Программа наставничества молодого специалиста

ФИО: Шихова Н.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4307
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Программа наставничества молодого специалиста
Итоговая оценка: 2 место,  75 баллов(-а)



Всероссийский  конкурс педагогических работников

 «Лучшие практики наставничества»

Форма наставничества: «педагог ‒ педагог»

Автор: Шихова Наталья Викторовна, учитель математики, МБОУ «Физико-математический лицей», 

Глазов

2024 г.

Оглавление

Пояснительная записка 4

  1. Цель и задачи 4
  2. Ожидаемые результаты 5
  3. Планируемые мероприятия 5
  4. Мониторинг и оценка результатов реализации программы 10

Список литературы 13

Приложение 1 14

 

Пояснительная записка

В МБОУ «Физико-математический лицей»  процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя. Важно создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста, его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Рабочая программа наставничества «Учитель-учитель» разработана на базе МБОУ «Физико-математический лицей»  в соответствии распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019г № р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.05.2017г. №239 «О наставничестве в образовательных организациях, подведомственных Министерству образования и науки Удмуртской Республики», приказом Управления образования Администрации города Ижевска от 26.04.2021г. №165 «Об организации наставничества в муниципальных образовательных учреждениях, подведомственных Управлению образования Администрации города Ижевска».

Срок реализации программы наставничества:1 год.

Цель: оказание качественной помощи молодому учителю в профессиональном становлении, используя эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего педагога.

Указанная цель предполагает решение ряда задач:

  1.  Содействовать  адаптации начинающего специалиста в коллективе;
  2. Применять эффективные формы для профессионального роста молодого специалиста;
  3. Планировать методическую работу на основе потенциальных возможностей начинающего учителя;
  4. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога.

Ожидаемые результаты: 

  • адаптация начинающего учителя и, как результат, закрепление молодого специалиста в образовательном учреждении;        
  • повышение практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • рост профессиональной компетентности в вопросах педагогики и психологии;
  • обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания.

Планируемые мероприятия на 2021-2022 учебный год работы наставника Шиховой Натальи Викторовны с молодым специалистом

Гашковой Полиной Романовной

Наименование мероприятий Сроки
1. Организация и проведение вводного совещания с наставника и наставляемого. Обеспечение каналов многосторонней связи с молодым специалистом Сентябрь
2. Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого специалиста, анкетирование Сентябрь
3. Изучение нормативно-правовой базы.

Ведение школьной документации.

Сентябрь
4. Совместная работа наставника и наставляемого по разработке индивидуального плана профессионального развития молодого педагога Сентябрь
5. Занятие «Современный урок и его организация» Октябрь
6. Подготовка к участию в муниципальном этапе конкурса молодых специалистов «Педагогический дебют» Октябрь
7. Взаимное посещение уроков, анализ деятельности В течение года
8. Участие в мероприятиях конкурса молодых специалистов «Педагогический дебют» Ноябрь
9. Занятие «Работа с ученическими тетрадями» Декабрь
10.  Прохождение методики «Педагогические ситуации» Декабрь
11. Участие в конкурсном отборе на программу стажировки в команде педагогов Образовательного центра «Сириус» на январской математической образовательной программе Декабрь
12. Анкетирование. Отчет о результатах наставнической работы за первое полугодие. Январь
13. Беседа: «Индивидуальный подход в организации учебной деятельности» Февраль
14. Практикум «Организация внеурочной деятельности» Март
15. Беседа «Принципы работы с одаренными учащимися. Особенности подготовки команд к турниру Чеботарева» Апрель
16. Практикум «Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся» Апрель
17. Анализ портфолио наставника. Ознакомление с требованиями  и вариантами оформления профессионального портфолио Апрель
18. Анкетирование. Отчет о результатах наставнической работы за год. Май

Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

  • оценка качества процесса реализации программы наставничества;
  • оценка динамики характеристик образовательного процесса

Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар «наставник-наставляемый».

Цель мониторинга: оценка качества реализуемой программы наставничества.

Задачи мониторинга:

  • сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
  • контроль хода программы наставничества;
  • описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого;
  • определение условий эффективной программы наставничества.

Оформление результатов.

По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOT- анализ реализуемой программы наставничества.  Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты.

Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников

Этап 2. Второй этап мониторинга позволяет оценить: мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы наставничества, динамику профессионального развития молодого специалиста.

Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния программ наставничества.

Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два шага, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй – по итогам прохождения программы.

