УДК
Ю.Р. Файзрахманова
ГАПОУ СО ЕАДК «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж»,
г.Екатеринбург
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Аннотация: В статье рассмотрены возможности применения игровых технологий в образовательном процессе. Обобщен и систематизирован опыт применения данного метода в учебных заведениях. Выявлено, как игровая технология способствует формированию профессиональных компетенций у студентов. Представленная классификация указывает основные направления разработки деловых учебных игр. Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретической базы для дальнейшей разработки проблемы и исследований, посвящённых деловой игре.
Ключевые слова: игра, деловая игра, игровые технологии, профессиональные компетенции, активные методы обучения.
В настоящее время педагоги современной профессиональной школы стремятся найти возможности эффективного использования методов, форм и средств обучения, позволяющих обеспечить подготовку квалифицированных кадров, которые в дальнейшем будут конкурентоспособны в сложных реалиях постоянно меняющейся действительности. Данную задачу позволяет эффективно решить применение активных методов обучения, которые подразделяют на имитационные и неимитационные. Имитационные активные методы рассматривают как неигровые (проведение анализа определённой ситуации, ситуационная задача, упражнения, выполняемые по инструкции и др.), так и игровые: деловые игры, работа с имитационным тренажером, модернизация и т.п. Ко вторым – относят проблемную лекцию, эвристическую беседу, учебную дискуссию, работу, связанную с поиском и т.д. [8,с.46].
Игра является видом деятельности, благодаря которой создаются (моделируются) разные учебные ситуации, направленные не только на расширение кругозора, но и на имитацию реальности, посредством использования которой возможно решить ряд серьезных задач формирования профессиональных компетенций, когда используется определённый практический опыт, совершенствуются навыки.
Игра изначально является естественным видом деятельности для ребенка, практически с самого его рождения. Не менее актуальна она и для взрослого человека, так как научно доказано, что именно при применении игровых технологий обучение становится более эффективным в любом возрасте. Впервые заговорил об игре, как об отражение действительности, еще знаменитый педагог К.Д. Ушинский. А.С. Макаренко отмечал, что без игры человек не может полноценно творчески развиваться [7,с.317].
Исследования последних лет подтверждают тот факт, что игра, сопровождая человека в течение жизни, становится инструментом развития личности. Это подтверждено также, например, корпоративной практикой крупных предприятий.
Игровые технологии многообразны и выбор осуществляется в соответствии с поставленными задачами. Так, посредством игры можно сообщать новые знания, закреплять материал, воспроизводить ситуации, знакомить с новым видом деятельности и т.д. [11,с.18].
Вопрос эффективного применения игровых технологий, деловых игр широко освещен в трудах многих ученых. Н. С. Ернукова классифицирует деловые игры и выделяет их компонентный состав, целевую установку. В.Н. Ляменков исследует понятие и сущность игровой технологии в контексте применения их содержания для профессиональной подготовки.
Деловую игру в целом можно определить как метод имитации принятия управленческих решений в разных ситуациях путем того, что ситуация проигрывается по определённым правилам [3,с.42]. Основанная сфера приложения игровой ситуации – сформировать способность в определённых социально-экономических ситуациях принимать решения за счет поддержания постоянного интереса к содержанию учебно-познавательной деятельности, активизации самостоятельности, формировании и закреплении практических навыков [2,с.26].
Известными являются разработки в сфере проведения деловых игр В.И. Рыбальского, который исследует значение человечного фактора и определяет отличие таких игр от других, в данном случае рассматривается проблема социального управления. Деловая игра в таких условиях является отражением реальных взаимосвязей, которые на самом деле присутствуют в системе, ситуации, которые были в прошлом, есть сейчас или могут сформироваться в будущем. Одновременно с этим ученый выделяет, что результат проведения таких игр – большой процент запоминания, усвоения материала (до 80). [6,с.62].
