Муниципального общеобразовательного учреждения
«Дороховская средняя общеобразовательная школа»
города Бежецк-5 Тверской области
Обобщение педагогического опыта работы
по теме:
«Формирование мотивации
и инновационные методы активизации
в организации познавательной и воспитательной деятельности учащихся»
Смирнова Марина Юрьевна –
учитель русского языка и литературы
г.Бежецк
2024 г.
Формирование мотивации
и инновационные методы активизации в организации познавательной и воспитательной деятельности учащихся
Аннотация. В статье рассматривается процесс влияния цифрового контента на организацию познавательной и воспитательной деятельности учащихся в историко-культурном наследии. Актуальность обусловлена тем, чтобы привлекать к самореализации подростков, стимулировать их творческие способности через мир цифрового информационного пространства, т.к. цифровизация охватывает все сферы культуры и образования, вносит изменения на взгляды и образ жизни подрастающего поколения.
Ключевые слова: цифровая революция, культура, культурологическая ситуация, цифровое поколение Z, одаренные дети.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире. В условиях информатизации образования возрастает значение информационно-коммуникативной компетентности специалистов. Мировая практика подтверждает возможность совершенствования образования на основе широкого внедрения методов и средств информационных компьютерных технологий. Особую значимость эти задачи приобретают в процессе подготовки преподавателей и учащихся.
Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества современного «цифрового поколения – поколения Z» в норму и особую форму существования человека. Поколение, выросшее в окружении разнообразных гаджетов (компьютеров, смартфонов, приставок и т.п.) и прошедших социализацию в условиях внедрения цифровых технологий во всех сферах их деятельности нуждается в инновационных подходах.
Информатизация (цифровая революция) способна преобразить историческую науку, обеспечить новый уровень. Цифровое образование – процесс взаимодействия между участниками учебного процесса, организованный в цифровой образовательной среде. Основные средства – цифровые технологии, инструменты как результат учебной и профессиональной деятельности в цифровом формате. Сейчас наблюдается новый процесс: формирование интернет-языка. Это не просто профессиональный язык специалистов по компьютерным технологиям, это язык социальных сетей, который буквально вторгся в действительность.
Как говорил Ю.М.Лотман: «Культура – явление общественное, т.е социальное», а каждая эпоха порождает новые формы культуры, которые должны удовлетворять интересы и потребности человека.
Исследование образа эпохи-события-пространства-личности выдвигает и особые требования:
*к используемым историческим источникам (аудиовизуальные источники, художественный тексты, фотографии, архивные документы, памятники материальной культуры);
*к методике исследования: а) деконструкция образа (на уровне источника); б) его реконструкция (на уровне исследования); в) презентация (виртуальная, игровая, иллюстративная, текстовая и т.п.).
Таким образом, культурологическая ситуация ставит перед нами новые исследовательские задачи, которые можно решить, опираясь на информационные технологии; сущность исследований приобретает междисциплинарный характер. Русский язык – это богатство, которое создавалось многими поколениями. Безграмотность, пренебрежительное отношение к нормам языка грозит его угасанием и потерей мирового статуса. Владеть правильной и грамотной речью — задача всех, кто говорит на русском языке.
Одно из требований ФГОС – формирование навыков работы с различными видами источников сети Интернет. Цифровое образование помогает организовать работу в группах, подобрать иллюстративный материал, представить свою работу классу или компетентному жюри.
Использование ЦОР на уроках делает процесс творческим.
Применение ИКТ в преподавании областей «Русский язык» и «Литература» способствует совершенствованию практических умений, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность обучающихся и развивает творческий потенциал.
В процессе подготовки творческой работы, обучающиеся самостоятельно выбирают способ подачи материала: доклад, сообщение, реферат, эссе, презентацию, иллюстрации, фотографии и т.д., а почувствовав успех, начинают проявлять инициативу и предлагают разные виды работы с подобранным материалом и варианты его подачи на аудиторию. Например, обучающиеся 5-11 классов МОУ «Дороховская СОШ» активно включаются в работу: выбирают интересующие их темы для будущей творческой работы, подбирают материал, изучают источники, посещают музеи и библиотеки, готовят работы и активно участвуют в конкурсах сочинений, проектов, видеороликов, презентаций. «Лучший урок письма», «Всероссийский конкурс сочинений», «Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности»», «Читаем, думаем и пишем о России», «Герои Великой Победы», «Победная весна», «Всё начинается с семьи», «Открывая Божий мир» и многие другие – вот список муниципальных, межмуниципальных, региональных и Всероссийских мероприятий, в которых активно участвуют обучающиеся.
Задача учителя-словесника – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным, инновационным.
