирпича. Таким мы видим его и сегодня: (Показ слайда)

– Высокие стены с острыми зубцами, сторожевые башни. Каждой башне люди дали своё название: Спасская, Набатная, Водовзводная и т.д. самой известной считается Спасская башня, на которой располагаются Кремлёвские куранты – самые главные часы России. Посмотрите, какие они большие и красивые (Показ слайда)

 

Год прошёл, как день вчерашний.

Над Москвою в этот час

Бьют часы Кремлёвской башни

Свой салют двенадцать раз.

 С. Маршак

 

 В Водовзводной башне находится колодец, на Набатной башне висел сигнальный колокол.

 Стены и башни Кремля – настоящее украшение современной Москвы. Все иностранные гости стремятся побывать в Кремле.

 – А сейчас давайте заглянем за стены Кремля. Сколько здесь чудес! Вот колокольня Ивана Великого. Она долго была самым высоким строением на Руси. За это народ называл её Великой! (Показ слайда)

 В Кремле много соборов, они окружают целую площадь, которую назвали Соборной площадью. Соборная площадь – главная площадь Кремля. Здесь в далёкие времена русские цари собирались с народом и знатью в самые торжественные для всей России дни.

 Здесь расположены Успенский и Благовещенский соборы! (Показ слайда).

 – Есть в Кремле Грановитая палата. (Показ слайда).

 Здесь русские цари принимали знатных иностранцев. Послы из разных стран приезжали в Москву. Ведь наша страна была очень сильной и богатой, все хотели с ней дружить.

 Грановитая палата – это великолепный зал, в котором находятся трон русского царя, символы царской власти: скипетр и держава.

– Ребята, где можно увидеть изображение скипетра и державы?

– Правильно, на российском гербе в лапах у орла!

 Вот и подошла к концу, наша прогулка по Московскому Кремлю. Давайте на прощание ещё раз полюбуемся красотой Московского Кремля! (показ слайд шоу «Московский Кремль»).

 

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

 Н. Кончаловская

(Экран гаснет, звучит музыка, дети возвращаются в группу)

Итог занятия:

Воспитатель:

 – Ребята, понравилось вам наше путешествие? Тогда давайте проверим, что вы узнали, путешествуя по Московскому Кремлю.

– Кто основал Москву?

– Из чего был построен Кремль сначала?

– Почему Кремль перестраивали много раз?

– Как называются башни Кремля?

– Где принимали русские цари иностранных гостей?

 – Молодцы! Вы были очень внимательны! Дома расскажите родителям о нашем сегодняшнем путешествии и нарисуйте то, что вам понравилось больше всего!

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

детей подготовительной группы

«Города России»

 

Программное содержание: познакомить детей с крупными городами России, с историей Санкт – Петербурга, побуждать детей восхищаться красотой Санкт – Петербурга, воспитывать патриотические чувства.

Оборудование и материалы: слайд шоу «Города России».

Ход занятия:

Воспитатель:

 – Наша страна – самая большая в мире. Сегодня мы с вами попутешествуем по городам России. Но чтобы объехать нашу огромную страну, нам понадобятся все виды транспорта. Отправляемся!

 

На лошади ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Тр-р! Стоп! Разворот.

На реке – пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везёт,

Надо сесть в самолёт.

Самолёт летит,

В нём мотор гудит:

У-у-у, у-у-у.

 И. Токмакова

 

– Назовите самый главный город нашей страны? (Ответы детей)

– Правильно, это Москва. Но в России великое множество разных городов. Послушайте, как они называются: Новгород, Санкт-Петербург, Саратов, Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Волгоград и др.

– А как называется главный город – столица нашей с вами Республике Татарстан? (Казань)

– А в каких ещё городах России вы бывали? (Ответы детей)

– Посмотрите, это старинный русский город Новгород. (Показ слайда)

Он поражает красотой своих старинных построек. Горожане берегут свои памятники. Новгород – это страница истории нашего государства. Более тысячи лет назад поселились на реке Волхов русские люди. Построили Кремль, основали город и назвали его Новгородом – новым городом. Новгород объединил своей властью весь север Руси.

