Духовно-нравственное воспитание через фольклор

ФИО: Жаровских Н.И.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4390
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Семья, общество, приоритеты», в рамках реализации мероприятий национального проекта «Семья»
Наименование конкурсной работы: Духовно-нравственное воспитание через фольклор
Итоговая оценка: 1 место,  81 баллов(-а)



                          «Духовно – нравственное воспитание дошкольников  через фольклор».

                                                                       «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

                                                                            Народная мудрость

 

  Приобщение воспитанников детского сада к духовно – нравственному воспитанию через фольклор помогает детям зафиксировать в сознании ключевые понятия и процессы, происходящие в культуре их страны. А при дальнейшем изучении данной темы в рамках школьных предметов у детей уже будут иметься определённые знания, что облегчит обучение и понимание. Ведь знания, полученные ещё в детстве, со временем становятся устойчивее, так как являются базой для введения новой информации. 

   ” Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний”(Д.С. Лихачёв).

 Духовный, творческий патриотизм надо  прививать с раннего детства.  Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека,    её глубиной.  Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязывать, так как  в основе патриотизма  лежит духовное  самоопределение. Именно поэтому родная культура, как  отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в формировании у детей духовно-нравственных ценностей. Традиции русского народа, его историческое прошлое находят отражение в обрядовом фольклоре, хороводных играх, песнях, потешках, пословицах, поговорках, загадках, сказках. Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Детский фольклор – обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступенькам его эмоционального и нравственного развития. Это были своего рода духовные заповеди, которые чтил народ. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человека с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Фольклор – благодатный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в нем отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами и впитывает в себя то, что называется духовным наследием народа. Фольклор, своим содержанием и формой, наилучшим образом отвечает задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка, обогащает его мир, развивает патриотизм, уважение к прошлому своего народа, помогает усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Знакомя детей с произведениями устного народного творчества необходимо выполнить следующие задачи:

-средствами фольклора сформировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям, самому себе;

-воспитание чувств доброты, милосердия, сострадания, патриотизма, честности, справедливости;

-формирование любви к истокам русской культуры, интереса к устному народному творчеству.

Первое знакомство ребенка с фольклором происходит в раннем детстве, когда мама, укладывая малыша, поет ему колыбельную песенку. Колыбельные не только успокаивают малыша, но и доставляют ему радость, чувства защищенности. Красочный, выразительный образ народной песни способствует формированию духовного, эмоционального мира ребенка, играет большую роль в нравственном становлении личности. В каждом жанре устного народного творчества заложен запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда, на природе, в быту. Отсюда их четкость, краткость, выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая их из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости. Они пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности. Они развивают мышление, пытливость, сообразительность. В них народ тонко подметил особенности тех или иных качеств, свойственных данному образу, предмету или явлению. Считалки – придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости при распределении ролей в игре. Благодаря им развиваются у детей такие качества как, честность, справедливость, благородство. Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых фраз. Они учат терпению, усердию, трудолюбию. Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен и в русских народных пословицах и поговорках. В них, как и в других формах народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной и лаконичной форме. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, и главное, отношение народа к окружающей действительности и представлении о своем месте на земле. Пословицы и поговорки оказывают огромное влияние на формирование любви к родному краю, учат бережному отношению к тому, что создано руками человека, что его окружает. Огромной любовью пользуется у детей сказка. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях своего народа. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного нравственного мира ребенка неоценима. Сказка – это «воспитательная система», которая включает в себя нравственное, экологическое, духовное, трудовое, умственное, гражданское воспитание. Сказки пропитаны оптимизмом, имеют счастливые концовки, выражают веру народа во всемогущества человека, его мечты о будущем. Герои сказок, их поступки понятны детям. В образах главных героев ярко выражены понятия: честность, доброта, благородство, человеколюбие, трудолюбие, любовь к Родине, желание оказать помощь в трудную минуту. Они становятся эталонами для поступков детей. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, доступные пониманию ребенка, – все это делают сказку особенно интересной для детей. Она является незаменимой в формировании нравственного поведения ребенка. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, что плохо, отличать добро и зло, верить в справедливость. Сказки расширяют кругозор, воображение, фантазию, формируют у детей такие нравственные качества как, доброта, любовь, внимание, забота, взаимовыручка, щедрость, правдивость, трудолюбие, справедливость, верность. Сказка осуждает такие качества как лень, трусость, упрямство, жадность, зависть. В сказках запечатлены черты русского трудового народа: настойчивость, смелость, свободолюбие, упорство в достижении цели, любовь к Родине. В. П. Акинин указывал, что: «Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда, честности над бездельем, низостью».

