Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Троицкий технологический техникум»
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
НА ПЕРИОД 2023-2024 учебный год
Наставляемый:
Нурулин Д.Н.
Мастер производственного обучения
Наставник: Куляшова О. Н.
Мастер производственного обучения
высшей категории
Троицк,
2024г
1 Паспорт программы
Полное наименование организации |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Троицкий технологический техникум» |
ФИО педагога |
Нурулин Данил Нигматуллович |
ФИО наставника |
Куляшова Ольга Николаевна |
Форма наставничества |
Пара «опытный педагог – молодой специалист» |
Дата вхождения в программу |
|
Дата окончания программы |
2. Пояснительная записка
– основной запрос педагога
Оказание помощи в разработки научно-методической документации, регулирующей деятельность проекта «Билет в будущее»
Цель:
создание организационно-методических условий для развития профессиональных знаний, умений и навыков, и успешной адаптации молодого специалиста при реализации профориентационной работы по профессии Сварщик.
Задачи:
1) выявить затруднения молодого специалиста в педагогической практике и оказать необходимую помощь по их преодолению;
2)создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со студентами и их родителями;
- мотивировать молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
- оказание помощи в ведении документации.
Прогнозируемые промежуточные и итоговые результаты
- успешная адаптации молодого педагога в учреждении;
повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах организации образовательного процесса;
- совершенствование методов работы молодого педагога по развитию творческой и самостоятельной деятельности студентов
- использование в работе начинающего педагога современных педагогических технологий;
- своевременное и качественное заполнение документации.
Режим работы: очный
Программа включает в себя три этапа:
Адаптационный этап.
На данном этапе происходит знакомство опытного педагога (наставника) с молодым педагогом (наставляемым), в ходе которого наставник анализирует затруднения наставляемого, пробелы в его подготовке в части общих и профессиональных компетенций с опорой на профессиональный стандарт педагога.
Основной этап.
В ходе основного этапа осуществляется совместная деятельность наставника и наставляемого с целью преодоления затруднений, а также личностного и профессионального развития наставляемого.
Контрольно-оценочный этап.
На завершающем этапе производится оценка уровня профессиональной компетентности молодого учителя и определяется степень его готовности к самостоятельному выполнению должностных обязанностей. При необходимости может быть принято решение о продлении программы наставничества на срок от 1 до 3 лет.
Содержание деятельности
В ходе реализации персонализированной программы наставничества планируется следующее содержание деятельности наставника и наставляемого:
- диагностика затруднений молодого педагога и выбор форм организации обучения и воспитания;
- оказание необходимой помощи на основе выявленных затруднений;
- посещение уроков молодого педагога с последующим анализом и определением способов повышения их эффективности;
- ознакомление молодого педагога с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках внеурочной деятельности (квесты, квизы, олимпиады, предметные недели и т.д.);
– демонстрация молодому педагогу опыта успешной педагогической деятельности, знакомство с различными педагогическими практиками;
- организация мониторинга эффективности и рефлексии по итогам совместной деятельности.
- Содержание деятельности
направление | Содержание деятельности | Сроки | Форма отчетности |
Анализ
профессиональных трудностей и способы их преодоления |
Самодиагностика наставляемого на предмет определения приоритетных направлений профессионального
развития |
сентябрь- октябрь | Выявление проблем в работе молодого педагога |
Диагностическая беседа с наставником для уточнения зон профессионального развития | |||
Разработка конкретных шагов по преодолению профессиональных трудностей | Разработка конспектов занятий, бесед, дидактического материала | ||
Изучение сайта техникума, групп в социальных сетях, порядка публикации и содержания
размещаемой информации |
сентябрь | Создание сайта педагога, размещение материалов. | |
Изучение локальных актов и иных нормативных документов
(Кодекса этики, Правил внутреннего трудового распорядка и т.д.) |
сентябрь- октябрь | Самоанализ и анализ документации | |
Изучение внутренней системы оценки качества образования | октябрь | Корректировка документации |
Организационно- методическая
деятельность |
Изучение методологических основ и методики построения и
организации результативного учебного процесса |
сентябрь | Круглый стол «Особенности формирования портфолио». Накопление и систематизирование материала |
Изучение нормативных документов в области образования | сентябрь | Разработка конспектов | |
Консультации по подбору методической литературы | в течение года | Выступления на МО | |
Включение в деятельность техникума | в течение года по плану
