Всероссийский конкурс педагогических работников
«Лучшие практики наставничества»
Форма наставничества: «педагог ‒ педагог»
Автор: Шихова Наталья Викторовна, учитель математики, МБОУ «Физико-математический лицей»,
Глазов
2024 г.
Оглавление
Пояснительная записка 4
- Цель и задачи 4
- Ожидаемые результаты 5
- Планируемые мероприятия 5
- Мониторинг и оценка результатов реализации программы 10
Список литературы 13
Приложение 1 14
Пояснительная записка
В МБОУ «Физико-математический лицей» процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя. Важно создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста, его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Рабочая программа наставничества «Учитель-учитель» разработана на базе МБОУ «Физико-математический лицей» в соответствии распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019г № р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.05.2017г. №239 «О наставничестве в образовательных организациях, подведомственных Министерству образования и науки Удмуртской Республики», приказом Управления образования Администрации города Ижевска от 26.04.2021г. №165 «Об организации наставничества в муниципальных образовательных учреждениях, подведомственных Управлению образования Администрации города Ижевска».
Срок реализации программы наставничества:1 год.
Цель: оказание качественной помощи молодому учителю в профессиональном становлении, используя эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего педагога.
Указанная цель предполагает решение ряда задач:
- Содействовать адаптации начинающего специалиста в коллективе;
- Применять эффективные формы для профессионального роста молодого специалиста;
- Планировать методическую работу на основе потенциальных возможностей начинающего учителя;
- Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога.
Ожидаемые результаты:
- адаптация начинающего учителя и, как результат, закрепление молодого специалиста в образовательном учреждении;
- повышение практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- рост профессиональной компетентности в вопросах педагогики и психологии;
- обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания.
Планируемые мероприятия на 2021-2022 учебный год работы наставника Шиховой Натальи Викторовны с молодым специалистом
Гашковой Полиной Романовной
№ | Наименование мероприятий | Сроки |
1. | Организация и проведение вводного совещания с наставника и наставляемого. Обеспечение каналов многосторонней связи с молодым специалистом | Сентябрь |
2. | Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого специалиста, анкетирование | Сентябрь |
3. | Изучение нормативно-правовой базы.
Ведение школьной документации. |
Сентябрь |
4. | Совместная работа наставника и наставляемого по разработке индивидуального плана профессионального развития молодого педагога | Сентябрь |
5. | Занятие «Современный урок и его организация» | Октябрь |
6. | Подготовка к участию в муниципальном этапе конкурса молодых специалистов «Педагогический дебют» | Октябрь |
7. | Взаимное посещение уроков, анализ деятельности | В течение года |
8. | Участие в мероприятиях конкурса молодых специалистов «Педагогический дебют» | Ноябрь |
9. | Занятие «Работа с ученическими тетрадями» | Декабрь |
10. | Прохождение методики «Педагогические ситуации» | Декабрь |
11. | Участие в конкурсном отборе на программу стажировки в команде педагогов Образовательного центра «Сириус» на январской математической образовательной программе | Декабрь |
12. | Анкетирование. Отчет о результатах наставнической работы за первое полугодие. | Январь |
13. | Беседа: «Индивидуальный подход в организации учебной деятельности» | Февраль |
14. | Практикум «Организация внеурочной деятельности» | Март |
15. | Беседа «Принципы работы с одаренными учащимися. Особенности подготовки команд к турниру Чеботарева» | Апрель |
16. | Практикум «Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся» | Апрель |
17. | Анализ портфолио наставника. Ознакомление с требованиями и вариантами оформления профессионального портфолио | Апрель |
18. | Анкетирование. Отчет о результатах наставнической работы за год. | Май |
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
- оценка качества процесса реализации программы наставничества;
- оценка динамики характеристик образовательного процесса
Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар «наставник-наставляемый».
Цель мониторинга: оценка качества реализуемой программы наставничества.
Задачи мониторинга:
- сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
- контроль хода программы наставничества;
- описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого;
- определение условий эффективной программы наставничества.
Оформление результатов.
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOT- анализ реализуемой программы наставничества. Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты.
Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников
Этап 2. Второй этап мониторинга позволяет оценить: мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы наставничества, динамику профессионального развития молодого специалиста.
Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния программ наставничества.
Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два шага, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй – по итогам прохождения программы.
Соответственно, все зависимые от воздействия программы наставничества параметры фиксируются дважды (на начало и конец учебного года).
Цели мониторинга: оценка динамики характеристик образовательного процесса.
Задачи мониторинга:
- определение условий эффективности программы наставничества;
- сравнение характеристик образовательного процесса на “входе” и “выходе” реализуемой программы;
Индикаторы оценки влияния программы на всех участников программы
Индикаторы оценки | Оценка результатов
программы |
|
на начало учебного года | на конец учебного года | |
Количество собственных профессиональных работ, статей,
исследований, методических практик молодого специалиста |
||
Участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях. | ||
Количество жалоб от родителей, связанных с конфликтами внутри коллектива обучающихся | ||
Уровень психоэмоционального состояния молодого специалиста | ||
Уровень профессионального выгорания педагогов. | ||
Уровень удовлетворенности своей профессией | ||
Вовлеченность обучающихся молодого специалиста в образовательный процесс. | ||
Успеваемость обучающихся молодого специалиста | ||
Качество знаний обучающихся молодого специалиста |
Список литературы
- Методические рекомендации по вопросам сопровождения, наставничества и шефства для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополни- тельным общеобразовательным программам : методические ре- комендации / Е. Л. Кинева, Е. В. Лямцева, Ю. В. Ребикова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2020. – 42 с. – URL: https://ipk74.ru/ upload/iblock/6f5/6f5ff7e87b5464be383f7c8d37de0379.pdf.
- Наставничество в школе. Педагогические перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятельности участников образовательных отношений: сборник ситуационных задач для слушателей курсов профессиональной переподготовки / Д. Ф. Ильясов, В. В. Кудинов, Е. А. Селиванова [и др.]. – Челябинск : ЧИППКРО, 2021. – 100 с. – URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/e45/e454a115b7bfea288cb1b953cf3f8d37.pdf
- Организация наставничества в школе / А. С. Васильева. – URL: https://www.menobr.ru/article/5174-organizatsiyanastavnichest- va-v-shkole.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Динамика результативности реализации программы по итогам проведенного мониторинга
За год реализации программы «1+1» с формой наставничества «педагог ‒ педагог» можно проследить динамику результативности по итогам проведенного мониторинга.
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества молодого специалиста «Педагог ‒ педагог»
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
- оценка качества процесса реализации программы наставничества;
- оценка динамики характеристик образовательного процесса.
Оценка качества процесса реализации программы наставничества
Таблица 3. SWOT-анализ программы наставничества за первое полугодие
реализации программы
Факторы SWOT | Позитивные | Негативные |
Внутренние | Сильные стороны:
|
Слабые стороны:
|
Внешние | Возможности:
|
Угрозы:
|
Оценка динамики характеристик образовательного процесса
С молодым специалистом Гашковой П.Р. было организовано регулярное взаимное посещение уроков, анализировались формы и методы организации учебного процесса. Урок является основной формой организации учебного процесса в школе, поэтому урокам уделялось наибольшее внимание. Была оказана также помощь в корректировке календарно-тематического планирования на даты, выпавшие на дни приостановления учебного процесса и дистанционного обучения.
Гашкова П.Р. приняла участие в муниципальном этапе конкурса молодых специалистов «Педагогический дебют» и стала его лауреатом. Этот конкурс расширил профессиональный кругозор педагога. Анализируя работу с молодым специалистом за первое полугодие, можно сделать вывод, что вся методическая деятельность способствовала успешной социально-педагогической и личной адаптации начинающего педагога, помогла преодолеть возникающие трудности, повысить уровень профессионализма.
Для определения, насколько правильно Гашкова П.Р. способна решать педагогические проблемы, с ней была проведена методика «Педагогические ситуации». Если испытуемый получил среднюю оценку от 4,5 балла и выше, то, согласно данной методике, его педагогические способности высоко развиты. Если средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла – развиты средне, если же средняя оценка меньше, чем 3,4 балла – развиты слабо. У Гашкова П.Р. ровно 4,5 балла, что говорит о высоком развитии педагогических способностей.