УРП по дисциплине “Основы финансовой грамотности”

ФИО: Ташлинцева Е.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4248
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: УРП по дисциплине "Основы финансовой грамотности"
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



Приложение №__ к программе ПССЗ по специальности 08.02.05

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение     Свердловской области «Екатеринбургский автодорожный колледж» 

(ГАПОУ СО «ЕАДК»)

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности / Основы интеллектуального труда и финансовой грамотности

специальности

08.02.05 Строительство автомобильных дорог и аэродромов

Квалификация: техник

 

2023

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.05 Строительство автомобильных дорог и аэродромов, укрупненная группа специальностей 08.00.00 Дорожный рабочий.

Организация-разработчик: ГАПОУ СО «ЕАДК».

Разработчики:

Ташлинцева Е.Н. преподаватель вкк ГАПОУ СО «ЕАДК»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
  • ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
  • СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
  • УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
15
  • КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
17
  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности / Основы интеллектуального труда и финансовой грамотности

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности / Основы интеллектуального труда и финансовой грамотности является обязательной частью общегуманитарного и естественно-научного цикла основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО: 08.02.05 Строительство автомобильных дорог и аэродромов

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):

Учебная дисциплина ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности / Основы интеллектуального труда и финансовой грамотности является дисциплиной общегуманитарного и естественно-научного цикла учебного плана основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, реализуемой Колледжем на базе основного общего образования с получением среднего общего образования на базе общего образования.

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

– реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности / Основы интеллектуального труда и финансовой грамотности является усвоение содержания учебного предмета. 

– достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом 

1.4 Компетенции и личностные результаты, формируемые в рамках изучения учебной дисциплины ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности / Основы интеллектуального труда и финансовой грамотности

Код

компетенции

Формулировка компетенции Знания, умения
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; 

составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач
Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное
и личностное развитие, предпринимательскую деятельность
в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты
Основные виды 

деятельности

Код и наименование

компетенции

Показатели освоения компетенции
ПК 1.3  Проектировать конструктивные элементы автомобильных дорог и аэродромов; Практический опыт:

геодезических и геологических изысканиях;

выполнении разбивочных работ.

Умения:

выполнять работу по проложению трассы на местности и восстановлению трассы в соответствии с проектной документацией;

вести и оформлять документацию изыскательской партии; 

проектировать план трассы, продольные и поперечные профили дороги; 

производить технико-экономические сравнения; 

пользоваться современными средствами вычислительной техники; 

пользоваться персональными компьютерами и программами к ним по проектированию автомобильных дорог и аэродромов; 

оформлять проектную документацию.

Знания:

изыскания автомобильных дорог и аэродромов, включая геодезические и геологические изыскания; 

определение экономической эффективности проектных решений; 

оценку влияния разрабатываемых проектных решений на окружающую среду.

Личностные результаты 

реализации программы воспитания 

(дескрипторы)

Код личностных результатов
реализации
программы
воспитания
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» ЛР 4
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектномыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость ЛР 14
  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности / Основы интеллектуального труда и финансовой грамотности

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения:

Учебные занятия Объем часов
лекции  32
практические занятия 16
лабораторные занятия 
самостоятельная работа 24
Промежуточная аттестация проводится в форме зачет с оценкой 8
Всего 72


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности / Основы интеллектуального труда и финансовой грамотности

Номер занятия Наименование темы занятия Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Количество учебных часов Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы
1 2 3 4 5
Раздел 1. Личное финансовое планирование 
      1 Тема 1.1

Личное финансовое планирование

Содержание учебного материала 

Знакомство с курсом ОФГ

2-2 ОК 01,02,03 ЛР 14
2 Тема 1.1

Личное финансовое планирование

Содержание учебного материала 

О Центральном банке (Банке России) — независимом регуляторе финансовой системы РФ и защитнике прав потребителей финансовых услуг.

