Рефлексия педагогической деятельности, посредством использования разнообразных форм анализа и самоанализа занятий педагогом.
Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе – тот истинно велик!
Пьер Гренгор
В связи с модернизацией образования на первое место ставится качество преподавания и обучения обучающихся.
Одним из главных профессиональных умений педагога является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности. Широта данного умения распространяется как на анализ отдельного учебного занятия, так и на глубокий стратегический анализ всей своей деятельности и профессионально-значимых качеств. Многие педагоги испытывают серьезные затруднения в анализе проведенных и просмотренных занятий.
Поэтому на сегодняшнем педагогическом совете мы рассмотрим вопрос о самоанализе занятия, как проявление рефлексии в повседневной жизни педагога. Нами предприняты попытки систематизировать накопленный материал в педагогической практике по указанной проблеме.
Прежде чем преступить к разговору о формах и типах самоанализа, необходимо вспомнить требования к современному занятию.
Приведите ассоциацию к слову занятие…
(Занятие – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса.
В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность педагога и обучающихся).
Вы правы занятие представляет собой творчество преподавателя, опирающегося с одной стороны на психолого-педагогические закономерности обучения, и с другой стороны на предъявленные требования образовательными стандартами.
Вспомним основные требования к современному занятию …
- Дидактические требования к современному занятию:
- четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе занятий;
- определение оптимального содержания занятия в соответствии с требованием рабочей программы и целями занятия, с учетом уровня подготовки и подготовленности обучающихся;
- прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на занятии, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, их оптимального воздействия на каждом этапе занятия, выбор, обеспечивающий познавательную активность,
- сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на занятии и максимальную самостоятельность в учении обучающихся;
- создание условий успешного учения обучающихся.
- Психологические требования к занятию:
- психологическая цель занятия:
1) проектирование развития обучающихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного занятия;
2) учет в целевой установки психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие обучающихся.
- стиль занятия:
1) определение содержания и структуры занятия в соответствии с принципами развивающего обучения
2) особенности самоорганизации педагога.
- организация познавательной деятельности обучающихся:
1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения обучающихся.
2) организация деятельности мышления и воображения обучающихся в процессе формирования новых знаний и умений.
3) закрепление результатов работы.
- организованность обучающихся:
1) отношение обучающихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
2) возможные группы обучающихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы обучающихся на занятии.
- учет возрастных особенностей обучающихся:
1) планирование занятия в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся;
2) проведение занятия с учетом сильных и слабых обучающихся;
3) дифференцированный подход к сильным и слабым обучающимся.
III. Гигиенические требования к занятию:
1) температурный режим;
2) физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
3) освещение;
4) предупреждение утомления и переутомления;
5) чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
6) своевременное и качественное проведение физкультминуток;
7) соблюдение правильной рабочей позы обучающегося;
8) соответствие учебной мебели росту обучающегося.
- Требования к технике проведения занятия:
1) занятие должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
2) темп и ритм занятия должны быть оптимальными, действия педагога и обучающихся завершенными;
3) необходим полный контакт во взаимодействии педагога и обучающихся на занятии, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
4) доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
5) по возможности следует менять виды деятельности обучающихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.
Рассмотрим понятия «анализ», «самоанализ». Продолжите фразу: анализ – это…; самоанализ – это …
(Анализ – логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признака, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.
Самоанализ – это мысленное разложение проведенного занятия на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения, запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения обучающихся)
Ваши рассуждения верны. Дабавлю в ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свое занятие как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными обучающимися. Это-рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Самоанализ – это уже начало подготовки педагога к следующему занятию. Без самоанализа невозможно:
- построить целостную систему обучения;
- повысить мастерство, развить творческие способности;
- обобщить передовой педагогический опыт;
- обеспечить психологический комфорт педагога.
На Ваш взгляд, что является общими критериями анализа занятия …
(1. Результативность. Считается, что результативность занятия зависит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса и чем качественнее технология, тем выше результат занятия.
