Занятие по финансовой грамотности

ФИО: Соснина И.О.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4258
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Занятие по финансовой грамотности
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



 

Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса

Автор: Соснина Ирина Олеговна – учитель начальных классов, МОУ Школа № 3, г. Черемхово.

Тема: «Семейный бюджет, ведение домашнего хозяйства» для учащихся 3 класса.

        Легенда педагогического кейса: вашей проектной группе необходимо разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для городской гимназии, находящейся в крупном городе N  по тематике «Семейный бюджет, ведение домашнего хозяйства» для учащихся 3 класса, в котором учатся 30 детей. Особенностями класса является то, что дети хорошо воспитаны, дисциплинированы, в классе позитивная и добрая атмосфера, есть дети с ОВЗ, много детей занимается спортом, в том числе паралимпийскими видами.
Анализ условий реализации образовательной деятельности (по 6 позициям) Характеристики Возможности Ограничения и риски
  1. Городская гимназия.
Хорошо развита материально-техническая база учреждения, у детей есть возможности производить оплату за услуги банковской картой. Нецелевое использование средств банковской карты
  1. «Семейный бюджет, ведение домашнего хозяйства».
Имеют общие представления о семейном бюджете. Отсутствуют детальные представления о формировании семейного бюджета и об особенностях ведения домашнего хозяйства 
  1. 3 класс
Любознательность, непосредственность и творческий подход детей. Вовлечение детей в трудовое воспитание. Поведенческая эмоциональная нестабильность, соревнования за лидерство.
  1. 30 детей, в т. ч дети с ОВЗ
Работа в группах. Сопровождение учащихся с ОВЗ тьюторами и детьми наставниками. Ввиду особенностей детей с ОВЗ, потребуется необходимая дополнительная деятельность в данном направлении.
  1. Дети воспитаны, дисциплинированы, занимаются спортом, параалимпийскими видами.
Большой спектр использования образовательных технологий Занятия спортом способствует не полному усвоению учебного материала в виду отсутствия обучающегося на уроках и занятиях. 
  1. Дети из семей с разным уровнем доходов родителей и разным социальным статусом (в том числе образовательным и профессиональным).
Возможность сравнить разные семейные бюджеты. Неравенство доходов  может привести к дискриминации среди детей
Планируемые образовательные результаты Знания Установки 

(что есть «грамотно» и как надо поступать)

Умения
Знать, что такое семейный бюджет и пути их повышения. 

Понимать, что заработная плата, как правило, является основным источником дохода человека, но не единственным. 

Осознавать свои собственные привычки при расходовании денег. Быть мотивированным к учету и планированию своих доходов и расходов. 

 Проявлять ответственность за потребление ресурсов семьи. 

Уметь распределять расходы по основным категориям, оценивать свои ежемесячные расходы с точки зрения их необходимости, определять приоритетные траты. Уметь считать расходы и доходы (личные и семейные) в краткосрочном периоде.
Образовательные ресурсы (название УМК, № темы, параграф, название ЦОР, мультфильма, анимированной презентации + ссылки на указанные ресурсы) 

Раздаточный дидактический материал

(название, № приложения)

1. Федеральная  рабочая программа  по предметам начального общего образования

2. УМК «Введение в финансовую грамотность», («Интеллект – Центр») https://www.fincult.info/teaching/uchebno-metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-shkoly/

3. Введение в финансовую грамотность. Рабочая тетрадь 3 для начальной школы. ООО Издательство «Интеллект – Центр». Автор Е. Л. Рутковская. Занятие 6. «Зачем семье сбережения» https://fincult.info/upload/iblock/73f/Rabochaya_tetrad_3_kl.pdf

4. Мультфильм «Богатый бобрёнок»; Серия 10. Бюджет. https://bobrenok.oc3.ru/10/#scroll-marker__video

5. Раздаточный материал: маршрутные листы с заданиями, игровые купюры, импровизированные кошельки. Песочные час, ценники на урожай.  

6.  Интерактивное. Задание из коллекции библиотеки learningapps. https://learningapps.org/24966339

Методический инструментарий 

(образовательные технологии; методы обучения; педагогические приемы)

Образовательная технология: 

1 этап Мотивационно-целевой:

-видеоконтент;

2 этап Операционно-действенный:

– игровая технология (движение по станциям); 

– информационно-коммуникативные технологии (использование интернета, проектов, интерактивных досок, мультимедиа, онлайн-платформы дистанционного обучения).

