“Путешествие по временам года”

ФИО: Ниметулаева Р.Л.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4416
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: "Путешествие по временам года"
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад «Радуга» г.Козловка Чувашской Республики.

Конспект открытого педагогического мероприятия

«Путешествие по временам года»

Составитель: Ниметулаева Р.Л. 

музыкальный руководитель 

I квалификационной категории

г.Козловка, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занятие художественно-эстетической направленности, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» составлено в соответствии с основной образовательной программой ДО с использованием ИКТ, а также здоровьесберегающих технологий. 

В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Художественно-эстетического развития»,     «Познавательно-речевого развития»».

Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

  • Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).
  • Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес). 
  • Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
  • Принцип психологической комфортности

Цель: Показать многомерность и гармоничность окружающего мира,

силу природы;

Задачи: – Учить детей различать изобразительность музыки, смену настроений;

– Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в творческой деятельности;

– Совершенствовать умение оркестровать пьесу, выбирая тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру музыки;

– Расширять знания детей о музыке;

Материал: аудиозапись музыкальных произведений П. И. Чайковского и А. Вивальди; покрывало для ковра-самолета; репродукции времен года; скрипка, детские музыкальные инструменты; ватман и трафареты осенних листьев.

Ход занятия:

1 СЛАЙД

Музыкальный руководитель: (дети стоят в кругу)

Здравствуйте, ребята!

«Ну-ка, дети, встаньте в круг!

Ты мой друг и я твой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся! »

Музыкальный руководитель: Молодцы, дети! Скажите мне пожалуйста, когда вы приходите в детский сад, что вы говорите взрослым и своим воспитателям? (Здравствуйте!)

И сегодня ко мне тоже пришли гости, в наш просторный и уютный зал, и мы с вами поздороваемся необычно, по музыкальному.

Здравствуйте ребята! – Здравствуйте!

Как ваше настроенье? – Хорошо!

Будем заниматься? – Да, да, да!

Молодцы! Ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие по временам года. Но прежде чем мы отправимся в путь, нам нужен транспорт. Для этого я выбрала не обычный транспорт – 2 СЛАЙД.

А почему именно этот транспорт я решила выбрать? (ковер-самолет не загрязняет окружающую среду, сверху лучше видны все красоты природы). 

Тогда в путь! А вот он и наш ковер – самолет.  (Дети садятся).

Но прежде чем отправиться в наше путешествие, мы закроем глаза и представим, как мы полетим.

Дети сидя на ковре, закрывают глаза.

Звучит «Ноябрь. На тройке».

Вот мы летим над полями, над лугами и прилетели.

3 СЛАЙД.

1остановка. Открываем глаза.

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью).

Показ осеннего пейзажа.

– Давайте мы посмотрим, какая же бывает у нас Осень? Скажите, какие вы видите осенние краски? (ответы: желтая, красная, оранжевая, зеленая).

Ребята! А как бы вы назвали эту картину? (Осенняя зарисовка «Золотая осень»).

Чем вам нравится осень? (красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая).

– А что созревает осенью? (ответы: ягоды, овощи, фрукты, грибы.)

4 СЛАЙД.

Звучит «Осень» А. Вивальди 

А ведь Осень у нас не всегда такая красочная, она ещё бывает и унылая. Вот и художник нарисовал нам унылую Осень. Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие цвета использует художник для передачи унылого, грустного настроения? (ответы: серые, не яркие, грустные, холодные.) А какие цвета использует художник для передачи светлого, радостного настроения? (ответы: яркие, светлые, радостные, тёплые.) 

А как композитор передаёт эти краски в музыке? Если музыка веселая, яркая, то она написана как ? (в мажоре).

А если грустная (в миноре)

Молодцы ребята!

Давайте посмотрим на картину, что происходит с листочками (опадают). 

Как назовем картину? («Унылая Осень», «Поздняя Осень»)

Давайте мы представим и изобразим с вами красивый, нарядный Осенний ковер. Для этого мы должны взять в руки осенние листочки и потанцевать с ними. Готовы? Тогда, для начала, давайте встанем мы с нашего ковра.

