Персонализированная программа наставничества с элементами кураторской методики

ФИО: Сонина Д.О.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4401
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Персонализированная программа наставничества с элементами кураторской методики
Итоговая оценка: 2 место,  65 баллов(-а)



Персонализированная программа наставничества

Срок реализации: 1 год

 

Составитель: Сонина Д.О.

учитель английского языка,

высшая категория

2024

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Начинающим педагогам необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, классного руководителя, . Необходимо создать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации.

Программа обоснована реализацией национального проекта «Образование» и направлена на достижение результатов федерального проекта «Современная школа», «Учитель будущего» и «Молодые профессионалы». Проект «Образование» ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации. 

Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу Наставника по развитию у Наставляемого необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности и призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у Наставляемого лица знания и навыки в области предметной специализации и методики преподавания.

В рамках реализации персонализированной программы наставничества, наставник выполняет роль «Наставника-консультанта» – создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста. 

Персонализированная программа наставничества составлена для молодых специалистов (учителя иностранного языка) и рассчитана на 1 год. Программа включает элементы кураторской методики.

Цель наставничества: успешное закрепление на рабочем месте наставляемого, повышение его профессионального потенциала, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на более высоком уровне.

Задачи:

оказать помощь в профессиональной и должностной адаптации наставляемого лица к условиям осуществления педагогической деятельности, а также в преодолении профессиональных обязанностей;

–  формировать потребность наставляемого лица заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;

– дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей наставляемого лица;

– приобщить наставляемого к корпоративной культуре образовательной организации;

– провести диагностику затруднений наставляемого;

– составить индивидуальный план мероприятий (дорожную карту) для наставляемого;

– осуществить рефлексию процесса достижения результатов по каждому из дефицитов, выявленных на диагностике;

– наладить взаимодействие наставляемого с педагогами и родителями;

– подведение итогов, составление плана на следующее полугодие.

 

Сведения о наставнике и наставляемом

 

Наставник: Сонина Д.О. – учитель иностранного языка высшей категории, стаж работы — 10 лет.

Курсовая подготовка в сфере наставничества: Мастерство куратора (72 часа), Реализация системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях (36 часов)

 

Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми учителями:

– консультирование (индивидуальное, групповое);

– активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др.).

 

Этапы реализации персонализированной программы наставничества

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий наставляемого, совместно с наставляемым определяет степень сформированности ключевых компетенций учителя (колесо баланса), проводит диагностику(опросный лист по выявлению профессиональных затруднений педагогического работника).

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник совместно с наставлямым анализирует результаты диагностики, разрабатывает и реализует персонализированную программу наставничества, составляет дорожную карту, осуществляет корректировку профессиональных умений наставляемого, помогает выстроить ему собственную траекторию самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник совместно с наставляемым анализирует динамику изменений, составляет дорожную карту с учетом полученных результатов, ставит цели и задачи для дальнейшей работы.

 

Виды наставничества

Проанализировав проблемные ситуации, возникающие у наставляемого, было принято решение выбрать следующие формы взаимодействия:

  • Эпизодическое наставничество
  • Целеполагающее наставничество 
  • Ситуационное наставничество

Чтобы избежать сопротивления со стороны наставляемого, будут включены элементы кураторской методики, что позволит создать благоприятную психологическую обстановку и будет способствовать созданию доверительных отношений между наставником и наставляемым.

 

Планируемые результаты

 

– повышение уровня удовлетворенности всех участников программы по наставничеству

собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;

– качественный рост успеваемости и улучшение поведения в группах, с которыми работает наставляемый;

– сокращение числа конфликтов с педагогическим коллективом и родителями;

– трансляция опыта (выступления по методической теме, публикации, участие в конкурсах)

– участие в конкурсах профессионального мастерства

– формирование устойчивой мотивации к дальнейшему саморазвитию и профессиональному росту.

 

План работы на СЕНТЯБРЬ-МАЙ 2023-2024 года

 

Тема Содержание Сроки
1 этап
1 Диагностика профессиональных затруднений Составления колеса баланса педагогических компетенций (Приложение 1), диагностика профессиональной подготовки «Анкета» (Приложение 2) сентябрь
2 этап
2 Дорожная карта Анализ результатов диагностики, составление дорожной карты наставляемого октябрь
3 Организация встреч наставника и наставляемого Систематическая работа с дорожной картой, корректировка маршрута и форм работы, изучение методической литературы, ситуационное взаимодействие с наставляемым, в случае необходимости, посещение уроков, промежуточный контроль октябрь-май
3 этап
4 Итоговый контроль Повторный анализ колеса баланса педагогических компетенций, анализ результатов диагностики, встреча-беседа о степени удовлетворенности наставляемого результатами участия  в программе, формулировка целей и задач на следующее полугодие май