-фрейм, творческая мастерская

3 этап Рефлексивно-оценочный:

-видеоконтент.

Методы обучения: дискуссия,  метод сотрудничества и исследований.

Педагогические приемы: дифференцированный подход, мотивационные приемы, визуализация информации (восприятие сложной ситуации), рефлексия.

Место занятия во внеурочной деятельности 

А) курс по финансовой грамотности

Б) курс по функциональной грамотности

А ( курс по финансовой грамотности)
Интеграция с другими видами функциональной грамотности (интегративные задания)  Финансовая и математическая грамотность

Финансовая и читательская грамотность

Финансовая и ЕН грамотность

Финансовая грамотность и глобальные компетенции

Мультиинтегративное задание: 

Тема: «Семейный бюджет. Экономить-это важно для семьи»     (Приложение 1)

– Учитель в совместной деятельности с учащимися  работает над заданием.

– Постановка проблемного вопроса: можно ли экономить семейный бюджет, выполняя  чистку зубов? 

– Учитель выставляет песочные часы, открывает кран, вода течёт со средней скоростью, наполняя ёмкость. 

При чистке зубов в течение 3 минут человек расходует примерно _(10)___ литров. Если учесть, что зубы следует чистить 2 раза в день, то расход  за день составляет (20) литров. За месяц  (30 дней) на чистку зубов на одного члена семьи расходуется  (600) литров. А вот, если полоскать рот из  стакана, в котором примерно 250 мл воды, то в день расходуется (_500)_мл.,  а за месяц _(15)  литров. Во сколько раз меньше расходуется воды, если при чистке зубов пользоваться стаканом, закрывая при этом кран? 

– Вывод: экономия воды позволяет сохранить (нужное подчеркнуть) природные ресурсы,     воду для  охлаждения бутылок с газированной водой под холодной струёй, семейный бюджет.

Что проверяет:

1. Критическое мышление: дети должны задаться вопросом о возможности экономии семейного бюджета через выполнение такого ежедневного действия, как чистка зубов. Они должны быть способны анализировать свои повседневные привычки и определить, как они могут повлиять на семейные финансы. 

2. Навыки наблюдения и обобщения: дети должны провести исследование,  состоящее из практического задания за своими действиями и результатами и ответить на вопрос: можно ли сэкономить на семейном бюджете через чистку зубов. В конце исследования дети должны  обобщить свои наблюдения и сделать выводы.

Знания:  понимание, почему важно чистить зубы регулярно. 

Умения: готовность и мотивация участников исследования к изменению своих привычек и принятию новых, основанных на знаниях и умениях, для улучшения своего здоровья и экономии семейного бюджета.

Установки:

1.Осознавать необходимость ограничивать свои желания.

2.Быть мотивированным на бережное расходование  природных ресурсов и их экономию.

Ответ:

 Правильная чистка зубов регулярно с использованием качественной зубной пасты и зубной щетки способствует предотвращению кариеса, заболеваний десен и других проблем полости рта. Это в свою очередь может уменьшить потребность в зубных процедурах и лечении у стоматолога, что приведет к экономии семейных средств. 

Бережное расходование воды во время процедуры ведет к экономии воды и семейного бюджета.

Пояснение: В ходе исследования учащиеся приходят к выводу: экономить семейный бюджет можно, выполняя чистку зубов правильно и эффективно, а также экономить природные ресурсы, бережно расходуя  воду.

План проведения образовательных активностей

Форма проведения активности: Внеурочная деятельность.  Игра по станциям «Семейный бюджет-копейка рубль бережёт»
Этап 1 Мотивационный 
Деятельность учителя Деятельность учеников Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли)
1.1 Приветствует учащихся

Чтоб в дальнейшем жить без бед, 

Запланируй свой бюджет! 

Хоть семья, хоть государство – 

Не транжирь деньги  напрасно! 

Экскурс в историю. Князя Ивана  Даниловича в городе звали Иван Калита. Такое прозвище у него появилось из-за того, что его всегда видели с кошельком на поясе, в котором он носил с собой деньги. Эти деньги он раздавал нищим. Вот этот кошелёк имел своё название тюркского происхождения “Калита”. Отсюда и такое прозвище.

