Приложение №__ к программе ПССЗ по специальности 08.02.05
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургский автодорожный колледж»
(ГАПОУ СО «ЕАДК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности / Основы интеллектуального труда и финансовой грамотности
специальности
08.02.05 Строительство автомобильных дорог и аэродромов
Квалификация: техник
2023
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.05 Строительство автомобильных дорог и аэродромов, укрупненная группа специальностей 08.00.00 Дорожный рабочий.
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «ЕАДК».
Разработчики:
Ташлинцева Е.Н. преподаватель вкк ГАПОУ СО «ЕАДК»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
|
4 |
|
9 |
|
15 |
|
17 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности / Основы интеллектуального труда и финансовой грамотности
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности / Основы интеллектуального труда и финансовой грамотности является обязательной частью общегуманитарного и естественно-научного цикла основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО: 08.02.05 Строительство автомобильных дорог и аэродромов
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):
Учебная дисциплина ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности / Основы интеллектуального труда и финансовой грамотности является дисциплиной общегуманитарного и естественно-научного цикла учебного плана основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, реализуемой Колледжем на базе основного общего образования с получением среднего общего образования на базе общего образования.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
– реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности / Основы интеллектуального труда и финансовой грамотности является усвоение содержания учебного предмета.
– достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом
1.4 Компетенции и личностные результаты, формируемые в рамках изучения учебной дисциплины ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности / Основы интеллектуального труда и финансовой грамотности
Код
компетенции |
Формулировка компетенции | Знания, умения |
---|---|---|
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) |
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности | ||
ОК 02 | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач |
Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств | ||
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях |
Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования |
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты |
Основные виды
деятельности |
Код и наименование
компетенции |
Показатели освоения компетенции |
---|---|---|
ПК 1.3 | Проектировать конструктивные элементы автомобильных дорог и аэродромов; | Практический опыт:
геодезических и геологических изысканиях; выполнении разбивочных работ. Умения: выполнять работу по проложению трассы на местности и восстановлению трассы в соответствии с проектной документацией; вести и оформлять документацию изыскательской партии; проектировать план трассы, продольные и поперечные профили дороги; производить технико-экономические сравнения; пользоваться современными средствами вычислительной техники; пользоваться персональными компьютерами и программами к ним по проектированию автомобильных дорог и аэродромов; оформлять проектную документацию. Знания: изыскания автомобильных дорог и аэродромов, включая геодезические и геологические изыскания; определение экономической эффективности проектных решений; оценку влияния разрабатываемых проектных решений на окружающую среду. |
Личностные результаты
реализации программы воспитания (дескрипторы) |
Код личностных результатов реализации программы воспитания |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» | ЛР 4 |
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектномыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость | ЛР 14 |
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности / Основы интеллектуального труда и финансовой грамотности
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения:
Учебные занятия | Объем часов |
лекции | 32 |
практические занятия | 16 |
лабораторные занятия | – |
самостоятельная работа | 24 |
Промежуточная аттестация проводится в форме зачет с оценкой | 8 |
Всего | 72 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности / Основы интеллектуального труда и финансовой грамотности
Номер занятия | Наименование темы занятия | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Количество учебных часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Личное финансовое планирование | ||||
1 | Тема 1.1
Личное финансовое планирование |
Содержание учебного материала
Знакомство с курсом ОФГ |
2-2 | ОК 01,02,03 ЛР 14 |
2 | Тема 1.1
Личное финансовое планирование |
Содержание учебного материала
О Центральном банке (Банке России) — независимом регуляторе финансовой системы РФ и защитнике прав потребителей финансовых услуг. |
2-4 | ОК 01,02,03 ЛР 14 |
3 | Тема 1.1
Личное финансовое планирование |
Содержание учебного материала
Основные понятия: человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс В том числе, практических занятий и лабораторных занятий:
|
2-6 | ОК 01,02,03 ЛР 13,14 |
Самостоятельная работа: Составление личного финансового плана | 4 | |||
Раздел 2. Депозит | ||||
1 | Тема 1.1. Депозит
Тема 1.2 Сбережения |
Содержание учебного материала
Простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность. |
2-8 | ОК 01,02,03 ЛР 4 |
Содержание учебного материала
Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор. |
2-10 | |||
2 | Тема 1.3 Практическая работа №1 | Практическая работа №1
Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий). |
2-12 | |
Практическая работа № 2 Мини-исследование. Анализ возможностей Интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач. | 2-14 | |||
Самостоятельная работа
Сравнение предложений банков |
4 | |||
Раздел 3. Кредит | ||||
1 | Тема 1.1 Кредит | Содержание учебного материала
Банковский кредит, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК). |
2-16 | ОК 01,02,03 ЛР 14 |
2 | Тема 1.2 Виды кредитов | Содержание учебного материала
Виды кредитов по целевому назначению (потребительский кредит, ипотечный кредит), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту. |
2-18 | ОК 01,02,03 ЛР 4 |