 В России ещё очень много прекрасных старинных городов: Суздаль, Кострома, Ярославль, Владимир, Ростов. (Показ слайдов).

– Эти города поражают своей многовековой историей и красотой. Их даже назвали Золотым кольцом России!

 

– Есть в России ещё один великий и прекрасный город – Санкт-Петербург! (Показ слайда)

– А кто из вас бывал в этом городе? (Ответы детей)

– Санкт-Петербург построен на реке Неве. Основал его русский царь Пётр Первый. Санкт-Петербург хоть и основан в далёкие времена, как Москва, но всё же он намного моложе Москвы. Недавно Санкт-Петербургу исполнилось 300 лет.

 Строительство этого города было необычным для России. Царь Пётр первый задумал построить чудо-город и сделать его столицей России. Поэтому сейчас Санкт-Петербург часто называют второй столицей России.

 Город строился на удивление всем иностранцам: просторным, широким, с великолепными мостами, дворцами, храмами. И сейчас Санкт-петербург считается одним из самых красивейших городов мира. Со всего мира люди едут посмотреть на это чудо! (Показ слайда)

– Посмотрите, какие дворцы, фонтаны, мосты есть в Санкт-Петербурге. (Показ слайдов). Люди не устают ими любоваться!

 – Санкт-Петербург, так же как и Москва, является городом-героем.

– Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)

 В годы Великой Отечественной войны жители города перенесли блокаду. Враги окружили город со всех сторон, отрезали его от всей страны. Город всё время бомбили, запасы еды быстро заканчивались. Горожане голодали. Из-за голода и бомбёжек очень многие умерли. Но всё-таки город выстоял! Наши люди восстановили разбомблённый город: построили новые дома, парки восстановили дворцы, храмы. И город снова стал прекрасным!

 Те тяжёлые времена навсегда остались в памяти всей страны и особенно жителей Санкт-Петербурга. И вы, ребята, никогда об этом не забывайте.

 Много ещё есть славных городов в России и у каждого города есть своя история. Ваши родители могут помочь вам выбрать какой-нибудь город и узнать его историю. Потом вы сами сможете рассказать всем ребятам об этом городе. А чтобы рассказ ваш был интересным, не забудьте найти иллюстрации, фотографии этого города.

 Когда ваших историй о городах соберётся много, мы с вами оформим альбом «Города России».

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

детей подготовительной группы

«Какие народы живут в России»

 

Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.

Предварительная работа: чтение сказок народов России.

Ход занятия:

– Ребята, в какой стране мы с вами живём? (Россия)

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна это не только леса, поля, реки, города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много: русские, татары, чуваши, марийцы, мордва, башкиры – проживают в средней полосе России; чукчи, ненцы – на севере; осетины, ингуши – на юге страны. Каждый народ говорит на своём языке.

– На каком языке говорят татары? (На татарском)

– А русские? (На русском)

– Каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции.

– Что такое народные традиции? (Ответы детей)

 Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции.

– Какие татарские народные праздники вы знаете? (Ответы детей) «Сабантуй», «Курбан-байрам», «Карга-боткасы».

– Что это за праздник Сабантуй? (Праздник окончания посевных работ)

– Какие русские народные праздники вы знаете? (Ответы детей)

– Что это за праздник Масленица? (Проводы Зимы, встреча весны)

 Итак, у каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

– У каждого народа есть свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.  У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

 Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми народами нашей страны.

И начнём мы своё знакомство с самой дальней стороны нашей огромной Родины  – Севера.

– На крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. (Показ иллюстрации).

– давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

– Правильно, потому что на севере очень холодно! Одежда сделана из оленьих шкур, ведь, прежде всего она должна быть тёплой и удобной. Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Давайте все вместе повторим это новое для вас слово.

