“Знаменитые люди Чувашии”

ФИО: Петрова Н.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4450
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: "Знаменитые люди Чувашии"
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 61» города Чебоксары Чувашской Республики

Педагогический проект «Знаменитые люди Чувашии»

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный

По продолжительности: долгосрочный сентябрь 2024 по май 2025гг.

Разработан:

 воспитателем высшей категории 

Петровой Надеждой Николаевной

Чебоксары 2024

СОДЕРЖАНИЕ

1.Краткая аннотация проекта…………………………………………………………………..3

  1. Актуальность. Постановка проблемы…………………………………………………..5
  2. Цели и задачи проекта………………………………………………………………………….7
  3. Стратегия поставленных целей и задач….……………………………………………8
  4. Ожидаемые результаты…………………………………………………………………….11

6.Перспективы дальнейшего развития …………………………………………….12

  1. Литература………………………………………………………………………………………..13
  2. Приложение………………………………………………………………………..14

 

Краткая аннотация проекта:

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников. 

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – к месту, где человек родился. В этой связи большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческими, культурными, географическими, природно- – экологическим своеобразием своего родного региона.

        Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, знаменитыми людьми, традициями ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях.

Цель проекта: формирование нравственно – патриотические чувств дошкольников через знакомство с выдающимися и знаменитыми людьми Чувашии. Воспитывать любовь, чувство гордости за свою малую родину. 

Задачи проекта: 

  • Познакомить детей с выдающимися и знаменитыми людьми Чувашской Республики.
  • Рассказать детям о тех великих делах, которые знаменитые люди вершили для нашего города и Республики. 
  • Формировать у детей представления о культуре и истории чувашского народа, способность воспринимать и понимать его. 
  • Развивать чувство ответственности и гордости за достижения своего народа, его историю.
  • Развивать речь детей, активизировать словарный запас. 
  • Развитие творческих и исследовательских способностей детей. 
  • Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами. 
  • Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть все прекрасное и гордиться своей малой родиной.

Сроки реализации проекта: долгосрочный, на 2020-2021 учебный год.

Ресурсы проекта: Нормативно-правовые ресурсы: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273- ФЗ от 29.12.2012 г.(ред. от 29.12.2017); 2. Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151«Об утверждении федеральных государственных требований»; 4. ФГОС Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 5. СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Программно-методическое обеспечение: 1. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» / под ред. Р.П. Стеркиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 109 с. 2. Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций, сюжетных картинок с изображением знаменитых и великих людей Чувашии. 3.Просматривание презентаций по теме проекта

 

Актуальность проекта. Постановка проблемы.

   Патриотическое и гражданское воспитание – сложный процесс, требующий продуманной системы, органической связи со всеми сторонами формирования личности ребенка. Сегодня очень важно воспитывать молодое поколение на исторических традициях нашего народа, на героических подвигах его сынов и дочерей, на опыте великих свершений. Необходимо формировать у подрастающего поколения беззаветную любовь к Родине, своей Республике, выдающимся людям, прославившим наш край. В нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Можно с уверенностью говорить, что, в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России и своей Республики. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей.

 Актуальность проекта. В настоящее время остро встаёт проблема воспитания патриотизма у детей, воспитания чувства гордости за богатое духовное и историческое наследие нашего народа. Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для воспитания у детей этих нравственных качеств. Чем младше ребёнок, тем больше можно оказать влияние на формирование его мировоззрения, чувств, поведения. Изучение жизни и творчества великих людей и есть значительная часть познания исторического наследия. Работа по данному проекту не сводится только к знакомству дошкольников с жизнью и творчеством великих людей, она ставит задачи развития общей культуры ребёнка, расширения его кругозора о культурном наследии нашей родины, задачи нравственного воспитания и развития личности. Для меня важным было вызвать у дошкольников тягу к знаниям, воспитывать целеустремлённость, умение доводить начатое дела до конца, научить чувствовать радость познания. 

Анализ образовательных программ в контексте этнокультурной социализации личности необходимо начать с рассмотрения основополагающих документов системы образования – Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных образовательных стандартов.  В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства . Данный принцип находит свое отражение в действующих федеральных государственных образовательных стандартах.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, сумеет передать своему воспитаннику то, что вызовет у малыша чувство гордости и восторга. И чем раньше начинается работа по патриотическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей.