Большое внимание в воспитательной работе школы отводится на историко-культурное наследие родного края. В первую очередь, возрастает потребность в творческих, одаренных детях, которые умеют неординарно мыслить, творить, способные нестандартно решать проблемы и добиваться поставленных целей. Одаренные дети способны обеспечить духовно-нравственное и культурное преображение. Такие дети легко справляются с трудностями, неопределенностью; любят, когда самостоятельное решение приносит победу, и не любят, если им выдается готовый ответ.
«Лучший урок письма» – ежегодный Всероссийский эпистолярный конкурс для любого, желающего о себе заявить, будь то ученик, студент или учитель. В мире цифровых технологий привыкаешь общаться короткими СМС или смайликами. Культура настоящего письма нацелена на развитие речи, общение, концентрацию внимания на ценностях родного языка, способствует возрождению эпистолярного жанра. В результате отбора лучших сочинений на региональный этап конкурса «Лучший урок письма-2019» было представлено два письма о прадедушках, участниках Великой Отечественной войны, которые смогли выжить и ещё долгое время работать и восстанавливать послевоенную разруху. В итоге, одна работа заняла 1 место на конкурсе регионального уровня, (эта же работа приняла участие и в конкурсе на Всероссийском уровне).
В письмах детей – верность традициям и духовным ценностям народа, уважение к истории своей семьи. Это и есть нравственная основа наших свершений. В течение учебного года не один раз дети пишут письма участникам специальной военной операции, переживая и поддерживая наших Героев своими словами; рисуют для них открытки и сочиняют стихотворения.
В сентябре 2019 г дети школы участвовали в V открытом литературном конкурсе творческих работ детей и молодёжи «Читаем, думаем и пишем о России». В номинации «Служить России!» сочинение десятиклассницы «Гордость нашей семьи!» оказалось в числе победителей. Главная цель этого конкурса – способствовать осознанию сопричастности молодого поколения судьбе своего Отечества. По замыслу организаторов, конкурс служит развитию интереса к истории Великой Отечественной войны, к истории России в целом, через изучение потомками семейной истории; нравственному, патриотическому воспитанию подрастающего поколения; укреплению межнациональных отношений в детской и молодежной среде; противодействию идеологии терроризма и экстремизма, миру и согласию в российском обществе. Конкурс проводился по следующим номинациям: «Служить России», «Искра Божия», «Все профессии важны», «Мы – дети многонациональной России», «О братьях наших меньших».
Конкурсная работа педагога «Прости, Солдат!» стала лауреатом 85-го конкурса на сайте PEDOLIMP ( http://pedolimp.ru/46703).
В декабре 2019 года учащаяся 10 класса приняла участие в региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности», приуроченного к проведению в Российской Федерации в 2020 году Года Памяти и Славы, отразив тематику Великой Отечественной войны в истории её семьи. В 2023-2024 учебном году ученица 7 класса приняла участие в муниципальном этапе регионального конкурса «Без срока давности».
В январе 2020 года конкурсную работу десятиклассницы приняли к участию во Всероссийском ежегодном литературном конкурсе «Герои Великой Победы – 2020». В итоге, работа стала финалистом конкурса. (http://героивеликойпобеды.рф/partnery_pishut/). Задача конкурса – сохранить и увековечить память о проявленном в годы войны героизме советских солдат и мужестве воинов, защищавших рубежи Родины. По итогам третьего тура в июле 2022 года работа ученицы 7 класса «Перст судьбы» стала финалистом конкурса «Герои Великой Победы-2022». Цели данного конкурса: воспитание у молодежи чувства патриотизма и гордости за подвиги воинов-героев; утверждение в сознании участников конкурса чувства гордости, уважения к традициям, культурному и историческому прошлому России, своего региона, района, почитание символов Российской Федерации и исторических святынь Отечества.
Участие учащейся школы во II Региональном фестивале–конкурсе «Славе не меркнуть, памяти жить!», посвящённом 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг, проводимого в рамках государственного проекта «Десятилетие детства 2018-2027 гг» в г.Западная Двина, принесло победу (1 место). Цель конкурса – поддержка и развитие творчески одаренных детей и талантливой молодежи. Задача – привлечение интереса к культурно-историческому богатству малой Родины, ее музыкальному, исполнительскому, художественному и театральному наследию; создание среды творческого разновозрастного взаимодействия. 15 декабря 2021 года в музее В.Я.Шишкова г.Бежецк состоялась презентация сборника творческих работ педагогов и обучающихся, победителей и активных участников межмуниципального фестиваля «Победная весна», посвящённого 76 годовщине Победы в Великой Отечественной войне, приуроченная к 80-летию освобождения от немецко-фашистских захватчиков Москвы и Калинина. (https://tver.bezformata.com/listnews/rabot-uchashishsya-po-itogam-festivalya/99923325/).
