Конспект занятия по развитию речи
В старшей группе на тему
«Безопасность на дорогах»
Воспитатель: Карманова Лариса Сергеевна
МБОУ «Центр образования 23»
Дошкольное отделение 2
г Новомосковск
Тульская область
План:
- Упражнение для настроения
- Игра «Мой адрес»
- Физкультминутка «Светофор»
- Игра «Правила пешехода»
- Пальчиковая игра «Дорожные знаки»
- Игра «Светофор»
- Логоритмика «Пешеходы»
Программное содержание:
Коррекционно-образовательная:
- Закрепить и систематизировать знания и представления детей об улицах города, правилах дорожного движения и дорожных знаках.
- Учить отвечать на вопросы полно, обстоятельно.
- Развивать умение самостоятельно составлять рассказы по заданной теме.
- Продолжать учить детей сравнивать, делать обобщения, рассуждать, задавать вопросы.
- Активизировать мышления детей посредством:
– развития способности к определению задач на основе поставленной проблемы,
-развития у детей способности к созданию задуманного продукта,
– совершенствования уровня накопленных практических навыков (создание макета светофора, дополнение его деталями).
Коррекционно-развивающая:
- Развивать у детей фантазию, мелкую моторику пальцев рук.
- Укреплять дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы;
- Развивать память, внимание, наблюдательность, как основу познавательных
способностей детей.
- Вырабатывать четкие движений во взаимосвязи с речью
- Проводить общее оздоровление зрительного аппарата
- Проводить упражнения для снятия общего и локального утомления
- Активизировать речь детей, через развитие умения организовывать свои действия и действия других.
- Развивать самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками.
Воспитательная:
Воспитывать культуру поведения на улице, доброжелательность,
чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Материал:
Демонстрационный: слайды, макет светофора, картинка с изображением
улицы города, жезл регулировщика.
Раздаточный:. Картинки с различными дорожными ситуациями, дорожные
знаки, конверты со светофором, массажные мячи
Организация и методика проведения занятия
Воспитатель и дети собираются в полукруг:
Эй! Дети, подходите,
Друг на друга посмотрите,
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь все немножко.
Воспитатель: Какое у вас настроение?
Дети: Хорошее.
Воспитатель: Дети! Сегодня у нас в гостях незнайка
Вы приходите в детский сад, по улицам с папами и мамами, а как вы думаете, почему? (ответы детей). Правильно, по улицам и дорогам движется много машин, на тротуарах полно спешащих людей. Со стороны кажется, что на улице царит полный беспорядок. На самом деле все движение на улице происходит по строгим правилам.
– Что же это за правила? (Правила дорожного движения). Сегодня к нам пришел Незнайка, он не знает правила дорожного движения, мы поможем ему узнать их? (ответы детей).
Незнайка:
Я ничего не знаю про ваш город и про эти ваши правила дорожного движения. Помогите мне пожалуйста!
Воспитатель: Дети, что такое улица? (Дома, дорога, площадки).
Где ездят машины? (По проезжей части).
Где ходят люди? (По тротуару).
На какой улице находится ваш детский сад? (Северодонецкая)
Задание: Назовите улицы, на которых живете вы?
Упражнение «Я живу на улице…».
Дети должны продолжить фразу, рассказав, адрес, где живут.
Дети :
Я живу на улице Северодонецкая ….
Я живу на улице Парковая….
Я живу на улице Проспект Победы….
Я живу на улице Генерала Белова….
Воспитатель: Вот как много мы назвали улиц, которые находятся рядом с детским садом.
Воспитатель:
Посмотрите на доску.
Слайды-иллюстрации:
Мальчишка с шайбой на проезжей части.
Дети перебегают дорогу наискосок.
Идет машина. Мальчишки бегают и играют в мяч.
По дороге катается мальчик на самокате.
Воспитатель: Все ли правильно делают дети?
Дети: на всех картинках дети нарушают правила дорожного движения
Воспитатель: дети ,прежде чем выходить на улицу необходимо посмотреть на право и на лево
Гимнастика для глаз «Дорога»
Посмотрите на право, налево. Закройте глаза откройте глаза.
Задание: Расскажите Незнайке правила для пешеходов по картинкам
Какие вы знаете правила для пешеходов?
Дети:
– По улице надо идти спокойным шагом.
– Идти только по тротуару, по правой его стороне.
-При ходьбе по улице маму держать за руку
– Улицу нужно переходить только по пешеходным переходам (по «зебре»).
-Улицу нужно переходить только при зелёном сигнале светофора.
Воспитатель: Дети, а давайте поиграем с Незнайкой и напомним ему сигналы светофора
Проводится физкультминутка «Светофор» (дети показывают движения)
У любого перекрестка ходьба на месте
Нас встречает светофор поднять руки вверх
И заводит очень просто руки на поясе полуприсед в право
С пешеходом разговор: руки на поясе полуприсед в лево
Cвет зеленый- проходи! Ходьба на месте
Желтый – лучше подожди! приседание
Если свет зажжется красный – прыжки
Значит, двигаться опасно! Стоять на месте
Воспитатель: на дорогах слышны сигналы машин.
Дыхательная гимнастика «Сигналы машин»
В дох- носом
Выдох- произносим сигнал машины «Уи»
Дети продолжим знакомить Незнайку с правилами
Какие вы знаете светофоры? (Пешеходные и транспортные).
Воспитатель: Светофор – наш главный помощник на улице, знать и понимать его сигналы очень важно.
Задание: Дети выложите светофоры для Незнайки и расскажите о их значении.
А что бы у вас все получилось выполним массаж рук.
Пальчиковая игра «Дорожные знаки» с массажным мячом
Это знаки дорожные. Прокатывание между ладонями
Они совсем не сложные. Сжимание в ладонях
Ты, дружок, их уважай, круговые движения между ладонями
Правил ты не нарушай прокатывание горизонтальное
Воспитатель: Следующая наша игра называется «Собери светофор».
Дети собирают светофор
Я собрал светофор для пешехода у него два сигнала
Я собрал светофор для водителей у него три сигнала
Дети ! Незнайка много запомнил правил .
Давайте подарим песенку Незнайке про Пешеходов
Логоритмика «Песенка пешеходов»
Этот мир состоит из пешеходов стоя в кругу развести руками ,шагать
из машин и из шоферов крутить руль, сигналить
и , конечно из дорог идти по кругу
Чтобы все стоя в кругу, обнять друг друга
в этом мире жили дружно положить руки на плечи
непременно всем нам нужно шагать по кругу
жить по правилам дружок.
Соблюдайте их , друзья гразить указательным пальцем
нам без них никак нельзя,
Пешеходы и шоферы шагать, крутить руль
правила дорожного движения. Сигнал машины
Незнайка узнал много полезного, говорит спасибо и до новых встреч