– Посмотрите, национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. Часто на одежде вышивали узоры, обозначающие рыб, оленей и птиц.

– А теперь посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. (Показ иллюстрации). Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай. Давайте скажем все вместе – пулай.

– А теперь давайте поиграем и заодно посмотрим – хорошо ли вы знаете татарский и русский народный костюм.

 Д/игра «Чей костюм?» (В ходе игры воспитатель уточняет у детей названия элементов одежды костюмов).

 – Молодцы! Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

 – мы уже с вами говорили о том, что у каждого народа свой язык. Но люди разных народов нашей страны знают два языка: свой национальный, например татарский, и ещё русский. Потому что русский – это государственный язык и на нём общаются все народы нашей страны.

 – Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что-то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку.

– Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей).

Да, в них есть добрые и злые персонажи, волшебные вещи, говорящие животные и т.д. А ещё во всех сказках, у всех народов, добро всегда побеждает зло.

– А какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей)

 Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

У каждого народа есть свои любимые национальные блюда: у чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины; У осетин и ингушей – халва, пахлава.

– А какие татарские национальные блюда вы знаете? (Ответы детей)

Да, татары делают вкуснейшие сладости, например чак-чак.

– А какие русские национальные блюда вы знаете? (Ответы детей).

– Конечно, это блины, пироги.

Итог занятия:

– Какие народы проживают в России? (Ответы детей)

 Наша страна, ребята, сильна своим единством, дружбой разных народов. Даже в нашей с вами группе есть, и татары и русские и все мы с вами живём дружно, никогда не ссоримся!

 А теперь давайте пить чай с чак-чаком и блинами!

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

детей подготовительной группы

«Русские народные промыслы»

 

Программное содержание: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.

Обогатить словарь детей словами: Хохлома; Филимоновская, Богородская, Дымковская игрушки; Жостовские подносы; Палехские шкатулки.

Оборудование и материалы: предметы русских народных промыслов.

Ход занятия:

 

 (Звучит русская народная музыка, дети входят в музыкальный зал, где расставлены предметы русских народных промыслов: вышитые рушники, головные платки, затейливые половики, Хохломская посуда, Дымковские Филимоновские и Богородские игрушки, Жостовские подносы, Городецкие доски, Палехские шкатулки. Разные предметы быта: самовар, прялка, ухват; посуда – крынка, чугунок ит.д.)

– Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев – всё мило сердцу русского человека. А как красивы русские сказки!

– А вы, ребята, какие сказки знаете? (Ответы детей)

 Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились русские народные промыслы.

– Во что играли дети на Руси? Так же как и вы, в разные игрушки.

– Откуда у вас, ребята, появляются игрушки? (Ответы детей).

– А в старину люди делали игрушки для своих детей сами.

– Из чего сделаны ваши игрушки? (Пластмассы, резины, ткани, железа).

– Как вы думаете, из чего делали игрушки русские мастера? (Ответы детей)

– Да из того, что было под рукой: из глины, дерева, соломы. Лучшие игрушки становились известны в других городах. Так появились Богородские, Филимоновские, Дымковские, Каргопольские игрушки. Название они получили по названию местности, где их делают. Так, Дымковские игрушки делают в селе Дымково. Они вам уже хорошо знакомы. Посмотрите на них. (Показ игрушек)

– Где здесь Дымковские игрушки? (Дети выбирают) Посмотрите, какие они яркие, весёлые, нарядные. Вот барыня в цветастом кокошнике, а вот важный павлин с нарядным хвостом. Сколько озорства, веселья вложил мастер в эти игрушки. Значит, и сам мастер был человек весёлый.

– Из чего сделаны Дымковские игрушки (Из глины).

– Значит, это, какие игрушки? (Глиняные).

