Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений
«Использование музыкально – ритмических нейроигр для профилактики речевых нарушений у дошкольников младшего дошкольного возраста».
Здравствуйте, коллеги.
Приглашаю вас на мастер-класс: «Использование музыкально – ритмических нейроигр для профилактики речевых нарушений у дошкольников младшего дошкольного возраста».
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но всё больше становится неговорящих малышей, детей с неразборчивой, смазанной речью, которые к 5 годам не могут овладеть чётким произношением всех звуков.
Часто приходится слышать от обеспокоенных родителей: «Мой ребенок плохо говорит и ничего не хочет за мной повторять!», «Мой малыш все понимает, показывает, но не говорит!» Одной из причин недостатков речи является нарушение межполушарного взаимодействия.
Одним из наиболее действенных средств являются музыкально – ритмические нейроигры. Так как младшие дошкольники неспособны сконцентрировать внимание в течение длительного промежутка времени или есть дети с речевым негативизмом, которые не могут выполнить до конца поставленную педагогом задачу, то все задания превращаем в логоритмические истории и сказки, где в паузах дети выполняют подвижные игры-песенки, пальчиковые игры, путешествуют по нейродрожкам.
Таким образом, ориентируясь на особенности психофизического развития ребенка, занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, повышают мотивацию к выполнению логопедических упражнений. Песенки, стишки и считалки, сопровождающиеся ритмичными движениями, очень нравятся малышам.
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов при вовлечение детей в совместную деятельность с помощью игровой технологии – музыкально – ритмические нейроигры.
Задачи для педагогов.
1.Способствовать созданию условий и стимулов для формирования потребности в профессиональном развития педагога, в ходе которого приобретается опыт при использовании логоритмики с элементами нейроигр.
2.Способствовать формированию индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
Задачи для детей.
1.Пробудить у детей способность к устойчивому эмоциональному контакту с педагогом и сверстниками.
2.Повышать мотивацию, интерес к занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
3.Формировать способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слов, повышать речевую активность.
- Развивать речевые и творческие способности детей.
- Развивать способность произвольно изменять силу, высоту, тембр голоса.
- Развивать межполушарное взаимодействие.
- Развивать коммуникативные навыки, воображение, активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
- Профилактика речевых нарушений – развитие: дыхания, артикуляционной моторики, фонематического восприятия.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА.
Сегодня я покажу вам, как использовать логоритмику с элементами нейроигр для развития речи дошкольников, что и является профилактикой речевых нарушений.
Оборудование: белый клубок ниток; игрушки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса; нейродорожка на пол, нейродорожки на листах по количеству участников, коробка с лентами, колокольчик, желтая нить, коробка с шариками Су-джок, запись из мультфильма «Колобок», изображение колобка, красные карандаши.
– Скажите хором, согласны со мной:
– Игра – это жизнь? ( Участники отвечают «Да» или «Нет»).
– Игра – это творчество и развлечение?
– Игра – это радость и удивление?
– Игра – это знание и размышление?
– Скучно сидеть и лекции слушать? Что ж тогда делать? Как нам детей развивать…, как удивлять…?
– Все вы согласны, без исключенья, сказка поможет нам, без сомненья….
1-2-3-4-5 – начинаем мы играть…
Звучит музыка из мультфильма «Колобок», по полу катится белый клубок. Педагог берет его в руки.
– Что за странный гость у нас? На кого похож клубок? (Ответы – шарик, мячик, колобок). Но что-то колобок наш не такой, что-то с ним случилось?
Голос: «Помогите, помогите, я запутался совсем. Помогите, вернуться в сказку и стать настоящим Колобком».
– Кто согласен помочь Колобку? Что же, тогда вперед…
Динамическое упражнение «Мы идем в гости к Колобку».
Зашагали ножки: топ-топ-топ-топ.
Прямо по дорожке: топ-топ-топ-топ.
Ну-ка, веселее, вот как мы умеем: топ-топ-топ-топ.
Мы сначала будем топать: топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ.
А потом мы будем хлопать: хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
А потом мы улыбнемся и вокруг мы повернемся.
– Устали шагать!? На чем можно продолжить путешествие? (Ответы). На поезде! Становитесь все за мной.
Как поезд гудит: Ууууу (тянем губки трубочкой).
И пыхтит: Пых-пых-пых (надуваем щечки),
Поехали: Уууууу – пых- пых- пых (шагают змейкой по нейродорожке).
- Вот мы и приехали в сказку, да не простую, а на новый лад.
– Решила баба испечь колобок. Да забыла, как это делать? Кто-нибудь знает?
– Все помогают!
(Имитация движения «лепки»)
Тесто мяли мы слегка, (сжимают и разжимают пальцы)
А потом его катали. («Катают» колобок)
На окошечко сажали (Раскрывают ладони, показывают их)
Он с окошка прыг, да прыг (Стучат по ладоням пальцами)
Укатился, озорник. (Вращение кистями).
Колобок поднялся. (Руки вверх поднимаем).
И румянцем налился. (Растираем ладонями щечки).
