“Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора”
Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Малыш появился. И многие забывают о том, что с ним нужно говорить с первых недель его появления.
Эмоциональное общение – одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом – фольклор.
Эмоциональное состояние в первые годы жизни имеет решающее значение в нервно-психическом развитии ребенка. Дети приходят в детский сад в возрасте 2-х лет и естественно, новая обстановка их пугает, настораживает. Вот здесь-то и приходят на помощь потешки. Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя с малышом, расшевелить его, погасить в нем отрицательные эмоции, пробудить чувства, симпатию к чужому для него человеку.
Проблема:
Наблюдения за детьми показали, что большинство малышей довольствовалась лишь рассматриванием картинок в книгах. Узнавая потешку, сказку, только называли её персонажей. Навыки речевой деятельности детей были развиты слабо. Основная часть детей не владела способами речевых навыков в элементарной художественно – речевой деятельности.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
И мы педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
С ноября 2023г. я поставила перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества, интереса и любви к фольклору как в детском саду, так и в кругу семьи.
В основу работы были положены научные достижения А. П. Усовой «Русское народное творчество в детском саду», Е. А. Флериной «Эстетическое воспитание дошкольников». Выбрать наиболее удачные приёмы воздействие на детей помогли исследования Н. А. Ветлугиной «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников». Статьи кандидата психологических наук Л. Н. Павловой.
Были рассмотрены материалы на темы: «Художественное эстетическое воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста», «Волшебный мир народной игрушки», «Фольклор в музыкальном воспитании детей раннего возраста», «Использование народной игрушки в повседневной работе с детьми», «Организация самостоятельной художественно – речевой деятельности», «Использование русского фольклора в развитие речи детей».
А также изучила парциальную программу О.Л.Князева, М.Д. Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа, представленная в издании, определяет новые ориентиры в нравственно патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие содержит тематический годовой план работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ.
На основе изученного материала, был составлен план работы с родителями.
Основные направления работы с родителями:
- Анкетирование родителей по вопросам знания и использования произведений фольклора в семейной педагогике.
- Подбор методических рекомендаций для родительского уголка и индивидуальных бесед по использованию фольклора и народных игр в домашних условиях.
Все необходимые рекомендации размещаем в «уголке для родителей» и на официальном сайте нашего ДОО. За последний год подготовили для родителей:
- рекомендации по знакомству с малыми фольклорными формами, советы по словарной работе с детьми;
- информацию о способах игрового речевого общения с ребенком;
- познакомили с картотекой русских народных игр. Семьи обмениваются своим опытом по развитию речи дома, раздаем каждому родителю тексты колыбельных песен;
- привлекаем родителей к совместной деятельности с детьми (рисование, рассказывание сказок, драматизация сказок и потешек и др.).
- Организация предметно-развивающей среды в группе.
В группах создана предметно – развивающая среда, соответствующая возрасту детей. Особое внимание уделяем укреплению связей с родителями. Совместно с родителями:
- собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками.
- Создан уголок театральной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры
- Создан мини музей «Игрушка – забава». Цель создания музея – Заинтересовать и увлечь детей красотой и необычностью игрушки-забавы. Пробудить интерес к игрушкам родителей, бабушек и дедушек. Расширить знания об истории русской игрушки. Воспитывать в детях через родную и близкую доброту отзывчивость, любовь к традициям, бережное отношение к игрушкам.
- Осуществление педагогического посвящения родителей. Знакомство родителей с игровыми народными куклами для развития мелкой моторики.
Мы стараемся активно вовлекать родителей в жизнь детского сада, в частности нашей группы. Они постоянные участники всех наших мероприятий.
Мы провели консультации для родителей: «Роль народной игрушки в воспитании ребенка», «Роль игры – драматизации в развитии речи ребенка».
В своей работе я использую авторские сказки детского писателя из Санкт – Петербурга Татьяны Кирюшатовой для развития детских пальчиков.
Главные герои ее сказок – это народные куклы.
Сказка – это самый простой способ познавания малышом реальности. Именно с ее помощью ребенок начинает знакомиться с миром. Как понять маленькому ребенку всю сложность реальности, как разобраться, что хорошо и что плохо, кто добрый, а кто – злой? Устное народное творчество в этом – большое подспорье.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Вот в этом – то хорошо помогают сказки, рассказанные при участии пальчиков.
Совместно с родителями мы изготовили зайчиков к сказке Т. Кирюшатовой «Зайчик на пальчик», а также куклу Хороводницу на палочке.
Все детские сады стараются принести в свою работу некоторые изменения, которые позволят обрести свой имидж.
Мы знаем, что новое – это хорошо забытое старое.
Нам на помощь пришла всем известная кукла-Хороводница. Именно она помогла нашему детскому саду обрести свою изюминку.
Мы с большим интересом включили в работу с детьми в период адаптации народную куклу и были довольны результатом.
Родители заинтересовались идеей создания такой «помощницей».
К сожалению, не у всех родителей есть возможность приобрести куколку хороводницу. Но и в этой ситуации мы нашли выход.
Куколка -Хороводница по очереди гостит у ребят дома. Они вместе с семьей водят хороводы и поздравляют малыша с Днем рождения! В помощь родителям были созданы картотеки песенок, потешек, закличек, которые очень полюбились нашим малышам, а также хороводные игры с куколкой.
Все это способствует формированию наглядно – образного мышления и воображения, развивается речь, жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Обогащаются знания о предметах и явлениях. ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Ребята из старших групп нашего детского сада совместно с педагогами изготавливают и других народных куколок похожих на куклу Хороводницу. Дарят их малышам, забирают домой младшим братьям и сестрам, устраивают дома мастер-классы для родителей, бабушек и дедушек.
- Подведение итогов работы в данном направлении.
Активизировалось взаимодействие с родителями детей по использованию фольклора в семейном воспитании, повысилась их
Дети с интересом и удовольствием слушают народные песенки, потешки, сказки, выполнять под них определенные движения; у них сформировалась положительная реакция на чтение и эмоциональный отклик.
Произошла позитивная динамика в речевом и эмоционально личностном развитии воспитанников.