Соответственно, все зависимые от воздействия программы наставничества параметры фиксируются дважды (на начало и конец учебного года).

Цели мониторинга: оценка динамики характеристик образовательного процесса.

Задачи мониторинга:

  • определение условий эффективности программы наставничества;
  • сравнение характеристик образовательного процесса на “входе” и “выходе” реализуемой программы;

Индикаторы оценки влияния программы на всех участников программы

Индикаторы оценки Оценка результатов

программы

на начало учебного года на конец учебного года
Количество собственных профессиональных работ, статей,

исследований, методических практик молодого специалиста 

Участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях.
Количество жалоб от родителей, связанных с конфликтами внутри коллектива обучающихся
Уровень психоэмоционального состояния молодого специалиста
Уровень профессионального выгорания педагогов.
Уровень удовлетворенности своей профессией 
Вовлеченность обучающихся молодого специалиста в образовательный процесс.
Успеваемость обучающихся молодого специалиста 
Качество знаний обучающихся молодого специалиста

 

Список литературы

  1. Методические рекомендации по вопросам сопровождения, наставничества и шефства для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополни- тельным общеобразовательным программам : методические ре- комендации / Е. Л. Кинева, Е. В. Лямцева, Ю. В. Ребикова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2020. – 42 с. – URL: https://ipk74.ru/ upload/iblock/6f5/6f5ff7e87b5464be383f7c8d37de0379.pdf.
  2. Наставничество в школе. Педагогические перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятельности участников образовательных отношений: сборник ситуационных задач для слушателей курсов профессиональной переподготовки / Д. Ф. Ильясов, В. В. Кудинов, Е. А. Селиванова [и др.]. – Челябинск : ЧИППКРО, 2021. – 100 с. – URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/e45/e454a115b7bfea288cb1b953cf3f8d37.pdf
  3. Организация наставничества в школе / А. С. Васильева. – URL: https://www.menobr.ru/article/5174-organizatsiyanastavnichest- va-v-shkole.

                                                                                

                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Динамика результативности реализации программы по итогам проведенного мониторинга

За год реализации программы «1+1»  с формой наставничества «педагог ‒ педагог» можно проследить динамику результативности по итогам проведенного мониторинга.

Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества молодого специалиста «Педагог ‒ педагог»

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

  • оценка качества процесса реализации программы наставничества;
  • оценка динамики характеристик образовательного процесса.

Оценка качества процесса реализации программы наставничества

 

Таблица 3. SWOT-анализ программы наставничества за первое полугодие

 реализации программы

Факторы SWOT Позитивные Негативные
Внутренние Сильные стороны:

  • Достаточность и понятность обучения наставников;
  • Высокие достижения педагогов МБОУ «ФМЛ», которые можно использовать в Программе наставничества;
  • Успешная адаптация молодого специалиста на рабочем месте;
  • Актуальность, высокий уровень практической значимости полученных знаний.
Слабые стороны:

  • Увеличение текущей рабочей нагрузки наставника
Внешние Возможности:

  • Акцентирование внимание государства и общества на вопросы наставничества;
  • Оперативное внедрение
Угрозы:

  • Временные переходы на дистанционное обучение 

Оценка динамики характеристик образовательного процесса

С молодым специалистом Гашковой П.Р. было организовано регулярное взаимное посещение уроков, анализировались формы и методы организации учебного процесса. Урок является основной формой организации учебного процесса в школе, поэтому урокам уделялось наибольшее внимание. Была оказана также помощь в корректировке календарно-тематического планирования на даты, выпавшие на дни приостановления учебного процесса и дистанционного обучения. 

Гашкова П.Р. приняла участие в муниципальном этапе конкурса молодых специалистов «Педагогический дебют» и стала его лауреатом. Этот конкурс расширил профессиональный кругозор педагога. Анализируя работу с молодым специалистом за первое полугодие, можно сделать вывод, что вся методическая деятельность способствовала успешной социально-педагогической и личной адаптации начинающего педагога, помогла преодолеть возникающие трудности, повысить уровень профессионализма.

Для определения, насколько правильно Гашкова П.Р. способна решать педагогические проблемы, с ней была проведена методика «Педагогические ситуации». Если испытуемый получил среднюю оценку от 4,5 балла и выше, то, согласно данной методике, его педагогические способности высоко развиты. Если средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла – развиты средне, если же средняя оценка меньше, чем 3,4 балла – развиты слабо. У Гашкова П.Р. ровно 4,5 балла, что говорит о высоком развитии педагогических способностей.