Методическая разработка театрализованного представления по пьесе Риммы Кошурниковой «Пусть миром правит любовь»

ФИО: Осипова Е.Е.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-5363
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка театрализованного представления по пьесе Риммы Кошурниковой «Пусть миром правит любовь»
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-подростковый центр «Содружество»

Методическая разработка театрализованного представления по пьесе Риммы Кошурниковой «Пусть миром правит любовь»

Подготовлен: заместителем директора, 

педагогом дополнительного образования 

Осиповой Евгенией Евгеньевной 

Калуга 2025

Введение

В чём заключается истинное счастье? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-разному. Для кого-то счастье заключается в построение карьеры, для кого-то – в создании семьи. Но что значит счастье в христианском смысле? Большое количество притч, заповедей учат нас любить ближнего, проявлять милосердие, не создавать себе богатства материального, но создавать богатство духовное.  

В основу театрализованного представления «Пусть миром правит любовь» легла пьеса Риммы Кошурниковой «Счастливый принц» по одноименной сказке Оскара Уайльда «Счастливый принц».  

«Счастливый Принц» — сказка Оскара Уайльда, где особенно ярко и образно воплощена идея добра, как высшего проявления подлинной человечности. «Счастливый Принц» – сказка о том, что нет богатства большего, чем доброе сердце. Принц жертвует всем, что было у него ценного, чтобы принести спасение тем, чья жизнь сурова и тяжела, как и маленькая Ласточка, которая помогая ему творить добро, рассталась с жизнью. Но у Бога все живы, поэтому Ангел, Его посланец, уносит обоих в Сияющий Чертог.

Это очень православная и философская история о том, как важно помогать нуждающимся. Принц был глубоко несчастен, глядя на страдания своих горожан, он так стремился им помочь, отдавая все. Так, театрализованное произведение «Пусть миром правит любовь»  учит состраданию и милосердию, учит не оставаться равнодушным перед лицом чужого горя. Учит доброте и самоотверженности. Учит раздавать милостыню, делиться всем, что имеешь. Учит возлюбить ближнего, как самого себя.

Тема представления – истинная любовь и продиктованные обществом «полезные» отношения, истинные милосердие, добродетель и духовные ценности. Здесь поднимаются важнейшие философские и общественные проблемы: смысл жизни, любовь и жертва, доброта и равнодушие, благодарность и бескорыстность. Основная мысль состоит в христианской истине о том, что каждый получит воздаяние за свои поступки. 

Вот такая сказка-притча Оскара Уайльда стала основой для пьесы Риммы Кошурниковой, а затем и для театрализованного представления «Пусть миром правит любовь», поставленного на базе Духовно-просветительского центра при храме Иоанна Предтечи. 

Было решено впервые провести мероприятие два раза: первое 29 января, а второе 5 февраля, с анализом всех ошибок, нюансов и изменений. Основа представления – сам сюжет, сама сказка, в которую внесены танцевальные, музыкальные и вокальные номера номера.

 

.

 

Характеристика базы

Духовно-просветительский культурно-досуговый центр «Предтеченский» с 2018 года занимается религиозным образованием и работой с молодежью, миссионерской апологетической и противосектантской деятельностью. 

Предтеченский духовно-просветительский центр включает в себя: детскую Воскресную школу, музей «Истоки» русского быта и церковной утвари, детский клиросный хор, клуб «Милосердие через музыку» (театр музыки и слова «СловоСоль» и досуговый клуб «Женские встречи»), паломническую службу, миссионерский центр. 

Главной целью деятельности школы является приобщение маленьких прихожан к неисчерпаемым сокровищам православной веры и православной культуры с тем, чтобы каждый из них вырос нравственной, духовно развитой личностью, глубоко укорененной в православной церковной традиции. 

В детской воскресной школе дети от 6 до 16 лет изучают как богословские предметы (храмоведение, священное писание, история РПЦ, литургика), так и предметы дополнительной комплексной программы, в том числе и театральное творчество на базе театральной студии «Бумеранг». 

Для уроков театрального творчества, деятельности театральной студии и для постановки представлений и спектаклей используется просторный зал на 80 человек. Здесь проводят актерские тренинги, проходят репетиции и другие процессы подготовки к спектаклям и постановкам, проходящих на базе воскресной школы почти каждый месяц.