По мнению А.А. Вербицкого, деловые игры позволяют воссоздать реальные ситуации, и в таких условиях у обучающегося есть возможность проявить свои способности, применить профессиональное навыки, усвоить их на практике. Исследуя возможности применения деловых игр, А. А. Вербицкий их связывал с контекстным подходом, когда учебный процесс осуществляется в контексте будущей профессиональной деятельности, что позволяет воссоздать в игре реальные производственные связи и отношения. При этом профессиональную деятельность возможно моделировать таким образом, чтобы формировались либо компетентные предметные действия, либо социальные отношения в группе. Для успешного осуществления деловых игр выделяют ряд основных принципов:
– имитационного моделирования конкретных условий динамики процессов;
– игрового моделирования, в котором представлены содержание и формы соответствующей профессиональной деятельности;
– совместная деятельность, при которой важно выбрать роли, определить полномочия и средства, которые будут применяться;
– диалогическое общение;
– двупланность проявляется в постановке двоякой цели, которая отражает реальный и игровой аспекты;
– принцип проблемного содержания [11,с.17].
Включение в обучение всего вышесказанного может позволить осознано конструировать и применять деловую игру как средство обучения и формирования профессиональных и коммуникативных компетентностей.
В педагогической практике рекомендуется следующая схема подготовки деловой игры: выбор → постановка задач и выбор методов→ проработка сценария либо планов → подготовка дидактического материала → распределение ролей и команд → оформление игрового пространства → сама игра → заключение, которое может включать анализ, вывод и обобщение. Также после проведения игры дается ряд необходимых рекомендаций [9,с.360].
Для того чтобы результат деловой игры был эффективным и значимым нужно включать моделирование конкретных ситуаций и сопутствующих условий и вовлекать всех студентов в совместную деятельность. Также немаловажно в итоге и коллективное обсуждение всего содержания и материалов, включённых в данную игру. Таким образом, главное направление любой деловой игры – решать практико-ориентированные задачи, сложные профессиональные вопросы, связанные с будущей профессиональной деятельностью. [1,с.42].
При этом деловая игра может иметь разный характер. Возможны деловые игры инновационного характера. Базовый процесс в данном случае – отход от предыдущего понимания неких ситуаций, то есть формирование новых знаний. Главное в данном случае творчество студентов, степень креативности. При этом минимизировано звено оценки критического плана продуктов творчества, так как главное – породить как можно больше нетривиальных, возможно неожиданных и нестандартных решений тех проблем, которые есть или тех которые будут в прогнозе. Критическое оценивание – когда закончена игра, оно осуществляется группой аналитиков. Один из популярнейших видов данной игры «мозговой штурм», когда создается банк проектных идей.
В играх имитационного вида чаще преобладают процессы повторения, воспроизведение (имитация) тех действий, которые были ранее зафиксированы. Все это с целью их усвоения [1, с. 47].
Организационно-деятельностная игра подразумевает использование конструирующей модели взаимодействия деятельных персонажей при постановке проблемы, при этом ориентироваться должны на то, чтобы развить коллектив и его работу. Акцентирование в данном случае на организации критериально обеспеченной рефлексии, которая моделируется в условиях производственных ситуаций участниками процесса в ходе взаимодействия. Ролевые персонажи – группы участников. Сюда включают позиции деятельности, которые реально существуют и наиболее важны. Здесь могут быть, например, группы экономистов, управленцев и т.д.
Организационно-коммуникативным является вид деловой игры, на базе которой происходит моделирование коммуникативного взаимодействия и организуется также мыслительное взаимодействие (совместно принимают решения).
Один из сложных вариантов игры – учебно-производственный, по-другому называемый учебно-прагматическим. Цель в таком случае – принять решение, исходя из актуальной проблемы. Начало игры идет от создания кейсов, в которые включены: составление игрового плана, определение целей и задач, этапы и примерное содержание, роли, обязанности, средства. Впоследствии пишется сценарий, осуществляется сбор информации, оцениваются результаты.
В организационно–коммуникативные игры включают группы ролевых участников: «за», что является тезисом, антитезисом в данном случае будет – «против». Также есть группа «арбитр».