- Структура занятия. Она строится на основе дидактических целей, с учетом содержания учебного материала, составом умственных и практических операций, осуществляемых в ходе учебной деятельности, психологических закономерностей и условий (состав группы, уровень подготовки, влияние сильных и дезорганизующих обучающихся и т.д.).
- Активизация познавательной деятельности обучающихся. Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучающегося.
- Взаимодействие в системе «педагог-обучающийся»).
Резюмировав вышесказанное можно сделать вывод, что педагогу на занятиях необходимо уметь создать творческую учебную деятельность обучающихся, руководить процессом усвоения через использование «активных» методов обучения и разнообразных методических приемов, через особым образом организованное общение. Именно целостный подход важен при анализе занятий. Отмечу, что выделяют 4 уровня самоанализа занятия:
- Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда педагог чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
- Оценочный, когда оценивается соответствие результата занятия намеченным целям и плану.
- Методический, когда анализируется занятие с позиций существующих требований к нему.
- Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.
Итак, в настоящие время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами занятия и анализировать его применительно к различным целям. Занятие анализируется с позицией деятельности педагога и обучающихся, отдельных дифференцированных групп обучающихся (обучающихся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др.
В педагогической теории и практики выделяют 10 форм анализа и самоанализа занятий. Рассмотрим их более подробно.
- Краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
- Системный анализ – это рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач занятия, обеспечения формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоения ими способов учения.
III. Полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач занятия, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие обучающихся, реализация дидактических принципов, результативность занятия.
Примерная схема полного анализа занятия
1. Цель, задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитательные), их взаимосвязь и пути реализации. 2. Готовность педагога и обучающихся к занятию, оборудование занятия, наглядные и учебные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое состояние аудитории и т.д. 3. Организационная структура: тип занятия, его место в системе занятий по предмету; четкость, последовательность этапов занятия, дозировка времени, соответствие этапов занятия характеру познавательной деятельности обучающихся. 4. Содержание занятия: научность учебного материала, его воспитывающее и развивающее значение; правильность отбора материала по объему, содержанию и трудности для обучающихся; соотношение теоретического и дидактического материалов; группировка, классификация материала вокруг ключевых понятий; направленность материала на связь с жизнью. 5. Методическое обеспечение занятия. Использование разных методов и приемов обучения, характер их сочетания, обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения (соответствие содержания материала уровню подготовленности обучающихся и т.д.), соответствие принципам обучения, темп учебной работы на занятии. Методика проведения различных частей занятия.
6. Поведение и деятельность обучающихся на занятии:
7. Характеристика деловых качеств педагога: уровень научных знаний, подготовленность к занятию; знание теории обучения и воспитания обучающихся, методики предмета, психологии и гигиены, умение применять эти знания на занятии; педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь педагога; взаимоотношения педагога с группой и отдельными обучающимися, авторитет педагога. 8. Общие результаты занятия: выполнение плана занятия; достижение общеобразовательной, воспитывающей и развивающей целей занятия; общая оценка занятия, его результаты, эффективность и качество; выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию работы, закреплению успехов и устранению допущенных ошибок. |
- Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей обучающихся.
Примерная схема структурного анализа занятия
1. Тип и структура занятия:
2. Содержание и методика повторения учебного материала:
3. Работа над новым учебным материалом:
4. Методы обучения:
5. Усвоение нового материала:
6. Задание на дом:
7. Характер деятельности педагога:
8. Результаты занятия:
|
- Структурно-временный анализ – это оценка использования времени занятия по каждому его этапу.
Примерная схема структурно-временного анализа занятия
1. Рациональное распределение всего времени (45 минут) между отдельными элементами занятия: разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление или домашнее задание. 2. Рациональность каждого из структурных элементов занятия: какие его элементы можно было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно. 3. Распределение времени внутри отдельных структурных элементов занятия: сколько времени в целом было уделено на освоение нового материала, в какое время (начало, середина, конец) занятия это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала, его подача, закрепление и применение. Точно так же анализируется время осуществления таких элементов занятия, как опрос обучающихся, проверка и домашнее задание. 4. Качественное использование времени на отдельные элементы занятия: например, как рационально и эффективно при изучении нового материала было использовано время на опрос, что он дал, как работала при этом группа, сколько времени говорил педагог. 5. Рациональность использованных приемов и методов обучения: насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т.д. 6. Разумность связи между содержанием материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался. |
- Анализ воспитательной направленности урока это оценка и выявление путей наиболее эффективного использования учебного материала для воспитания качеств личности обучающихся.