3 | Тема 1.3 Практическая работа №3 | Практическая работа №3
Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика. Сравнительный анализ финансовых институтов для осуществления выбора кредита на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий) |
2-20 | |
Самостоятельная работа обучающихся
Конспектирование основных моментов раздела |
4 | |||
Раздел 4. Расчетно-кассовые операции | ||||
1 | Тема 1.1 Создание собственного бизнеса | Содержание учебного материала
Бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-идея, планирование рабочего времени, венчурист. |
2-20 | ОК 01,02,03 ЛР 4,14 ПК 1.3 |
2 | Тема 1.2 Практическая работа №4 | Практическая работа №4
Практикум. Формирование навыков по поиску актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Презентация компании. Составление бизнес-плана по алгоритму. Ведение простых расчетов. Подсчет издержек, прибыли, доходов |
2-22 | |
Раздел 5. Страхование | ||||
1 | Тема 1.1 Страхование | Содержание учебного материала
Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц. |
2-24 | ОК 01,02,03 ЛР 4 |
2 | Тема 1.2 Виды Страхования | Содержание учебного материала
Страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности, договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты. |
2-26 | ОК 01,02,03 ЛР 4 |
3 | Тема 1.3 Практическая работа №5 | Практическая работа №5
Мини-проект. Заключаем договор страхования — сбор информации о страховой компании и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для заключения договора. Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя. |
2-28 | |
4 | Тема 1.4. Практическая работа №6 | Практическая работа №6
Практикум. Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов. Мини-проект. Действия страховщика при наступлении страхового случая. |
2-30 | |
Самостоятельная работа
Сравнение рынка страховых компаний |
4 | |||
Раздел 6. Инвестиции | ||||
1 | Тема 1.1 Инвестиции | Содержание учебного материала
Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц. |
2-32 | ОК 01,02,03 ЛР 14 |
2 | Тема 1.2 Практическая работа №7 | Практическая работа №7
Тренинг. Формирование представлений о способах и инструментах инвестирования для различных финансовых целей. Практикум. Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.). |
2-34 | |
Самостоятельная работа
Изучение инвестиционных компаний |
4 | |||
Раздел.7 Пенсионный фонд | ||||
1 | Тема 1.1 Пенсионный фонд | Содержание учебного материала
Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений. |
2-36 | ОК 01,02,03 ЛР 4,14 |
2 | Тема 1.2 Практическая работа №8 | Практическая работа №8
Мини-исследование. Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений. |
2-38 | |
Раздел 8. Налоги | ||||
1 | Тема 1.1 Налоги
Тема 1.2 |
Содержание учебного материала
Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), |
4-42 | ОК 01,02,03 ЛР 14 ПК 1.3 |
2 | Тема 1.2 Налоги | Содержание учебного материала
Налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты. |
2-44 | ОК 01,02,03 ЛР 14 ПК 21.3 |
3 | Тема 1.1 | Подготовка к зачету Повторение ранее пройденного материала | 2-46 | |
Самостоятельная работа
Конспектирование Налогового кодекса РФ |
4 | |||
ПА в форме зачет с оценкой | 8 | |||
Всего | 72 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности / Основы интеллектуального труда и финансовой грамотности
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
3.2. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
3.2.1. Основные источники:
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы):
3.2.3. Дополнительные источники:
3.3. Формы проведения занятий по учебной дисциплине:
Согласно приказу №762 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО» от 24.08.2022 г. учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение индивидуального проекта, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета – основы философии; лаборатории – не предусмотрено.
Оборудование учебного кабинета:
– посадочные места по количеству студентов;
– рабочее место преподавателя;
– комплект схем-таблиц по темам;
– доска;
– учебные пособия для самостоятельной работы студентов,
– методические указания по практическим занятиям,
– УМК Технические средства обучения: – компьютер, интернет.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по основе финансовой грамотности сооружений, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу СПО.
3.2.1. Основные источники:
- Брехова Ю.В., Алмосов А.П. материалы для обучающихся. 10-11 классы общеобразоват. Орг. –М. :ВАКО, 2018-344 с.- (Учимся разумнолму финансовому поведению)
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
- https://моифинансы.рф/project/lk/Лешкевич, Т.Г. Основы философии [Электронный ресурс] / Лешкевич Т.Г., Катаева О.В. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 317 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58977.html. – ЭБС «IPRbooks»;
- http://college-balabanovo.ru/Student/Lec/UchMater/Pravo/FG_Uchebnik_SPO.pdf
3.3. Формы проведения занятий по учебной дисциплине:
Практические занятия, консультации, лекции, семинары, самостоятельные работы.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности / Основы интеллектуального труда и финансовой грамотности
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Перечень знаний: | Характеристики демонстрируемых знаний | Тестирование |
Перечень умений: | Характеристики демонстрируемых умений | Оценка результатов выполнения практической работы |
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знания:
|
|
|
Умения:
применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни; взаимодействовать в коллективе и работать в команде; рационально планировать свои доходы и расходы; грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина; |
использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с банковскими операциями, рынком ценных бумаг, страховым рынком, фондовой и валютной биржами; анализирует состояние финансовых рынков, используя различные источники информации; определять назначение видов налогов и применять полученные знания для расчёта НДФЛ, налоговых вычетов, заполнения налоговой декларации; применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг и выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц; планировать и анализировать семейный бюджет и личный финансовый план; составлять обоснование бизнесидеи. | Оценка результатов выполнения практических занятий |