Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-подростковый центр «Содружество»
Методическая разработка театрализованного представления по пьесе Риммы Кошурниковой «Пусть миром правит любовь»
Подготовлен: заместителем директора,
педагогом дополнительного образования
Осиповой Евгенией Евгеньевной
Калуга 2025
Введение
В чём заключается истинное счастье? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-разному. Для кого-то счастье заключается в построение карьеры, для кого-то – в создании семьи. Но что значит счастье в христианском смысле? Большое количество притч, заповедей учат нас любить ближнего, проявлять милосердие, не создавать себе богатства материального, но создавать богатство духовное.
В основу театрализованного представления «Пусть миром правит любовь» легла пьеса Риммы Кошурниковой «Счастливый принц» по одноименной сказке Оскара Уайльда «Счастливый принц».
«Счастливый Принц» — сказка Оскара Уайльда, где особенно ярко и образно воплощена идея добра, как высшего проявления подлинной человечности. «Счастливый Принц» – сказка о том, что нет богатства большего, чем доброе сердце. Принц жертвует всем, что было у него ценного, чтобы принести спасение тем, чья жизнь сурова и тяжела, как и маленькая Ласточка, которая помогая ему творить добро, рассталась с жизнью. Но у Бога все живы, поэтому Ангел, Его посланец, уносит обоих в Сияющий Чертог.
Это очень православная и философская история о том, как важно помогать нуждающимся. Принц был глубоко несчастен, глядя на страдания своих горожан, он так стремился им помочь, отдавая все. Так, театрализованное произведение «Пусть миром правит любовь» учит состраданию и милосердию, учит не оставаться равнодушным перед лицом чужого горя. Учит доброте и самоотверженности. Учит раздавать милостыню, делиться всем, что имеешь. Учит возлюбить ближнего, как самого себя.
Тема представления – истинная любовь и продиктованные обществом «полезные» отношения, истинные милосердие, добродетель и духовные ценности. Здесь поднимаются важнейшие философские и общественные проблемы: смысл жизни, любовь и жертва, доброта и равнодушие, благодарность и бескорыстность. Основная мысль состоит в христианской истине о том, что каждый получит воздаяние за свои поступки.
Вот такая сказка-притча Оскара Уайльда стала основой для пьесы Риммы Кошурниковой, а затем и для театрализованного представления «Пусть миром правит любовь», поставленного на базе Духовно-просветительского центра при храме Иоанна Предтечи.
Было решено впервые провести мероприятие два раза: первое 29 января, а второе 5 февраля, с анализом всех ошибок, нюансов и изменений. Основа представления – сам сюжет, сама сказка, в которую внесены танцевальные, музыкальные и вокальные номера номера.
.
Характеристика базы
Духовно-просветительский культурно-досуговый центр «Предтеченский» с 2018 года занимается религиозным образованием и работой с молодежью, миссионерской апологетической и противосектантской деятельностью.
Предтеченский духовно-просветительский центр включает в себя: детскую Воскресную школу, музей «Истоки» русского быта и церковной утвари, детский клиросный хор, клуб «Милосердие через музыку» (театр музыки и слова «СловоСоль» и досуговый клуб «Женские встречи»), паломническую службу, миссионерский центр.
Главной целью деятельности школы является приобщение маленьких прихожан к неисчерпаемым сокровищам православной веры и православной культуры с тем, чтобы каждый из них вырос нравственной, духовно развитой личностью, глубоко укорененной в православной церковной традиции.
В детской воскресной школе дети от 6 до 16 лет изучают как богословские предметы (храмоведение, священное писание, история РПЦ, литургика), так и предметы дополнительной комплексной программы, в том числе и театральное творчество на базе театральной студии «Бумеранг».
Для уроков театрального творчества, деятельности театральной студии и для постановки представлений и спектаклей используется просторный зал на 80 человек. Здесь проводят актерские тренинги, проходят репетиции и другие процессы подготовки к спектаклям и постановкам, проходящих на базе воскресной школы почти каждый месяц.
Иногда, в зависимости от характера мероприятия, могут быть задействованы остальные учебные кабинеты воскресной школы, которые тоже довольно вместительные и просторные.
На данный момент в воскресной школе занимается 47 учеников, распределенные по возрастным группам: 1 группа – новенькие, только пришедшие ученики, которых позже распределяют по другим группам, а также дети 6-8 лет; 2 группа – дети 9-12 лет; 3 группа – дети 13-14 лет; 4 группа – дети 14-16 лет, будущие выпускники школы.
