Урок 3
Тема: «Сравнение по количеству: больше, меньше. Столько же. Больше. Меньше».
Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений учить выявлять, в какой группе предметов больше, меньше, столько же.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать две группы предметов, объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел по порядку их следования при счете; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше); оценивать себя, границы своего знания и незнания.
Ход урока
Слайд 1 Ребята, давайте вспомним, что мы делали на прошлом уроке? (Дети отвечают)
Слайд 2 Игра «Где мяч?»
(Ребята внимательно смотрят на доску и говорят где находится мяч, использую слова: слева, справа, вверху, внизу, на, под)
Слайд 3 На доске две группы фигур: квадраты и круги. Как, не считая, сказать, каких фигур больше? (Учащиеся предлагают различные варианты. Останавливаются на том, что нужно расставить фигуры парами. Фигуры расставляются одна под другой.) Слайд 4
Каких фигур больше? (Кругов.) Как вы узнали? (Кругу не хватило пары.) Каких фигур меньше? (Квадратов.) Что нужно сделать, чтобы фигур стало поровну? (Убрать круг или добавить квадрат.)
Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Учиться определять, каких предметов больше, каких меньше.)
Слайд 5 Давайте внимательно посмотрим на доску, что же на ней изображено? Давайте посчитаем сколько: цветков, облаков, утят, звездочек, яблок, воздушных шаров, бабочек (Дети отвечают) Слайд 6 Посмотрите внимательно, всё ли верно? (Учитель специально допускает ошибку) Слайд 7 А теперь всё верно? (Дети отвечают)
Слайд 8 Открываем учебники на странице 8. Рассмотрите рисунок. К какой сказке художник нарисовал иллюстрацию? («Три поросенка».) Что мы можем сказать, глядя на эту картинку? (Домиков столько же, сколько поросят. Поросят столько же, сколько домиков.) Почему вы так решили? (У каждого поросенка есть домик, лишних домиков нет, поросят, оставшихся без домика, тоже нет.) Слайд 9 Ребята, посмотрите. Велосипедов столько же, сколько и мальчиков. Слайд 10 Арбузов больше, чем яблок. А яблок меньше, чем арбузов.
Слайд 11 Рассмотрите рисунок на полях. Какой вывод можно сделать? (Матрешек в желтых и красных сарафанах поровну, потому что они стоят парами.) Как составлены пары? (Слева все матрешки в красных сарафанах, а справа – в желтых)
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на странице 11. Какая это сказка? («Доктор Айболит».) Слайд 12 О чем можно сказать «столько же»? (Блюдец и шоколадок, тигрят и блюдец, тигрят и шоколадок, тигрят и кроватей, тигрят и одеял и т. д.) О чем можно сказать «больше»? (Тигрят больше, чем докторов, тигрят больше, чем стаканов, шоколадок больше, чем стаканов, градусников больше, чем тигрят и т. д.) О чем можно сказать «меньше»? (Докторов меньше, чем тигрят, тигрят меньше, чем градусников, стаканов меньше, чем тигрят, и т. д.)
Физминутка
(Учитель включает видео, а дети повторяют движения)
Работа в тетрадях
Чему вы научились сегодня на уроке? (Сравнивать количество предметов) Как мы сравнивали группы предметов? (Ставили их в пары) Что вы можете сказать о количестве кругов, если одному кругу не хватило пары? (Их больше) Что вы можете сказать о количестве кругов, если их не хватает для того, чтобы составить пару? (Их меньше)