 Каргопольские игрушки тоже сделаны из глины. В основном это фигурки животных. Найдите их. Назовите. (Медведь с гармошкой, нарядный олень).- изготовление этих игрушек – дело не простое, требует от мастера терпения и умения. Сначала он лепит фигурку из глины, раскрашивает, потом обжигает в печи, чтобы игрушка была твёрдой, а краска ярче блестела.

– Найдите теперь, игрушки сделанные из дерева. (Матрёшки, птички-свистульки). Это Филимоновские игрушки. Давайте их рассмотрим.

– Матрёшка  не зря считается символом России. Ведь где только не делают матрёшек. И в каждой области – свой почерк, свой рисунок у матрёшки.

 Дерево издавна было любимым материалом народных умельцев. Из дерева в старину делали не только игрушки, но и предметы быта. Некоторые из них есть и на нашей выставке. Назовите их? (столы, посуда, разделочные доски, шкатулки, прялка)

– Всё вокруг стремится украсить русский умелец! Если деревянная посуда, то с золотой росписью! Так появилась хохломская роспись!

– Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Здесь на красном фоне затейливо переплетаются золотые ягоды, цветы, листочки. Посмотрите, какая красота! (Показ образцов хохломской посуды).

– Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вытачивает ложечку или чашку из дерева, потом расписывает красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды! А русский народ даже играть выучился на деревянных ложках. Давайте и мы с вами попробуем.

 (Дети под музыку «Во поле берёзка стояла» проигрывают  на ложках ритм первого куплета и припева)

 – Очень много прекрасных вещей создавали русские мастера. Их и вещами то назвать нельзя. Это настоящие произведения искусства!

 (Воспитатель показывает детям жостовский поднос)

– Эта роспись сделана по металлическому подносу.

 

Не цветы, а просто диво!

Нарисованы красиво!

Маки, лютики, ромашки

Оживут из русской сказки.

 Л. Осипова.

 

– Посмотрите, как настоящие художники расписали эти подносы. Делают такие подносы в городе Жостово, рядом с Москвой.

– А эта шкатулка сделана мастерами, которые живут в селе Палех, поэтому роспись на изделиях называется палехской росписью. Часто мастера на шкатулках изображали удалую тройку сказочных коней, а на этой шкатулке изображён сюжет хорошо знакомой вам сказки. Что это за сказка? («Конёк-горбунок»).

 – Изделия русских народных промыслов широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость. Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)

– А означает это ребята то, что мы гордимся умением наших мастеров, их необыкновенными произведениями, которые несут людям красоту и радость. Таких изделий нет больше нигде в мире, их делают только в России.

– Ребята, а что вам больше всего понравилось из предметов русских народных промыслов? Расскажите почему? (Ответы детей).

– А вы хотите, что бы и нашу группу украшали такие красивые изделия русских мастеров? Тогда давайте откроем в нашей группе музей русских народных промыслов! А экспонаты для нашего музея будем собирать все вместе!

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

детей подготовительной группы

«Климатические зоны России»

 

Программное содержание: познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитывать патриотические чувства.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением разных климатических зон, животных, растений, атрибуты для игры «С какого дерева листок».

Ход занятия:

 

 – Ребята, ни одна страна в мире не имеет такой богатой и разнообразной природы, как Россия.

– Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

– Правильно, потому что наша страна – самая большая в мире!

На севере нашей страны очень холодно. Там можно увидеть льдины, айсберги, вечные снега, а на юге протянулись жаркие пустыни.

 Давайте мы, сегодня совершим путешествие по нашей стране и увидим всё своими глазами.

– На чём отправимся в путешествие? (Дети предлагают варианты. Воспитатель вместе с детьми обсуждает, что можно увидеть, если лететь на самолёте, ехать на поезде? Все вместе выбирают автобус. Дети садятся на стулья, поставленные в два ряда)

– Рассаживайтесь поудобнее, отправляемся.

 

Мы в автобусе сейчас

По России едем,

Что увидим – всем расскажем,

Как домой приедем!