Иногда, в зависимости от характера мероприятия, могут быть задействованы остальные учебные кабинеты воскресной школы, которые тоже довольно вместительные и просторные.

На данный момент в воскресной школе занимается 47 учеников, распределенные по возрастным группам: 1 группа – новенькие, только пришедшие ученики, которых позже распределяют по другим группам, а также дети 6-8 лет; 2 группа – дети 9-12 лет; 3 группа – дети 13-14 лет; 4 группа – дети 14-16 лет, будущие выпускники школы. 

Чаще всего с помощью старшей 4 группы проводятся различные конкурсно-игровые мероприятия, такие как посвящение в ученики, новогодние мероприятия, масленичные игры и т.д. В учебный год 2022-2023 ученикам 4 группы были даны задания подготовить и провести разного рода мероприятия, привязанные к праздникам на выбор учеников. Когда же идет подготовка к спектаклю или к театрализованному представления, которым руководит преподаватель театрального творчества Евгения Евгеньевна Осипова, задействуется вся школа все ученики так или иначе принимают участие в подготовке спектакля.

  

 

Режиссерский замысел

Режиссерский замысел – это выбор формы будущего мероприятия: концерта, спектакля, представления. Замысел – это понимание идеи произведения и способа его художественного выражения, а также план его воплощения в форме сценического действия. Он должен охватить и привести к художественному единству идею, тему, форму, композицию, сюжетный ряд, темпо-ритм, атмосферу и сверхзадачу. Возникновение замысла – начало художественного творчества режиссера. Итогом разработки замысла будет составление постановочного плана, в котором режиссер намечает пути конкретизации своего замысла.

«Счастливый Принц» Р.Кошурниковой — пьеса, написанная по одноименной сказке Оскара Уайльда. В ней ярко воплощена идея того, что нет богатства большего, чем доброе сердце. В самой сказке «Счастливый Принц» ощущается стилистика библейской притчи, что вполне подходило для постановки на базе воскресной школы. Но название — «Пусть миром правит любовь» — в театрализованном представлении отличается от оригинального названия сказки, и на это есть объяснение.

По сюжету, на высокой колонне, с которой открывается вид на весь город, стоит статуя Счастливого Принца, покрытая листочками чистого золота. Бургомистр организовывает праздник открытия статуи, назначает праздники в честь рождения и смерти принца, устраивает танцы. Все горожане по-разному реагируют на статую: одни ею восхищаются, другие ставят Принца в пример, третьи не видят в нем пользы и только раздражаются при его виде. Когда из-за дождя праздник прерывается, и горожане расходятся, появляется запоздалая ласточка в поисках ночлега. Ее отдых тревожит неожиданные капли слез Принца. Он видит, насколько несчастны горожане: бедная девочка уронила спички для продажи в лужу, и теперь ее ждет наказание от пьяного отца, и теперь ей не на что купить еды в дом; швею, исколовшая все пальцы из-за шитья, чтобы заработать на лекарства своему тяжело больному сыну; замерзшая и голодная поэтесса с безнадежной мечтой поставить свою пьесу в большом театре; бездомные дети и взрослые, просящие о крошке хлеба. Сам Принц не может сдвинуться с места, чтобы помочь им, но на помощь приходит ласточка, которой он отдает сапфиры, рубин и позолоту для людей, нуждающихся в помощи. 

Прекрасная статуя доброго принца, прежде украшавшая столицу, потеряла свою красоту, когда принц с помощью доброй ласточки отдал позолоту, сапфиры и рубин нуждающимся, а ласточка слишком долго оставалась в городе и умерла от холода. И тогда статуя была отдана в переплавку, но оловянное сердце принца никак не хотело расплавляться в печи и было выброшено на свалку. Здесь же оказалась и мертвая ласточка, помогавшая принцу. Было бы очень грустно, если бы на этом сказка и закончилась. Но добрые дела двух друзей должны были восторжествовать — так оно и случилось. По велению Господа Ангел спустился на землю, чтобы принести «самое ценное». Бездомные дети предложили оловянное сердце Принца и мертвую ласточку. «У Бога все живы, помните об этом! Я отнесу их Господу. Малая пташка в райских садах будет резвиться и петь, а Счастливый Принц в сияющем чертоге станет воздавать Хвалу Вседержителю. И так будет во веки веков». Так вознаграждены были милосердие и благородство принца и отзывчивое сердце доброй ласточки.