Чаще всего с помощью старшей 4 группы проводятся различные конкурсно-игровые мероприятия, такие как посвящение в ученики, новогодние мероприятия, масленичные игры и т.д. В учебный год 2022-2023 ученикам 4 группы были даны задания подготовить и провести разного рода мероприятия, привязанные к праздникам на выбор учеников. Когда же идет подготовка к спектаклю или к театрализованному представления, которым руководит преподаватель театрального творчества Евгения Евгеньевна Осипова, задействуется вся школа все ученики так или иначе принимают участие в подготовке спектакля.
Режиссерский замысел
Режиссерский замысел – это выбор формы будущего мероприятия: концерта, спектакля, представления. Замысел – это понимание идеи произведения и способа его художественного выражения, а также план его воплощения в форме сценического действия. Он должен охватить и привести к художественному единству идею, тему, форму, композицию, сюжетный ряд, темпо-ритм, атмосферу и сверхзадачу. Возникновение замысла – начало художественного творчества режиссера. Итогом разработки замысла будет составление постановочного плана, в котором режиссер намечает пути конкретизации своего замысла.
«Счастливый Принц» Р.Кошурниковой — пьеса, написанная по одноименной сказке Оскара Уайльда. В ней ярко воплощена идея того, что нет богатства большего, чем доброе сердце. В самой сказке «Счастливый Принц» ощущается стилистика библейской притчи, что вполне подходило для постановки на базе воскресной школы. Но название — «Пусть миром правит любовь» — в театрализованном представлении отличается от оригинального названия сказки, и на это есть объяснение.
По сюжету, на высокой колонне, с которой открывается вид на весь город, стоит статуя Счастливого Принца, покрытая листочками чистого золота. Бургомистр организовывает праздник открытия статуи, назначает праздники в честь рождения и смерти принца, устраивает танцы. Все горожане по-разному реагируют на статую: одни ею восхищаются, другие ставят Принца в пример, третьи не видят в нем пользы и только раздражаются при его виде. Когда из-за дождя праздник прерывается, и горожане расходятся, появляется запоздалая ласточка в поисках ночлега. Ее отдых тревожит неожиданные капли слез Принца. Он видит, насколько несчастны горожане: бедная девочка уронила спички для продажи в лужу, и теперь ее ждет наказание от пьяного отца, и теперь ей не на что купить еды в дом; швею, исколовшая все пальцы из-за шитья, чтобы заработать на лекарства своему тяжело больному сыну; замерзшая и голодная поэтесса с безнадежной мечтой поставить свою пьесу в большом театре; бездомные дети и взрослые, просящие о крошке хлеба. Сам Принц не может сдвинуться с места, чтобы помочь им, но на помощь приходит ласточка, которой он отдает сапфиры, рубин и позолоту для людей, нуждающихся в помощи.
Прекрасная статуя доброго принца, прежде украшавшая столицу, потеряла свою красоту, когда принц с помощью доброй ласточки отдал позолоту, сапфиры и рубин нуждающимся, а ласточка слишком долго оставалась в городе и умерла от холода. И тогда статуя была отдана в переплавку, но оловянное сердце принца никак не хотело расплавляться в печи и было выброшено на свалку. Здесь же оказалась и мертвая ласточка, помогавшая принцу. Было бы очень грустно, если бы на этом сказка и закончилась. Но добрые дела двух друзей должны были восторжествовать — так оно и случилось. По велению Господа Ангел спустился на землю, чтобы принести «самое ценное». Бездомные дети предложили оловянное сердце Принца и мертвую ласточку. «У Бога все живы, помните об этом! Я отнесу их Господу. Малая пташка в райских садах будет резвиться и петь, а Счастливый Принц в сияющем чертоге станет воздавать Хвалу Вседержителю. И так будет во веки веков». Так вознаграждены были милосердие и благородство принца и отзывчивое сердце доброй ласточки.
Эта сказка учит нас милосердию и состраданию, просит не оставаться равнодушными и помогать другим в беде, а самое главное – возлюбить ближнего своего, как себя самого. Автор хотел донести, что богатства и роскошь – не самое главное; намного важнее – увидеть, как кто-то нуждается в помощи, и помочь!