 

Цели и задачи проекта:

Цель проекта: формирование нравственно – патриотические чувств дошкольников через знакомство с выдающимися и знаменитыми людьми Чувашии. Воспитывать любовь, чувство гордости за свою малую родину. 

Задачи проекта: 

  • Познакомить детей с выдающимися и знаменитыми людьми Чувашской Республики.
  • Рассказать детям о тех великих делах, которые знаменитые люди вершили для нашего города и Республики. 
  • Формировать у детей представления о культуре и истории чувашского народа, способность воспринимать и понимать его. 
  • Развивать чувство ответственности и гордости за достижения своего народа, его историю.
  • Развивать речь детей, активизировать словарный запас. 
  • Развитие творческих и исследовательских способностей детей. 
  • Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
  •  Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть все прекрасное и гордиться своей малой родиной

 

Стратегия поставленных целей и задач:

Подготовительный этап:

  • Определение целей и задач проекта; 
  • Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы с семьей; 
    • Подбор литературы.
  • Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно – развивающей среды; 
  • Проведение индивидуальных бесед с родителями по теме проекта;
  • Участие родителей в сборе необходимых материалов, обогащение предметно – развивающей среды; 
  • Опрос родителей по теме проекта.

 Основной этап 

  • Проведение цикла бесед на тему” Знаменитые люди Чувашии”; 
  • Презентации:” Мы гордимся!”,” Выдающиеся люди Чувашии”;
  • Просмотр видеофильмов;
  • Изготовление брошюры «Знаменитые люди Чувашии”;
  • Выпуск газеты “Люди, прославившие Чувашию”; 

Заключительный этап:

  • Проведение конкурса рисунков, нарисованных совместно с родителями;
  • Оформление выставки рисунков; 
Этап Мероприятия Ответственные, сроки проведения
Подготовительный
  • Определение целей и задач; 
  • Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы с детьми; 
  • Подбор литературы.
  • Сбор информаций о родном городе.
  • Создание презентаций о городе Чебоксары.
  • Изготовление дидактических игр, атрибутов

Работа с детьми: 

  • Первичная диагностика уровня знаний детей о выдающихся людей Чувашской Республики; 

Работа с родителями: 

  • Анкетирование родителей.
    • Проведение беседы с родителями «Каких знаменитых людей Чувашии Вы знаете и как они прославили Чувашию?»;
  • Участие родителей в сборе необходимых материалов, обогащение предметно – развивающей среды;
Воспитатель, родители Октябрь2024
Основной Работа с детьми: 

  • Проведение цикла бесед: «Моя Чувашия», «Флаг, герб, гимн Чувашской республики», «Знаменитые люди Чувашии», «Яковлев Иван Яковлевич – великий Чувашский просветитель»,  « А. Г. Никола́ев-  космонавт», «Великая балерина Павлова Н.В.»,  «Василий Иванович Чапаев»,  «Знаменитые спортсмены Чувашии», «Художники Чувашии», «Наши спортсмены-герои». 2.Дидактические игры: «Раньше и теперь», «Кому, что нужно?», «Найди по описанию», «Разрезные картинки», «Найди флаг и герб своего города». 3.Тематические рисования, аппликации, лепки.
  • Работа с родителями: Организация выставок.
  • Создание книги «Выдающиеся земляки» 
Воспитатель, Родители

Ноябрь 2024- апрель 2025

Заключительный Итоговая диагностика

  • Проведение конкурса рисунков, нарисованных совместно с родителями;
  • Оформление выставки рисунков; 
Воспитатель, 

Май 2025

 

Ожидаемые результаты:

  • формирование у дошкольников основ патриотизма
  • расширение знаний об истории, традициях, достопримечательностях, выдающихся земляках Чувашии.
  • знакомство детей с символами Чувашии (герб, флаг, гимн) 
  • повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей малой Родины.
  • инновационные изменения в организации воспитательного процесса.
  • использование ИКТ.

     Дети:

  • Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

    Родители:

  • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
  • Участие семей воспитанников в учебно – воспитательном процессе.
  • Повышение статуса семейного воспитания.