2-4 ОК 01,02,03 ЛР 14
3 Тема 1.1

Личное финансовое планирование

Содержание учебного материала

Основные понятия: человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс

В том числе, практических занятий и лабораторных занятий: 

  1. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса

 

2-6 ОК 01,02,03 ЛР 13,14
Самостоятельная работа: Составление личного финансового плана 4
Раздел 2. Депозит
      1 Тема 1.1. Депозит

Тема 1.2 Сбережения

Содержание учебного материала

Простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.

2-8   ОК 01,02,03 ЛР 4
Содержание учебного материала

Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор.

2-10
      2 Тема 1.3 Практическая работа №1 Практическая работа №1

Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий).

2-12   
Практическая работа № 2 Мини-исследование. Анализ возможностей Интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач. 2-14
Самостоятельная работа

Сравнение предложений банков

4
Раздел 3. Кредит
1 Тема 1.1 Кредит Содержание учебного материала

Банковский кредит, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК).

2-16 ОК 01,02,03 ЛР 14
2 Тема 1.2 Виды кредитов Содержание учебного материала

Виды кредитов по целевому назначению (потребительский кредит, ипотечный кредит), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.

2-18 ОК 01,02,03 ЛР 4
3 Тема 1.3 Практическая работа №3 Практическая работа №3

Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика. Сравнительный анализ финансовых институтов для осуществления

выбора кредита на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)

2-20
Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование основных моментов раздела

4
Раздел 4. Расчетно-кассовые операции
1 Тема 1.1 Создание собственного бизнеса Содержание учебного материала

Бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-идея, планирование рабочего 

времени, венчурист.

2-20 ОК 01,02,03 ЛР 4,14 ПК 1.3
2 Тема 1.2 Практическая работа №4 Практическая работа №4

Практикум. Формирование навыков по поиску актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Презентация компании. Составление бизнес-плана по алгоритму. Ведение простых расчетов. Подсчет издержек, прибыли, доходов

2-22
Раздел 5. Страхование
1 Тема 1.1 Страхование Содержание учебного материала

Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц.

2-24 ОК 01,02,03 ЛР 4 
2 Тема 1.2 Виды Страхования Содержание учебного материала

Страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности, договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты.

2-26 ОК 01,02,03 ЛР 4 
3 Тема 1.3 Практическая работа №5 Практическая работа №5

Мини-проект. Заключаем договор страхования — сбор информации о страховой компании и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для заключения договора. Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя.

2-28
4 Тема 1.4. Практическая работа №6 Практическая работа №6

Практикум. Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов.

Мини-проект. Действия страховщика при наступлении страхового случая.

2-30
Самостоятельная работа

Сравнение рынка страховых компаний

4
Раздел 6. Инвестиции
1 Тема 1.1 Инвестиции Содержание учебного материала

Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц.

2-32 ОК 01,02,03 ЛР 14
2 Тема 1.2 Практическая работа №7 Практическая работа №7

Тренинг. Формирование представлений о способах и инструментах инвестирования для различных финансовых целей.

Практикум. Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.).

2-34
Самостоятельная работа

Изучение инвестиционных компаний

4
Раздел.7 Пенсионный фонд
1 Тема 1.1 Пенсионный фонд Содержание учебного материала

Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.

2-36 ОК 01,02,03 ЛР 4,14
2 Тема 1.2 Практическая работа №8 Практическая работа №8

Мини-исследование. Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений.

2-38
Раздел 8. Налоги
1 Тема 1.1 Налоги

Тема 1.2

Содержание учебного материала

Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, 

предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы 

налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), 

4-42 ОК 01,02,03 ЛР 14 ПК 1.3
2 Тема 1.2 Налоги Содержание учебного материала

Налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, 

налоговые вычеты.

