Педагогика XXI века: Инновационные методы обучения
Автор: Михайлова Т.А., педагог ЦПОД ТО «Созвездие», учитель МКОУ «Богдановская ООШ»
Педагогика XXI века стоит на пороге значительных изменений, вызванных развитием технологий и изменением потребностей общества. В условиях глобализации и цифровизации образовательный процесс требует новых подходов и методов, способствующих развитию креативности, критического мышления и способности к адаптации у учащихся. В данной статье мы рассмотрим ключевые инновационные методы обучения, которые становятся основой современного образовательного процесса.
А.А. Леонтьев, в своей статье «Педагогика здравого смысла», дает пишет, что Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Современные образовательные технологии – это важнейший инструментарий школьного учителя. Их освоение является приоритетным направлением в овладении основами профессиональной педагогической деятельности.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет желания», — писал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Следовательно, основной целью моей педагога является активизация познавательной активности учащихся на уроках .
Рассмотрим несколько современных образовательных технологий
- Персонализированное обучение
Персонализированное обучение фокусируется на индивидуальных потребностях каждого ученика. Это подход, который позволяет адаптировать образовательный процесс к уровню знаний, интересам и стилю обучения учащегося. Ключевые элементы:
Индивидуальные планы: Дети получают задания и ресурсы, которые соответствуют их личным предпочтениям.
Технологии в обучении: Платформы, такие как Khan Academy и Coursera, предоставляют возможность изучать материалы в удобном темпе.
Преимущества:
Увеличение вовлеченности.
Развитие самостоятельности и ответственности.
- Проектное обучение
Проектное обучение основывается на том, что ученики работают над реальными проектами, что позволяет интегрировать теоретические знания с практическими навыками.
Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.
Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Метод со своими устремлениями и возможностями, освоить необходимые знания и проектов позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать дело по душе, в соответствии навыки, способствуя зарождению интереса к последующей деятельности.
- Научно – исследовательский метод
Главная задача научно-исследовательской работы – дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Такая работа дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность.
К настоящему времени нет общепринятого определения понятия «исследовательское обучение». На мой взгляд, исследовательским можно назвать такой вид обучения, когда изучение и усвоение знаний, умений и навыков, развитие умственных способностей осуществляются в процессе исследовательской деятельности учащегося под руководством педагога. Исследовательское обучение (обучение путем организации исследовательской деятельности учащихся) представляет собой дальнейшее развитие видов обучения (догматического, объяснительно-иллюстративного, проблемного и развивающего).
- Проблемное обучение
Технология проблемного обучения на уроках биологии является объективной необходимостью. Что в содержании урока вызывает интерес к нему? Прежде всего, наличие новизны в учебном материале. Нередко тема урока биологии уже знакома учащимся из курса природоведения, из средств массовой информации, и поэтому материал представляется хорошо известным и неинтересным, он воспринимается поверхностно. Необходимо с помощью проблемных вопросов, требующих глубокого понимания темы урока, или путем записи на доске плана урока показать учащимся его новизну. Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов-задач – общепризнанные пути активизации обучения на уроках биологии.
Основные характеристики:
Междисциплинарный подход: Учащиеся используют знания из различных областей для выполнения проектов.
Работа в группе: Командные проекты развивают навыки совместной работы и коммуникации.
Примеры:
Исследование экологических проблем в локальном сообществе.
Создание бизнеса или стартапа, начиная с их концепции до реализации.
- Гибкое обучение
Гибкое обучение включает в себя разнообразные форматы образовательного процесса: как традиционные классы, так и онлайн-занятия. Это подход позволяет выбирать самые эффективные методы в зависимости от контекста.
Основные элементы:
Смешанное обучение: Сочетание онлайн и оффлайн обучения.
Пространственная гибкость: Ученики могут учиться в разных местах, используя мобильные технологии.
Преимущества:
Доступность образования независимо от местоположения.
Возможность изучения курса в удобное время.
- Игровое обучение
Игровое обучение использует игровые элементы в образовательном процессе, что делает обучение более увлекательным и интерактивным. В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредством самого действия. Игра способствует развитию творческих способностей, воспитывает у учащихся стремление к победе и к новым знаниям, развивает мышление, внимание, фантазию. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», — писал В.А. Сухомлинский.
Дидактические игры (Например, настольные игры, компьютерные игры, мобильные игры)
Ролевые игры (Например, проигрывание различных ситуаций, вхождение в роли)
Основные характеристики:
Геймификация: Награды, баллы и конкурсы, которые мотивируют учеников.
Виртуальные миры: Платформы, такие как Minecraft Education или Kahoot!, где ученики могут взаимодействовать в игровом контексте.
Примеры:
— Использование игры для изучения биологии, где учащиеся решают задачи или разгадывают квесты.
— «Цепочка» — хорошо применять при изучении тем систематики растений или животных. Один игрок называет вид, второй игрок называет род, следующий называет семейство и т.д.
— «Найди ошибку» — даны предложения, относящиеся к одной теме, но в них допущены ошибки, которые надо найти.
Учебная игра выполняет ряд функций:
— оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор;
— учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи;
— мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.
- Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
Диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный
период времени);
- целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);
- мотивационную (поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию и
достижению положительных результатов);
- содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);
- развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания);
- рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);
- обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);
- корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом
рамках).
Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для педагога –
средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:
- портфолио достижений
- портфолио – отчет
- портфолио – самооценка
- портфолио – планирование моей работы
(любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать
одну, ведущую)
Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.
Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный
характер:
- обучающийся вместе с преподавателем определяет или уточняет цель создания портфолио;
- обучающийся собирает материал;
- в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка.
Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность.
Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и
самоотчета. Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира.
- Кейс-метод
В контексте интерактивного обучения разработана технология, которая получила
название получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.
Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а
также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть
технологии. Обучающиеся получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи
которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из
сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно
представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее
становится мультимедийные представления результатов. Знакомство с кейсами может
происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания).
Преподаватель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки.
Источники кейсов по предметам могут быть самыми разнообразными: художественные
произведения, кинофильмы, научная информация, экспозиции музеев, опыт обучающихся.
Обучение на основе кейс- метода — это целенаправленный процесс, построенный на
всестороннем анализе представленных ситуаций, — обсуждения во время открытых дискуссий
проблем, обозначенных в кейсах — выработке навыков принятия решений. Отличительная черта
метода- создание проблемной ситуации из реальной жизни.
При обучении кейс- метода формируются: Аналитические навыки. Умения отличать
данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную
информацию и уметь восстанавливать их. Практические навыки. Использование на практике
академических теории, методов и принципов. Творческие навыки. Одной логикой, как правило,
кейс — ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных
решений, которые нельзя найти логическим путём.
Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует
развитию креативности у педагога и обучающихся.
Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно
стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала,
возможности обучающихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании
традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
- Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR): Эти технологии позволяют ученикам «посетить» исторические места или исследовать человеческое тело.
Современные технологии открывают новые горизонты в образовании.
Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории».
Компьютерные технологии повышают уровень усвоения материала, стимулирует инициативу и творческое мышление.
Обучающие приложения: Приложения, которые помогают в изучении языка, математики или наук, предоставляя интерактивные упражнения и тесты.
Нейросети
Нейросети, самая известная из которых — ChatGPT, уже сейчас оказывают неоценимую помощь в учёбе. Например, с их помощью можно объяснить ребёнку непонятный материал, составить учебное расписание или потренироваться в переписке на иностранном языке. Конечно, к нейросетям относятся с настороженностью: считается, что из-за них дети разучатся думать своей головой. Но если использовать их правильно, то нейросети будут невероятно полезным инструментом для школьника.
- Технология витагенного образования А. С. Белкина
Технология витагенного образования – это относительно новое по меркам истории направление в образовательных технологиях. Это направление было разработано заслуженным деятелем науки, академиком Августом Соломоновичем Белкиным. Суть методики кратко изложена в его работе «Теория и практика витагенного обучения: голографический подход» [А. Белкин, 1999].
Витагенное образование – это образование, основанное на актуализации или востребовании жизненного опыта человека, его интеллектуального потенциала в образовательных целях. Такой подход возможен на условиях взаимного доверия и сотрудничества между преподавателем и обучаемым.
Основу витагенного образования составляет проживание чувств, эмоций, действий, соединенных в единое целое. При таком подходе педагог – больше, чем просто преподаватель, озвучивающий некую информацию. Педагог выполняет функцию вдохновителя, умеющего вести за собой, обладающего способностью сопереживать успехам и неудачам своих подопечных.
Смысл витагенного образования состоит в формировании неповторимой личности и яркой индивидуальности человека. Витагенная технология задействует ресурсы обучаемого, скрытые в его подсознании.
Жизнь и все ее явления многомерны и многогранны, и любое знание нужно воспринимать во всем его многообразии, а не просто как некий навязанный учителем фрагмент информации.
Применение современных образовательных технологий, и педагогическая образовательная технология Августа Белкина в том числе, имеет определенные ограничения.
Например, математику и прочие точные науки в старших классах лучше преподавать традиционными способами, не слишком надеясь на интуицию и творческое озарение. Иначе может получиться, как в известном анекдоте про математиков, которые поймали йога и сказали ему медитировать до тех пор, пока тот не научится брать интеграл и решать дифференциальные уравнения.
При этом технология витагенного образования полностью приемлема для объяснения законов природы ученикам младших и средних классов, понимания литературных образов, исторических событий и общественных явлений.
Вывод: Инновационные методы обучения XXI века представляют собой эффективные способы улучшения образовательного процесса, способствуя развитию ключевых компетенций у учащихся. Персонализированное, проектное, исследовательское и проблемное обучение, а также использование технологий, таких как портфолио и кейс-метод, создают условия для более глубокого вовлечения и активного участия учеников в образовательном процессе. Важно, чтобы современные образовательные подходы учитывали индивидуальные особенности учащихся и их интересы, что в свою очередь будет способствовать формированию компетентного, креативного и социально активного человека.
Источники информации
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л. – 1969г./ «психологическое зеркало самого себя
А. Белкин, Н. Вербицкая «Витагенное образование в системе педагогического знания (витагенная концепция личности)» , 2007
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003
