Методическая разработка урока “Сложноподчиненное предложение”

ФИО: Астафьева Ю.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4277
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка урока "Сложноподчиненное предложение"
Итоговая оценка: 2 место,  76 баллов(-а)



Предмет Русский язык

Курс 2 гр. М/л-12

Дата 26.11.2015

Преподаватель  Астафьева Ю. А..

Тема: « Вводные слова  в предложении»

Цели

Образовательная : уметь находить в тексте вводные слова, знать правила расстановки знаков препинания в предложениях с вводными словами.

Развивающая : развивать навыки работы со справочными таблицами, развивать мыслительную деятельность, творческие  способности.

Воспитательная : создать условия для формирования ключевых компетенций, коллективного поиска ответов на поставленные проблемные вопросы ( ОК-1, ОК-6).

Оборудование: Информационные листы « Вводные слова», 25 шт., задания в тестовой форме 15 шт., текст для сочинения, вариант  ЕГЭ 2012 г., 25 шт.

Плакат « Проблема- сложный вопрос, задача, требующие разрешения , исследования

Тип урока Обобщение и систематизация знаний.

Вид  Комбинированный

Формы Фронтальная, коллективная, групповая.

Методы Проблемный, частично-поисковый.

этапы Ход урока
Орг.момент

Слово учителя

Вывод

Повторение имеющихся знаний.

Вывод

Слово учителя

Работа в парах

Коллективная работа

Творческая работа

Итог урока

Оценка знаний.

Дом. задание

Приветствие. Отметка посещаемости . Объявление темы урока , запись в тетрадь.

Эта тема для вас не новая, вам она известна. Тема входила  в программу неполного  среднего образования за 9 классов. Правила правописания вводных слов были изучены вами в течение обучения в школе.

Вопрос.

Почему,  на ваш взгляд, эта тема  поставлена для  повторения  в программу техникума?

В чем проблема?

(допускаются ошибки в правописании вводных слов, в проверочных работах, в контрольных работах, в экзаменационных).

Проблема для нас актуальна .

Поэтому тема нашего урока посвящена  именно этой проблеме.

Задача занятия : обобщить имеющиеся у нас знания. Систематизировать их, а затем отработать их применение на практике.

 Работа с информационным листом « вводное слово».

Разминка.

Задание на поставленные мною вопросы я предлагаю вам ответить  кратко ,

 ( да! Нет! Хором)

Вопросы 

  1. Вводное слово входит в состав предложения ?
  2.  Оно является членом предложения?
  3. Вводное слово  грамматически связано с другими словами?
  4. При помощи вводного слова можно говорящему выразить , свое отношение  к тому что он сообщает?
  5. Вводные слова имеют одно значение ? 
  6. На письме вводные слова выделяются запятыми?
  7. Вводные слова в предложении стоят только в середине?
  8. У вводных слов есть разряды?

Эта небольшая разминка указала нам путь к поиску правила « Что же принято считать вводным словом ?»

Постараемся обобщить  полным ответом.

Ответ.

Вводное слово –это слово, которое входит в состав предложения, но не вступает с его членами в синтаксическую связь. Обычно дает сведения об источнике сообщения , а также выражает отношение к высказыванию.

Работа по таблице

Посмотрите на таблицу, а именно на второй столбик.

Задание  Объясните , почему все вводные слова разбиты на 6 групп?

Ответ. Все вводные слова сгруппированы по значениям.

Какие группы вводных слов вы можете выделить?

Ответ.

Уверенность или неуверенность , различные чувства и эмоции , источник высказывания.

Настало время для тренировочных упражнений.

Комментированное письмо.

Задание. Определить и доказать , чем являются  одинаковые  по написанию  слова, членами предложения или вводными словами.

Поставить знаки препинания , объяснить разряды вводных слов.

Предложения написаны на доске . ( ЗАКРЫТЫ) Без знаков препинания.

Во-первых, дождь, во-вторых, дорога плохая, в-третьих, скоро стемнеет, наконец. Все устали. Привал.

Глядя на записанные предложения сделаем вывод.

Вопрос.

Какую роль в русском языке выполняют вводные слова? ( без вводных слов текст не был бы таким ярким эмоциональным).

Письменная проверочная работа в тестовой форме.

Самоанализ. ( на обратной стороне доски даны правильные ответы).

« Проверь себя». В работе 5 заданий и 4 варианта ответов.

Оценочные листы  сдаются для проверки и диагностики ошибок, над которыми продолжается работа на следующем занятии.

Устно. « Думай сам».

На обратной стороне доски записаны слова с профессиональной направленностью. Задание . Разобрать завал слов  и составить предложения .

Железная, длинная, магистраль-, таким образом, в мире, транссибирская, самая, дорога.

( Таким образом, транссибирская магистраль- самая длинная железная дорога в мире.)

Вы,  с железной, свое, свяжете, дорогой, возможно, то,  удастся вам и , если, будущее по душе, работу, выберете. ( И если вам удастся, то, возможно , вы свяжете с железной дорогой свое будущее, выберете работу по душе.

Работа с текстом . Вариант С -2012 г.

Задание. Прочитать текст . сформулировать одну из проблем, поставленных автором, определить позицию автора.

План работы

1 Чтение учителем текста вслух.

2  Коллективная работа по формулировке проблем

3  Запись проблем в тетрадях.

4 коллективная работа по формулировке позиций автора

5. запись в тетрадях.

( Работа по написанию сочинения продолжается на следующем уроке).

Рефлексия

Знания каких синтаксических правил мы сегодня систематизировали? Какие пробелы в знаниях вы обнаружили у себя на занятии. На какой вопрос вы затруднялись ответить?

Главная проблема безграмотности в русском языке о т кого зависит? ( от нас самих).  Чтобы ее устранить надо больше читать художественной литературы, и учить правила орфографии и синтаксиса.

Вывод учителя.

Конечно, эта проблема не  может быть решена на одном занятии, но может быть  вам будет проще решить проблему безграмотности, когда вы будете иметь свой собственный ориентир. Это личное дело каждого. 

По вашему мнению , кто был активным на уроке? ( оценки выставляются :за устные ответы, комментированное письмо, полный вывод правила ( вводное слово), выявление проблем по тексту.

Составить 4-5 предложений с использованием вводных слов на тему «Достопримечательности города, в котором я живу».