Научная статья на тему ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

ФИО: Файзрахманова Ю.Р.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4237
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Научная статья на тему ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



УДК

Ю.Р. Файзрахманова

ГАПОУ СО ЕАДК «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж», 

г.Екатеринбург

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Аннотация: В статье рассмотрены возможности применения игровых технологий в образовательном процессе. Обобщен и систематизирован  опыт применения данного метода в учебных заведениях. Выявлено, как игровая технология способствует формированию профессиональных компетенций у  студентов. Представленная классификация указывает основные направления разработки деловых учебных игр. Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретической базы для дальнейшей разработки проблемы и исследований, посвящённых деловой игре. 

Ключевые слова: игра, деловая игра, игровые технологии, профессиональные компетенции, активные методы обучения. 

В настоящее время  педагоги современной профессиональной школы стремятся найти возможности эффективного использования методов, форм и средств обучения, позволяющих обеспечить подготовку квалифицированных кадров, которые в дальнейшем будут конкурентоспособны в сложных реалиях постоянно меняющейся действительности. Данную задачу позволяет эффективно решить применение активных методов обучения, которые подразделяют на имитационные и неимитационные. Имитационные активные методы  рассматривают как неигровые (проведение анализа определённой ситуации, ситуационная задача, упражнения, выполняемые по инструкции и др.), так и игровые: деловые игры,  работа с имитационным тренажером, модернизация и т.п. Ко вторым – относят проблемную лекцию, эвристическую беседу, учебную дискуссию, работу, связанную с поиском и т.д.   [8,с.46].

Игра является видом деятельности, благодаря которой создаются (моделируются) разные учебные ситуации, направленные не только на расширение кругозора, но и на имитацию реальности, посредством использования которой возможно решить ряд серьезных задач формирования профессиональных компетенций, когда используется определённый практический опыт, совершенствуются навыки. 

Игра изначально является  естественным видом деятельности для ребенка, практически с самого его рождения.  Не менее  актуальна она и для взрослого человека, так как научно доказано, что именно при применении игровых технологий обучение становится более  эффективным в любом  возрасте. Впервые заговорил об игре, как об отражение действительности, еще знаменитый педагог К.Д. Ушинский. А.С. Макаренко отмечал, что без игры человек не может полноценно творчески развиваться [7,с.317].

Исследования последних лет подтверждают тот факт, что игра, сопровождая человека в течение жизни, становится инструментом развития личности. Это подтверждено также, например, корпоративной практикой крупных предприятий.  

Игровые технологии многообразны и выбор  осуществляется в   соответствии с поставленными задачами. Так, посредством игры можно  сообщать новые знания, закреплять материал,  воспроизводить ситуации, знакомить с новым видом деятельности и т.д. [11,с.18].

Вопрос  эффективного применения игровых технологий, деловых игр широко освещен в трудах многих ученых. Н. С. Ернукова классифицирует деловые игры и выделяет их компонентный состав, целевую установку. В.Н. Ляменков исследует  понятие и сущность игровой технологии в контексте применения их содержания для профессиональной  подготовки.

Деловую игру в целом можно определить как метод имитации принятия управленческих  решений в разных ситуациях путем того, что ситуация проигрывается по определённым правилам [3,с.42].  Основанная сфера приложения игровой ситуации – сформировать способность в определённых социально-экономических ситуациях принимать решения  за счет поддержания постоянного интереса к содержанию учебно-познавательной деятельности, активизации самостоятельности, формировании и закреплении  практических навыков [2,с.26].

Известными являются разработки в сфере проведения деловых игр В.И. Рыбальского, который исследует значение человечного фактора и определяет отличие  таких игр от других, в данном случае рассматривается проблема социального управления. Деловая игра в таких условиях является отражением реальных взаимосвязей, которые на самом деле  присутствуют в системе, ситуации, которые были в прошлом, есть сейчас или могут сформироваться в будущем. Одновременно с этим  ученый выделяет, что  результат проведения таких игр – большой процент запоминания,  усвоения  материала (до 80). [6,с.62].