 Л. Осипова

 

– Ну вот, мы с вами добрались до Крайнего Севера! (Показ иллюстрации с изображением тундры).

– Посмотрите, природа Крайнего Севера, такая же, как в нашем посёлке? (Ответы детей).

– А чего не видно на фотографии? (Ответы детей)

– Правильно, здесь нет лесов, на многие, многие километры простирается тундра – земля с бедной, скудной растительностью. Ведь на севере нашей Родины очень холодно. Зима там длинная, а лето короткое. Поэтому почва не успевает прогреться, а растения не успевают вырастать. В основном в тундре растут мох, лишайники, грибы, ягоды, очень маленькие деревца, которые называют карликовыми.

 – Ой, посмотрите, какие-то животные показались  вдалеке! (Показ иллюстраций) Вы их узнаёте? (Ответы детей)

– Да, это белый медведь и олень – главные животные тундры. Они не боятся северных снегов, льда и мороза – толстый мех и шкура защищают их от стужи.

 

 Продолжаем наше путешествие, садитесь в автобус, поехали.

– Постепенно заканчивается тундра и начинается тайга. Это густые, хвойные леса.

– Что значит хвойные леса? (Ответы детей)

– Какие хвойные деревья в них растут? (Ответы детей. Каждый ответ детей воспитатель сопровождает показом иллюстрации)

– Есть в тайге ещё одно хвойное дерево – кедр. Оно даёт людям очень ценные, полезные для здоровья орешки – кедровые. Давайте их попробуем. (Все пробуют кедровые орешки)

– Растительный мир тайги очень богат. Деревья в тайге образуют непроходимые заросли – настоящую чащу. Если человек пойдёт в тайгу один, то может очень легко заблудиться.

 – Животных в тайге очень, очень много! Это и медведи, и белки, и лисы, и бурундуки. Но есть и такие животные, которых вы не очень хорошо знаете, потому что они не живут в лесах нашего родного края. Посмотрите на картинки: это куница, рысь, соболь. (Показ иллюстраций).

 – Тайга даёт человеку прекрасный строительный материал – ценные породы деревьев, а так же грибы, ягоды, лекарственные растения.

 

 Отправляемся дальше.

– Посмотрите, как меняется лес. (Показ иллюстрации) Появляются дубы, берёзы, липы, клёны, орешник.

– Вам знакомы эти деревья? (Ответы детей)

– Верно, это деревья лесов средней полосы России. Здесь живём мы с вами.

– Лес, в котором есть хвойные и лиственные деревья, называется смешанным.

– Давайте поиграем в игру «С какого дерева листок»

 

– Ребята, а какое дерево встречается в наших лесах чаще всего? (Ответы детей)

– Правильно, берёза. Это любимое Российское дерево. Берёзу можно увидеть и в лесу, и в городе, и около нашего детского сада. Посмотрите, какая она стройная, красивая! (Показ иллюстрации)

 – Животные смешанных лесов вам хорошо знакомы, назовите их. (Дети называют, а воспитатель показывает иллюстрации: медведь, заяц, волк, лиса, белка, ёж, кабан).

 Проводится игра «Чьи припасы?»

Ход игры: Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением орешков, грибов, яблок, бочки мёда, малины, морковки, семечек. Предлагает отгадать: кто забыл свои припасы, и вернуть их в хозяину. В случае правильного ответа рядом с картинкой с изображением припасов появляется картинка с изображением хозяина: белка, ёжик, медведь, заяц, мышка.

 

 Едем дальше.

Лес постепенно меняется. Посмотрите, деревьев становится всё меньше. Неужели это опять тундра? Конечно, нет! Ведь мы двигаемся на юг, значит, солнышко греет всё сильнее и сильнее. Начинаются степи. (Показ иллюстрации).

