Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Использование музыкально – ритмических нейроигр для профилактики речевых нарушений у дошкольников младшего дошкольного возраста»

ФИО: Кузьменко И.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4263
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Использование музыкально - ритмических нейроигр для профилактики речевых нарушений у дошкольников младшего дошкольного возраста»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений 

«Использование музыкально – ритмических нейроигр для профилактики речевых нарушений у дошкольников младшего дошкольного возраста».

   Здравствуйте, коллеги. 

   Приглашаю вас  на мастер-класс: «Использование музыкально – ритмических нейроигр для профилактики речевых нарушений у дошкольников младшего дошкольного возраста».

    Все родители  хотят видеть  своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но всё больше становится неговорящих малышей, детей с неразборчивой, смазанной речью, которые к 5 годам не могут овладеть чётким произношением всех звуков.

     Часто приходится слышать от обеспокоенных родителей: «Мой ребенок плохо говорит и  ничего не хочет за мной повторять!», «Мой малыш все понимает, показывает, но не говорит!» Одной из причин недостатков речи является нарушение межполушарного взаимодействия.

     Одним из наиболее действенных средств являются музыкально – ритмические нейроигры.  Так как младшие   дошкольники неспособны сконцентрировать внимание в течение длительного промежутка времени или есть дети с речевым негативизмом, которые не могут выполнить до конца поставленную педагогом задачу, то все задания превращаем в логоритмические истории и сказки, где в паузах дети выполняют подвижные игры-песенки, пальчиковые игры, путешествуют по нейродрожкам. 

     Таким образом, ориентируясь на особенности психофизического развития ребенка,  занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, повышают мотивацию к выполнению логопедических упражнений. Песенки, стишки и считалки, сопровождающиеся ритмичными движениями, очень нравятся малышам.

     Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов при вовлечение детей в совместную деятельность с помощью игровой технологии – музыкально – ритмические нейроигры.

     Задачи для педагогов.

   1.Способствовать созданию условий и стимулов для формирования потребности в  профессиональном развития педагога, в ходе которого приобретается опыт при использовании логоритмики с элементами нейроигр.

   2.Способствовать формированию индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

       Задачи для детей.

1.Пробудить у детей  способность к устойчивому эмоциональному контакту с педагогом и сверстниками. 

2.Повышать мотивацию, интерес к занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.

3.Формировать способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слов, повышать речевую активность.

  1. Развивать речевые и творческие способности детей.
  2. Развивать способность произвольно изменять силу, высоту, тембр голоса.
  3. Развивать межполушарное взаимодействие.
  4. Развивать коммуникативные навыки, воображение, активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
  5. Профилактика речевых нарушений –  развитие: дыхания, артикуляционной моторики, фонематического восприятия.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА.

    Сегодня я покажу вам, как использовать логоритмику с элементами нейроигр для развития речи дошкольников, что  и является  профилактикой речевых нарушений.

   Оборудование: белый клубок ниток; игрушки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса; нейродорожка на пол, нейродорожки на листах по количеству участников, коробка с лентами, колокольчик, желтая нить,  коробка с шариками Су-джок, запись из мультфильма «Колобок», изображение колобка, красные карандаши.

– Скажите хором, согласны со мной:

– Игра – это жизнь? ( Участники отвечают «Да»  или «Нет»).

– Игра – это творчество и развлечение?

– Игра – это радость и удивление?

– Игра – это знание и размышление?

– Скучно сидеть и лекции слушать? Что ж тогда делать? Как нам детей  развивать…, как удивлять…? 

– Все вы согласны, без исключенья, сказка поможет нам, без сомненья…. 

   1-2-3-4-5 – начинаем мы играть… 

    

 

   Звучит музыка из мультфильма «Колобок», по полу катится  белый клубок. Педагог берет  его в руки.

– Что за странный гость у нас? На кого похож клубок? (Ответы  – шарик, мячик, колобок). Но что-то колобок наш не такой, что-то с ним случилось? 

    Голос: «Помогите, помогите, я запутался совсем. Помогите, вернуться в сказку и стать настоящим Колобком». 

 – Кто согласен помочь Колобку? Что же,  тогда  вперед…

Динамическое упражнение «Мы идем в гости к Колобку». 

Зашагали ножки:   топ-топ-топ-топ.

Прямо по дорожке:  топ-топ-топ-топ.

Ну-ка, веселее, вот как мы умеем: топ-топ-топ-топ.

Мы сначала будем топать: топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ.

А потом мы будем хлопать:  хлоп-хлоп-хлоп,  хлоп-хлоп-хлоп.

А потом мы улыбнемся и вокруг мы повернемся.

 – Устали шагать!? На чем можно продолжить путешествие? (Ответы). На поезде! Становитесь все за мной. 

Как поезд гудит: Ууууу (тянем губки трубочкой).

И пыхтит: Пых-пых-пых (надуваем щечки),

Поехали: Уууууу – пых- пых- пых (шагают змейкой по нейродорожке).

  1. Вот мы и приехали в сказку, да не простую, а на новый лад.

– Решила баба испечь колобок. Да забыла,  как это делать? Кто-нибудь знает? 

– Все помогают!

 (Имитация движения «лепки»)

Тесто мяли мы слегка, (сжимают и разжимают пальцы)

А потом его катали. («Катают» колобок)

На окошечко сажали (Раскрывают ладони, показывают их)

Он с окошка прыг, да прыг (Стучат по ладоням пальцами)

Укатился, озорник. (Вращение кистями).