Послушайте, ребята, как передал композитор А. Вивальди в своем цикле «Времена года» красоту осеннего леса.

5 СЛАЙД.

Дети танцуют под музыку П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года»

Музыкальный руководитель: Летим  дальше. 

6 СЛАЙД 

Музыкальный руководитель: Какая красота! Только стало очень холодно.

7 СЛАЙД 

2 остановка: Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет – когда это бывает? (Зимой). 

8 СЛАЙД 

Показ зимнего пейзажа.

– Какая зима в нашем краю? (снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т. д.).

А сейчас давайте посмотрим, какая Зима бывает в других регионах, а именно на Северном полюсе, где температура воздуха опускается до -700.

9 СЛАЙД.

Музыкальный руководитель: Что мы видим? (деревья все в снегу, солнце не греет, холодно, страшно)

Давайте с вами немного поиграем и изобразим, как дует слабый ветерок и сильный ветер. 

Дыхательное упражнение «Ветер». 

(Дети произносят на долгом выдохе «У-у-у» то громко (ветер), то тихо (ветерок)).

– Какие ваши любимые развлечения зимой?

(катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)

Музыкальный руководитель: А ещё мы с вами празднуем Новый год и украшаем красавицу ёлочку. Сейчас мы с вами глазками нарядим нашу ёлочку.

Электронная физминутка для глаз. «Ёлочка»

Музыкальный руководитель: Летим  дальше. 

10 СЛАЙД.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник».

Музыкальный руководитель: стало теплее, я вижу высокую крышу дворца.

11 СЛАЙД.

3 остановка: Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла и расцвел подснежник.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной.) 

12 СЛАЙД .

Показ весеннего пейзажа. 

Музыкальный руководитель: Что вы знаете о весне?

(природа оживает, появляются подснежники – первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т. п.)

– Кто приносит весну на крыльях? (птицы.)

13 СЛАЙД.

– Как называются эти птицы? (перелетные.)

– Какая птица ассоциируется у поэтов и композиторов с приходом весны? (Ответ детей: жаворонок)

– А давайте вместе изобразим пение птицы. Выберите, пожалуйста, нужные инструменты, подходящие к пению жаворонка.

13 СЛАЙД .

Игра на детских музыкальных инструментах под аккомпанемент фортепиано  романса «Жаворонок» М. И. Глинки. 

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза 

14 СЛАЙД.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Июль. Песня пахаря».

15 СЛАЙД.

4 остановка: Зеленеют луга в небе радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето всех зовет купаться лето (Лето) 

16 СЛАЙД.

Показ летнего пейзажа.

– Какое лето в нашем краю? (теплое, ясное, жаркое, долгожданное, красное).

Послушайте, ребята, как изобразил музыкальными звуками летнюю грозу итальянский композитор Антонио Вивальди.

17 СЛАЙД.

Звучит «Лето» А. Вивальди.

Музыкальный руководитель: ребята, как вы считаете, удалось композитору показать при помощи музыки летнюю грозу? (Ответы детей)

Лето приглашает нас поиграть, по лугу поскакать.

18 СЛАЙД.

Дети берут атрибуты цветов и садятся на стульчики. Остальные – бабочки.

«Хор рук».

19 СЛАЙД.

Музыкальный руководитель: Ребята! Скажите пожалуйста, по каким временам года вы сегодня путешествовали? (Ответы детей)

А какое вам больше всего нравится время года? (ответы детей)

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна. 

Звучит музыка А. Вивальди «Времена года. Зима»

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Ребята! Но нас так ждут в нашем детском саду. Вы просто не представляете! 

20 СЛАЙД.

Давайте мы возьмемся за руки, на секундочку закроем глазки и представим, что мы пролетаем рядом с солнышком, мимо нас проплывают облака, небо такое красивое, голубое-голубое, а мы летим и наблюдаем эту красоту (Слушание музыки). 

21 СЛАЙД.

Вот мы и прилетели обратно, в наш музыкальный зал, и я хочу вам сказать большое спасибо, что вы вместе со мной сегодня путешествовали по разным временам года.