Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса
Автор: Соснина Ирина Олеговна – учитель начальных классов, МОУ Школа № 3, г. Черемхово.
Тема: «Семейный бюджет, ведение домашнего хозяйства» для учащихся 3 класса.
Легенда педагогического кейса: вашей проектной группе необходимо разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для городской гимназии, находящейся в крупном городе N по тематике «Семейный бюджет, ведение домашнего хозяйства» для учащихся 3 класса, в котором учатся 30 детей. Особенностями класса является то, что дети хорошо воспитаны, дисциплинированы, в классе позитивная и добрая атмосфера, есть дети с ОВЗ, много детей занимается спортом, в том числе паралимпийскими видами. | |||
Анализ условий реализации образовательной деятельности (по 6 позициям) | Характеристики | Возможности | Ограничения и риски |
|
Хорошо развита материально-техническая база учреждения, у детей есть возможности производить оплату за услуги банковской картой. | Нецелевое использование средств банковской карты | |
|
Имеют общие представления о семейном бюджете. | Отсутствуют детальные представления о формировании семейного бюджета и об особенностях ведения домашнего хозяйства | |
|
Любознательность, непосредственность и творческий подход детей. Вовлечение детей в трудовое воспитание. | Поведенческая эмоциональная нестабильность, соревнования за лидерство. | |
|
Работа в группах. Сопровождение учащихся с ОВЗ тьюторами и детьми наставниками. | Ввиду особенностей детей с ОВЗ, потребуется необходимая дополнительная деятельность в данном направлении. | |
|
Большой спектр использования образовательных технологий | Занятия спортом способствует не полному усвоению учебного материала в виду отсутствия обучающегося на уроках и занятиях. | |
|
Возможность сравнить разные семейные бюджеты. | Неравенство доходов может привести к дискриминации среди детей | |
Планируемые образовательные результаты | Знания | Установки
(что есть «грамотно» и как надо поступать) |
Умения |
Знать, что такое семейный бюджет и пути их повышения.
Понимать, что заработная плата, как правило, является основным источником дохода человека, но не единственным. |
Осознавать свои собственные привычки при расходовании денег. Быть мотивированным к учету и планированию своих доходов и расходов.
Проявлять ответственность за потребление ресурсов семьи. |
Уметь распределять расходы по основным категориям, оценивать свои ежемесячные расходы с точки зрения их необходимости, определять приоритетные траты. Уметь считать расходы и доходы (личные и семейные) в краткосрочном периоде. | |
Образовательные ресурсы (название УМК, № темы, параграф, название ЦОР, мультфильма, анимированной презентации + ссылки на указанные ресурсы)
Раздаточный дидактический материал (название, № приложения) |
1. Федеральная рабочая программа по предметам начального общего образования
2. УМК «Введение в финансовую грамотность», («Интеллект – Центр») https://www.fincult.info/teaching/uchebno-metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-shkoly/ 3. Введение в финансовую грамотность. Рабочая тетрадь 3 для начальной школы. ООО Издательство «Интеллект – Центр». Автор Е. Л. Рутковская. Занятие 6. «Зачем семье сбережения» https://fincult.info/upload/iblock/73f/Rabochaya_tetrad_3_kl.pdf 4. Мультфильм «Богатый бобрёнок»; Серия 10. Бюджет. https://bobrenok.oc3.ru/10/#scroll-marker__video 5. Раздаточный материал: маршрутные листы с заданиями, игровые купюры, импровизированные кошельки. Песочные час, ценники на урожай. 6. Интерактивное. Задание из коллекции библиотеки learningapps. https://learningapps.org/24966339 |
||
Методический инструментарий
(образовательные технологии; методы обучения; педагогические приемы) |
Образовательная технология:
1 этап Мотивационно-целевой: -видеоконтент; 2 этап Операционно-действенный: – игровая технология (движение по станциям); – информационно-коммуникативные технологии (использование интернета, проектов, интерактивных досок, мультимедиа, онлайн-платформы дистанционного обучения). -фрейм, творческая мастерская 3 этап Рефлексивно-оценочный: -видеоконтент. Методы обучения: дискуссия, метод сотрудничества и исследований. Педагогические приемы: дифференцированный подход, мотивационные приемы, визуализация информации (восприятие сложной ситуации), рефлексия. |
||
Место занятия во внеурочной деятельности