 

Перспективы дальнейшего развития:

  • Продолжать формировать у детей знания о выдающихся людях Чувашии; 
  • Продолжать обогащать предметно – пространственную развивающую среду оборудованием по теме проекта.

Мы живем на Чувашской земле, поэтому чтим чувашское культурное наследие. Изучение культурного наследия чувашского народа, раскрытие его воспитательного потенциала, остаются важной и актуальной проблемой. Для детей знаменитые люди Чувашии являются примером для подражания. Дети должны знать великих граждан своей Республики, чтобы расти патриотами своей страны!

 

Литература:

  • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2014.
  • Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. — М.: ЦГЛ, 2012
  • Кожанов И.В. Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования / И.В. Кожанов // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. –Т. 7. – № 5 (30). – С. 200.
  • Кожанова, М. Б. Этнокультурная социализация ребенка в дошкольном образовательном учреждении Чувашской Республики: программа и методические рекомендации [Текст] / М. Б. Кожанова, Л. В. Кузнецова, И. В. Кожанов. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 82 с
  • Кожанова М.Б. Этнопедагогизация воспитательного процесса как системообразующий фактор регионального компонента образования. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, 2005. – 120 с.
  • Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа. – Чебоксары, 2003.
  • Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в чувашской Республике. / Сост. Р.Б. Кузьмина, М.А. Капустина. – Чебоксары: «КЛИО», 1998.

 

Приложение:

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Моя Чувашия»

Ведущая образовательная область: познавательное развитие, интеграция с областями речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

Цель: Формирование представлений дошкольников о выдающихся земляках Чувашской Республики, вкладе И.Я. Яковлева в развитие языка и письменности чувашского народа. 

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять представления дошкольников о культурном наследии чувашского народа.
  2. Формировать способность распознавать, анализировать и сравнивать различные факты окружающей жизни, находить выход из сложившей жизненной ситуации.
  3. Познакомить с отличительными особенностями чувашского и русского алфавита

Воспитательные:

  1. Воспитание уважительного, трепетного отношения к чувашскому языку и своей малой Родине.
  2. Развивать желание идти в школу, чтобы научиться читать и получать новые знания. 
  3. Воспитывать доброжелательность и стремление оказывать помощь другому.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес к истории родного города, республике, чувашскому языку.
  2. Развивать стремление высказывать свою точку зрения, внимательно и терпеливо выслушивать чужое мнение.
  3. Развивать желание помогать, действовать сообща для достижения общего результата.

Предварительная работа:

  1. Беседа о выдающихся земляках Чувашской Республики.
  2. Подвижные, дидактические и настольно-печатные игры по теме «Край родной – Чувашия».
  3. Беседа о достопримечательностях города Чебоксары (памятники, парки, музеи, театры, предприятия и зоны отдыха).
  4. Художественно-творческая деятельность «Мой город», «Мой дом», «Улица моя», «Родная Чувашия».

Материально-технические условия:

  1. Технические характеристики: групповое помещение, оснащенное и оборудованное в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, аппаратура для воспроизведения видео и аудио материалов («Танец маленьких утят» сл. Ю. Энтина, муз. Т. Вернера, познавательная презентация по сюжету занятия), напольный строительный набор из кубиков с буквами.
  2. Наглядные средства: презентация, портрет И.Я. Яковлева, изображения улиц и предприятий города, памятников и культурных зон отдыха, древнерусский, русский и чувашский алфавит в таблицах (для сравнения), мягкая игрушка Утенок, значки с изображением символа города – утенка Чебоксарика или магнитики с изображением памятника И.Я. Яковлеву. 
  3. Раздаточный материал: разрезные сюжетные картинки и дидактические игры по теме занятия (достопримечательности города Чебоксары). 
  4. Оформление помещения: стикеры остановок, расстановка столов с дидактическим материалом по углам комнаты, в середине – свободное пространство для танцевальных движений под музыку и строительства. 

Словарная работа:

Существительные: азбука, буквы, звук, земляки, город, улица, площадь, бульвар, проспект, переулок, памятник, предприятие, музей, театр и др.

Прилагательные: печальный, грустный, веселый, счастливый, красивый, выдающийся и др.