По мнению А.А. Вербицкого, деловые игры позволяют воссоздать реальные ситуации, и в таких условиях у обучающегося есть возможность  проявить свои  способности, применить профессиональное навыки,  усвоить их на практике.  Исследуя возможности применения деловых игр,  А. А. Вербицкий их связывал с контекстным подходом, когда учебный процесс осуществляется в контексте будущей профессиональной деятельности, что позволяет  воссоздать в игре реальные производственные связи и отношения. При этом  профессиональную деятельность возможно моделировать таким образом, чтобы формировались либо компетентные предметные действия, либо социальные отношения в группе. Для успешного осуществления деловых игр выделяют ряд основных принципов:

– имитационного моделирования конкретных условий динамики процессов; 

– игрового моделирования, в котором представлены содержание и формы соответствующей профессиональной деятельности;

– совместная деятельность, при которой важно выбрать роли, определить полномочия  и средства, которые будут применяться;

– диалогическое общение;

– двупланность проявляется в постановке двоякой цели, которая отражает реальный и игровой  аспекты;

–  принцип проблемного содержания [11,с.17].

Включение в обучение всего вышесказанного может позволить осознано конструировать и применять деловую игру как средство обучения и формирования профессиональных и коммуникативных компетентностей.

В педагогической практике рекомендуется следующая схема подготовки деловой игры: выбор → постановка задач  и выбор методов→ проработка сценария либо планов → подготовка дидактического материала → распределение ролей и команд → оформление игрового пространства → сама игра → заключение, которое может включать анализ, вывод и обобщение. Также после проведения игры дается  ряд необходимых  рекомендаций [9,с.360].

Для того чтобы результат деловой игры был  эффективным и значимым нужно включать моделирование конкретных ситуаций и сопутствующих условий и вовлекать всех студентов в совместную деятельность. Также немаловажно в итоге и коллективное обсуждение всего содержания и материалов, включённых в данную игру. Таким образом, главное направление любой деловой игры – решать практико-ориентированные задачи, сложные профессиональные вопросы, связанные с будущей профессиональной деятельностью.   [1,с.42]. 

При этом деловая игра может иметь разный характер. Возможны деловые игры инновационного характера. Базовый процесс в данном случае – отход от предыдущего понимания неких ситуаций, то есть формирование новых знаний. Главное в данном случае творчество студентов, степень креативности. При этом минимизировано звено оценки критического плана продуктов творчества, так как  главное – породить как можно больше нетривиальных, возможно неожиданных и нестандартных решений тех проблем, которые есть или тех которые будут в прогнозе. Критическое оценивание – когда закончена игра, оно осуществляется группой аналитиков. Один из популярнейших видов данной игры «мозговой штурм», когда создается банк проектных идей.

В играх имитационного вида  чаще преобладают процессы повторения, воспроизведение (имитация) тех действий, которые были ранее зафиксированы. Все это с целью их усвоения [1, с. 47].

Организационно-деятельностная игра подразумевает использование конструирующей модели взаимодействия деятельных персонажей при постановке проблемы, при этом ориентироваться должны на то, чтобы развить коллектив и  его работу. Акцентирование в данном случае на организации критериально обеспеченной рефлексии, которая моделируется в условиях производственных ситуаций участниками процесса в ходе взаимодействия. Ролевые персонажи – группы участников. Сюда включают позиции деятельности, которые реально существуют и наиболее важны. Здесь могут быть, например,  группы экономистов, управленцев  и т.д. 

Организационно-коммуникативным является вид деловой игры, на базе которой происходит моделирование  коммуникативного взаимодействия и организуется также мыслительное взаимодействие (совместно принимают решения). 

Один из сложных вариантов игры – учебно-производственный, по-другому называемый учебно-прагматическим. Цель  в таком случае – принять решение, исходя из актуальной проблемы. Начало игры идет от создания кейсов, в которые включены: составление игрового плана, определение целей и задач, этапы и примерное содержание, роли, обязанности,  средства. Впоследствии пишется сценарий, осуществляется сбор информации,  оцениваются результаты.  

В организационно–коммуникативные  игры включают группы ролевых участников: «за», что является тезисом, антитезисом в данном случае будет – «против». Также есть группа «арбитр». 

