Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста

ФИО: Пинчук О.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4303
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Семья, общество, приоритеты», в рамках реализации мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации
Наименование конкурсной работы: Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста
Итоговая оценка: 2 место,  66 баллов(-а)



Мастер – класс

«Развитие творческой активности детей раннего возраста средствами художественно – эстетической деятельности»

                                        

                                         Пинчук О.В.

                                         воспитатель ГКДОУ

                                         «Детский сад № 273 г. о.  Донецк» ДНР

 

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально – положительное отношение к художественно – эстетической деятельности.

Цель: развивать творческие способности детей раннего возраста в продуктивной деятельности.

Задачи: формировать эстетическое отношение к окружающему. Воспитывать художественный вкус; совершенствовать и углублять изобразительные навыки; развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие; способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка, используя в работе различные техники; обучать приёмам нетрадиционным способам техники с использованием различных материалов; подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности; воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Актуальность.

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики  у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода дошкольного возраста.

Влияние нетрадиционных техник рисования на всестороннее развитие ребёнка:

– эстетическое воспитание;

– познавательное развитие;

– эмоциональное развитие;

– трудовое развитие;

– нравственное развитие;

– творческое развитие;

– развитие мелкой моторики;

-умственное развитие.

Виды творческих способностей:

– способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;

– способность видеть проблему там, где её не видят другие;

– способность ассоциировать отдаленные понятия;

– способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

– гибкость мышления;

– способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющуюся систему знаний;

– способность доработки деталей с целью совершенствования первоначального замысла.

Творческие проявления детей.

На втором году жизни, дети еще не могут преднамеренно изображать какие – либо определенные предметы и явления. Интерес к изобразительной деятельности возникает в результате подражания взрослого. Этот период исследователями называют «доизобразительный».

Нетрадиционные средства изодеятельности, используемые на занятиях изобразительной деятельности.

10 причин использовать для развития ребёнка нетрадиционные техники рисования.

  1. Заниматься рисованием вообще и рисовать оригинальными способами в частности очень полезно.
  2. Расширение кругозора.  
  3. Обогащение сенсорного опыта.
  4. Развитие познавательного интереса.
  5. Развитие нестандартного мышления.
  6. Развитие творческого самовыражения.
  7. Стимуляция эмоционального интеллекта.
  8. Стимуляция наблюдательности и любознательности…
  9. Стимуляция мелкой моторики и технических умений.
  10. Формирование потребности к созидательной деятельности, эстетического вкуса и художественной чуткости.

Рисование вилкой.

Казалось бы, простая одноразовая вилка – обычный столовый прибор, но как оказывается при помощи её можно рисовать красками замечательные рисунки. Простой и забавный способ развития воображения, нормализации психоэмоционального состояния дошкольника. Техника позволяет создавать изображения, для которых требуется нанесения множественных тонких мазков, создающих эффект «лохматости». Занятие с вилкой не вызывает трудностей даже у младших дошкольников.

Рисование ватной палочкой.

Рисование ватными палочками – весьма необычная и интересная техника, Важно, что при создании картинки краски нельзя смешивать между собой. При этом расстояние от одной точки до другой может быть большим, а можно наоборот, располагать точки близко друг к другу. Детей младшего дошкольного возраста можно учить рисовать ватными палочками, тем более, что для них пока ещё трудно рисовать кистью в технике «пуантилизм». А вот ватная палочка удобнее и проще, кроме того, её не нужно мыть. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, это тоже большой труд. Во время рисования в технике « пуантилизм» тренируются координация движений, точность и аккуратность, развивается мелкая моторика рук. Рисование в технике «пуантилизм» дает широкую возможность создавать настоящие детские «шедевры». Даже если дети работают по шаблону, результат получается у всех разный, так как каждый ребёнок имеет свое индивидуальное восприятие, свои особенности характера и почерка.

Рисование ладошкой.

