Сиверина Татьяна Петровна, учитель английского языка1 категории
Птицхелаури Анна Борисовна, учитель английского языка 1 категории
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Гимназия №1»
ЛИНГВОСТАРНОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Аннотация
В данной статье представлен опыт использования лингвострановедческого аспекта изучения английского языка с учетом обновленных стандартов ФГОС. Представлен опыт совмещения воспитания, образования и социализации при планировании и проведении современного урока при ведущей роли учителя, который готов меняться и совершенствовать свои навыки в профессиональной деятельности.
Ключевые слова и словосочетания: современность, эффективный урок, лингвострановедение, социализация, сотрудничество, образование, воспитание, современный учитель, результат
XXI век – это век быстро меняющихся ситуаций, требований и планируемых результатов. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Согласно исследованиям: учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков, ученик посещает более 10 тысяч уроков. Все самое важное ученик осваивает на уроке. И современный урок становится настолько важным и ценным, что мы современные учителя не имеем права терять драгоценное время. Давайте обратимся к известной цитате В.А. Сухомлинского: “Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции”.
Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким и трудом освоения нового, познания окружающего мира.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. И всё-таки что такое современный урок в наши дни?
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок –современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.
На современном этапе развития нашего общества значимость изучения иностранного языка возрастает, обостряется потребность в овладении иностранным языком как средством общения, общественных отношений. Согласно обновленным стандартам ФГОС: воспитание является краеугольным камнем в образовательном процессе. И на современном этапе нам необходимо совместить воспитание, образование и социализацию. И чтобы это совмещение было успешным мы используем аспект лингвострановедения, вводимый в курс обучения иностранному языку в средней школе.
Если раньше лингвострановедческие сведения сопровождали базовый курс иностранного языка, лишь как комментарий или приложение при изучении того или иного материала, то в настоящее время лингвострановедческий аспект должен стать неотъемлемой частью уроков иностранного языка. И поэтому все более ощущается необходимостью обучать не только языковой стороне, но и тому, что «лежит за языком» – культуре страны изучаемого языка.
Этот аспект дает нам возможность познакомить детей с культурным наследием Англии, семейными традициями, обычаями и ценностями. Для успешного усвоения данной программы.
Статья 12 ФГОС ООО определяет, что «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями».
Приступая к работе над серией уроков с учетом лингвострановедческого аспекта, мы четко выделили приоритетные направления, на которые мы обратим особое внимание. Было решено остановиться на праздниках, которые несут огромную смысловую нагрузку в процессе воспитания.
Такие уроки полностью соответствует ФГОС нового поколения, так как воспитательный аспект становиться приоритетным.
Содержание уроков соответствует образовательной программе и календарно-тематическому планированию. Системно-деятельностный подход, который был использован на данных уроках, состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся сами получают информацию, в процессе исследовательской деятельности. Понимая всю важность и ответственность, все уроки были спланированы так, что учащиеся получали задания, которые требовали самостоятельной проработки и принятия решения. При проведении всех уроков удачно применялась технология сотрудничества, кураторами всех групп являлись выпускники лингвоклассов, что позволило решать вопросы социализации учащихся уже на подготовительном этапе. Все проведенные уроки были комбинированного типа, где были задействованы все виды речевой деятельности.
Была выбрана групповая форма работы, что позволило заранее организовать группы с учетом психологических особенностей ребят, что очень положительно повлияло на конечный результат. Уроки были разбиты на этапы, каждый из которых решал свою задачу.
Цель и задачи уроков предусматривали связь обучающего, развивающего и воспитательного компонентов на каждом этапе урока.
Уроки были организованы таким образом, что каждому из учащихся предоставлялась возможность продемонстрировать своё творчество и умение. На уроках была использована педагогика сотрудничества, что позволило учащимся осознать степень личного участия каждого в работе, степень ответственности за успех совместной работы и творческую взаимозависимость членов команды.
Различные виды работ позволили учащимся познакомиться с разными приемами подачи и объяснения материала, что способствовало развитию коммуникативных компетенций учащихся.
На уроках использовались метод устного контроля и взаимоконтроля: индивидуальный и фронтальный опросы. Высокий темп работы и работоспособность обучающихся обеспечивались постоянно меняющимися видами учебной деятельности. Выбранные методы и приемы обеспечили рациональное использование рабочего времени и предупреждение перегрузок у учащихся. Поддерживаемая благоприятная психологическая обстановка позволила выполнить учащимся все задачи и достичь поставленных целей. Были проведены следующие страноведческие уроки по темам: «День матери», «День Святого Патрика», «Пасха», «Рождество», «День подарков».
Данные методические разработки были направлены на всестороннее развитие учащихся через связь с различными образовательными областями, такие как: история, технология, музыка и литература.
Данные методические разработки являются частью методической копилки отделения иностранных языков МБОУ «Гимназия №1» и может применяться на уроках иностранного языка.
Таким образом цикл проведенных уроков по лингвострановедению позволил повысить мотивацию к изучению английского языка, ближе познакомиться с культурой изучаемого языка и осознать, что человеческие ценности в обоих культурах одинаковы.
Но учащиеся не смогли бы достичь поставленных целей, расширить свой кругозор, получить новые навыки социализации без учителя, который помогает определить потребности учеников, их образовательные цели, навыки и знания и в соответствии с этим выстраивает учебный процесс: решает, по каким сценариям и каким материалам надо работать, каких целей добиться и как именно, как организовать пространство.
Список литературы:
- Амонашвили Ш.А. Культура педагогического обучения. М.,1990
- Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. Книга 3. Школа жизни, 2012
- Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики/сост. Г.Д.Глейзер. М.: изд.дом Шалвы Амонашвили, 1997