А) курс по финансовой грамотности Б) курс по функциональной грамотности |
А ( курс по финансовой грамотности) | ||
Интеграция с другими видами функциональной грамотности (интегративные задания) | Финансовая и математическая грамотность
Финансовая и читательская грамотность Финансовая и ЕН грамотность Финансовая грамотность и глобальные компетенции |
||
Мультиинтегративное задание:
Тема: «Семейный бюджет. Экономить-это важно для семьи» (Приложение 1) – Учитель в совместной деятельности с учащимися работает над заданием. – Постановка проблемного вопроса: можно ли экономить семейный бюджет, выполняя чистку зубов? – Учитель выставляет песочные часы, открывает кран, вода течёт со средней скоростью, наполняя ёмкость. При чистке зубов в течение 3 минут человек расходует примерно _(10)___ литров. Если учесть, что зубы следует чистить 2 раза в день, то расход за день составляет (20) литров. За месяц (30 дней) на чистку зубов на одного члена семьи расходуется (600) литров. А вот, если полоскать рот из стакана, в котором примерно 250 мл воды, то в день расходуется (_500)_мл., а за месяц _(15) литров. Во сколько раз меньше расходуется воды, если при чистке зубов пользоваться стаканом, закрывая при этом кран? – Вывод: экономия воды позволяет сохранить (нужное подчеркнуть) природные ресурсы, воду для охлаждения бутылок с газированной водой под холодной струёй, семейный бюджет. Что проверяет: 1. Критическое мышление: дети должны задаться вопросом о возможности экономии семейного бюджета через выполнение такого ежедневного действия, как чистка зубов. Они должны быть способны анализировать свои повседневные привычки и определить, как они могут повлиять на семейные финансы. 2. Навыки наблюдения и обобщения: дети должны провести исследование, состоящее из практического задания за своими действиями и результатами и ответить на вопрос: можно ли сэкономить на семейном бюджете через чистку зубов. В конце исследования дети должны обобщить свои наблюдения и сделать выводы. Знания: понимание, почему важно чистить зубы регулярно. Умения: готовность и мотивация участников исследования к изменению своих привычек и принятию новых, основанных на знаниях и умениях, для улучшения своего здоровья и экономии семейного бюджета. Установки: 1.Осознавать необходимость ограничивать свои желания. 2.Быть мотивированным на бережное расходование природных ресурсов и их экономию. Ответ: Правильная чистка зубов регулярно с использованием качественной зубной пасты и зубной щетки способствует предотвращению кариеса, заболеваний десен и других проблем полости рта. Это в свою очередь может уменьшить потребность в зубных процедурах и лечении у стоматолога, что приведет к экономии семейных средств. Бережное расходование воды во время процедуры ведет к экономии воды и семейного бюджета. Пояснение: В ходе исследования учащиеся приходят к выводу: экономить семейный бюджет можно, выполняя чистку зубов правильно и эффективно, а также экономить природные ресурсы, бережно расходуя воду. |
План проведения образовательных активностей
Форма проведения активности: Внеурочная деятельность. Игра по станциям «Семейный бюджет-копейка рубль бережёт» | |||
Этап 1 Мотивационный | |||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли) | |
1.1 | Приветствует учащихся
Чтоб в дальнейшем жить без бед, Запланируй свой бюджет! Хоть семья, хоть государство – Не транжирь деньги напрасно! Экскурс в историю. Князя Ивана Даниловича в городе звали Иван Калита. Такое прозвище у него появилось из-за того, что его всегда видели с кошельком на поясе, в котором он носил с собой деньги. Эти деньги он раздавал нищим. Вот этот кошелёк имел своё название тюркского происхождения “Калита”. Отсюда и такое прозвище. Деление на команды. Мультфильм «Богатый бобрёнок»; Серия 10. Бюджет. https://bobrenok.oc3.ru/10/#scroll-marker__video |
Эмоционально реагируют на приветствие учителя
Получают импровизированные кошельки. Распределяются на команды. Получают маршрутные листы. Знакомятся с критериями оценивания их деятельности. Смотрят первую часть мультфильма и отвечают на вопрос «Принять участие в планирование бюджета?» «Нужно ли нам планировать расходы?» |
– Повышение уровня социализация через работу в команде, включение духа соревнования, кто больше сэкономит, кто больше заработает. – Активизируют знания, вспоминают ранее изученный материал.
