Театрализованная деятельность как средство развития речи

ФИО: Дешина А.Е.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-4687
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Семья, общество, приоритеты», в рамках реализации мероприятий национального проекта «Семья»
Наименование конкурсной работы: Театрализованная деятельность как средство развития речи
Итоговая оценка: 2 место,  67 баллов(-а)



                Театрализованная деятельность как средство развития речи

 

1 слайд В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

2 слайд Размышляя над вопросом о повышении уровня развития

 речи детей,  пришли к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

3 слайд Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность.

4 слайд Всем известно, что любая образовательная деятельность должна начинаться с приветствия, круга единения другими словами. И сейчас мы с вами поприветствуем друг друга с помощью додекаэдра настроения.

Выбираем любую эмоцию и в соответствии с ней здороваемся, можно применить также жесты и модуляцию голоса. (звучат приветствия).

Додекаэдр я активно использую в работе с детьми. Существует несколько вариантов этой игры.

 угадай эмоцию, которую покажу,

 изобрази эмоцию,

 поймай эмоцию и передай, 

кто из литературных героев переживал подобные чувства

5 слайд Так как мы считаем, что театрализованная деятельность активно способствует процессу развития речи, вашему вниманию хочу представить варианты театра которые мы сделали своими руками. И мы с вами немного поиграем. Коллеги прошу вас помочь мне. Пожалуйста 4 человека. 

(На столе три театра:

 Перчатка «Три поросенка» табличка «Интонация»

«Золушка» табличка «Диалог»

«Репка» табличка «Пересказ сказки и размещение героев»)

 

Прежде чем мы начнем, немного поиграем и выполним упражнение на выразительность мимики, жестов и элементов пантомимы.

Давайте представим, что мы артисты пантомимы. Вам нужно будет изобразить роль.

Первая роль. Представьте себя могучим дубом.

Вторая роль.Представьте, что Вы – печальный снеговик под ярким весенним солнышком.

Третья роль. Представьте, что вы падающая снежинка.

Четвертая роль: Вы цыпленок. Покажите, как живете внутри яйца, а теперь вы разбиваете скорлупу и вылупляетесь. Помашите маленькими крылышками, расправьте их. А теперь вы впервые увидели мир и очень удивились. Вот летит огромная птица, и вы испугались. А теперь цыпленок голоден и клюет зернышки. 

 

Теперь выберете любой театр. (Для «Золушки 2 человека»)

 

Первый театр «Три поросенка» здесь задание «Я дружу с интонацией» нужно показать интонацию голоса. То есть диалог волка и поросенка.

Второй театр «Золушка» здесь должны быть задействованы 2 человека. Нужно разыграть диалог между двумя персонажами.

Третий театр «Репка» здесь необходимо воссоздать весь образ сказочных героев и пересказать сказку.

Посмотрим первый театр «Репка»

Пересказ сказки — это средство развития речи на основе образца. Это вид работы детей, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста.

 

Итак посмотрим второй театр «Три поросенка»

Интонация не является отдельным приёмом развития речи, но входит в понятие интонационной выразительности речи. 

Интонация — это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. 

Интонация помогает говорящему отразить своё отношение к высказываемой мысли, передать свои чувства, переживания, довести своё высказывание до полной завершённости. 

Посмотрим второй театр «Золушка»

Диалог — это приём развития диалогической речи дошкольников, который предполагает обмен репликами и личностные партнёрские отношения между собеседниками. 

 

В нашей группе также есть новые пособия по развитию речи, которые мы сделали сами.

 

6 слайд Пособие волшебные лупы 

Волшебные лупы – это незаменимый инструмент для развития речи и мышления у детей старшего дошкольного возраста.  Волшебные лупы помогут детям научиться выражать свои мысли четко и ясно, выделять главное и второстепенное в своих рассказах, а также составлять планы и следовать им. Используя волшебные лупы, дети учатся составлять рассказы-описания, что способствует развитию их словарного запаса, грамматического строя речи и логики. Применение волшебных луп включает в себя несколько этапов:

 Знакомство с предметом. На этом этапе дети рассматривают предмет через лупу, изучают его детали, задают вопросы о предмете.

 Описание предмета. Дети составляют рассказ-описание предмета, используя полученные знания и информацию, которую они получили через лупу.

 Планирование рассказа. С помощью лупы дети учатся выделять главные и второстепенные детали предмета, составлять план своего рассказа и следовать ему.

 Оценка рассказа.

(если есть время, то можно наглядно продемонстрировать процесс)

 ПРИМЕР: Для составления рассказа – описания. Например, составляем описание апельсина.

 Берём лупу с глазом- говорим, что видим. Апельсин оранжевый, круглый. 

Лупа с одной рукой- говорим, что чувствуем на ощупь. Апельсин шершавый, теплый ( холодный), твердый ( мягкий).

Лупа с носом- говорим, какой запах у апельсина. Цитрусовый, апельсиновый. Лупа с языком – говорим какой апельсин на вкус. Кислый или сладкий и т.д. 

Лупа с ухом – говорим, какой звук издает. Апельсин не издает звуков. 

Лупа с руками- говорим, как апельсин использует человек. Из апельсинов делают салат, сок, варят варенье и т.д.

Пособие «Видоискатель» найди предмет определенной формы и опиши его.

Например: найди предмет прямоугольной формы. Шкаф. Какого цвета? Из какого материала? Для чего нужен шкаф и т.д.

7 слайд Театрализованная деятельность – это эффективный метод развития речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей  дошкольного возраста. 

Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна и детям, и педагогам.

 

Хочется закончить словами известного  писателя  «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».