Деление на команды. 

Мультфильм «Богатый бобрёнок»; Серия 10. Бюджет. https://bobrenok.oc3.ru/10/#scroll-marker__video

Эмоционально реагируют на приветствие учителя

Получают импровизированные кошельки.

Распределяются на команды.

Получают маршрутные листы.

Знакомятся с критериями оценивания их деятельности.

Смотрят первую часть мультфильма и отвечают на вопрос «Принять участие в планирование бюджета?»

«Нужно ли нам планировать расходы?»

– Повышение уровня социализация через работу в команде, включение духа соревнования, кто больше сэкономит, кто больше заработает. – Активизируют знания, вспоминают ранее изученный материал. 

– Понимают цели и задачи предстоящей деятельности.

– Осознавать необходимость ограничивать свои желания.

Этап 2. Операционно – действенный 
5 станций: Двигаются по станциям согласно маршрутному листу. Получают игровые купюры. Регламент нахождения на станции – 5 минут.

Получают игровые деньги, в соответствии с критериями, озвученными в начале орг. момента.

– Погружение в игру.
Станция 1. «Семейный бюджет. Экономить-это важно для семьи»     (Приложение 1)

– Учитель в совместной деятельности с учащимися  работает над заданием.

– Постановка проблемного вопроса: можно ли экономить семейный бюджет, выполняя  чистку зубов? 

– Учитель выставляет песочные часы, открывает кран, вода течёт со средней скоростью, наполняя ёмкость. 

При чистке зубов в течение 3 минут человек расходует примерно _(10)___ литров. Если учесть, что зубы следует чистить 2 раза в день, то расход  за день составляет (20) литров. За месяц  (30 дней) на чистку зубов на одного члена семьи расходуется  (600) литров. А вот, если полоскать рот из  стакана, в котором примерно 250 мл воды, то в день расходуется (_500)_мл.,  а за месяц _(15)  литров. Во сколько раз меньше расходуется воды, если при чистке зубов пользоваться стаканом, закрывая при этом кран? 

– Вывод: экономия воды позволяет сохранить (нужное подчеркнуть) природные ресурсы,     воду для  охлаждения бутылок с газированной водой под холодной струёй, семейный бюджет.

Читают текст.

Заполняют пробелы в тексте по мере проведения исследования

Озвучивают вывод. 

– Выработка  модели поведения в быту, связанной с финансами.

– Развитие умения предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения.

– Формирование читательской грамотности, осложнённой  процедурой включения, выбора.

– Применение математических навыков при решении практической жизненной ситуации.

– Осознавать свои собственные привычки при расходовании денег.

– Проявлять ответственность за потребление ресурсов семьи.

– Осознавать необходимость ограничивать свои желания. 

Станция 2. «Семейный бюджет: Дача-семейная удача» 

Какой доход принёс семье бобров  урожай, если было собрано на даче за лето и осень 30 кг груш, 40 кг яблок и 10 кг виктории при средней стоимости груш 200 рублей за кг, яблок – 150 рублей за кг и виктории – 350 рублей за килограмм?

Хватит ли семье бобров  на вырученные деньги приобрести  телевизор стоимостью 10500 рублей?

Решение:

30 *200 + 40 * 150 +10 * 350 = 15500 рублей доход семьи Петровых 

15500 – 10500 = 5000 рублей хватит семье бобров на приобретения телевизора и ещё останется отложить на подушку безопасности.

Учащиеся попадают на приусадебный участок. Решают задачу с элементами инсценирования: сбор урожая, продажа урожая, оценка  прибыли, покупка необходимого товара. 

Учащиеся  выполняют необходимые вычисления.

– Приобретают навыки реализации своего товара на рынке продаж.

– Применяют  рациональные решения при продажи  товаров. 

– Применяют полученные знания на практике.

– Развивают коммуникативные навыки.

– Совершенствуют вычислительные навыки.

– Понимать, что такое цены на товары и услуги, и ценность этих товаров и услуг

– Критически относиться к решениям о приобретении дорогостоящих товаров

– Осознавать необходимость ограничивать свои желания. 