Номера в театрализованном представлении «Пусть миром правит любовь» (танцевальные, музыкальные и вокальные) представлены как часть сюжета, как часть жизни горожан. Это и танец на городской площади в честь открытия статуи Счастливого принца, мелодия на флейте как лейтмотив смерти Ласточки.
Название театрализованного представления «Пусть миром правит любовь» возникло из одноименной песни на слова и музыку Андрея Алексина, которая звучит в финале мероприятия. Почему же именно это название? Действиями Принца руководило ни что не иное, как любовь, милосердие и сострадание к жителям его города, которые стали жить лучше благодаря его помощи. Вот так само представление и песня побуждают нас проявлять любовь к ближнему, сострадание к нуждающимся.
Сверхзадача
Сверхзадача – термин режиссуры, обозначающий главную цель, ради которой создается пьеса, актерский образ или ставится спектакль. Более иносказательное значение термина – высшая цель, которую необходимо достичь.
В постановке театрализованного представления «Пусть миром правит любовь» по пьесе Риммы Кошурниковой «Счастливый принц» ставилась сверхзадача научить зрителей, по большей части детей, что милосердие, сострадание и доброта, которыми наделены главные герои – очень важные человеческие качества, что счастьем являются не богатства и роскошь, а помощь другим нуждающимся людям.
Выразительные средства режиссуры
Атмосфера – материальная среда, в которой живет, существует актерский образ. Сюда входят: звуки, шумы, ритмы, характер освещения, мебель, вещи. Атмосфера – понятие динамичное, а не статическое, она меняется в зависимости от перемены предлагаемых обстоятельств и событий.
Нужно отыскать тот эмоциональный возбудитель, который поможет найти среду, атмосферу, максимально выражающего процесс внутреннего течения «жизни человеческого духа». В этом сопряжении среды и внутренней жизни человека и проявится убедительность и неубедительность замысла. Атмосфера – это эмоциональная окраска, непременно присутствующая в решении каждого момента спектакля.
Для моего театрализованного представления «Пусть миром правит любовь» нужно было создать атмосферу города в средневековье, где контрастно сочетаются голодная нищета и лицемерное богатство. Такую атмосферу будут создавать костюмы, разнообразная музыка и декорации.
Начало – маленькие ласточки в легких летящих костюмах выбегают на сцену под минус Queen – who wants to live forever и исполняют плавный танец, который можно обозначить как исходное события. Нежная мелодия сменяется шумом города, под который выходят жители города, богачи и бедные. Периодически во время представления на сцену выходит ангел, сопровождаемый тихой плавной музыкой. Выход Бургомистра и танец на площади происходит под минус песни Queen – We will rock you, чтобы добавить больше контраста. По мере развития действия и приближении к кульминации музыка становится все более напряженной и тревожной.
В финале программы, атмосфера меняется на более спокойную, а затем общий вокальный номер гармонично завершает представление.
Мизансцена – пластический и звуковой образ, центром которого является живой, действующий человек. Цвет, свет, шумы и музыка – дополнительные, а слово и движение – основные ее компоненты. Искусство мизансцены заключено в особой способности режиссера – мыслить пластическими образами, когда он как бы видит все действия пьесы выраженными пластически через актеров.
В моем театрализованном представлении два главных героя – Счастливый принц и Ласточка. На протяжении действия принц оставался статичным почти все время, кроме моментов его рассказов о тяжелых судьбах людей, которым он хочет помочь. Ласточка же находится в постоянном движении. При помощи перестановки декораций принц делился с ласточкой своими наблюдениями за тяжелой жизнью жителей его города и тем самым готовит сцену для действия с теми же жителями.
В представлении представлены самые разные мизансценические решения, помогающие создать тот контраст богатства и бедности. Так, в сцене с фрейлиной и его братом, где она капризно говорит о своем недовольстве времени изготовления ее платья на бал, они стоят впереди сидящих на земле бедной швеи и ее больного сына, у которых в доме есть только речная вода.
Началом очень тревожного кульминационного события стала последняя жертва принца – он отдал свою позолоту всем жителям города. Мизансцена представляет собой динамичный круг, где ласточка раскидывает золотые листочки, а жители города, толкаясь и падая, пытаются их поймать.
Ближе к финалу, в сцене у Литейщика, сами персонажи «богатых» слоев пластически создают эту кузницу, стоя в две линии и создавая стук сердца топотом.