Эта сказка учит нас милосердию и состраданию, просит не оставаться равнодушными и помогать другим в беде, а самое главное – возлюбить ближнего своего, как себя самого. Автор хотел донести, что богатства и роскошь – не самое главное; намного важнее – увидеть, как кто-то нуждается в помощи, и помочь!

Номера в театрализованном представлении «Пусть миром правит любовь» (танцевальные, музыкальные и вокальные) представлены как часть сюжета, как часть жизни горожан. Это и танец на городской площади в честь открытия статуи Счастливого принца, мелодия на флейте как лейтмотив смерти Ласточки. 

Название театрализованного представления «Пусть миром правит любовь» возникло из одноименной песни на слова и музыку Андрея Алексина, которая звучит в финале мероприятия. Почему же именно это название? Действиями Принца руководило ни что не иное, как любовь, милосердие и сострадание к жителям его города, которые стали жить лучше благодаря его помощи. Вот так само представление и песня побуждают нас проявлять любовь к ближнему, сострадание к нуждающимся.

 

Сверхзадача

Сверхзадача – термин режиссуры, обозначающий главную цель, ради которой создается пьеса, актерский образ или ставится спектакль. Более иносказательное значение термина – высшая цель, которую необходимо достичь.

В постановке театрализованного представления «Пусть миром правит любовь» по пьесе Риммы Кошурниковой «Счастливый принц» ставилась сверхзадача научить зрителей, по большей части детей, что милосердие, сострадание и доброта, которыми наделены главные герои – очень важные человеческие качества, что счастьем являются не богатства и роскошь, а помощь другим нуждающимся людям. 

 

Выразительные средства режиссуры

Атмосфера – материальная среда, в которой живет, существует актерский образ. Сюда входят: звуки, шумы, ритмы, характер освещения, мебель, вещи. Атмосфера – понятие динамичное, а не статическое, она меняется в зависимости от перемены предлагаемых обстоятельств и событий. 

Нужно отыскать тот эмоциональный возбудитель, который поможет найти среду, атмосферу, максимально выражающего процесс внутреннего течения «жизни человеческого духа». В этом сопряжении среды и внутренней жизни человека и проявится убедительность и неубедительность замысла. Атмосфера – это эмоциональная окраска, непременно присутствующая в решении каждого момента спектакля.

Для моего театрализованного представления «Пусть миром правит любовь» нужно было создать атмосферу города в средневековье, где контрастно сочетаются голодная нищета и лицемерное богатство. Такую атмосферу будут создавать костюмы, разнообразная музыка и декорации.

Начало – маленькие ласточки в легких летящих костюмах выбегают на сцену под минус Queen – who wants to live forever и исполняют плавный танец, который можно обозначить как исходное события. Нежная мелодия сменяется шумом города, под который выходят жители города, богачи и бедные. Периодически во время представления на сцену выходит ангел, сопровождаемый тихой плавной музыкой. Выход Бургомистра и танец на площади происходит под минус песни Queen – We will rock you, чтобы добавить больше контраста. По мере развития действия и приближении к кульминации музыка становится все более напряженной и тревожной. 

В финале программы, атмосфера меняется на более спокойную, а затем общий вокальный номер гармонично завершает представление. 

Мизансцена – пластический и звуковой образ, центром которого является живой, действующий человек. Цвет, свет, шумы и музыка – дополнительные, а слово и движение – основные ее компоненты. Искусство мизансцены заключено в особой способности режиссера – мыслить пластическими образами, когда он как бы видит все действия пьесы выраженными пластически через актеров. 

В моем театрализованном представлении два главных героя – Счастливый принц и Ласточка. На протяжении действия принц оставался статичным почти все время, кроме моментов его рассказов о тяжелых судьбах людей, которым он хочет помочь. Ласточка же находится в постоянном движении. При помощи перестановки декораций принц делился с ласточкой своими наблюдениями за тяжелой жизнью жителей его города и тем самым готовит сцену для действия с теми же жителями.

В представлении представлены самые разные мизансценические решения, помогающие создать тот контраст богатства и бедности. Так, в сцене с фрейлиной и его братом, где она капризно говорит о своем недовольстве времени изготовления ее платья на бал, они стоят впереди сидящих на земле бедной швеи и ее больного сына, у которых в доме есть только речная вода. 