Примерная схема анализа воспитательной направленности занятия
1. Использование воспитательных возможностей содержания материала. 2. Дополнение учебного материала историческими фактами. 3. Формирование мировоззрения на занятии. 4. Формирование нравственных качеств личности. 5. Воспитание у обучающихся добросовестного отношения к труду и учению. 6. Оценка воспитательных возможностей методов и приемов обучения. 7. Использование воспитательных возможностей оценки труда обучающихся. 8. Влияние личности педагога. 9. Характер деятельности и общения обучающихся на занятии. 10. Резервы повышения воспитательных возможностей занятия. |
VII. Комбинированный анализ это оценка (одновременная) основной дидактической цели занятия и структурных элементов.
Примерная схема комбинированного анализа занятия
1. Организация занятия: организационная четкость занятия; наличие плана; эффективность использования ТСО, наглядных и учебных пособий; выполнение психологических и гигиенических требований к занятию; обратная связь; ведение тетрадей; распределение времени на этапы занятия. 2. Личностные качества педагога: морально-психологический климат; степень заинтересованности, доброжелательности и чуткости к обучающимся; педагогическая культура, знание предмета, такт, речь, внешний вид. 3. Эффективность обучения: степень реализации принципов научности, прочности, осознанности знаний, доступности, проблемности, связи обучения с жизнью; степень достижения главной дидактической цели занятия; оптимальность методов и приемов обучения; эффективность контроля за знаниями обучающихся; домашнее задание. 4. Эффективность воспитательной деятельности педагога: нравственная направленность занятия; формирование трудовых и учебных навыков; единство обучения, воспитания и развития; эстетическое, физическое и гигиеническое воспитание. 5. Эффективность деятельности обучающихся: реализация принципа развивающего обучения и принципа самостоятельности и активности; работоспособность обучающихся; интерес к труду; навыки самостоятельной работы; умение выделять главное в учебном материале, планировать ответ, анализировать свою работу и работу товарища; развитие речи, письменных, графических и специальных навыков; уровень культуры, рациональности и эффективности труда обучающихся; организованность и дисциплина обучающихся; внешний вид. |
VIII. Дидактический анализ – это анализ основных дидактических категории (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения обучающихся, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью и т.п.).
Примерная схема дидактического анализа занятия
1. Своевременность явки педагога на занятие. 2. Готовность к началу занятия. 3. Санитарное состояние аудитории и личная гигиена обучающихся. 4. Организация группы. 5. Подробный анализ проверки домашнего задания. 6. Методы и дидактические приемы, использованные педагогом при проверке пройденного материала, их соответствие поставленной цели. 7. Дидактическая ценность используемых методов и приемов проверки задания, их воспитательное значение. 8. Качество знаний обучающихся. 9. Способ активизация группы во время проверки знаний, умений и навыков. 10. Анализ поведения обучающихся на данном этапе. 11. Анализ изложения нового материала или закрепления предыдущей темы: ясность и доступность подачи материала педагогом; использованные методы и их соответствие задачам занятия; использованные средства обучения, их целесообразность. 12. Реализация педагогом в ходе всего занятия принципов дидактики. 13. Использованные педагогом приемы для активизации мыслительной работы обучающихся. 14. Анализ последнего этапа занятия: домашнее задание (способ задания, объем); своевременность окончания занятия. 15. Реализация педагогом в ходе занятия воспитательных задач. 16. Педагогическое поведение педагога на занятии. 17. Индивидуальный подход к обучающимся, сочетание его с коллективной работой в группе. 18. Умение организовать группу на учебную деятельность и поддержание дисциплины. 19. Самообладание и педагогический такт. 20. Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. |
IХ. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).