работы |
выступление на встрече с родительской общественностью | |
Профессиональное становление | Консультации по составлению рабочей программы и КТП в
соответствии с ФГОС |
сентябрь | Оформление документации. Составление календарно тематического планирования |
Беседы: «Работа с УМК. Структура урока и методика преподавания урока» | сентябрь- октябрь | Проведение уроков с соблюдением структуры урока и методики преподавания урока | |
Беседа: «Психофизиологические особенности подростков» | октябрь | Анализ личных карт обучающихся | |
Беседа: «Различные типы и формы уроков» | октябрь | Самоанализ мероприятий. | |
Беседа: «Методы активизации внимания обучающихся на уроках» | ноябрь | Самоанализ мероприятий. | |
Беседа: «Методы эффективного контроля на уроках» | декабрь | Самоанализ мероприятия | |
Беседа: «Основные направления и формы активизации
познавательной, научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках внеурочной деятельности» |
январь | Консультация – практикум «Самообразование педагога. Советы по организации работы» | |
Посещение уроков наставляемого лица с целью оказания
методической помощи (2-3 урока за месяц) |
в течение года | Выявление затруднений, и профессионального дефицита | |
Беседа: «Возможности применения цифрового образовательного контента при изучении предмета» | февраль | Самоанализ образовательной деятельности | |
Беседа: «Проектная деятельность обучающихся на уроках и
внеурочной деятельности» |
март | Собеседование. | |
Посещение уроков опытных
педагогов, открытых мероприятий, участие в семинарах и т.д. |
в течение года | Выступление на семинаре; размещение информации в родительских чатах | |
Встречи-консультации с наставником по вопросам, возникающим в процессе педагогической деятельности | в течение года | Выбор форм, методов, приемов работы. Пополнение методической копилки. |
Повышение уровня квалификации и педагогического мастерства | Беседа: «Повышение квалификации как фактор успешности
педагогической деятельности педагога» |
ноябрь- декабрь | |
Участие в семинарах, вебинарах, конференциях по направлению
педагогической деятельности. |
в течение года | ||
Беседа «Роль профессиональных
сообществ в деятельности педагога» |
январь-май | ||
Беседа «Диссеминация педагогического опыта через публикацию материалов на специализированных ресурсах в сети Интернет и СМИ» | апрель-май | ||
Рефлексия по итогам совместной
деятельности |
Проведение встречи по итогам реализации программы наставничества | май |
Анализ сложностей выполнения программ, способов их преодоления
- Ограниченное количество времени и ресурсов, которые у наставников имеются для наставнической работы. Молодые специалисты требуют индивидуального сопровождения и регулярной обратной связи, но из-за насыщенности учебными планами и другими обязанностями наставники не всегда могут это обеспечить.
Пути решения:
А).Установление доступного расписания и регулярных встреч между наставником и молодым специалистом. Это позволит иметь четкую структуру и план работы, создавая условия для систематического сопровождения и обратной связи.
Б) Предоставление дополнительных ресурсов и поддержки наставникам для выполнения наставнической работы. Это может быть в виде выделения дополнительных учебных материалов, инструментов и финансовых средств для организации специализированных мероприятий и занятий.
- Отсутствие системного подхода к наставничеству.
Наставничество ограничивается индивидуальной работой молодого педагога с одним наставником, не предусматривая организации коллективного опыта и поддержки. Это приводит к недостаточному развитию навыков и знаний молодого специалиста, а также затрудняет сопровождение в процессе его профессиональной деятельности.
Пути решения:
Организация периодических семинаров и конференций для обмена опытом между молодыми специалистами и более опытными коллегами. В рамках этих мероприятий молодым педагогам предоставляется возможность обсудить свои трудности, задать вопросы и получить поддержку от профессионалов.
- Коррективы, внесенные в содержание деятельности, их обоснование
Создание корпоративных моделей наставничества, основанных на корпоративной культуре, миссии и лояльности станут успешными предпосылками к профессиональному росту не только самих работников, но и наставников, что неизбежно приведет к развитию организации в целом.
Таким образом, наставничество имеет большую значимость для развития и влияния на психологическое состояние и поведение человека. Правильное наставничество с положительными подходами и поддержкой однозначно поможет сформировать самостоятельность, целеустремленность и уверенности в своих силах у молодого сотрудника.
6. Достигнутые результаты:
1) успешная адаптации молодого педагога в учреждении;
2) повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах организации образовательного процесса;
3) совершенствование методов работы молодого педагога по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся
4) использование в работе начинающего педагога современных педагогических технологий;
5) своевременное и качественное заполнение документации.