Статья: Педагогика XXI века: Инновационные методы обучения

ФИО: Михайлова Т.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-5369
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Статья: Педагогика XXI века: Инновационные методы обучения
Итоговая оценка: 2 место,  77 баллов(-а)



Педагогика XXI века: Инновационные методы обучения

Автор: Михайлова Т.А., педагог ЦПОД ТО «Созвездие», учитель МКОУ «Богдановская ООШ»

Педагогика XXI века стоит на пороге значительных изменений, вызванных развитием технологий и изменением потребностей общества. В условиях глобализации и цифровизации образовательный процесс требует новых подходов и методов, способствующих развитию креативности, критического мышления и способности к адаптации у учащихся. В данной статье мы рассмотрим ключевые инновационные методы обучения, которые становятся основой современного образовательного процесса.

А.А. Леонтьев, в своей статье «Педагогика здравого смысла», дает пишет, что   Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. 

Современные образовательные технологии – это важнейший инструментарий школьного учителя. Их освоение является приоритетным направлением в овладении основами профессиональной педагогической деятельности.

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет желания», — писал  выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Следовательно,   основной целью моей педагога   является активизация познавательной активности учащихся на уроках .

Рассмотрим несколько современных образовательных технологий

  1. Персонализированное обучение

Персонализированное обучение фокусируется на индивидуальных потребностях каждого ученика. Это подход, который позволяет адаптировать образовательный процесс к уровню знаний, интересам и стилю обучения учащегося. Ключевые элементы:

Индивидуальные планы: Дети получают задания и ресурсы, которые соответствуют их личным предпочтениям.

Технологии в обучении: Платформы, такие как Khan Academy и Coursera, предоставляют возможность изучать материалы в удобном темпе.

Преимущества:

Увеличение вовлеченности.

Развитие самостоятельности и ответственности.

  1. Проектное обучение

Проектное обучение основывается на том, что ученики работают над реальными проектами, что позволяет интегрировать теоретические знания с практическими навыками.

Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся значимых общечеловеческих ценностей  (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.

Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. 

Метод со своими устремлениями и возможностями, освоить необходимые знания и проектов позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать дело по душе, в соответствии навыки, способствуя зарождению интереса к последующей деятельности. 

  1. Научно – исследовательский метод

 Главная задача научно-исследовательской работы – дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Такая работа дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность. 

К настоящему времени нет общепринятого определения понятия «исследовательское обучение». На мой взгляд, исследовательским можно назвать такой вид обучения, когда изучение и усвоение знаний, умений и навыков, развитие умственных способностей осуществляются в процессе исследовательской деятельности учащегося под руководством педагога. Исследовательское обучение (обучение путем организации исследовательской деятельности учащихся) представляет собой дальнейшее развитие видов обучения (догматического, объяснительно-иллюстративного, проблемного и развивающего).

  1. Проблемное обучение

Технология проблемного обучения на уроках биологии является объективной необходимостью. Что в содержании урока вызывает интерес к нему? Прежде всего, наличие новизны в учебном материале. Нередко тема урока биологии уже знакома учащимся из курса природоведения, из средств массовой информации, и поэтому материал представляется хорошо известным и неинтересным, он воспринимается поверхностно. Необходимо с помощью проблемных вопросов, требующих глубокого понимания темы урока, или путем записи на доске плана урока показать учащимся его новизну. Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов-задач – общепризнанные пути активизации обучения на уроках биологии.

Основные характеристики:

Междисциплинарный подход: Учащиеся используют знания из различных областей для выполнения проектов.

Работа в группе: Командные проекты развивают навыки совместной работы и коммуникации.

Примеры:

Исследование экологических проблем в локальном сообществе.

Создание бизнеса или стартапа, начиная с их концепции до реализации.

  1. Гибкое обучение

Гибкое обучение включает в себя разнообразные форматы образовательного процесса: как традиционные классы, так и онлайн-занятия. Это подход позволяет выбирать самые эффективные методы в зависимости от контекста.

Основные элементы:

Смешанное обучение: Сочетание онлайн и оффлайн обучения.

Пространственная гибкость: Ученики могут учиться в разных местах, используя мобильные технологии.

Преимущества:

Доступность образования независимо от местоположения.

Возможность изучения курса в удобное время.

