Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г.Козловка Чувашской Республики.
Конспект открытого педагогического мероприятия
«Путешествие по временам года»
Составитель: Ниметулаева Р.Л.
музыкальный руководитель
I квалификационной категории
г.Козловка, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятие художественно-эстетической направленности, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» составлено в соответствии с основной образовательной программой ДО с использованием ИКТ, а также здоровьесберегающих технологий.
В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Художественно-эстетического развития», «Познавательно-речевого развития»».
Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
- Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).
- Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
- Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
- Принцип психологической комфортности
Цель: Показать многомерность и гармоничность окружающего мира,
силу природы;
Задачи: – Учить детей различать изобразительность музыки, смену настроений;
– Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в творческой деятельности;
– Совершенствовать умение оркестровать пьесу, выбирая тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру музыки;
– Расширять знания детей о музыке;
Материал: аудиозапись музыкальных произведений П. И. Чайковского и А. Вивальди; покрывало для ковра-самолета; репродукции времен года; скрипка, детские музыкальные инструменты; ватман и трафареты осенних листьев.
Ход занятия:
1 СЛАЙД
Музыкальный руководитель: (дети стоят в кругу)
Здравствуйте, ребята!
«Ну-ка, дети, встаньте в круг!
Ты мой друг и я твой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся! »
Музыкальный руководитель: Молодцы, дети! Скажите мне пожалуйста, когда вы приходите в детский сад, что вы говорите взрослым и своим воспитателям? (Здравствуйте!)
И сегодня ко мне тоже пришли гости, в наш просторный и уютный зал, и мы с вами поздороваемся необычно, по музыкальному.
Здравствуйте ребята! – Здравствуйте!
Как ваше настроенье? – Хорошо!
Будем заниматься? – Да, да, да!
Молодцы! Ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие по временам года. Но прежде чем мы отправимся в путь, нам нужен транспорт. Для этого я выбрала не обычный транспорт – 2 СЛАЙД.
А почему именно этот транспорт я решила выбрать? (ковер-самолет не загрязняет окружающую среду, сверху лучше видны все красоты природы).
Тогда в путь! А вот он и наш ковер – самолет. (Дети садятся).
Но прежде чем отправиться в наше путешествие, мы закроем глаза и представим, как мы полетим.
Дети сидя на ковре, закрывают глаза.
Звучит «Ноябрь. На тройке».
Вот мы летим над полями, над лугами и прилетели.
3 СЛАЙД.
1остановка. Открываем глаза.
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью).
Показ осеннего пейзажа.
– Давайте мы посмотрим, какая же бывает у нас Осень? Скажите, какие вы видите осенние краски? (ответы: желтая, красная, оранжевая, зеленая).
Ребята! А как бы вы назвали эту картину? (Осенняя зарисовка «Золотая осень»).
Чем вам нравится осень? (красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая).
– А что созревает осенью? (ответы: ягоды, овощи, фрукты, грибы.)
4 СЛАЙД.
Звучит «Осень» А. Вивальди
А ведь Осень у нас не всегда такая красочная, она ещё бывает и унылая. Вот и художник нарисовал нам унылую Осень. Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие цвета использует художник для передачи унылого, грустного настроения? (ответы: серые, не яркие, грустные, холодные.) А какие цвета использует художник для передачи светлого, радостного настроения? (ответы: яркие, светлые, радостные, тёплые.)
А как композитор передаёт эти краски в музыке? Если музыка веселая, яркая, то она написана как ? (в мажоре).
А если грустная (в миноре)
Молодцы ребята!
Давайте посмотрим на картину, что происходит с листочками (опадают).
Как назовем картину? («Унылая Осень», «Поздняя Осень»)
Давайте мы представим и изобразим с вами красивый, нарядный Осенний ковер. Для этого мы должны взять в руки осенние листочки и потанцевать с ними. Готовы? Тогда, для начала, давайте встанем мы с нашего ковра.
Послушайте, ребята, как передал композитор А. Вивальди в своем цикле «Времена года» красоту осеннего леса.