– Быть мотивированным к учету и планированию своих доходов и расходов.

Станция 3. «Семейный бюджет. Коплю-коплю, неприятность эту я переживу»

Прочитайте сказку «Копилка»  ответьте на вопросы и заполните таблицу.

– На что тратятся семейные доходы и почему у семей возникают либо сбережения, либо долги?

– Какие расходы семьи являются обязательными и неотложными, а какие – желательными, но не обязательными?

– Какие выводы вы сделали?

– Что будете применять в жизни?

Сказка «Копилка»

Жили-были три брата, три поросёнка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Заспорили однажды поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф-Ниф предлагает строить дом из соломы, так-как солома дешёвый строительный материал.

Нуф-Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф-Наф советует строить дом из кирпича.

Долго спорили поросята и, наконец, решили построить большой каменный дом. Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили всё необходимое для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, но остались, очень довольны.

Живут поросята в новом красивом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, газ. Перед поросятами встала серьёзная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для их оплаты, и приступили к расчётам. Поросята успешно справились с задачей и вскоре не только называли полученные результаты, но и придумывали разные истории про доходы, расходы и экономию денег.

Пришёл однажды волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в неё. А в шкатулке – большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?»- удивлённо спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведём учёт семейных доходов и расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку», – с гордостью сообщили поросята.

Читают сказку «Копилка»

Отвечают на вопросы

Заполняют таблицу

– Узнают новые факты (что такое подушка безопасности), развивают аналитические способности.

– Применяют полученные знания на практике.

– Развивают коммуникативные навыки, учатся аргументированно выражать свою точку зрения.

– Быть мотивированным к учету и планированию своих доходов и расходов.

Станция 4. «Семейный бюджет. Копим-тратим». 

Учитель дает задание,  используя коллекцию библиотеки learningapps.

Задание: Распредели, что в семье является доходами, а что расходами.

https://learningapps.org/24966339

Ребята читают задание, выбирают правильный, по их мнению, ответ.  – Развивают умения делать выбор, как распределять средства, и осознавать последствия своих финансовых действий. 

– Улучшают навыки управления своими финансами и принятие осознанных финансовых решений.

Станция 5. «Семейный бюджет. За покупками в Интернет-магазин» Прочитай  жизненную ситуацию. Ответьте на вопросы.

 Составьте БЛОКНОТ В СТИЛЕ «КОМИКС-АРТ» действий при осуществлении покупок в Интернет-магазине. 

Предлагает  жизненную ситуацию:

Мальчик сделал в онлайн-магазине заказ товаров на большую сумму, пока родители спали. 

Ребенок втайне от матери взял ее смартфон, зашел в приложение маркетплейса и заказал себе и сестре игрушки, книги, обувь и одежду. 

Общая сумма заказа превысила 250 тысяч рублей. 

За возврат всех товаров родителям по правилам сети необходимо было отдать около 38 тысяч рублей.

Читают ситуацию. 

Обсуждают, что и почему случилось.

Составляют составляют блокнот «в стиле «Комикс-арт».

– Совершенствуют умения быть осторожными в интернете, предотвращать мошеннические схемы и защищать свои личные данные. 

– Понимают  важность  всегда консультироваться со взрослыми в случае сомнений или подозрений. 

– Совершенствуют  знания  о  сохранении конфиденциальной информации и избежания ненужных расходов.

– Развивают креативное мышление.

Этап 3 Рефлексия
Оценочный этап:

Мультфильм «Богатый бобрёнок»; Серия 10. Бюджет. 

Досматривают вторую часть: «Да, нужно считать расход!».

Составляют Синквейн «Бюджет»

– Узнали о важности планирования и контроля финансовых ресурсов, о том, как правильное распределение средств способствует финансовой стабильности и достижению целей семьи. 

– Осознали, что умение эффективно управлять семейным бюджетом позволяет избежать лишних трат, находить баланс между потребностями и возможностями, а также обеспечивать финансовое благополучие семьи. 

Рефлексия Подсчитывают свой доход и делают выводы о семейном бюджете, после покупают  товары с витрины, которые необходимы для семьи-группы..

Проводят анализ: Кто потратил все деньги, а у кого остались деньги. Дискутируют на правильность действий группы.