– Понимают цели и задачи предстоящей деятельности. – Осознавать необходимость ограничивать свои желания. |
Этап 2. Операционно – действенный | |||
5 станций: | Двигаются по станциям согласно маршрутному листу. Получают игровые купюры. Регламент нахождения на станции – 5 минут.
Получают игровые деньги, в соответствии с критериями, озвученными в начале орг. момента. |
– Погружение в игру. | |
Станция 1. «Семейный бюджет. Экономить-это важно для семьи» (Приложение 1)
– Учитель в совместной деятельности с учащимися работает над заданием. – Постановка проблемного вопроса: можно ли экономить семейный бюджет, выполняя чистку зубов? – Учитель выставляет песочные часы, открывает кран, вода течёт со средней скоростью, наполняя ёмкость. При чистке зубов в течение 3 минут человек расходует примерно _(10)___ литров. Если учесть, что зубы следует чистить 2 раза в день, то расход за день составляет (20) литров. За месяц (30 дней) на чистку зубов на одного члена семьи расходуется (600) литров. А вот, если полоскать рот из стакана, в котором примерно 250 мл воды, то в день расходуется (_500)_мл., а за месяц _(15) литров. Во сколько раз меньше расходуется воды, если при чистке зубов пользоваться стаканом, закрывая при этом кран? – Вывод: экономия воды позволяет сохранить (нужное подчеркнуть) природные ресурсы, воду для охлаждения бутылок с газированной водой под холодной струёй, семейный бюджет. |
Читают текст.
Заполняют пробелы в тексте по мере проведения исследования Озвучивают вывод. |
– Выработка модели поведения в быту, связанной с финансами.
– Развитие умения предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения. – Формирование читательской грамотности, осложнённой процедурой включения, выбора. – Применение математических навыков при решении практической жизненной ситуации. – Осознавать свои собственные привычки при расходовании денег. – Проявлять ответственность за потребление ресурсов семьи. – Осознавать необходимость ограничивать свои желания. |
|
Станция 2. «Семейный бюджет: Дача-семейная удача»
Какой доход принёс семье бобров урожай, если было собрано на даче за лето и осень 30 кг груш, 40 кг яблок и 10 кг виктории при средней стоимости груш 200 рублей за кг, яблок – 150 рублей за кг и виктории – 350 рублей за килограмм? Хватит ли семье бобров на вырученные деньги приобрести телевизор стоимостью 10500 рублей? Решение: 30 *200 + 40 * 150 +10 * 350 = 15500 рублей доход семьи Петровых 15500 – 10500 = 5000 рублей хватит семье бобров на приобретения телевизора и ещё останется отложить на подушку безопасности. |
Учащиеся попадают на приусадебный участок. Решают задачу с элементами инсценирования: сбор урожая, продажа урожая, оценка прибыли, покупка необходимого товара.
Учащиеся выполняют необходимые вычисления. |
– Приобретают навыки реализации своего товара на рынке продаж.