– В начале лета степи напоминают яркие ковры, так много трав и цветов в степи: шалфей луговой, душица, румянка, ковыль и др. Живут в степях суслики, бурундуки, мыши, змеи. А за степью начинаются берега Чёрного и Каспийского морей. (Показ иллюстраций)

Это юг России. Погода здесь тёплая, зима короткая и очень мягкая, а лето жаркое и длинное. Здесь растут Кипарисы, олеандры, акации.

 Юг России – любимое место отдыха россиян. Люди приезжают сюда летом, чтобы позагорать, поплавать в море, набраться мил и здоровья на целый год. Многие из вас здесь уже побывали. Расскажите о своём путешествии. (Рассказы детей).

Итог занятия:

– Ну, вот и подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться. Сегодня мы с вами узнали, как разнообразна и богата природа нашей страны России.

 

 

 

 

 

 

 

Беседа по ознакомлению с окружающим с детьми подготовительной группы «Голубые реки России»

 

Цель: расширять представления детей о природе России, познакомить с названиями рек, с озером Байкал.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением рек, озера Байкал, растений и животных тайги.

 

Ход беседы:

 

 – Россия – это морская держава, речной и озёрный край. Посмотрите, как много на карте России голубого цвета. Что им обозначают?

– Правильно, на карте им обозначены моря, реки и озёра.

– Всего в России около 120 тысяч рек. Даже трудно себе представить, такое количество рек. Вот какая огромная наша страна Россия!

– Реки страны – это её настоящее богатство.

– Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

– Правильно, в реке водится рыба и ещё река даёт людям воду. Поэтому именно по берегам рек всегда селились люди, ведь человек не может жить без воды.

– Реки это речной путь. По рекам плавают большие пассажирские теплоходы, огромные грузовые баржи, рыболовецкие суда. На реках построены гидроэлектростанции, которые снабжают города электричеством. (Показ иллюстраций).

– Какую реку России называют матушкой? Правильно, Волгу.

– Все вы знаете эту реку. Расскажите про неё, какая она? (Ответы детей: сильная, красивая, полноводная)

– Самые большие реки России – Волга, Енисей, Обь, Лена, Ангара.

Сибирская река Енисей в переводе с тувинского языка означает большая вода.

– Озёра – тоже очень важная часть природы России. Среди всех озёр России есть одно, знаменитое на весь мир – это озеро Байкал – гордость России!

– Посмотрите, какое оно красивое! (Показ иллюстрации).

– Озеро Байкал – самое большое озеро в мире. Иногда его сравнивают с морем, потому что если встать на одном берегу озера, то противоположный берег не видно. Так он далеко! Во время сильного ветра на Байкале поднимаются волны, как на настоящем море во время шторма.

– Вода в озере Байкал – самая чистая и прозрачная. В Байкале водится очень много видов рыб. Среди них встречаются очень редкие: омуль, бычки.

– По берегам озера Байкал стоит высокий лес. Это тайга.

– Вы уже знаете, какие деревья растут в тайге. Назовите их. (Ответы детей).

– А кто живёт в тайге? (Ответы детей).

– Ребята, как вы думаете, может ли Земля существовать без воды? (Ответы детей)

– Что будет, если вдруг исчезнут все моря, реки, озёра? (Ответы детей)

 Реки это богатство нашей страны, но любое богатство можно потерять, если им не дорожить. Давайте бережно относится к нашим рекам, морям и океанам.

 

 

 

 

 

Сценарий литературно-музыкального праздника

«Что мы Родиной зовём?»     (При разработке данного сценария использованы интернет материалы)

 

(Музыкальный зал украшен детскими рисунками: о Родине, о Москве, о природе. Дети одетые в костюмы народов России, заходят под музыку в зал и садятся на стулья)

Ведущий: – Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь на праздник, посвящённый нашей стране, праздникам и традициям её народа.

Ребёнок 1:

– Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

 

Ребёнок 2:

– Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

 

Ребёнок 3:

– Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём.

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

 

Ведущий: – Дети, скажите, как называется страна, в которой мы живём?

Дети: – Россия!