Примерная схема психологического анализа занятия
1. Организация познавательной деятельности обучающихся: – Как на занятии создавались условия для продуктивной работы мышления и воображения? – Как добивался педагог нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия обучающимися изучаемых предметов? – Как педагог использовал в своей работе убеждение, внушение? – Как добивался педагог сосредоточенности и устойчивости внимания обучающихся? – Что делал педагог для более успешного запоминания материала обучающимися и какие особенности произвольного, механического и смыслового запоминания проявились у них на занятии? – Каковы приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности на занятии? – Какие формы работы использовал педагог для актуализации в памяти обучающихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с группой, упражнения и др.)? 2. Организация деятельности мышления и воображения обучающихся на занятии в процессе формирования знаний и умений: – Как педагог использовал воссоздающее и творческое воображение при изложении нового материала? – На каком уровне формировались знания обучающихся: на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведенных формул и т.п.? – С помощью каких приемов педагог добивался активности и самостоятельности мышления обучающихся: система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на занятии, индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы и др.? – Какого уровня понимания добивался педагог от обучающихся: описательного, сравнительного, обобщающего, оценочного, проблемного? Как руководил пдагог формированием убеждений и идеалов? – Какие виды творческих работ использовал педагог на занятии и как руководил творческим воображением обучающихся: объяснение темы и цели работы, обучение отбору и систематизации материала, обработке результатов и оформлению работы? – Как на занятии осуществлялось формирование устойчивого и действенного интереса к учебному предмету и учению в целом? 3. Личностный подход к деятельности обучающихся на занятии: – Какие чувства обучающихся проявились на занятии, и чем они были вызваны? – Как осуществлялось управление общением обучающихся на занятии? – В какие моменты занятия наиболее успешно формировались волевые качества обучающихся. – Как осуществлялся учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся? 4. Мастерство педагога: пути организации воздействия и механизм воздействия: подражание, эмпатия, рефлексия и др.; умение создавать психологические условия для убеждения: психологический климат и др.; умение пользоваться внушением как средством (методом) педагогического воздействия; способы управления общением обучающихся между собой на занятии; особенности самоорганизации педагога: его подготовленность к занятию, рабочее самочувствие в начале занятия и в его ходе (собранность, настроенность с темой и психологической целью занятия, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, педагогическая импровизация, педагогический оптимизм, находчивость и др.); педагогический такт педагога; психологический климат в группе. |
Х. Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий).
Примерная схема комплексного анализа занятий
1. Готовность педагога и обучающихся к занятию (внешняя). 2. Внутренняя, психологическая готовность обучающихся к занятию. 3. Организационные действия педагога (при необходимости). 4. Планирование педагогом и сообщение обучающимся задач занятия. 5. Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся. 6. Использованные методы проблемного обучения (поисковые, исследовательские, проблемное изложение). 7. Применение проблемных методов. 8. Соотношение деятельности педагога и деятельности обучающихся. 9. Объем и характер самостоятельных работ обучающихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ. 10. Учет уровней актуального развития обучающихся и зоны ближайшего их развития. 11. Способы повышения у обучающихся положительной мотивации. 12. Постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения. 13. Владение способами создания проблемных ситуаций. 14. Соблюдение правил постановки учебной проблемы. 15. Использование учебника, соотношение репродуктивной и частично-поисковой работы с ним. 16. Соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения. 17. Формирование специальных и общих учебных умений обучающихся. 18. Наличие у обучающихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержение) гипотезы, проверка правильности ее решения. 19. Умение обучающихся осуществлять логические операции. 20. Развитие познавательных способностей обучающихся на каждом этапе занятия (что это доказывает). 21. Затруднения, возникшие у всей группы, у отдельных обучающихся. Причины и способы решения. |
Рассмотрев разнообразные формы и схемы анализа, выделим основные аспекты анализа занятия.
1. Педагогический аспект анализа занятия рассматривается через следующие компоненты:
- Место занятия в системе занятий по теме или подтеме, правильность постановки цели.
- Организация занятия (тип, структура, организация обучающихся, плотность занятия и т.д.).