Организационно–мыслительная игра демонтирует конкурирующие логико–мыслительные процессы, существующие в действительности. Здесь присутствует «субъект мысли» (аспект эмпирического плана) и «предикат мысли» (аспект теоретический). Также сюда включены группы «концептолога» и «проблематизатора» и т.п. Взаимодействие демонстративное, таким образом, мы добиваемся экстериоризации всех мыслительных процессов, при этом  цель – их коррекция [5].

Обобщая сущность и специфику деловые игры, можно назвать производственными играми инновационную игру и мозговой штурм, так как они позволяют решить реальные проблемы. Учебные – которые актуальны для студентов,  развивающие определённые значимые качества участников игрового процесса. Учебную задачу можно решить посредством имитационной ситуации моделирования [2,с.27].

Согласно результатом проведённых исследований, деловая игра, включённая в ученый процесс, не всегда увеличивает объём теоретических знаний у студентов, но при этом ее роль  очень важна, так как в итоге, что подтверждено опытно-экспериментальным путем, студенты  могут лучше применять  те знания, которые у них были получены ранее именно на практике. Также при этом обучаемые учатся работе в команде. Важно и то, что  благодаря применению деловых игр студенты  учатся контролировать себя [11,с.18]. Они впоследствии выбирают в итоге наиболее оптимальную тактику поведения и  становятся более гибким даже в  сложных ситуациях. 

Профессиональная подготовка будущих специалистов автомобильно-дорожного колледжа включает в блок профессиональных компетенций требования к их экономической составляющей, т.е. не только овладение базовыми экономическими знаниями, но и формирование навыков активного экономического мышления, что способствует выработке практических навыков и предпринимательских способностей.  Такой подход планирует выбор активных методов обучения, какими являются деловые игры. Целесообразность их применения в процессе изучения таких дисциплин как «Экономика организации» и «Управление персоналом» несомненна, так как имеет место возможность не только изучать, но и в определенной степени имитировать профессиональные экономические ситуации, возникающие в реальной профессиональной обстановке. Преподавание основ профессиональной деятельности будущих специалистов имеет большое значение для своевременной коррекции приемов организации их мыслительной деятельности и поведенческих навыков, студенты адаптируются к определенным условиям реальной производственной деятельности и входят в единую систему профессиональных характеристик и установок личностных качеств.

 

Список использованных источников

  1. Анисимов О. С. Методологический словарь для управленцев. – М.: Агро Вестник, 2002. – 295 с.
  2. Арнст Е.А.  Деловые игры на учебных занятиях для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся // Образование. Карьера. Общество, 2018. №3(58) – с.26-27
  3. Бургат В.В.  Деловая игра как метод активного обучения //  Сибирский торгово-экономический журнал, 2014 – с.42-48
  4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития. [Текст]/ Э.Ф. Зеер – М.: Академия, 2011. – с. 240 
  5. Котова Е.М.  Реализация знаково-контекстного обучения в профессиональной подготовке / Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук URL: http://ens.mil.ru/files/morf/military/files/Diss_kotova.pdf (дата обращения 12.11.2019)
  6. Курьяков И.А., Шамис В. А.,Шарипова Н.А.   Деловая игра в учебном процессе и целесообразность ее использования в современных условиях // Сибирский торгово-экономический журнал, 2014 №1 (19) – с. 61-67
  7. Мендель Б.Р. Интеллектуальная игра и образование: развитие значимых качеств обучающихся / М.; Берлин: Директ –Медиа, 2017. – с. 316 
  8. Сергеева М.Г. Имитационные методы обучения при подготовке конкурентоспособного специалиста // Профессиональное образование и рынок труда № 1/2 2015 – с.46-47 (с. 46)
  9. Хацринова О. Ю., Иванов В. Г.// Организация и проведение дидактических игр в технологическом вузе // Вестник Казанского технологического университета, 2008 №6 –с.357-364 
  10. Шевченко О. И., Волков М. А., Леонов В. А. Технологии нестандартного обучения // Педагогика высшей школы. — 2018. — №3. — с. 17-25.
  11. Щетинина  Д.П. Методологические и практические аспекты проведения деловых игр в высших учебных заведениях // Российский психологический журнал, 2013 №4 –с.15-24