Темп – степень скорости исполняемого действия. Можно действовать медленно, умеренно, быстро и т.п., что потребует различной затраты энергии, но не всегда окажет существенное влияние на внутреннее состояние. Иное дело – ритм поведения., где подразумевается не только скорость, но и интенсивность действий и переживаний актеров, то есть тот внутренний эмоциональный накал, в котором осуществляются сценические события. Кроме того, понятие «ритм» включает в себя и ритмичность, то есть ту или иную размеренность действия, его организацию во времени и пространстве.
Темп и ритм – взаимосвязанные понятия, сливаемые воедино в термин темпо-ритм. По К.С. Станиславскому темпо-ритм — синтез темпа и ритма спектакля; нарастание и спад; ускорение и замедление, плавное течение или бурное развитие сценического действия.
На протяжении всего представления темпо-ритм был динамичным и контрастным, в зависимости от событий сюжета. Ритмичная музыка танца жителей города сменялась плавной мелодией выхода Ангела. Самый яркий и энергичный темпо-ритм пришелся на кульминацию театрализации – когда Ласточка раскидывала золотые листочки, и люди с жадностью их хватали.
График репетиций
| Дата проведения | Содержание репетиций |
| 10.12.2022 | Застольная репетиция: читка текста, обсуждение замысла, распределение ролей |
| 11.12.2022 | Работа с исполнителями над текстом |
| 17.12.2022 | Работа над первой картиной |
| 18.12.2022 | Работа над первой и последней картиной |
| 24.12.2022 | Постановка и репетиция танцев в представлении |
| 25.12.2022 | Репетиция отдельных мелких картин |
| 14.01.2023 | Полная репетиция всех картин, репетиция вокального номера |
| 15.01.2023 | Создание декораций для представления |
| 21.01.2023 | Технический прогон, примерка костюмов |
| 22.01.2023 | Прогон |
| 28.01.2023 | Генеральная репетиция |
| 29.01.2023 | Сдача театрализованного представления |
| 4.02.2023 | Разбор ошибок и недочетов первого представления |
| 5.02.2023 | Второй показ театрализованного представления |
Звуковая партитура
| № | Название фрагмента | Реплика, действие на включение | Характер включения | Реплика, действие на выключение | Характер выключения |
| 1 | Деревенские ласточки – Крики в полете | Начало спектакля | Громко | Выход ласточек | Плавно |
| 2 | Queen – Who wants to live | Выход ласточек на танец | Громко | Ласточки уходят назад сцены | Микшируем |
| 3 | Шум городской улицы | Выход жителей города | Громко | Появление ангела | Плавно |
| 4 | David Garrett – Who wants to live forever | Выход ангела | Тихо | Уход ангела | Плавно |
| 5 | Queen – We will rock you минус | Выход Бургомистра | Громко | Бургомистр: «…памятник счастливому принцу!» | Резко |
| 6 | David Garrett – Who wants to live forever | Выход ангела | Тихо | Ангел:«…Согревает кротко золотые дни» | Плавно |
| 7 | Звук волшебства | Ангел снимает ткань со статуи | Громко | Поэтесса: «Смотрите, он сверху донизу…» | Микшируем |
| 8 | Queen – We will rock you минус | Поэтесса: «… покрыт листочками чистого золота» | Тихо | Горожане: «Какое чудесное решение!» | Микшируем |
| 9 | Queen – We will rock you (минус) | Бургомистр: «Праздник начинается, а теперь танцы» | Громко | Окончание танца | Плавно |
| 10 | Звуки дождя | Окончание танца | Громко | Появление ласточки | Плавно |
| 11 | Падающие капли | Ласточка: «…Расскажу подругам, не поверят!» | Громко | Ласточка: «Кто ты такой?» | Резко |
| 12 | Д Орлов – Фрагмет звуковой дорожки к спектаклю Се Матерь…. | Принц: «Далеко за городом…» | Тихо | Принц: «Благодарю тебя, маленькая ласточка» | Резко |
| 13 | Звук волшебства | Принц: «Благодарю тебя, маленькая ласточка» | Громко | Ласточка уходит | Резко |
| 14 | Д Орлов – Фрагмет звуковой дорожки к спектаклю Се Матерь…. | Выход ангела | Тихо | Ангел: «… А во дворце свои печали» | Плавно |
| 15 | Подготовка Танец на балу | Уход ангела | Громко | Уход Фрейлина и ее Брата | Плавно |