Этот нетрадиционный способ изобразительного творчества формирует у дошкольника представление о свободе художественного самовыражения, о характеристиках  материалов, используемых для рисования. Тактильный контакт с краской и бумагой вызывает у ребёнка восторг и любопытство. Дошкольник начинает осознавать, что с помощью отпечатков собственных ладоней можно создавать оригинальные изображения, это не просто увлекательное время провождения, но и полезное  для мелкой моторики и для психоэмоционального состояния, упражнение. Дошкольникам удобнее заниматься изобразительным творчеством не кистями и карандашами, а собственными руками и пальчиками. При нетрадиционном способе рисования ключевым моментом становится  не столько результат работы, сколько личностное развитие, формирование творческих навыков. Через нетрадиционное рисование ребёнок осваивает и другие техники изобразительного творчества, которые в данном случае использует, как вспомогательные. 

Лепка в нетрадиционной технике.

– Знакомить детей с пластилинографией можно уже в самом раннем возрасте – начиная с ясельной группы. 

– Один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции.

– Это самый осязаемый вид художественного творчества.

– Как в рисовании красками, так и в пластилиновой живописи дети практикуются в смешивании цветов пластилина для получения других цветовых оттенков.

      Цели и задачи:

Приобрести новые умения и навыки при работе с пластилином.

Изучить новые приемы работы.

Освоить новые материалы и инструменты.

Ознакомиться с различными пластическими свойствами пластилина.

Изучить правила безопасной работы с данным материалом.

Выполнить практическую работу, используя полученные умения и знания.

Основные приемы лепки с детьми раннего возраста:

– раскатывание кусочка пластилина или теста в палочку (колбаску);

– скатывание кусочка в шар;

– сплющивание (шара в лепёшку, колбаски в полоску);

– вдавливание получение углубления в кусочке, если нажать на кусочек пластилина пальцем;

– отщипывание кусочков, прикрепление деталей к круглому кусочку пластилина.

Эти приемы дети раннего возраста осваивают к трём годам.

Лепка для детей раннего возраста: важные моменты организации игровых занятий.

Применение в работе нетрадиционных техник лепки, способствует развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь развивает речь и мышление ребенка. А самое важное  – дети чувствуют себя первооткрывателями, создателями чего – то нового и получают огромное удовольствие от результатов своего труда.

Мелкая моторика рук предполагает также работу с пластилином.

Ваша задача – показать ребёнку пластилин и научить им, пользоваться. Пускай малыш разминает пластилин, мнет, раскатывает. Пластилин можно заменить солёным тестом. Сначала вам придётся лепить фигурки вместо малыша, потом вместе с ним, а после позвольте ему самому заниматься творчеством, проявлять свою фантазию, приобретая навыки работы с материалом. В конечном итоге ваша работа должна свестись к постановке задания или задачи, которую ребенок должен выполнить, то есть слепить то, что вы его попросили. Хотя задание ребенок может сам себе поставить, спросите его, что бы он хотел слепить и одобрите его выбор.

При помощи пластилина ребенок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи.

Рекомендации педагогам.

Используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;

в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;

повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приёмами изображения.

Вывод очевиден.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрприз!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой. Ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.

При организации выставок мы преследуем такие цели такие цели:

– способствовать развитию у детей эмоционально – образного восприятия и художественного вкуса;

– ребёнок должен знать, что продукт его деятельности интересен и значим для других людей;

– повышение педагогической культуры среди родителей.

Выставка коллективных работ.

  • Созданы все условия для оформления тематических выставок.
  • Выставки разнообразны по форме, содержанию и назначению.

Взаимодействие с родителями.

Консультации:

« Роль семьи в художественно эстетическом развитии детей»,

« Нетрадиционные техники рисования»,

« Рисование штампами, оттисками».

Домашние задания:

Творческая мастерская «Волшебные ладошки» – рисование дома с детьми ладошками, дорисовывание отпечатков до определённого образа.

Выставки детско – взрослых работ:

« Волшебная зима», «Удивительные кляксы» и другие.

Индивидуальные собеседования.