Педагог показывает игрушку – колобок.
– А запах то какой…..Мммм….
– Давайте понюхаем. (Вдох и выдох носиком – 2 раза).
– А колобок же наш только из печи, он совсем горячий: «Ай-ай. Горячо!»
(говорят все вместе).
– Давайте подуем на него (дуют на колобок).
– И он, наверное, очень вкусный – так и хочется съесть его (облизывают язычком губки).
– Баба положила его на окошко остужаться (показываем раскрытые вверх ладошки).
А он не захотел лежать на окошке и покатился по дорожке.
Катится, катится… И встречает кого….. (пауз, показывает игрушку-зайца)…. Зайку.
Самомассаж биологически активных зон, предотвращающий
простудные заболевания. (Повтор движений за педагогом).
– Тили-тили-тили-бом! Сбил сосну Зайчишка лбом! (Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе).
– Жалко мне Зайчишку, носит Зайка шишку. (Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам).
– Поскорее сбегай в лес, сделай Заиньке компресс. (Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом.)
– Зайка понюхал колобок (нюхают – вдох носом – выдох ртом) и говорит:
-Ах, как вкусно! (Имитация голоса зайки).
Как зайка говорит: – Ах, как вкусно (все вместе).
Зайка. Я тебя съем.
Колобок. Не ешь меня, я тебе песенку спою. (Песенка Е.Железновой «Зайки танцевали», движения по тексту).
Покатился Колобок дальше, а на встречу, кто?……(показывает игрушку) Серый волк, зубами щелк. (Как волк зубами щелкает – растянули губки и щелкаем зубками).
Волк захотел Колобка съесть. Он понюхал Колобка (дети – вдох носом – выдох носом – 2 раза) и говорит:
– Ах, как вкусно! (Произносить грубым голосом).
– Как волк говорит? Ах, как вкусно (все вместе – (имитация голоса волка). Я тебя съем.
Колобок. Не ешь меня, мы тебе песенку споем и волшебную коробочку подарим.
(Волшебная коробка с лентами. Все вытягивают ленты по очереди и говорят – тянууууу, тянуууу…..).
– Обрадовался Волк, что у него такая волшебная коробка и не стал есть Колобка.
– И Колобок покатился дальше по волшебной дорожке, запел песенку. (Все шагают по нейродорожке-следам и поют песенку вместе с педагогом: «Ааааа, Ооооо, Уууу, Ииииии и т.п.»
Навстречу ему кто?….(показывает игрушку)….. Медведь.
– Медведь захотел Колобка съесть. Он понюхал Колобка (дети – вдох носом – выдох ртом – 2 раза) и говорит:
-Ах, как вкусно! (Произносить низким голосом)
Как Миша говорит: «Ах, как вкусно» (все вместе).
– Я тебя съем.
– Не ешь меня, Миша, давай поиграем с колокольчиком.
Педагог нанизывает колокольчик на веревочку и поет:
– Колокольчик подарю, я тому кого люблю
Ниточка как солнца лучик протянулась от меня
И спустился колокольчик вниз по ниточке звеня: (колокольчик по ниточке съезжает в руку одному из участников): – Уууууууууууууууууууууу……….
Колокольчик поймай, а ниточку передавай (ниточку и колокольчик берет следующий участник и игра повторяется).
– Понравилась Мишке песенка про колокольчик и не стал он есть Колобка.
– Колобок покатился дальше, запел песенку. (У каждого лист с нарисованной нейродорожкой, ведем пальчиком по нейродорожке и поем песенку вместе: «АОоо, ОУ, УО, АУ, ИА, УИ и т.п.)
– Катится, катится, а навстречу ….?….(показывает игрушку)….. Лиса.
Лиса. Какой ты хорошенький, как вкусный. Я тебя съем!
Колобок. Не съешь! (Из цветной коробочки по полу выкатываются массажные мячики Су-джок. Звучит музыка.)
Колобок. Лиса, давай поиграем с мячиками-ёжиками.
(Массаж для пальчиков под песенку из мультфильма «Колобок – Я колобок, я колобок, румяный бок, румяный бок….» – повторяют движения за педагогом).
– Лиса обрадовалась и не стала есть Колобка!
– Вот и закончилось наше путешествие. Какие вы молодцы! Как здорово все помогали Колобку вернуться в сказку! Колобок вас всех тоже очень полюбил и дарит вам свою фотографию. Ой, что-то случилось, где же его ротик? Как вы думаете, какое настроение у Колобка? Давайте нарисуем ему ротик: если веселый – то улыбку, если грустный – то кружочек.
– Как вы думаете, коллеги, только логопед может проводить такие занятия? (если НЕТ – то поднимите руку).
– А что повышает работоспособность дошкольников? Напишите на листах, которые лежат на столе и покажите нам.
Использование логоритмики с элементами нейроигр помогает активизировать одновременнно работу двух полушарий головного мозга, что особенно актуально при профилактической работе с дошкольниками с нарушениями речи. Оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.
Спасибо за участие в мастер-классе!