- Содержание занятия (научность материала, правильностьего подбора, соответствие содержания требованиям программы, воспитательная направленность, связь теории с практикой, межпредметные связи, речь педагога и т.д.)
- Методика проведения занятия (оборудование, использование пособий, дидактического материала, методы и приемы, применяемые педагогом, система оценки знаний и т.д.)
- Общение на занятии (тон, стиль отношений, манера общения с группой и отдельными детьми).
- Работа и поведение обучающихся на занятии (активность, заинтересованность обучающихся, отношение к педагогу и т.д.)
2. Методический аспект анализа занятия:
- Определенность, ясность, четкость и реальность основной дидактической цели занятия.
- Изучение содержания учебного материала на правильной психолого-дидактической основе.
- Педагогически оправданный подбор форм и методов для занятия в целом и каждого его структурного элемента.
- Целесообразное сочетание групповой и индивидуальной работы обучающихся в зависимости от общей дидактической и частных целей занятия.
3. Психологический аспект анализа занятия
1. Управление вниманием обучающихся на занятии
2. Обеспечение качественного восприятия материала обучающимися
3. Развитие мнемических особенностей обучающихся
4. Учет закономерностей функционирования и развития мышления обучающихся
5. Степень включения в учебную деятельность воображения обучающихся
Итог:
Анализ занятия – это, прежде всего школа педагогического мастерства для педагога. А самоанализ – это уже начало подготовки педагога к следующему занятию. От высокого уровня и качества проведения самоанализа зависит очень много: интеллектуальное богатство жизни педагогического и детского коллективов, методическое мастерство педагогов, многогранность запросов и интересов воспитанников. От повседневного совершенствования занятий, осуществляемого благодаря вдумчивому самоанализу педагогов, зависит культура всего педагогического процесса в образовательном учреждении.
Для того чтобы самоанализ стал конструктивным и качественным предлагаем Вам памятки (В приложение предложены несколько схем анализов занятий).
Литература
- Ильина, Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., 1984.
- Канаржевский, Ю.А. Анализ урока М., 2000.
- Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. – М., 1997.
- Селевко, Г.К. Тестовый аспектный анализ урока. – М., 1996.
- Симонов, В.П. Педагогическая практика в школе: Учебно-методическое пособие. − М.: МПСИ, 2000.
Схема самоанализа занятия
Общие сведения:
- группа, дата проведения занятия;
- тема занятия, задачи занятия.
Оборудование занятия:
- какие средства обучения использовал педагог;
- подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;
- как подготовлена доска к занятию;
Содержание занятия:
- соответствует ли содержание программе, задачам занятия;
- проведена ли его дидактическая обработка;
- формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
- с каким материалом обучающиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на занятии;
- как материал занятия способствовал развитию творческих сил и способностей обучающихся;
- какие общеучебные и специальные умения, и навыки развивались;
- как осуществлялись межпредметные связи;
- соблюдались ли внутрипредметные связи;
- способствовало ли содержание занятия развитию интереса к учению.
Тип и структура занятия:
- какой тип занятия избран, его целесообразность;
- место занятия в системе занятий по данному разделу;
- как осуществлялась связь занятия с предыдущими занятиями;
- каковы этапы занятия, их последовательность и логическая связь;
- соответствие структуры занятия данному типу;
- как обеспечивалась целостность и завершенность занятия.
Реализация принципов обучения:
- принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
- в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
- как реализовывался принцип доступности обучения;
- с какой целью использовался каждый вид наглядности;
- как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков;
- как достигалась сознательность, активность и самостоятельность обучающихся, как осуществлялось руководство их учением;
- в какой мере осуществлялось развитие обучающихся на занятии;
- какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
- как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;
- как стимулировалось положительное отношение обучающихся к учению.
Методы обучения:
- в какой мере применяемые методы соответствовали задачам занятия;
- какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
- какие методы способствовали активизации учения обучающихся;
- как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности обучающихся.
- какова эффективность использованных методов и приемов обучения.