Глаголы: гулять, ходить, играть, бежать, читать, знать, уметь, любить, гордиться и др.

Ход:

Первый этап – игровая мотивация дошкольников (2 минуты)

Воспитатель обращает внимание детей на тихий плач за дверью группы. Дети «обнаруживают» там печального утенка. Внимательно слушают его историю о том, что когда он путешествовал с друзьями по столице нашей республики, потерял свою любимую книжку. Очень переживает, как он пойдет учится в школу без нее, там были красивые картинки на каждую букву алфавита.  Очень просит детей помочь ему вспомнить, как называется книжка по которой все дети в школе учатся читать.

Воспитатель: Ребята, от чего наш гость такой грустный и печальный? Вы знаете, как зовут этого утенка? Почему его так назвали? Как называются жители (житель, жительница) города Чебоксары? (Ответы и предположения детей).

Воспитатель: – Молодцы, ребята! – Предлагаю вам отправиться в путешествие по городу, в котором живем, под веселую песенку, чтобы помочь Чебоксарику вспомнить места, где именно он гулял. Зарядиться нам поможет веселая мелодия. (Под музыку «Танец маленьких утят» отправляются в путь, весело шагая по помещению группы, повторяя движения за воспитателем).

Основной этап – образовательная деятельность (20 минут)

Первая остановка «Любимая книга». (Дети останавливаются и размещаются на коврике возле экрана).

Воспитатель: – Ребята, у вас есть любимая книга? Как она называется? Как называется любимая книга утенка Чебоксарика, если в ней были красивые картинки на каждую букву алфавита? (Ответы детей). 

– Что такое азбука? (Предположения детей). 

– Верно, по этой книге люди учатся читать и писать. Умение читать является самым важным из способностей человека, чтобы получать больше интересной информации, развиваться, учиться. А зачем человеку умение писать? (Ответы детей).

– Азбука – это начало всех знаний, потому что, любая книга начинается с буквы. Сами буквы появились очень давно и раньше они обозначали целые слова. (На экране для сравнения древнерусский и русский алфавит). Мы с вами знаем, что буквы – это знаковое обозначение звуков.

Название любимой книги утенка Чебоксарика связано именно с первыми буквами русского алфавита «Аз» и «Буки», поэтому называется «Азбука». Как вы думаете, сможем мы помочь Чебоксарику найти ее? Как мы можем рассказывать о родном городе? (Ответы и предположения детей). Предлагаю сделать это по уже знакомым нам буквам.

(Двигаясь утиным шагом между остановками дети перемещаются в разные части помещения, соответственно, на экране появляются слайды по сюжету занятия).

Вторая остановка «Улицы нашего города». (Дети останавливаются у стола с разрезными картинками и изображениями улиц города).

– Назовите главные улицы города Чебоксары. (Проспект Мира, улица Николаева, улица Гагарина, улица Ярославская)

– На какую букву начинается название улицы, где ты живешь? На какой улице находится наш детский сад? (Индивидуальные ответы детей). (К. Маркса, Московский проспект и др.)

–  Буква А – первая буква алфавита. Назовите улицы нашего города на эту букву (Афанасьева, Ашмарина, Альгешевская, Автомобилистов, Аптечный переулок, Академика Крылова, Автовокзальная и др.) 

– Выберите картинки на которых изображены предприятия нашего города на первую букву русского алфавита (Дети выполняют задание и произносят «Акконд», «Агрегатный завод», «Автотранспортное предприятие» и др.).

– В названии каких еще, знакомых вам мест нашего города, есть буква А? (Возможные ответы детей залив, автостоянка, магазин, аптека, театр и др.). 

Третья остановка «Достопримечательности нашего города». (Дети останавливаются у стола с изображениями памятников столицы)

– Рассмотрите картинки и выберите из достопримечательностей, изображения памятников выдающихся земляков Чувашской Республики. (Дети выполняют задание, выбирая памятники Ю.А. Гагарину, К.В. Иванову, космонавту А. Николаеву, В.И. Чапаеву, Академику Г. Волкову, И. Яковлеву. Воспитатель задает вопросы каждому ребенку). 