Межмуниципальный конкурс «Наша память – наша гордость!», приуроченный к празднованию 77 годовщины Великой Победы, как продолжение фестиваля «Победная весна», принесла Благодарность педагогу в номинации «Ретро-фотография», а среди представленных детских работ были и победители, и призёры. Поездка победителей (детей, педагогов и членов жюри) к Ржевскому Мемориалу Советскому Солдату, посвящённому памяти советских солдат, павших в боях подо Ржевом в 1942—1943 годах в ходе Великой Отечественной войны, была интересна и незабываема. Посетители узнали историю создания Мемориального комплекса, историю одного из самых продолжительных сражений Великой Отечественной войны – Ржевскую битву, ее значение в Великой Отечественной войне.
В этом году в городе Бежецк проходил региональный патриотический фестиваль «Бессмертный полк моей семьи»-2024, посвященный 79 годовщине Великой Отечественной войны. Дети приняли участие в номинации «Стихи собственного сочинения», где и стали Победителями Гран-при.
В 2022 году и в 2024 году на детско-юношескую патриотическую акцию «Рисуем Победу-2022 и «Рисуем Победу-2024», посвященную славному ратному и гражданскому подвигу поколений победителей, были представлены творческие работы учащихся и методические разработки педагогов.
Конец второй Мировой войны. За это мирное время в жизнь вступило несколько новых поколений. Для многих людей из XXI века холокост – это что-то экзотическое, а не трагическое. А некоторые и вообще ничего не знают о холокосте. Ужас страданий, издевательство, унижение, голод, горечь бесчисленных жертв не так мучительны, как всё связанное с холокостом для тех, кто прошёл через его горнило. Этим событиям посвящён информационный проект учащегося 10 класса «Холокост – трагедия человечества».
В рамках духовно-нравственного развития обучающихся Бежецкого района от Центра этнопедагогики в январе был проведён конкурс творческих работ, рисунков и сочинений на конкурс «Рождество Христово славим!». По итогам конкурса издан краеведческий альманах «Тверской край. События. Люди. Судьбы» – выпуск 24 под названием «Рождество Христово – главный семейный праздник», в котором представлены работы победителей и призёров конкурса; работа учащейся 8 б класса в числе победителей номинации «Литературное творчество».
Ежегодно школа принимает участие в межмуниципальном конкурсе детско-юношеского смотра-конкурса «Открывая Божий мир». Этот конкурс проводится Бежецкой епархией Русской Православной Церкви совместно с муниципальными органами управления образованием и культурой городов и районов, расположенных на территории епархии. Координаторами Конкурса являются епархиальный отдел образования и катехизации, а также соответствующие подразделения благочиннических округов епархии. Результаты участия радуют педагогов и детей: победители бывают всегда. Так в 2024 году учащимися 6-8 классов были подготовлены три работы: стихотворение собственного сочинения, сочинение об участнике СВО и презентация (творческая работа об участнике СВО). Все три работы в числе Победителей. (http://bezheparhia.ru/konkurs12_win.html)
Невозможно заставить человека творить, тем более ребёнка. Ученик сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться: выполнить проект или написать сочинение, придумать стихотворение или нарисовать рисунок. Задача же учителей русского языка и литературы – мотивировать на творчество, помочь детям делать свои маленькие, а может, и большие открытия через цифровой культурный контент.
Ежегодно изменяется формат участия в конкурсах ко Дню Матери. Это могут быть стихотворения собственного сочинения и рисунки, видеообращения и песни, презентации и мастер-классы. Участие в данном социальном проекте «Всё начинается с семьи» предполагается не только личное, но и коллективами.
Победа (Диплом 3 степени) в Международном конкурсе стихов собственного сочинения, посвящённом Дню поэзии, в мае-июне 2024 года оказалась неожиданной и приятной.
Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях. Применение цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, делает урок наглядным, содержательным. Обучающиеся легко усваивают и работают с ресурсами:
– работа в Excel:, диаграммы, таблицы; интерактивные тесты;
– работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.;
– использование Internet и ЭОРов: дополнительный материал;
-мультимедийные обучающие диски – необходимая информация, способствующая наилучшему запоминанию материала;
– работа в Power Point: мультимедийные презентации учителя и учеников.
Люди, рожденные в цифровую эпоху, живут с ощущением собственного киберпространства. Они с легкостью берутся за несколько задач, могут одновременно делать домашнее задание и слушать музыку, переписываясь при этом с друзьями в чате. Цифровые ресурсы мотивируют их к поиску удовольствия и радости в короткие сроки. Это говорит об изменении культурных представлений молодежи – поколения Z. Информационными технологиями пронизана сегодня вся наша жизнь. Главное, ограничивать их применение и направлять в нужное русло.
В пользовательском опыте используются способы создания простого, удобного и понятного контента, который формирует у пользователя мотивацию идти дальше и узнавать больше, не останавливаясь на достигнутом, и вовлекает его в исследования.