Началом очень тревожного кульминационного события стала последняя жертва принца – он отдал свою позолоту всем жителям города. Мизансцена представляет собой динамичный круг, где ласточка раскидывает золотые листочки, а жители города, толкаясь и падая, пытаются их поймать. 

Ближе к финалу, в сцене у Литейщика, сами персонажи «богатых» слоев пластически создают эту кузницу, стоя в две линии и создавая стук сердца топотом. 

Темп – степень скорости исполняемого действия. Можно действовать медленно, умеренно, быстро и т.п., что потребует различной затраты энергии, но не всегда окажет существенное влияние на внутреннее состояние. Иное дело – ритм поведения., где подразумевается не только скорость, но и интенсивность действий и переживаний актеров, то есть тот внутренний эмоциональный накал, в котором осуществляются сценические события. Кроме того, понятие «ритм» включает в себя и ритмичность, то есть ту или иную размеренность действия, его организацию во времени и пространстве.

Темп и ритм – взаимосвязанные понятия, сливаемые воедино в термин темпо-ритм. По К.С. Станиславскому темпо-ритм — синтез темпа и ритма спектакля; нарастание и спад; ускорение и замедление, плавное течение или бурное развитие сценического действия.

 На протяжении всего представления темпо-ритм был динамичным и контрастным, в зависимости от событий сюжета. Ритмичная музыка танца жителей города сменялась плавной мелодией выхода Ангела. Самый яркий и энергичный темпо-ритм пришелся на кульминацию театрализации – когда Ласточка раскидывала золотые листочки, и люди с жадностью их хватали. 

 

График репетиций

Дата проведения Содержание репетиций
10.12.2022 Застольная репетиция: читка текста, обсуждение замысла, распределение ролей
11.12.2022 Работа с исполнителями над текстом
17.12.2022 Работа над первой картиной 
18.12.2022 Работа над первой и последней картиной
24.12.2022 Постановка и репетиция танцев в представлении
25.12.2022 Репетиция отдельных мелких картин
14.01.2023 Полная репетиция всех картин, репетиция вокального номера
15.01.2023 Создание декораций для представления
21.01.2023 Технический прогон, примерка костюмов
22.01.2023 Прогон
28.01.2023 Генеральная репетиция
29.01.2023 Сдача театрализованного представления
4.02.2023 Разбор ошибок и недочетов первого представления
5.02.2023 Второй показ театрализованного представления

 