– Кому этот памятник? Чем он прославил нашу Чувашскую Республику? Чем помог чувашскому народу? (Индивидуальные ответы детей).

(На экране появляется портрет и факты из жизни [2] чувашского просветителя).

– Верно, это наши земляки, прославившие родную Чувашию. Вот великий просветитель нашего народа.  (Краткий рассказ воспитателя о вкладе И.Я. Яковлева по книге [1] в культурное развитие Чувашии). 

– С какой буквы начинается его фамилия? На что похожа буква? (Ответы детей). 

Буква Я – последняя буква алфавита как в русском, так и в чувашском языках. Чем же отличаются алфавиты мы узнаем на нашей следующей остановке.

Четвертая остановка «Чувашский алфавит». (Дети останавливаются у экрана, где появляется русский и чувашский алфавит).

– Сравните две картинки и отличия найдите. Первая и последняя буквы одинаковые? Найдите разницу в других символах. (Дети выполняют задание). 

– Верно, ребята! С этим заданием вы чудесно справились! Отличаются от русских символов письменной грамоты вот эти четыре буквы с черточкой в чувашском алфавите. 

– Я еще раз повторю последние слова, а вы определите на слух с какого звука они начинаются и из кубиков все вместе одну большую букву сложите, которая обозначает этот звук (Дети выполняют задание и выкладывают букву, обозначающую звук [Ч]).

Подсказка при затруднениях: С этой буквой имя нашего утенка начинается. Он купаться на залив часто утром отправляется, чтобы чистотой сверкать и гостям столицы нравиться. На эту букву наш город называется.

– На что похожа буква Ч? В каких словах она встречалась вам? (Возможные ответы детей чебуреки, Чебурашка, Чебоксары, Чувашия, чувство, часовня, чистота, читать, чуваши и др.).

– Посмотрите сколько сказок и рассказов на чувашском языке написал И.Я. Яковлев. (На экране появляются фрагменты книги [3], а по рисункам дети догадываются о чем эти сказки).

Третий этап занятия – рефлексивная деятельность (3 минуты)

Воспитатель:   

– Молодцы, ребята! Возвращаемся в детский сад, чтобы рассказать утенку, где мы были и что делали. (Под музыку «Танец маленьких утят» возвращаются, весело шагая по помещению группы, повторяя движения за воспитателем).

Довольный утенок благодарит детей за помощь, потому что он вспомнил где гулял и обязательно свою книжку найдет. Дарит детям значки со своим изображением или магнитики с изображением памятника И.Я. Яковлеву и прощается.

Воспитатель:   

– Кому мы помогли? Каким утенок стал с нашей помощью? (веселым и счастливым).

– Что мы делали? Что именно вам сегодня понравилось? (играли, гуляли, помогали и др.).

– Как называется книга, по которой учатся читать и писать? Кто составил чувашский алфавит? Где расположен в нашем городе памятник И.Я. Яковлеву? С кем поделимся впечатлениями?  (Ответы детей). 

В завершении занятия для постепенного перехода детей к другим видам деятельности, воспитатель предлагает ребятам составить «Азбуку родного города», нарисовать утенка Чебоксарика или знакомые буквы, свой дом или улицу, площадь, проспект, бульвар, любимые места отдыха.

Литература

  1. Краснов Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1992. – 416 с.
  2. Чувашские книги: И. Я. Яковлев в фотографиях и документах. Фотоальбом: Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1999. – 221 с. URL:http://chuvash-lib.blogspot.com/2015/10/yakovlev-v-fotografiyah-i-dokymentah.html.
  3. Яковлев И.Я. Ача-пӑча калавӗсем = Детские рассказы/ И.Я. Яковлев – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. – 48с. URL:  https://vunivere.ru/work27915?screenshots=1.

 

Конспект ООД на тему «Мой родной край»

 

Цель: формировать у детей представление о Чувашии. Учить поддерживать беседу и связно отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать любовь к Родине.

Задачи:

Образовательные: расширять знания и представления детей о малой родине, стране, познакомить с флагом России, закреплять знания детей о родном крае.

Развивающие: развивать навыки речевого общения, мышление, расширять словарный запас.

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой край, желание сохранять чистоту, порядок в своем родном крае.

