Персонализированная программа наставничества

ФИО: Куляшова О.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4436
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Персонализированная программа наставничества
Итоговая оценка: 2 место,  76 баллов(-а)



Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Троицкий технологический техникум»

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА 

НА ПЕРИОД 2023-2024 учебный год         

Наставляемый:

Нурулин Д.Н.

Мастер производственного обучения 

Наставник: Куляшова О. Н.

Мастер производственного обучения 

высшей категории

Троицк,

2024г

1 Паспорт программы

Полное наименование организации

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Троицкий технологический техникум»

ФИО педагога

Нурулин Данил Нигматуллович

ФИО наставника

Куляшова Ольга Николаевна

Форма наставничества

Пара «опытный педагог – молодой специалист»

Дата вхождения в программу

Дата окончания программы

 

2. Пояснительная записка

– основной запрос педагога

Оказание помощи  в разработки научно-методической документации, регулирующей деятельность проекта  «Билет в будущее»  

             Цель:

 создание организационно-методических условий для развития профессиональных знаний, умений и навыков, и успешной адаптации молодого специалиста при реализации профориентационной работы  по профессии Сварщик. 

 Задачи:

1) выявить затруднения молодого специалиста в педагогической практике и оказать необходимую помощь по их преодолению;

          2)создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со студентами и их родителями;

  1. мотивировать молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
  2. оказание помощи в ведении документации.

 

Прогнозируемые промежуточные и итоговые результаты 

 

  1. успешная адаптации молодого педагога в учреждении;

        повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах организации образовательного процесса;

  1. совершенствование методов работы молодого педагога по развитию творческой и самостоятельной деятельности студентов
  2. использование в работе начинающего педагога современных педагогических технологий;
  3. своевременное и качественное заполнение документации.

 

Режим работы: очный

 

Программа включает в себя три этапа:

Адаптационный этап.

На данном этапе происходит знакомство опытного педагога (наставника) с молодым педагогом (наставляемым), в ходе которого наставник анализирует затруднения наставляемого, пробелы в его подготовке в части общих и профессиональных компетенций с опорой на профессиональный стандарт педагога.

Основной этап.

В ходе основного этапа осуществляется совместная деятельность наставника и наставляемого с целью преодоления затруднений, а также личностного и профессионального развития наставляемого.

Контрольно-оценочный этап.

На завершающем этапе производится оценка уровня профессиональной компетентности молодого учителя и определяется степень его готовности к самостоятельному выполнению должностных обязанностей. При необходимости может быть принято решение о продлении программы наставничества на срок от 1 до 3 лет.

Содержание деятельности

В ходе реализации персонализированной программы наставничества планируется следующее содержание деятельности наставника и наставляемого:

  • диагностика затруднений молодого педагога и выбор форм организации обучения и воспитания;
  • оказание необходимой помощи на основе выявленных затруднений;
  • посещение уроков молодого педагога с последующим анализом и определением способов повышения их эффективности;
  • ознакомление молодого педагога с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках внеурочной деятельности (квесты, квизы, олимпиады, предметные недели и т.д.);

        –    демонстрация молодому педагогу опыта успешной педагогической деятельности,                        знакомство с различными педагогическими практиками;

  • организация мониторинга эффективности и рефлексии по итогам совместной деятельности.

 

  1. Содержание деятельности
направление Содержание деятельности Сроки Форма отчетности
Анализ

профессиональных

трудностей и способы их преодоления

Самодиагностика наставляемого на предмет определения приоритетных направлений профессионального

развития

сентябрь- октябрь Выявление проблем в работе молодого педагога
Диагностическая беседа с наставником для уточнения зон профессионального развития
Разработка конкретных шагов по преодолению профессиональных трудностей Разработка конспектов занятий, бесед, дидактического материала
Изучение сайта техникума, групп в социальных сетях, порядка публикации и содержания

размещаемой информации

сентябрь Создание сайта педагога, размещение материалов.
Изучение локальных актов и иных нормативных документов

(Кодекса этики, Правил внутреннего трудового распорядка и т.д.)

