Отдел по культуре и делам молодёжи
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
город Апатиты Мурманской области
Методическая разработка
Конспект открытого урока по ритмике
Тема: «Ритмическая мозаика»
Класс (группа): учащиеся 1 класса
Продолжительность занятия: 35 мин.
Автор: Яськевич Елена Богдановна
Тема: «Ритмическая мозаика».
Цель: Создание условий для формирования у детей музыкального и ритмического слуха и сохранение работоспособности на занятиях по ритмическому воспитанию.
Задачи:
– создать эмоциональный настрой у детей во время занятия;
– научить передавать в простых танцевальных движениях, особенности ритма и характер музыкального произведения, передавая его темповые, динамические особенности.
Методы и приемы:
Словесный метод – объяснение, словесные комментарии по ходу исполнения элементов и комбинаций, анализ и обсуждение.
Наглядный метод – показ педагога.
Практический метод – игровой приём, детское «сотворчество».
Психолого-педагогический метод – приём дифференцированного подхода к каждому ребёнку.
Технологии: здоровьесберегающая, игровая, обучение в сотрудничестве.
План занятия:
1.Вводная часть:
– организационный момент: приём психологического настроя детей;
– объявление темы занятия.
2.Основная часть:
– разминка по диагонали;
– танцевальные элементы и комбинации на середине класса;
– танцевальный этюд «Чебурашка»;
– игры на развитие чувства ритма:
а) игра «Весёлый бубен»;
б) игра «Козлик»;
в) игра «Приглашение».
3.Заключительная часть: анализ работы, поклон, выход из класса.
Ход занятия:
- Вводная часть.
Организационный момент. Звучит марш. Танцевальным шагом с носка, дети входят в класс. Построение в шахматном порядке.
Объявляется тема занятия. Поклон.
- Основная часть.
Разминка по диагонали:
- шаг с носка с вытянутым коленом;
- шаг на высоких полупальцах;
- шаг на пятках;
- шаг с высоким подниманием колена «цапля»;
- шаг с подскоком;
- бег с захлестом;
- бег с высоким подниманием колен «лошадки»;
- галоп;
- прыжки по 6-й позиции.
Танцевальные элементы и комбинации на середине класса (шахматное построение):
- упражнение на восстановление дыхания: глубокий вдох через нос, руки поднимаются вверх, выдох через рот, руки опускаются вниз в исходное положение.
- наклоны и повороты головы вправо и влево вверх и вниз;
- круговое движение рук вперед и назад;
- повороты корпуса вправо и влево с приседанием;
- наклоны корпуса вниз с хлопком (на раз, два – наклон, три – подъем, четыре – хлопок);
- релевэ, плие (поднимание на полупальцах с приседанием);
- комбинация хлопки:
- на раз, два – два хлопка справа;
- три, четыре – два хлопка слева;
- раз, два – два хлопка по бедрам;
- три, четыре – два хлопка перед собой.
- комбинация притопы (в характере русского народного танца):
- вынесение ноги на каблук с притопом;
- приставной шаг с притопом.
- танцевальный этюд «Чебурашка»
(Музыка В. Шаинского).
Я не кукла, не зверюшка,
А забавная игрушка.
Очень славная мордашка,
Мое имя (Чебурашка).
Описание движений: исходное положение — стоя, руки опущены.
Вступление — покачивание головой в ритме музыки.
1 фигура
Запев: приподнимание плеч с полуоборотом направо и налево, слегка приподнимаясь на носках.
Припев: на слова «Теперь я» – наклон направо-вперед, руки вперед, ладони вверх;
«Чебурашка» – выпрямиться, руки вниз;
«мне каждая» – те же движения налево;
«дворняжка» – выпрямиться, руки опустить;
«при встрече» – правую руку вперед, ладонь вверх;
«сразу» – левую руку так же вперед;
«лапу» – наклон вперед с вытянутыми руками;
«подает» – выпрямиться, руки опустить.
На повторение музыки движения повторяются.
- фигура
2 куплет.
Исходное положение – стоя, руки внизу.
Повороты туловища вправо – влево, руки расслабленные.
Припев: движения повторяются соответственно музыке.
- фигура
3 куплет
Исходное положение — стоя, руки согнуты в локтях, ладони у головы
(“уши, как у Чебурашки”).
Наклоны туловища вправо – влево в соответствии с музыкой
(2 раза вправо и два раза влево попеременно).
Припев: движения повторяются соответственно музыке, как в 1 и 2 фигурах.
Игровые упражнения:
- игра «Весёлый бубен» – задания на воспроизведение метроритма музыки, музыкальный размер 2/4 и 4/4 в характере польки , марша.
- игра «Козлик» – воспроизведение и повторение ритмического рисунка с помощью музыкальных инструментов (ложки).
Дети выбирают ребёнка «козлика».
Преподаватель: «Серенький козлёнок, маленькие рожки, поиграй пожалуйста, для ребят на ложках».
Учащиеся: «Будешь, козлик ты играть, а мы станем повторять».
(Ребенок «козлик», играет для ребят ритмический рисунок на ложках, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладошками.)
Ребенок «козлик» выбирает другого ребёнка, протягивает ему ложки со словами: «Будешь ты теперь козлёнком, поиграй на ложках звонко!».
- Игра «Приглашение» муз. Ф. Шуберта «Экосез». Игра развивает: чувство ритма, воспитывает вежливое отношение друг к другу, помогает закрепить подскоки, боковой галоп.
Описание: Дети стоят по кругу, лицом в центр.
Исходное положение: 6 поз. ног, руки на поясе. Выбирается ведущий. Под музыку польки (2/4 размер) ведущий подскоками или боковым галопом движется по внешнему кругу и выбирает следующего ведущего, подходит к нему во внутренний круг «приглашает» (кивок головой) и встаёт на его место, а новый ведущий продолжает игру.
3.Заключительная часть:
Шахматное построение, анализ проделанной работы (достижение поставленной цели урока), поклон.
Список используемой литературы:
- Бекина С. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет).-М.: Просвещение.-1984.
- Боголюбская М. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах. Учебно-методическое пособие.-М., -1982.
- Дополнительное образование детей. Выпуск №3.-М., 2006.
- Учите детей танцевать: Учебное пособие / Под ред. Т. В. Пуртовой. -М, 2009.
- Музыка для ритмики: Сборник/ Под ред. Л. Минеевой.- СПб, 2002
- Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: Учебное пособие /Под ред Г.Франио .-М, 1989.