Звуковая партитура

Название фрагмента Реплика, действие на включение Характер включения Реплика, действие на выключение Характер выключения
1 Деревенские ласточки – Крики в полете Начало спектакля Громко Выход ласточек Плавно
2 Queen – Who wants to live Выход ласточек на танец Громко Ласточки уходят назад сцены Микшируем
3 Шум городской улицы Выход жителей города Громко Появление ангела  Плавно
4 David Garrett – Who wants to live forever Выход ангела Тихо Уход ангела Плавно
5 Queen – We will rock you минус  Выход Бургомистра Громко Бургомистр: «…памятник счастливому принцу!» Резко
6 David Garrett – Who wants to live forever Выход ангела Тихо Ангел:«…Согревает кротко золотые дни» Плавно
7 Звук волшебства Ангел снимает ткань со статуи Громко Поэтесса: «Смотрите, он сверху донизу…» Микшируем
8 Queen – We will rock you минус Поэтесса: «… покрыт листочками чистого золота» Тихо Горожане: «Какое чудесное решение!» Микшируем
9 Queen – We will rock you (минус) Бургомистр: «Праздник начинается, а теперь танцы» Громко Окончание танца Плавно
10 Звуки дождя Окончание танца Громко Появление ласточки Плавно
11 Падающие капли Ласточка: «…Расскажу подругам, не поверят!» Громко Ласточка: «Кто ты такой?» Резко
12 Д Орлов – Фрагмет звуковой дорожки к спектаклю Се Матерь…. Принц: «Далеко за городом…» Тихо Принц: «Благодарю тебя, маленькая ласточка»  Резко
13 Звук волшебства Принц: «Благодарю тебя, маленькая ласточка» Громко Ласточка уходит Резко
14 Д Орлов – Фрагмет звуковой дорожки к спектаклю Се Матерь…. Выход ангела Тихо Ангел: «… А во дворце свои печали» Плавно
15 Подготовка Танец на балу Уход ангела Громко Уход Фрейлина и ее Брата Плавно
16 Д Орлов – Фрагмет звуковой дорожки к спектаклю Се Матерь Появление Ласточки Громко Мальчик: «Мама, мама!» Плавно
17 Звук металлофона Мальчик:  «… и мне стало так хорошо» Тихо Швея:  «Боже милостивый, какое чудо!» Резко
18 The queen’s hall light orchestra — Robert Farnon Появление ласточки Тихо Принц: «От этого зависит судьба талантливой девушки!» Плавно
19 Звук волшебства Ласточка: «Будь по-твоему, но это – безумие!» Громко Ласточка уходит Резко
20 Звук – Открывается окно Поэтесса: «… То в жизни свой путь непременно найдем!» Громко Поэтесса: «…Мальчишки кинули камень?» Резко
21 Звук металлофона  Поэтесса : «..А засохшие цветы годятся лишь для могильной плиты» Громко Поэтесса: «Самоцвет? Синий сапфир!» Резко
22 Музыка для постановок – Медленная мелодия со звуками ветра Появление ласточки Тихо  Принц: «Умоляю тебя, милая ласточка, исполни волю мою!» Плавно
23 Звук волшебства Ласточка забирает сапфир у принца Громко Ласточка: «Будь по твоему» Резко
24 Звук металлофона  Девочка: «Но мне нечего тебе дать поесть» Громко Девочка: «Ой, какое красивое стеклышко!» Резко
25 Frank Sinatra – Jingle Bells Принц: «Спасибо тебе, маленькая ласточка» Тихо Принц: «Вот что тревожит душу и сердце!» Плавно
26 Тревожная фоновая – Музыка для сценки Принц: «А теперь облети мой город и расскажи обо всем, что услышишь» Тихо Люди собирают золото Резко
27 Queen – We will rock you минус Окончании мелодии на флейте Тихо Горожане громко спорят Плавно
28 Звук — Сердцебиение Горожане громко ссорятся Громко Полицейский: «Да на свалку, к мертвой птичке, чтоб не скучала!» Резко
29 London Symphony Orchestra – Who Wants To Live Forever Выход детей Тихо Все: «И пусть ваше милосердие будет бесконечным!» Плавно
30 Алексин Андрей – Пусть миром правит любовь (минус) После поклона Громко До конца трека Плавно
31 Бисовка Сразу после песни Громко До конца трека Плавно

 

Заключение

Если говорить о поставленных целях и задачах, то я считаю, что, в целом, театрализованное представление «Пусть миром правит любовь» прошло успешно и режиссерский замысел бы реализован, и, не смотря на некоторые непредвиденные обстоятельства, затруднявшие репетиционный процесс, дети отлично справились с поставленной перед ними задачей и, самое главное, прониклись темой представления. Так же не зря было принято решение провести представление 2 раза, 29 января и 5 февраля, ведь больше зрителей смогло посетить наше мероприятие и получить незабываемые эмоции. 

На сцене, не смотря на некоторые ограничения возможностей в плане светового оформления, получилось воспроизвести атмосферу сказки. Самодельные декорации, импровизированные костюмы, правильно подобранная музыка – с помощью них зритель погрузился в события сказки.

Так как замысел и смысл театрализованного представления очень глубокий и тяжелый, зрители получили действительно яркие эмоции, многие даже плакали. По завершении мероприятия дети по традиции получили подарки, а зрители благодарили коллектив за мероприятие, подарившее такие невероятные впечатления, а это самая искренняя и важная оценка нашей работы.

 

Литература

Всемирная литература XIX и XX века. Энциклопедия для детей. Том 15. Часть вторая. – М.: Аванта, 2001. – С. 97-101.

Карпова Р. Х В поисках счастливого человека по сказке О. Уайльда «Счастливый принц»./

Уайльд О. Мальчик-звезда. Сказки/Счастливый Принц (перевод К. Чуковского). – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1979.

Счастливый Принц. Мультипликационный фильм. Режиссёр Н. Лернер. Студия мультипликационных фильмов. Творческое объединение «Экран». 1992 год./

Щасливий Принц. Мультипликационный фильм. Режиссёр Л. Зарубин. Украинская киностудия анимационных фильмов. 1990 год.