– Применяют рациональные решения при продажи товаров. – Применяют полученные знания на практике. – Развивают коммуникативные навыки. – Совершенствуют вычислительные навыки. – Понимать, что такое цены на товары и услуги, и ценность этих товаров и услуг – Критически относиться к решениям о приобретении дорогостоящих товаров – Осознавать необходимость ограничивать свои желания. – Быть мотивированным к учету и планированию своих доходов и расходов. |
|
Станция 3. «Семейный бюджет. Коплю-коплю, неприятность эту я переживу»
Прочитайте сказку «Копилка» ответьте на вопросы и заполните таблицу. – На что тратятся семейные доходы и почему у семей возникают либо сбережения, либо долги? – Какие расходы семьи являются обязательными и неотложными, а какие – желательными, но не обязательными? – Какие выводы вы сделали? – Что будете применять в жизни? Сказка «Копилка» Жили-были три брата, три поросёнка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Заспорили однажды поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф-Ниф предлагает строить дом из соломы, так-как солома дешёвый строительный материал. Нуф-Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф-Наф советует строить дом из кирпича. Долго спорили поросята и, наконец, решили построить большой каменный дом. Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили всё необходимое для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, но остались, очень довольны. Живут поросята в новом красивом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, газ. Перед поросятами встала серьёзная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для их оплаты, и приступили к расчётам. Поросята успешно справились с задачей и вскоре не только называли полученные результаты, но и придумывали разные истории про доходы, расходы и экономию денег. Пришёл однажды волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в неё. А в шкатулке – большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?»- удивлённо спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведём учёт семейных доходов и расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку», – с гордостью сообщили поросята. |
Читают сказку «Копилка»
Отвечают на вопросы Заполняют таблицу |
– Узнают новые факты (что такое подушка безопасности), развивают аналитические способности.
– Применяют полученные знания на практике. – Развивают коммуникативные навыки, учатся аргументированно выражать свою точку зрения. – Быть мотивированным к учету и планированию своих доходов и расходов. |
|
Станция 4. «Семейный бюджет. Копим-тратим».
Учитель дает задание, используя коллекцию библиотеки learningapps. Задание: Распредели, что в семье является доходами, а что расходами. https://learningapps.org/24966339 |
Ребята читают задание, выбирают правильный, по их мнению, ответ. | – Развивают умения делать выбор, как распределять средства, и осознавать последствия своих финансовых действий.
– Улучшают навыки управления своими финансами и принятие осознанных финансовых решений. |
|
Станция 5. «Семейный бюджет. За покупками в Интернет-магазин» Прочитай жизненную ситуацию. Ответьте на вопросы.
Составьте БЛОКНОТ В СТИЛЕ «КОМИКС-АРТ» действий при осуществлении покупок в Интернет-магазине. Предлагает жизненную ситуацию: Мальчик сделал в онлайн-магазине заказ товаров на большую сумму, пока родители спали. Ребенок втайне от матери взял ее смартфон, зашел в приложение маркетплейса и заказал себе и сестре игрушки, книги, обувь и одежду. Общая сумма заказа превысила 250 тысяч рублей. За возврат всех товаров родителям по правилам сети необходимо было отдать около 38 тысяч рублей. |
Читают ситуацию.
Обсуждают, что и почему случилось. Составляют составляют блокнот «в стиле «Комикс-арт». |
– Совершенствуют умения быть осторожными в интернете, предотвращать мошеннические схемы и защищать свои личные данные.
– Понимают важность всегда консультироваться со взрослыми в случае сомнений или подозрений. – Совершенствуют знания о сохранении конфиденциальной информации и избежания ненужных расходов. – Развивают креативное мышление. |
|
Этап 3 Рефлексия | |||
Оценочный этап:
Мультфильм «Богатый бобрёнок»; Серия 10. Бюджет. |
Досматривают вторую часть: «Да, нужно считать расход!».
Составляют Синквейн «Бюджет» |
– Узнали о важности планирования и контроля финансовых ресурсов, о том, как правильное распределение средств способствует финансовой стабильности и достижению целей семьи.
– Осознали, что умение эффективно управлять семейным бюджетом позволяет избежать лишних трат, находить баланс между потребностями и возможностями, а также обеспечивать финансовое благополучие семьи. |
|
Рефлексия | Подсчитывают свой доход и делают выводы о семейном бюджете, после покупают товары с витрины, которые необходимы для семьи-группы..
Проводят анализ: Кто потратил все деньги, а у кого остались деньги. Дискутируют на правильность действий группы. |