5 СЛАЙД.
Дети танцуют под музыку П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года»
Музыкальный руководитель: Летим дальше.
6 СЛАЙД
Музыкальный руководитель: Какая красота! Только стало очень холодно.
7 СЛАЙД
2 остановка: Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет – когда это бывает? (Зимой).
8 СЛАЙД
Показ зимнего пейзажа.
– Какая зима в нашем краю? (снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т. д.).
А сейчас давайте посмотрим, какая Зима бывает в других регионах, а именно на Северном полюсе, где температура воздуха опускается до -700.
9 СЛАЙД.
Музыкальный руководитель: Что мы видим? (деревья все в снегу, солнце не греет, холодно, страшно)
Давайте с вами немного поиграем и изобразим, как дует слабый ветерок и сильный ветер.
Дыхательное упражнение «Ветер».
(Дети произносят на долгом выдохе «У-у-у» то громко (ветер), то тихо (ветерок)).
– Какие ваши любимые развлечения зимой?
(катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)
Музыкальный руководитель: А ещё мы с вами празднуем Новый год и украшаем красавицу ёлочку. Сейчас мы с вами глазками нарядим нашу ёлочку.
Электронная физминутка для глаз. «Ёлочка»
Музыкальный руководитель: Летим дальше.
10 СЛАЙД.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник».
Музыкальный руководитель: стало теплее, я вижу высокую крышу дворца.
11 СЛАЙД.
3 остановка: Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла и расцвел подснежник.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной.)
12 СЛАЙД .
Показ весеннего пейзажа.
Музыкальный руководитель: Что вы знаете о весне?
(природа оживает, появляются подснежники – первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т. п.)
– Кто приносит весну на крыльях? (птицы.)
13 СЛАЙД.
– Как называются эти птицы? (перелетные.)
– Какая птица ассоциируется у поэтов и композиторов с приходом весны? (Ответ детей: жаворонок)
– А давайте вместе изобразим пение птицы. Выберите, пожалуйста, нужные инструменты, подходящие к пению жаворонка.
13 СЛАЙД .
Игра на детских музыкальных инструментах под аккомпанемент фортепиано романса «Жаворонок» М. И. Глинки.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза
14 СЛАЙД.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Июль. Песня пахаря».
15 СЛАЙД.
4 остановка: Зеленеют луга в небе радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето всех зовет купаться лето (Лето)
16 СЛАЙД.
Показ летнего пейзажа.
– Какое лето в нашем краю? (теплое, ясное, жаркое, долгожданное, красное).
Послушайте, ребята, как изобразил музыкальными звуками летнюю грозу итальянский композитор Антонио Вивальди.
17 СЛАЙД.
Звучит «Лето» А. Вивальди.
Музыкальный руководитель: ребята, как вы считаете, удалось композитору показать при помощи музыки летнюю грозу? (Ответы детей)
Лето приглашает нас поиграть, по лугу поскакать.
18 СЛАЙД.
Дети берут атрибуты цветов и садятся на стульчики. Остальные – бабочки.
«Хор рук».
19 СЛАЙД.
Музыкальный руководитель: Ребята! Скажите пожалуйста, по каким временам года вы сегодня путешествовали? (Ответы детей)
А какое вам больше всего нравится время года? (ответы детей)
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Звучит музыка А. Вивальди «Времена года. Зима»
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло все под солнцем цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Ребята! Но нас так ждут в нашем детском саду. Вы просто не представляете!
20 СЛАЙД.
Давайте мы возьмемся за руки, на секундочку закроем глазки и представим, что мы пролетаем рядом с солнышком, мимо нас проплывают облака, небо такое красивое, голубое-голубое, а мы летим и наблюдаем эту красоту (Слушание музыки).
21 СЛАЙД.
Вот мы и прилетели обратно, в наш музыкальный зал, и я хочу вам сказать большое спасибо, что вы вместе со мной сегодня путешествовали по разным временам года.