Колобок поднялся. (Руки вверх поднимаем).

И румянцем налился. (Растираем ладонями щечки).

Педагог показывает игрушку –  колобок.

– А запах то какой…..Мммм….

– Давайте понюхаем. (Вдох и выдох носиком – 2 раза).

– А колобок же наш только из печи, он совсем горячий: «Ай-ай. Горячо!» 

(говорят все вместе).

– Давайте подуем на него (дуют на колобок).

– И он, наверное, очень вкусный – так и хочется съесть его (облизывают язычком губки).

– Баба положила его на окошко остужаться (показываем раскрытые вверх ладошки).

А он не захотел лежать на окошке и покатился по дорожке. 

Катится, катится… И встречает кого….. (пауз,  показывает игрушку-зайца)…. Зайку.

Самомассаж биологически активных зон, предотвращающий 

простудные заболевания. (Повтор движений за педагогом).

– Тили-тили-тили-бом! Сбил сосну Зайчишка лбом! (Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе).

– Жалко мне Зайчишку, носит Зайка шишку. (Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам).

– Поскорее сбегай в лес, сделай Заиньке компресс. (Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом.)

– Зайка понюхал колобок (нюхают – вдох  носом – выдох ртом) и говорит:

-Ах, как вкусно! (Имитация голоса зайки).

Как зайка говорит: – Ах, как вкусно (все  вместе).

Зайка.  Я тебя съем.

Колобок. Не ешь меня, я тебе песенку спою. (Песенка Е.Железновой «Зайки танцевали», движения по тексту).

   Покатился Колобок дальше, а на встречу,  кто?……(показывает игрушку)  Серый волк, зубами щелк. (Как волк зубами щелкает – растянули губки и щелкаем зубками).

    Волк захотел Колобка съесть. Он понюхал Колобка (дети – вдох  носом – выдох носом – 2 раза) и говорит:

– Ах, как вкусно! (Произносить грубым голосом).

– Как волк говорит? Ах, как вкусно (все  вместе – (имитация голоса волка). Я тебя съем.

Колобок. Не ешь меня, мы тебе песенку споем и волшебную коробочку подарим. 

(Волшебная коробка с лентами. Все вытягивают ленты по очереди и говорят – тянууууу, тянуууу…..). 

– Обрадовался Волк, что у него такая волшебная коробка и не стал есть Колобка. 

 – И Колобок покатился дальше по волшебной дорожке, запел песенку. (Все шагают по нейродорожке-следам и поют песенку вместе с педагогом: «Ааааа, Ооооо, Уууу, Ииииии и т.п.»    

    Навстречу ему кто?….(показывает игрушку)….. Медведь. 

– Медведь захотел Колобка съесть. Он понюхал Колобка (дети – вдох  носом – выдох ртом – 2 раза) и говорит:

-Ах, как вкусно! (Произносить низким голосом)

Как Миша говорит: «Ах, как вкусно» (все  вместе).

– Я тебя съем.

– Не ешь меня, Миша,  давай поиграем с колокольчиком. 

Педагог нанизывает колокольчик на веревочку и поет:

– Колокольчик подарю, я тому кого люблю

Ниточка как  солнца лучик протянулась от меня

И спустился колокольчик вниз по ниточке звеня: (колокольчик по ниточке съезжает в руку одному из участников): – Уууууууууууууууууууууу……….

Колокольчик поймай, а ниточку передавай (ниточку  и колокольчик берет следующий участник и игра повторяется).

– Понравилась Мишке песенка про колокольчик и не стал  он есть Колобка.

 – Колобок покатился дальше, запел песенку. (У каждого лист с нарисованной нейродорожкой, ведем пальчиком по нейродорожке и поем песенку вместе: «АОоо, ОУ, УО, АУ, ИА, УИ  и т.п.)

  – Катится, катится, а навстречу ….?….(показывает игрушку)….. Лиса.

   Лиса. Какой ты хорошенький, как вкусный. Я тебя съем! 

   Колобок. Не съешь!  (Из цветной коробочки по полу  выкатываются  массажные мячики Су-джок. Звучит музыка.)

   Колобок. Лиса, давай поиграем с мячиками-ёжиками.

(Массаж для пальчиков под песенку из мультфильма «Колобок – Я колобок, я колобок, румяный бок, румяный бок….»  – повторяют движения за педагогом).

– Лиса обрадовалась и не стала есть Колобка!  

– Вот и закончилось наше путешествие.  Какие вы молодцы! Как здорово  все помогали Колобку вернуться в сказку! Колобок вас всех тоже очень полюбил и дарит вам свою фотографию. Ой, что-то случилось, где же его ротик? Как вы думаете,  какое настроение у    Колобка? Давайте нарисуем ему ротик: если веселый – то улыбку, если грустный – то кружочек.

      – Как вы думаете, коллеги,  только логопед может проводить такие занятия? (если НЕТ – то поднимите руку).    

   – А что  повышает работоспособность дошкольников?  Напишите на листах, которые лежат на столе и покажите нам. 

  Использование логоритмики с элементами нейроигр помогает активизировать одновременнно работу двух полушарий головного мозга, что особенно актуально при профилактической работе с дошкольниками с нарушениями речи. Оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. 

Спасибо за  участие в мастер-классе!