Организация учебной работы на занятии:
- как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
- как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, фронтальная;
- осуществлялось ли чередование разных видов деятельности обучающихся;
- как организовывался контроль за деятельностью обучающихся;
- правильно ли оценивались знания и умения обучающихся;
- как педагог осуществлял развитие обучающихся (развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы);
- какие приемы использовал педагог для организации обучающихся;
- как подводил итоги этапов и всего занятия.
Система работы педагога:
- умение общей организации работы на занятии: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой обучающихся, владение группой, соблюдение дисциплины;
- показ обучающимся рациональных способов учебной работы;
- определение объема учебного материала на занятии;
- поведение педагогом на занятии: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократичный или авторитарный), объективность;
- роль педагога в создании нужного психологического микроклимата.
Система работы обучающихся:
- организованность и активность на разных этапах занятия;
- адекватность эмоционального отклика;
- методы и приемы работы, уровень их сформированности;
- отношение к педагогу, предмету, занятию, домашнему заданию;
- уровень усвоения основных знаний и умений;
- наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.
Общие результаты занятия:
- выполнение плана занятия;
- мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач занятия;
- уровни усвоения знаний и способов деятельности обучающихся:
1-й – усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;
2-й – применение в аналогичной и сходной ситуации;
3-й – применение в новой ситуации, т.е. творческое;
- общая оценка результатов и эффективности занятия;
- рекомендации по улучшению качества занятия.
Структурный анализ занятия
(методика разработана Ю.А. Конаржевским)
Анализ может проводиться как по всем этапам занятиям, так и выборочно, но обязательно по следующим параметрам:
- дидактическая задача этапа;
- содержание этапа;
- условия достижения положительных результатов этапа;
- показатели выполнения дидактической задачи этапа.
- Организационный этап.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить обучающихся к работе на занятии.
СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния аудитории и готовности обучающихся к занятию; организация внимания.
УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – требовательность, сдержанность, собранность педагога; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – кратковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение обучающихся в деловой ритм, установка внимания всей группы.
- Этап проверки домашнего задания.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми обучающимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.
СОДЕРЖАНИЕ — выявление степени усвоения заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их причин, ликвидация обнаруженных недочетов.
УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — оперативность педагога, целевая направленность его деятельности, использование педагогом системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства обучающихся.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — способность педагога за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства обучающихся и выявить типичные недостатки, возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков, степень и масштабы выявления качества знаний материала, изученного обучающимися дома.
III. Этап всесторонней проверки знаний.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – глубоко и всесторонне проверить знания обучающихся, выявив причины обнаруженных пробелов, стимулировать обучающихся к овладению рациональными приемами учения и самообразования.
СОДЕРЖАНИЕ — проверка различными методами объема и качества усвоения материала, изучение характера мышления обучающимися, проверка степени сформированности общеучебных умений, оценивание.
УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — использование самых различных методов проверки знаний (беседа, опрос, тестовая проверка и т. д.), привлечение с помощью специальных заданий всех обучающихся к активному слушанию и поиску более точных ответов, осознание важности работы, осуществляемой обучающимися на данном этапе.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – проверка педагогом не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике. Рецензирование ответов обучающихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы. Активная деятельность всей группы в ходе проверки знаний отдельных обучающихся.
- Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ – сообщение темы, целей и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы.
УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – формулирование педагогом целей и задач, оценка практической значимости для обучающихся нового учебного материала, учебной проблемы. Фиксации всего этого в поурочном плане. Умение педагога четко и однозначно озвучить цели занятия, согласовать их с обучающимися: чему они должны научиться на занятии, какими знаниями, умениями и навыками овладеть. Вариативность приемов сообщения обучающимся целей на различных занятиях.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — активность познавательной деятельности обучающихся на последующих этапах занятия, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание обучающимися практической значимости изучаемого материала.
- Этап усвоения новых знаний.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения обучающимися способов, путей, средств получения знаний, оперирование ими.
СОДЕРЖАНИЕ — организация внимания, сообщение педагогом нового материала, обеспечение восприятия, осознания систематизации и обобщения этого материала обучающимися.
УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапа — использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и ориентация на них внимания обучающихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта. Использование наглядности. Самостоятельная работа обучающихся с книгой. Использование приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации. Постановка перед обучающимися учебной проблемы; создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов. Составление систематизирующей таблицы первичного обобщения материала, актуализация личного опыта и опорных знаний обучающихся. Словарная работа.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — использование метода эвристической беседы, самостоятельной работы обучающихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники. Показателем эффективности усвоения обучающимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активное участие группы в подведении итогов самостоятельной работы, а также проявление качества знаний обучающихся на последующих этапах обучения.
- Этап проверки понимания обучающимися нового материала.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить, осмыслили ли обучающиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.
СОДЕРЖАНИЕ — проверка педагогом глубины понимания обучающимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.
УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности обучающихся; создание нестандартных ситуаций в использовании знаний; обращение педагога к группе с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ обучающегося, найти другое, более рациональное решение и т. д.; учет дополнительных ответов по количеству л их характеру при выяснении пробелов в понимании обучающимися нового материала.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – педагог спрашивает средних и слабых обучающихся; группа привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки педагог добивается устранения пробелов в понимании обучающимися нового материала; основной критерий — уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних обучающихся.
VII. Этап закрепления нового материала.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у обучающихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.
СОДЕРЖАНИЕ — закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа обучающегося при очередной проверке знаний.
УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – выработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – умение обучающихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность обучающихся.
VIII. Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ – информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как обучающиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы: как работала группа, кто из обучающихся особенно старался, что нового узнали.
УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапов – спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах занятия; умение в коротких указаниях разъяснить обучающимся, как они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познавательных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи этапа – правильное выполнение домашнего задания всеми обучающимися.
Памятка для самоанализа занятия
А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему?
- Каковы главные основания выбора именно такого замысла занятия?
1.1. Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе, в системе занятия?
1.2. Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается?
1.3. Как занятие работает на последующие занятия темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4. Как были учтены при подготовке к занятию программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной ОУ?
1.5. В чем видится специфика этого занятия, его особое предназначение?
1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип занятия)?
- Какие особенности обучающихся были учтены при подготовке к занятию (и почему именно эти особенности)?
- Какие главные задачи решались на занятии и почему?
- Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения занятия?
- Чем обосновывается конкретный ход занятия? Характер взаимодействия педагога и обучающихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
- Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения занятия и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе занятия? Какие? Почему? К чему они привели?
В. Удалось ли:
решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи занятия и получить соответствующие им результаты обучения;
избежать перегрузки и переутомления обучающихся;
сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка занятия?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного занятия? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом занятии следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы из занятия необходимо сделать на будущее?
Методика системного анализа и оценки эффективности учебных занятий
(методика разработана В.П. Симоновым)
Основу системного подхода к анализу занятия составляют два структурных компонента (педагог и обучающиеся) и три системообразующих фактора (цель – результат, содержание и способы деятельности). Отсутствие одного из них приводит к нарушению системности при анализе и оценке занятия.
Показатели для оценки занятия | Оценивание | |||
5 (отл.) | 4 (хор.) | 3 (уд.) | 2 (неуд.) | |
Основные личностные качества педагога
Особенности учебной деятельности обучающихся
Содержание деятельности педагога и обучающихся
Эффективность способов деятельности педагога и обучающихся
Цели и результаты проведенного занятия
|
Показатели для оценки занятия | Оценивание | |||
5 (отл.) | 4 (хор.) | 3 (уд.) | 2 (неуд.) | |
Цели и результаты проведенного занятия
|
Системный анализ занятия учитывает основные показатели: личность педагога; деятельность обучающихся; содержание деятельности; способы деятельности; цели — результат.
Если общее количество показателей принять за 100 %, то на каждый из них в среднем приходится 4%. Если при оценке на основе математической методики получено 85 % (баллов), то занятие оценивается «отлично», 65-84 % — «хорошо», 45-64 % — «удовлетворительно».
С помощью оценки можно определить, в какой степени овладел педагог данными компонентами и факторами деятельности.
Примерная схема полного анализа занятия
(Ерофеева Н.Ю.)
- Анализ цели занятия.