| 16 | Д Орлов – Фрагмет звуковой дорожки к спектаклю Се Матерь | Появление Ласточки | Громко | Мальчик: «Мама, мама!» | Плавно |
| 17 | Звук металлофона | Мальчик: «… и мне стало так хорошо» | Тихо | Швея: «Боже милостивый, какое чудо!» | Резко |
| 18 | The queen’s hall light orchestra — Robert Farnon | Появление ласточки | Тихо | Принц: «От этого зависит судьба талантливой девушки!» | Плавно |
| 19 | Звук волшебства | Ласточка: «Будь по-твоему, но это – безумие!» | Громко | Ласточка уходит | Резко |
| 20 | Звук – Открывается окно | Поэтесса: «… То в жизни свой путь непременно найдем!» | Громко | Поэтесса: «…Мальчишки кинули камень?» | Резко |
| 21 | Звук металлофона | Поэтесса : «..А засохшие цветы годятся лишь для могильной плиты» | Громко | Поэтесса: «Самоцвет? Синий сапфир!» | Резко |
| 22 | Музыка для постановок – Медленная мелодия со звуками ветра | Появление ласточки | Тихо | Принц: «Умоляю тебя, милая ласточка, исполни волю мою!» | Плавно |
| 23 | Звук волшебства | Ласточка забирает сапфир у принца | Громко | Ласточка: «Будь по твоему» | Резко |
| 24 | Звук металлофона | Девочка: «Но мне нечего тебе дать поесть» | Громко | Девочка: «Ой, какое красивое стеклышко!» | Резко |
| 25 | Frank Sinatra – Jingle Bells | Принц: «Спасибо тебе, маленькая ласточка» | Тихо | Принц: «Вот что тревожит душу и сердце!» | Плавно |
| 26 | Тревожная фоновая – Музыка для сценки | Принц: «А теперь облети мой город и расскажи обо всем, что услышишь» | Тихо | Люди собирают золото | Резко |
| 27 | Queen – We will rock you минус | Окончании мелодии на флейте | Тихо | Горожане громко спорят | Плавно |
| 28 | Звук — Сердцебиение | Горожане громко ссорятся | Громко | Полицейский: «Да на свалку, к мертвой птичке, чтоб не скучала!» | Резко |
| 29 | London Symphony Orchestra – Who Wants To Live Forever | Выход детей | Тихо | Все: «И пусть ваше милосердие будет бесконечным!» | Плавно |
| 30 | Алексин Андрей – Пусть миром правит любовь (минус) | После поклона | Громко | До конца трека | Плавно |
| 31 | Бисовка | Сразу после песни | Громко | До конца трека | Плавно |
Заключение
Если говорить о поставленных целях и задачах, то я считаю, что, в целом, театрализованное представление «Пусть миром правит любовь» прошло успешно и режиссерский замысел бы реализован, и, не смотря на некоторые непредвиденные обстоятельства, затруднявшие репетиционный процесс, дети отлично справились с поставленной перед ними задачей и, самое главное, прониклись темой представления. Так же не зря было принято решение провести представление 2 раза, 29 января и 5 февраля, ведь больше зрителей смогло посетить наше мероприятие и получить незабываемые эмоции.
На сцене, не смотря на некоторые ограничения возможностей в плане светового оформления, получилось воспроизвести атмосферу сказки. Самодельные декорации, импровизированные костюмы, правильно подобранная музыка – с помощью них зритель погрузился в события сказки.
Так как замысел и смысл театрализованного представления очень глубокий и тяжелый, зрители получили действительно яркие эмоции, многие даже плакали. По завершении мероприятия дети по традиции получили подарки, а зрители благодарили коллектив за мероприятие, подарившее такие невероятные впечатления, а это самая искренняя и важная оценка нашей работы.
Литература
Всемирная литература XIX и XX века. Энциклопедия для детей. Том 15. Часть вторая. – М.: Аванта, 2001. – С. 97-101.
Карпова Р. Х В поисках счастливого человека по сказке О. Уайльда «Счастливый принц»./
Уайльд О. Мальчик-звезда. Сказки/Счастливый Принц (перевод К. Чуковского). – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1979.
Счастливый Принц. Мультипликационный фильм. Режиссёр Н. Лернер. Студия мультипликационных фильмов. Творческое объединение «Экран». 1992 год./
Щасливий Принц. Мультипликационный фильм. Режиссёр Л. Зарубин. Украинская киностудия анимационных фильмов. 1990 год.