сентябрь- октябрь Самоанализ и анализ документации
Изучение внутренней системы оценки качества образования октябрь Корректировка документации

 

Организационно- методическая

деятельность

Изучение методологических основ и методики построения и

организации результативного учебного процесса

сентябрь Круглый стол «Особенности формирования портфолио». Накопление и систематизирование материала
Изучение нормативных документов в области образования сентябрь Разработка конспектов
Консультации по подбору методической литературы в течение года Выступления на МО
Включение в деятельность техникума в течение года по плану

работы

выступление на встрече с родительской общественностью
Профессиональное становление Консультации по составлению рабочей программы и КТП в

соответствии с ФГОС

сентябрь Оформление документации. Составление календарно тематического планирования
Беседы: «Работа с УМК. Структура урока и методика преподавания урока» сентябрь- октябрь Проведение уроков с соблюдением структуры урока и методики преподавания урока
Беседа: «Психофизиологические особенности подростков» октябрь Анализ личных карт обучающихся
Беседа: «Различные типы и формы уроков» октябрь Самоанализ мероприятий.
Беседа: «Методы активизации внимания обучающихся на уроках» ноябрь Самоанализ мероприятий.
Беседа: «Методы эффективного контроля на уроках» декабрь Самоанализ мероприятия
Беседа: «Основные направления и формы активизации

познавательной, научно-исследовательской деятельности

обучающихся в рамках внеурочной деятельности»

январь Консультация – практикум «Самообразование педагога. Советы по организации работы»
Посещение уроков наставляемого лица с целью оказания

методической помощи (2-3 урока за месяц)

в течение года Выявление затруднений, и профессионального дефицита
Беседа: «Возможности применения цифрового образовательного контента при изучении предмета» февраль Самоанализ образовательной деятельности
Беседа: «Проектная деятельность обучающихся на уроках и

внеурочной деятельности»

март Собеседование.
Посещение уроков опытных

педагогов, открытых мероприятий, участие в семинарах и т.д.

в течение года Выступление на семинаре; размещение информации в родительских чатах
Встречи-консультации с наставником по вопросам, возникающим в процессе педагогической деятельности в течение года Выбор форм, методов, приемов работы. Пополнение методической копилки.

 

Повышение уровня квалификации и педагогического мастерства Беседа: «Повышение квалификации как фактор успешности

педагогической деятельности педагога»

ноябрь- декабрь
Участие в семинарах, вебинарах, конференциях по направлению

педагогической деятельности.

в течение года
Беседа «Роль профессиональных

сообществ в деятельности педагога»

январь-май
Беседа «Диссеминация педагогического опыта через публикацию материалов на специализированных ресурсах в сети Интернет и СМИ» апрель-май
Рефлексия по итогам совместной

деятельности

Проведение встречи по итогам реализации программы наставничества май

 

Анализ сложностей выполнения программ, способов их преодоления

 

  1. Ограниченное количество времени и ресурсов, которые у наставников имеются для наставнической работы. Молодые специалисты требуют индивидуального сопровождения и регулярной обратной связи, но из-за насыщенности учебными планами и другими обязанностями наставники не всегда могут это обеспечить.

 Пути решения:

 А).Установление доступного расписания и регулярных встреч между наставником и молодым специалистом. Это позволит иметь четкую структуру и план работы, создавая условия для систематического сопровождения и обратной связи.

  Б) Предоставление дополнительных ресурсов и поддержки наставникам для выполнения наставнической работы. Это может быть в виде выделения дополнительных учебных материалов, инструментов и финансовых средств для организации специализированных мероприятий и занятий.

  1. Отсутствие системного подхода к наставничеству.

Наставничество ограничивается индивидуальной работой молодого педагога с одним наставником, не предусматривая организации коллективного опыта и поддержки. Это приводит к недостаточному развитию навыков и знаний молодого специалиста, а также затрудняет сопровождение в процессе его профессиональной деятельности.

Пути решения:

Организация периодических семинаров и конференций для обмена опытом между молодыми специалистами и более опытными коллегами. В рамках этих мероприятий молодым педагогам предоставляется возможность обсудить свои трудности, задать вопросы и получить поддержку от профессионалов.

 

  1. Коррективы, внесенные в содержание деятельности, их обоснование  

 Создание корпоративных моделей наставничества, основанных на корпоративной культуре, миссии и лояльности станут успешными предпосылками к профессиональному росту не только самих работников, но и наставников, что неизбежно приведет к развитию организации в целом.

        Таким образом, наставничество имеет большую значимость для развития и влияния на психологическое состояние и поведение человека. Правильное наставничество с положительными подходами и поддержкой однозначно поможет сформировать самостоятельность, целеустремленность и уверенности в своих силах у молодого сотрудника.

 

         

 

   6. Достигнутые результаты:

 

1) успешная адаптации молодого педагога в учреждении;

2) повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах организации образовательного процесса;

3) совершенствование методов работы молодого педагога по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся

4) использование в работе начинающего педагога современных педагогических технологий;

5) своевременное и качественное заполнение документации.