При разучивании и исполнении фольклорных произведений надо стараться подвести ребенка к выводу. Для полного и содержательного знакомства детей с народным фольклором можно использовать инсценировки песенок, потешек, сказок, показ различных театров, рассматривание иллюстраций к произведениям устного народного творчества, выставки детских рисунков «В гостях у сказки», «Мой любимый сказочный герой», викторины «Мои любимые сказки», «Из какой сказки этот герой?», выставки детских книг «Русские народные сказки», «Песенки и потешки», «Загадки и отгадки» и др. Планировать работу по ознакомлению детей с русским фольклором надо совместно с родителями. Привлекать их к изготовлению атрибутов для игр, театров, оформлению выставок, организацию совместных праздников «Посиделки», «В гостях у сказки», «Ярмарка» и др. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердии, сострадании, стремлении к добру. Произведения русского народного фольклора через особую форму выражения, через богатую тематику воздействует на ребенка, учат образно мыслить, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений. Фольклор всегда направлен на пропаганду добра, красоты, победе добра над злом.

   Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и всё что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный     народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

Были отобраны следующие приоритеты:

Создание атмосферы национального быта. Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. 

Широкое использование фольклора (сказок, песен,   частушек, пословиц, поговорок и др.). В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Обрядовые  праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохранённая в веках, должна быть передана детям.

Знакомство с народным искусством. Народ проявлял творческие устремления и способности лишь  в создании предметов, необходимых  в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально.  Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные образы росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

Русские народные игры привлекали не только как жанр устного народного творчества в них заключался огромный потенциал для физического развития ребёнка. В русском фольклоре к драматическим действам относятся не только обряды, игры, хороводы, но также сценки и кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Следует обратить внимание и на костюмировку, и на пользование декорациями. Чтобы знакомить детей с русским народным театром, в специально отведённой для этого ” театральной комнате”. Какую радость доставляет ребятам изображать персонажей сказок, ” варить кашу в чугунке”, “печь пироги в печи”, “сидеть за прялкой”,” выковывать гвозди”, выбирать “жениха” или “невесту”, да ещё сообща “свадьбу” играть!

    Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи  старославянские слова  и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.  В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта. Упоминаемые в фольклорных произведениях.  

   Ни один обрядовый  праздник не обходится, конечно же , без игры  на русских  народных музыкальных  инструментах. Знакомить с ними детей начинают в младшем возрасте. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры , к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость,  приучают к сообразительности, вниманию. Разученные  с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.

   Особое место занимают занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта.  Каждая народная загадка отображает окружающий  человека мир. Со ставить загадку – значит обычным мыслям  и предметам  придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку – её метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку  бывает довольно трудно. Во – первых, для этого нужно обладать  хорошо развитым  образно-ассоциативным  поэтическим мышлением, а во – вторых, быть очень сообразительным, способным преодолевать нарочно создаваемые загадкой трудности логического характера.  Поэтому важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы.

   Изучение  календарного детского фольклора осуществляется

   Большую радость приносят детям  всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрёшки. Детям рассказывают о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно ребят подводят к осмыслению понятия “народная игрушка”. Дети любят дидактические и хороводные игры с участием этой игрушки.

   Особая роль в системе работы с  детьми  отводится народному искусству.  Накопился  большой опыт  работы с дымковской, городецкой,  хохломской росписью, народной вышивкой. Дети знакомятся со старинными предметами, украшенными  хохломской росписью, их названиями.

   Необходимо использовать  все виды фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления  о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем  их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким – то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное  будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.  Особое место в произведениях  устного народного творчества  занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

   Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками  тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно  связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

   Очень важно знакомить детей  с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Следовательно, фольклор имеет большую воспитательную и образовательную ценность, так как, воспитывая детей на народных традициях можно сформировать у них любовь к родной земле, уважение к своему народу, родному краю, семье, к труду, духовным ценностям. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Опыт прошлого, содержащийся в фольклоре, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в воспитании подрастающего поколения, в формировании духовно-нравственных ценностей

 

   Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства –  от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

 

 Библиографический список:

  1. «Знакомство детей с устным народным творчеством». Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Т.А.Бударина

О.Н.Корепанова

О.А.Маркеева

И.В.Харитонова

Е.И.Яковишина

Детство – Пресс 2010

 

  1. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Парциальная программа. Детство – Пресс 2015

О.Л.Князева

М.Д.Маханёва