- Правильность и обоснованность цели занятия с учетом:
а) программных требований;
б) содержания материала;
в) необходимого уровня знаний и умений обучающихся;
г) места урока в системе занятий по данной теме;
д) подготовленности группы;
е) возможности самого учителя;
ж) прогнозов на конечный результат обучения.
- Формы и методы доведения цели до обучающихся. Целесообразность этих форм и методов.
- Степень достижения поставленной цели.
- Анализ структуры и организационной структуры. Соответствие структуры занятия его цели и типу.
- Логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия.
- Целесообразность распределения времени по этапам занятия.
- Рациональность использования оборудования кабинета.
- Научная организация труда педагога и обучающихся.
- Организация начала и конца занятия.
- Оптимальный темп ведения занятия.
- Наличие плана и степень его выполнения.
III. Анализ содержания занятия.
- Соответствие содержания занятия требованиям стандарта.
- Логичность изложения.
- Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала педагогом уровню понимания содержания обучающимися).
- Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала педагогом уровню сложности изложения в учебнике).
- Выделение ведущих идей по данной теме.
- Связь содержания занятия с жизнью, профессиональная направленность материала.
- Связь содержания занятия с потребностями и интересами обучающихся.
- Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов обучающихся средствами самого материала занятия.
- Анализ методики проведения занятия (деятельность педагога).
- Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:
а) темы занятия;
б) цели занятия;
в) возможностей группы;
г) возможностей самого занятия;
д) учебно-материальной базы.
- Разнообразие методов и приемов, применяемых на занятии.
- Формирование у обучающихся новых понятий (как педагог определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для обучающихся действительно новыми).
- Актуализация опорных знаний (как педагог работает с разнообразными точками зрения по теме занятия).
- Качественное освоение нового материала (как определяется педагогом качество освоения).
- Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей обучающихся).
- Организация педагогом самостоятельной работы обучающихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.).
- Педагогическая техника педагога: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на обучающихся.
- Анализ работы обучающихся на занятии.
- Активность и работоспособность обучающихся на разных этапах занятия.
- Интерес к теме или к занятию.
- Владеют ли обучающиеся рациональными приемами работы (НОТ на занятии). Культура труда на занятии.
- Выполнение обучающимися единых требований (есть ли требования педагога к обучающимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашего ОУ).
- Наличие навыков самоконтроля.
- Качество знаний, умений обучающихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).
- Умение самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.
- Культура межличностных отношений. Реакция на оценку педагога.
- Анализ домашнего задания.
- Методы и приемы проверки домашнего задания.
- Мотивировка домашнего задания на данном занятии, его цели и осознание этих целей обучающимися.
- Объем домашнего задания (чем определяется).
- Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).
- Посильность домашнего задания для всех обучающихся.
- Подготовленность домашнего задания всем ходом занятия.
- Методика задания на дом, инструктаж.
- Предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли педагог перед собой вопрос: «Зачем я задаю обучающимся это домашнее задание?»).
VII. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия.
- Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).
- Соответствие мебели возрасту обучающихся.
- Уровень освещенности, чистота помещения.
- Размещение обучающихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья.
- Приемы и методы работы над осанкой обучающихся.
- Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.
- Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).
- Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих занятиях.
VIII. Психологический анализ занятия (проводится с психологом либо при наличии соответствующего образования).
- Психологическое состояние обучающихся перед началом занятия и в ходе его (готовность к занятию, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).
- Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах занятия, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.
- Развитие и тренировка памяти у обучающихся, т.е. как организация занятия способствовала развитию видов памяти (механической, смысловой, произвольной, непроизвольной, зрительной, слуховой) и основных процессов памяти (восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения).
- Развитие мышления у обучающихся (создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизации систематизация, абстрагирование). Создание условий для развития творческого мышления.
- Развитие воображения обучающихся через образную подачу материал;
- Приемы организации осмысленного восприятия материала обучающимися.
- Привлечение эмоций обучающихся в процессе обучения.
- Способствовало ли занятие общему развитию личности обучающегося, группы в целом.
- Знание педагогом возрастной психологии, установления психологического контакта с группой; педагогический такт педагога.