2-44 ОК 01,02,03 ЛР 14 ПК 21.3
3 Тема 1.1 Подготовка к зачету Повторение ранее пройденного материала 2-46
Самостоятельная работа

Конспектирование Налогового кодекса РФ

4
ПА в форме зачет с оценкой  8
Всего 72


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности / Основы интеллектуального труда и финансовой грамотности

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

3.2. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

3.2.1. Основные источники:

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы):

3.2.3. Дополнительные источники:

3.3. Формы проведения занятий по учебной дисциплине:

Согласно приказу №762 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО» от 24.08.2022 г. учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение индивидуального проекта, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета – основы философии; лаборатории – не предусмотрено.

Оборудование учебного кабинета: 

– посадочные места по количеству студентов; 

– рабочее место преподавателя; 

– комплект схем-таблиц по темам; 

– доска; 

– учебные пособия для самостоятельной работы студентов, 

– методические указания по практическим занятиям, 

– УМК Технические средства обучения: – компьютер, интернет. 

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по основе финансовой грамотности сооружений, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу СПО.

3.2.1. Основные источники:

  1. Брехова Ю.В., Алмосов А.П. материалы для обучающихся. 10-11 классы общеобразоват. Орг. –М. :ВАКО, 2018-344 с.- (Учимся разумнолму финансовому поведению)

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

  • https://моифинансы.рф/project/lk/Лешкевич, Т.Г. Основы философии [Электронный ресурс] / Лешкевич Т.Г., Катаева О.В. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 317 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58977.html. –  ЭБС «IPRbooks»;
  • http://college-balabanovo.ru/Student/Lec/UchMater/Pravo/FG_Uchebnik_SPO.pdf

 

3.3. Формы проведения занятий по учебной дисциплине:

Практические занятия, консультации, лекции, семинары, самостоятельные работы.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности / Основы интеллектуального труда и финансовой грамотности

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения Критерии оценки Формы и методы оценки
Перечень знаний: Характеристики демонстрируемых знаний Тестирование
Перечень умений: Характеристики демонстрируемых умений Оценка результатов выполнения практической работы

 

Результаты обучения Критерии оценки Формы и методы оценки
Знания:

  • основные понятия финансовой грамотности и основные законодательные акты, регламентирующие ее вопросы; 
  • виды принятия решений в условиях ограниченности ресурсов; основные виды планирования; 
  • устройство банковской системы, основные виды банков и их операций; сущность понятий «депозит» и «кредит», их виды и принципы; 
  • схемы кредитования физических лиц;
  •  устройство налоговой системы, виды налогообложения физических лиц; 
  • признаки финансового мошенничества;
  • демонстрирует знания основных понятий финансовой грамотности;
  •  ориентируется в нормативноправовой базе, регламентирующей вопросы финансовой грамотности; 
  • способен планировать личный и семейный бюджеты;
  •  владеет знаниями для обоснования и реализации бизнес-идеи; 
  • дает характеристику различным видам банковских операций, кредитов, схем кредитования, основным видам ценных бумаг и налогообложения физических лиц;
  •  владеет знаниями формирования инвестиционного портфеля 
  • .качества окружающей среды;
  •  понимает социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и современных технологий.
  • Устный опрос
  • Анализ результатов тестирования, в том числе компьютерного. 
  • Анализ и оценка результатов выполнения домашних заданий проблемного характера на практических занятиях.
  • Анализ умения отбирать и оценивать финансовые проблемы.
  • Выполнять задания на творческом уровне с представлением собственной позиции в самостоятельной работе.
  • оценка умения проектировать собственную гражданскую позицию;
Умения:

применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни; взаимодействовать в коллективе и работать в команде; рационально планировать свои доходы и расходы; грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина; 

использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с банковскими операциями, рынком ценных бумаг, страховым рынком, фондовой и валютной биржами; анализирует состояние финансовых рынков, используя различные источники информации; определять назначение видов налогов и применять полученные знания для расчёта НДФЛ, налоговых вычетов, заполнения налоговой декларации; применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг и выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц; планировать и анализировать семейный бюджет и личный финансовый план; составлять обоснование бизнесидеи. Оценка результатов выполнения практических занятий