Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Образовательный центр № 1»
454 136 г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев , 56 б
тел/факс 8(351) 742-29-83
Наставник проектной деятельности
Школа – это постоянное движение вперёд. Профессия учителя всегда побуждает идти на шаг вперед со временем и является фундаментом всех профессий в мире.
Меняется жизнь, экономические и политические взгляды. Меняется политика в области образования. Меняется и роль учителя. Современные темпы развития науки, техники, общественной жизни не оставляют школу в стороне от введения инновационных методов и форм. В настоящее время, важными качествами личности являются – мобильность, активность, умение быстро налаживать контакты, толерантность. Перед учителем ставится глобальная задача – научить учеников адаптироваться в жизни, быстро находить информацию и самостоятельно принимать решения.
Учителя помогают нам развиваться и познавать мир с разных сторон. В трудных ситуациях педагоги нам помогают, дают советы. Учитель – это даже не профессия, а образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом и семьей.
Мы, приходя в школу, обретаем нового старшего друга, заботливого и неравнодушного. Таким для нас стал наш первый учитель Климова Лариса Владимировна.
Поэт Михаил Светлов сказал: «Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой».
Лариса Владимировна научила нас учиться, думать, ставить перед собой цели и грамотно идти в выбранном направлении. Она ежечасно и ежедневно старается быть примером во всем и для всех. Человеку необходимо уважать себя и пользоваться уважением окружающих, без этого невозможно жить. Мы уважаем Ларису Владимировну за знания, педагогический такт, верность профессии, любовь к родителям и детям. Она неравнодушно относится к делу, ее волнуют судьбы и заботы учеников, она постоянно в поиске, в движении, в работе.
Особое место в педагогической работе Ларисы Владимировны занимает исследовательская и проектная деятельность. Мы ученики и родители являемся для нее помощниками и союзниками, участвуем в научно- практической конференциях «Шаг в будущее», «Старт в науку», «Юный исследователь», «Интеллектуалы 21 века».
Педагог берет на себя роль:
КОУЧа – специалиста, помогающего в постановке и достижении жизненных целей;
МЕНТОРа – советника, деятельность которого направлена на полное сопровождение проекта к поставленной цели;
ТЬЮТОРа – проводника, который проводит встречи с учениками и находиться с ними на связи , оказывает поддержку в дистанционном режиме;
МЕНЕДЖЕРА – специалиста, который может помочь подопечному в реализации проекта; вести наблюдение за эмоциями, давать обратную связь; помогать готовиться к презентации и защите проекта.
В такой ситуации педагог становится учителем-наставником, который призван сопровождать индивидуальную образовательную программу обучающегося и способствовать его развитию.
Но проектно-исследовательская деятельность влияет и на наставника. Она заставляет его постоянно находиться в пространстве возможностей, изменяет его мировоззрение и не допускает применения шаблонных действий, требует ежедневного творческого и личностного роста.
В своей педагогической деятельности Лариса Владимировна реализует модель наставничества «учитель-ученик». Она работает с детьми с разной мотивацией к обучению:
1.Наставляемый – неуспевающий ученик. В процессе такого взаимодействия происходит педагогическая и психологическая поддержка обучающегося для достижения лучших образовательных результатов.
2.Наставляемый – пассивный ученик. В процессе такого взаимодействия происходит психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе и развитием коммуникационных творческих навыков.
- Наставляемый – ребенок с ограниченными возможностями здоровья или ребенок-инвалид. В процессе такого взаимодействия происходит педагогическая и психологическая поддержка ученика.
- Наставляемый – активный ученик. В процессе такого взаимодействия происходит психологическая поддержка; определение области развития одаренного ребенка; раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого.
Главная задача учителя – наставника состоит в передаче способов работы на этапах проектной деятельности:
Этапы исследовательского
проекта |
Наставляемый | Наставник |
Организационный этап | -определение примерной темы
проекта; -определение наставника |
-индивидуальные консультации с обучающимися;
|
Постановка актуальности, гипотезы (только для исследовательского проекта), цели и задач исследовательского проекта. | ||
Деятельностный этап |
ИП (по согласованию с наставником проекта) |
|
|
заполнение оценочного листа;
– составление отзыва на ИП. |
|
Этап защиты проекта | защита проекта. | индивидуальные консультации (по необходимости) |
Проектно-исследовательская деятельность в школе воплощается в двух формах – урочные и внеурочные занятия. Основой для работы Ларисы Владимировны является программа А. Савенкова «Юный исследователь». В ней удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, эмоциональное благополучие детей и взрослых.
Результатом работы педагога, учеников и родителей являются дипломы, грамоты, поощрения, благодарности. Это вид оценки результативности проектно-исследовательской деятельности учеников со стороны независимого жюри.
С каждым годом повышается количество обучающихся, включённых в исследовательскую и проектную деятельность, ежегодно мы представляем наши достижения на Рождественском фестивале «Интеллект будущего» в г. Обнинске.
В 2024 году Красиков Георгий за выполнение поисковых, научно-исследовательских работ получил высокую награду – стипендию Администрации города Челябинска.
Сегодня современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, эффективных технологий, одной из которых является технология наставничества. Наставник – это секретное «оружие» самых успешных людей планеты. Своей энергией он заряжает детские сердца. Ш. Амонашвили говорил «Настоящий учитель тот, кто может спуститься с вершины своего знания до незнания ученика и, взяв его за руку, снова совершить восхождение». Мы рады, что таким учителем-наставником для нас была и остается, Климова Лариса Владимировна.