Шашлова Валерия Михайловна,
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ п. Донское»
Калининградская обл.
ТЕМА УРОКА: Гражданин РФ
Основные вопросы изучения материала |
|
Тип урока | Открытие новых знаний |
Ресурс урока | Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Л. Н. Боголюбов – Москва., Просвещение, 2022 |
Основные понятия и термины | Гражданин
Права Обязанности Конституция РФ |
Домашнее задание | § 15. Составить синквейн (пятистрочие) со словами права и обязанности |
Модули урока | Учебные задачи для организации образовательного процесса | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Оценивание образовательных результатов |
Ориентационный (актуализации/повторения) | – Что есть у каждого человека от рождения? (Права)
– Самое главное право человека? (Право на жизнь) – Что помимо приобретает человек, будучи гражданином своего государства? (Обязанности) – Как называется основной закон нашей страны? (Конституция) |
Определяют права и обязанности | Беседа |
Мотивационно-целевой | Определение темы и целей урока | Определяют цели урока, исходя из темы | Работа со стихотворение Романа Сефа «Необычный пешеход» |
Содержательно-операционный | – Как вы понимаете слова «права», «обязанность»?
– Гражданами какого государства мы являемся? – Как вы думаете, у гражданина России есть права и обязанности? – А где зафиксированы права и обязанности граждан? на поставленные вопросы |
Выполняют поставленную задачу | Работа с материалом видеофрагмента |
Цель урока: способствовать формированию представлений о гражданине, его конституционных правах и обязанностях
Тип урока: открытие новых знаний
Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия:
Личностные результаты:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- умение вести себя в соответствии с морально-этическими нормами поведения в общественных местах;
- осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей).
Метапредметные результаты:
- умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений;
- умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи;
- овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики; умение преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему);
- овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов).
Предметные результаты:
- дать представление о правах и обязанностях гражданина РФ;
- обеспечить усвоение новых понятий: гражданин, гражданственность;
- выполнять познавательные и проблемные задания, высказывать собственное мнение.
Оборудование:
Рабочие листы
Видеоролик
Презентация «Гражданин РФ»
Ход урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Мотивационно-целевой этап
Определение темы и целей урока
Учитель читает стихотворение Романа Сефа «Необычный пешеход».
Кто по улице идет?
Hеобычный пешеход.
У него пятьсот имен:
Hа заводе – слесарь он,
В яслях он – родитель,
В кинотеатре – зритель,
А пришел на стадион –
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он – мечтатель в дни весны,
Он – защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду –
Гражданин своей страны!
– Вы прослушали стихотворение. Как вы думаете какая тема нашего урока. (Обобщает ответы)
– На какие вопросы мы ответим, исходя из темы нашего урока? (Обобщает ответы)
Презентация слайда с картинками, созданными нейросетью. Учитель предлагает обучающимся проанализировать картинки и догадаться, какой запрос использовал учитель для создания данных картинок. Обучающиеся активно включаются в обсуждение и дают свои ответы.
- Работа по теме урока
– Какие существуют способы получения информации? (Спросить у взрослого, прочитать в учебнике, найти в интернете).
Учитель предлагает обучающимя выписать определения термина «гражданин» их материала учебника.
Ответ на наш вопрос «Кто такой гражданин? Мы можем найти и в словарях. Учитель выводит на слайде определения:
- Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенного совокупностью политических и иных прав. (Словаре русского языка” С.И. Ожегова)
- Гражданин – лицо принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все обязанности, установленные законами этого государства. (Толковый словарь Д.Н. Ушакова)
– Как вы думаете, какое определение наиболее полно позволит раскрыть тему нашего урока? Обоснуйте свой ответ.
– Как вы понимаете слова «права», «обязанность»?
– Гражданами какого государства мы являемся?
– Как вы думаете, у гражданина России есть права и обязанности?
– А где зафиксированы права и обязанности граждан?
Работа в группах (парах)
Просмотр видеофрагмента «Права и обязанности гражданина РФ». Заполнение рабочих листов: группа №1- «Права граждан РФ»,
группа №2 – «Обязанности граждан РФ».
– А какими правами пользуетесь вы? Какие у вас есть обязанности.
Учитель объясняет понятие гражданственности.
– Ребята, как вы думаете, с какого возраста человек становится гражданином?
– Какой самый первый документ вы получаете? ( На экране демонстрируется свидетельство о рождении и паспорт РФ)
– Обратите внимание на графу «гражданство»
– Что записано в этой графе?
– Что такое «гражданство»?
– Давайте обратимся к словарю Д. Н. Ушакова: гражданство» -это принадлежность лица к данному государству и распространения на него прав и обязанностей, установленных законодательством этого государства. Запишите определение в тетрадь.
Гражданами вы становитесь с рождения и у вас появляются личные права, еще их называют гражданскими. Их отнять у вас нельзя. Но вы взрослеете и начинаете приобретать экономические, политические, культурные права. Приобретая права, вы несете также и обязанности. Права и обязанности неотделимы друг от друга. Давайте проверим, различаете ли вы, где право, а где, обязанность.
Физкультминутка.
Учитель произносит слово, если это право – хлопаем в ладоши, если обязанность – топните ногой.
- Рефлексия
Учитель проводит блиц опрос
- Что такое патриотизм? (Любовь к родине, к народу)
- Кто такой патриот? (Человек, любящий свою родину, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины)
- Кто такой гражданин? (Человек, принадлежащий к постоянному населению государства, подчиняется его законам и имеет определенные права и обязанности)
- Кого называют почётным гражданином? (Человека, сделавшего что-либо выдающееся для своего города, страны)
- Чем обыватель отличается от гражданина? (Обыватель живет для себя, не совершая ничего полезного для Отечества)
- Какова ваша жизненная позиция? Вы обыватели или граждане? (Граждане)
Подведение итогов: учитель спрашивает, кто из обучающихся набрал максимальное количество баллов и поздравляет его.
- Домашнее задание: § 15. Составить синквейн (пятистрочие) со словами права и обязанности. Учитель может напомнить правила составления сиквейна:
1.Ключевое слово (существительное)
- Прилагательное прилагательное
- Глагол глагол глагол
- Фраза из 4-х слов
- Вывод (существительное)