Предварительная работа: беседы с детьми о России, чтение стихов о Родине.

Приоритетные образовательные области«речевое развитие»«Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей«Социально-коммуникативное развитие»«Физическое развитие»«Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.

Материал и оборудование: изображение государственного флага России, конверты с деталями для игры «Выложи флаг» на каждого ребенка.

 

 

Ход ООД:

В группу к ребятам забегает кот Матроскин:

– Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: – Здравствуй, кот Матроскин! Как ты попал в нашу группу?

Кот Матроскин: – Я путешествовал по свету, побывал во многих странах и городах и заблудился. Скажите мне, пожалуйста, ребята, где я оказался, в какую страну я попал?

Воспитатель: кот Матроскин, сегодня мы здесь с ребятами собрались для того, чтобы поговорить о нашей стране, нашем родном крае.

-Ребята, давайте расскажем коту Матроскину, как называется страна в которой мы живем с вами?

Дети: – Россия.

Воспитатель: – Правильно, ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительное, звучное имя – Россия. А живем мы с вами в Чувашской Республике в городе Чебоксары. 

Давайте вместе повторим это красивое имя- Россия. (Дети повторяют)

Воспитатель: – Много разных стран есть на Земле, везде живут люди, но Россия – необыкновенная страна, потому что она – наша Родина.

Кот Матроскин: – О, ребята, а что такое Родина?

Воспитатель: – Ребята, а как вы думаете, что означает слово Родина? (ответы детей)

Воспитатель: – Родина- это значит родная. Родина-это место, где мы родились и растем, это наша страна, наш поселок, наша улица, где мы живем, детский сад, наш дом, наши родные. Родина-это все, что нас окружает. Родина у каждого человека одна. Ее нужно любить, оберегать, и защищать. Мы с вами маленькая частичка нашей Родины

Уже сейчас вы многое можете сделать, чтобы Родина стала еще краше. Как вы думаете, как вы можете помочь нашей Родине? (с детства любить и уважать своих родных, дружить с детьми, любить природу, свой поселок).

Воспитатель: У каждой страны, и у России тоже есть свой флаг. Посмотрите на него (обращаю внимание детей на флаг России). Он прямоугольной формы и состоит из 3-х полос.

Верхняя полоса – белая. Что она вам напоминает? (ответы детей)

Воспитатель: Она напоминает нам о русской зиме, снеге, о белых березах, о ромашках. На что похожа синяя полоса? (ответы детей).

-Правильно, ребята, она похожа на синее небо, синие реки и моря.

Кот Матроскин: – А что означает красный цвет на флаге России?

Воспитатель: красный цвет на Руси считался самым красивым. Это цвет тепла и радости, цветущих цветов.

– А сейчас я предлагаю вам, ребята поиграть. Проводится игра «Выложи флаг».

(дети собирают целое изображение флага из частей)

Воспитатель:- А сейчас, ребята, я предлагаю вам прогуляться по нашему поселку.

Физминутка:

По поселку мы идем (маршируют)

Звонко песню мы поем (покачивая головой вправо-влево)

Мы по улице шагаем (маршируют)

Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги)

Делай шаг – раз, два

Взмах руками – три, четыре

Повернулась голова (повороты головы)

Руки вверх и ноги шире,

Прыгнем вместе высоко. (прыжок на месте)

И побегаем легко. (бег на месте)

– А теперь спокойно пойдем, погуляем по нашему родному краю, самому  красивому.

(дети прошли по группе и вернулись на свои места).

Воспитатель предлагает детям занять свои места.

Воспитатель: – Молодцы, дети. Кот Матроскин, а теперь послушай стихотворение про наш край, нашу Родину.

Ребенок читает стихотворение о Родине

Кот Матроскин: – Молодцы, ребята, мне было очень приятно оказаться у вас в гостях. Вы очень много знаете о своей стране, о своем родном крае. А сейчас мне пора дальше путешествовать по другим странам. До свидания!

Воспитатель: До свидания, кот Матроскин!

Воспитатель: Ребята, я хочу вас поблагодарить и похвалить за то, как вы правильно рассказали коту Матроскину о том, что такое Родина, о России, о российском флаге, о родном крае. Молодцы!