(Звучит гимн России)

Ведущий: – Наша страна имеет свой гимн, государственные символы: герб, флаг, имеет свой главный город – столицу. Ребята, расскажите, что вы знаете об этом.

 

Ребёнок 4 (герб в руке):

– У России величавой

На гербе орёл двуглавый.

Чтоб на запад, на восток,

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый. 

Он – России дух свободный.

 

Ребёнок 5 (флажок в руке):

 – Флаг России благороден.

Белый цвет – берёзка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска – солнечный рассвет.

 

Ребёнок 6:

– Столица России – Москва.

Москва – это красная площадь.

Москва – это башни Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

 

(Дети исполняют Песню «Край родной»)

 

Ведущий: – Ребята, Россия славится своей богатой историей, своими

городами, реками, народными умельцами.

 

(Дидактическая игра «Назови города России»)

(Дидактическая игра «Назови реки России»)

(Дидактическая игра «Назови русские и татарские праздники»)

 

Ведущий:

– Города старинные мастерами славятся,

Улицы кузнечные, улицы гончарные,

Площади торговые, праздничные ярмарки:

Матрёшки, пряники, самовары,

Ложки, игрушки, разные безделушки.

 

Ведущий: – И по сей день ярмарки славятся своими народными умельцами,

промыслами, весельем и задором.

 

(Выходят дети-коробейники и рассказывают о своих промыслах).

 

Ребёнок 7:

– Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут, 

Всех матрёшками зовут.

 

Ребёнок 8:

– Вот посуда глиняная,

А вот и деревянная,

Для любой хозяйки

Всегда она желанная.

 

Ребёнок 9:

– А у меня – игрушки забавные:

Барыни важные из Дымково,

Лошадки деревянные – Богородские,

Свистульки звонкие – Филимоновские

Игрушки эти сделаны 

Из глины да из дерева.

Мастера их вылепили,

Мастера их вырезали.

В каждую вложили сердце,

Свою душу выразили.

 

Ребёнок 11:

– Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку гжельскую

Легко перенесла.

 

Ребёнок 12:

– Букеты сказочных цветов

Глядят на нас с подносов звонких

И шёлк волшебных лепестков 

И трепет трав в сиянье тонком.

 

Ребёнок 13:

 – А вот платки нарядные,

Из Павлово, Иваново.

Подходите, покупайте, 

Своих любимых наряжайте.

(Хоровод «Мы на луг ходили» (музыка – А.Филиппенко, слова – Т.Волгиной)

Ведущий: – Богата Россия и скороговорками, и сказками, и пословицами. Трудовой народ был остёр на язычок, умел научить уму-разуму молодёжь.

 

(Конкурс народных (русских, татарских, марийских, чувашских и пр.) пословиц среди детей и родителей)

 

Ведущий: – Народ нашей Родины умел работать, умел и играть.

(Русская народная игра «Заря-заряница»)

(Татарская народная игра «Тюбетейка»)

(Марийская народная игра «Два круга»)

 

Ведущий: – Вы, ребята, молодцы, повеселились и поиграли от души. Да, богата наша страна традициями, праздниками, великими людьми, событиями. Вам ещё многое предстоит узнать о России.

 

Если долго, долго, долго

В самолёте нам лететь, 

Если долго, долго, долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы:

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

 

Ребёнок 14:

– На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь,

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну – наш общий дом.

Ведущий: – Дорогие гости, дорогие ребята, у всех народов нашей Родины есть очень важный обычай: на ярмарках, праздниках угощаться чаем, сладостями, пряниками. Этот обычай жив и по сей день.

 

(Входит Самовар)

Ребёнок 15: 

– Самовар гудит, пыхтит.

Он гудит не уставая

Двести лет уже подряд.

Самовар – душа живая – 

Друг веселью, сказке брат.

Приглашаю вас друзья,

Угощу всех чаем я.

 

(Дети и родители уходят пить чай)