Организационно–мыслительная игра демонтирует конкурирующие логико–мыслительные процессы, существующие в действительности. Здесь присутствует «субъект мысли» (аспект эмпирического плана) и «предикат мысли» (аспект теоретический). Также сюда включены группы «концептолога» и «проблематизатора» и т.п. Взаимодействие демонстративное, таким образом, мы добиваемся экстериоризации всех мыслительных процессов, при этом цель – их коррекция [5].
Обобщая сущность и специфику деловые игры, можно назвать производственными играми инновационную игру и мозговой штурм, так как они позволяют решить реальные проблемы. Учебные – которые актуальны для студентов, развивающие определённые значимые качества участников игрового процесса. Учебную задачу можно решить посредством имитационной ситуации моделирования [2,с.27].
Согласно результатом проведённых исследований, деловая игра, включённая в ученый процесс, не всегда увеличивает объём теоретических знаний у студентов, но при этом ее роль очень важна, так как в итоге, что подтверждено опытно-экспериментальным путем, студенты могут лучше применять те знания, которые у них были получены ранее именно на практике. Также при этом обучаемые учатся работе в команде. Важно и то, что благодаря применению деловых игр студенты учатся контролировать себя [11,с.18]. Они впоследствии выбирают в итоге наиболее оптимальную тактику поведения и становятся более гибким даже в сложных ситуациях.
Профессиональная подготовка будущих специалистов автомобильно-дорожного колледжа включает в блок профессиональных компетенций требования к их экономической составляющей, т.е. не только овладение базовыми экономическими знаниями, но и формирование навыков активного экономического мышления, что способствует выработке практических навыков и предпринимательских способностей. Такой подход планирует выбор активных методов обучения, какими являются деловые игры. Целесообразность их применения в процессе изучения таких дисциплин как «Экономика организации» и «Управление персоналом» несомненна, так как имеет место возможность не только изучать, но и в определенной степени имитировать профессиональные экономические ситуации, возникающие в реальной профессиональной обстановке. Преподавание основ профессиональной деятельности будущих специалистов имеет большое значение для своевременной коррекции приемов организации их мыслительной деятельности и поведенческих навыков, студенты адаптируются к определенным условиям реальной производственной деятельности и входят в единую систему профессиональных характеристик и установок личностных качеств.
Список использованных источников
- Анисимов О. С. Методологический словарь для управленцев. – М.: Агро Вестник, 2002. – 295 с.
- Арнст Е.А. Деловые игры на учебных занятиях для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся // Образование. Карьера. Общество, 2018. №3(58) – с.26-27
- Бургат В.В. Деловая игра как метод активного обучения // Сибирский торгово-экономический журнал, 2014 – с.42-48
- Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития. [Текст]/ Э.Ф. Зеер – М.: Академия, 2011. – с. 240
- Котова Е.М. Реализация знаково-контекстного обучения в профессиональной подготовке / Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук URL: http://ens.mil.ru/files/morf/military/files/Diss_kotova.pdf (дата обращения 12.11.2019)
- Курьяков И.А., Шамис В. А.,Шарипова Н.А. Деловая игра в учебном процессе и целесообразность ее использования в современных условиях // Сибирский торгово-экономический журнал, 2014 №1 (19) – с. 61-67
- Мендель Б.Р. Интеллектуальная игра и образование: развитие значимых качеств обучающихся / М.; Берлин: Директ –Медиа, 2017. – с. 316
- Сергеева М.Г. Имитационные методы обучения при подготовке конкурентоспособного специалиста // Профессиональное образование и рынок труда № 1/2 2015 – с.46-47 (с. 46)
- Хацринова О. Ю., Иванов В. Г.// Организация и проведение дидактических игр в технологическом вузе // Вестник Казанского технологического университета, 2008 №6 –с.357-364
- Шевченко О. И., Волков М. А., Леонов В. А. Технологии нестандартного обучения // Педагогика высшей школы. — 2018. — №3. — с. 17-25.
- Щетинина Д.П. Методологические и практические аспекты проведения деловых игр в высших учебных заведениях // Российский психологический журнал, 2013 №4 –с.15-24