  1. Игровое обучение

Игровое обучение использует игровые элементы в образовательном процессе, что делает обучение более увлекательным и интерактивным. В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредством самого действия. Игра способствует развитию творческих способностей, воспитывает у учащихся стремление  к победе и к новым знаниям, развивает мышление, внимание, фантазию.  «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», — писал В.А. Сухомлинский.

Дидактические игры (Например, настольные игры, компьютерные игры, мобильные игры)

Ролевые игры (Например, проигрывание различных ситуаций, вхождение в роли)

Основные характеристики:

Геймификация: Награды, баллы и конкурсы, которые мотивируют учеников.

Виртуальные миры: Платформы, такие как Minecraft Education или Kahoot!, где ученики могут взаимодействовать в игровом контексте.

Примеры:

— Использование игры для изучения биологии, где учащиеся решают задачи или разгадывают квесты.

— «Цепочка» — хорошо применять при изучении тем систематики растений или животных. Один игрок называет вид,  второй игрок называет род,  следующий называет семейство и т.д.

— «Найди ошибку» — даны предложения,  относящиеся к одной теме, но в них допущены ошибки, которые надо найти.

Учебная игра выполняет ряд функций:

— оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор;

— учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи;

— мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.

  1. Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

 Диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный

период времени);

  • целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);
  • мотивационную (поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию и

достижению положительных результатов);

  • содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);
  • развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания);
  • рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);
  • обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);
  • корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом

рамках).

Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для педагога –

средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:

  • портфолио достижений
  • портфолио – отчет
  • портфолио – самооценка
  • портфолио – планирование моей работы

(любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать

одну, ведущую)

Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.

Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный

характер:

  • обучающийся вместе с преподавателем определяет или уточняет цель создания портфолио;
  • обучающийся собирает материал;
  • в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка.

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность.

Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и

самоотчета. Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. 

  1. Кейс-метод

В контексте интерактивного обучения разработана технология, которая получила

название получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.

Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а

также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть

технологии. Обучающиеся получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи

которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из

сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно

представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее

становится мультимедийные представления результатов. Знакомство с кейсами может

происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания).

Преподаватель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки.

Источники кейсов по предметам могут быть самыми разнообразными: художественные

произведения, кинофильмы, научная информация, экспозиции музеев, опыт обучающихся.

Обучение на основе кейс- метода — это целенаправленный процесс, построенный на

всестороннем анализе представленных ситуаций, — обсуждения во время открытых дискуссий

проблем, обозначенных в кейсах — выработке навыков принятия решений. Отличительная черта

метода- создание проблемной ситуации из реальной жизни.

При обучении кейс- метода формируются: Аналитические навыки. Умения отличать

данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную

информацию и уметь восстанавливать их. Практические навыки. Использование на практике

академических теории, методов и принципов. Творческие навыки. Одной логикой, как правило,

кейс — ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных

решений, которые нельзя найти логическим путём.

Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует

развитию креативности у педагога и обучающихся.

Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно

стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала,

возможности обучающихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании

традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

  1. Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR): Эти технологии позволяют ученикам «посетить» исторические места или исследовать человеческое тело.

Современные технологии открывают новые горизонты в образовании.

Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории». 

Компьютерные технологии  повышают уровень усвоения материала, стимулирует инициативу и творческое мышление. 

Обучающие приложения: Приложения, которые помогают в изучении языка, математики или наук, предоставляя интерактивные упражнения и тесты.

Нейросети

Нейросети, самая известная из которых —  ChatGPT, уже сейчас оказывают неоценимую помощь в учёбе. Например, с их помощью можно объяснить ребёнку непонятный материал, составить учебное расписание или потренироваться в переписке на иностранном языке. Конечно, к нейросетям  относятся с настороженностью: считается, что из-за них дети разучатся думать своей головой. Но если использовать их правильно, то нейросети будут невероятно полезным инструментом для школьника.

  1. Технология витагенного образования А. С. Белкина

Технология витагенного образования – это относительно новое по меркам истории направление в образовательных технологиях. Это направление было разработано заслуженным деятелем науки, академиком Августом Соломоновичем Белкиным. Суть методики кратко изложена в его работе «Теория и практика витагенного обучения: голографический подход» [А. Белкин, 1999].

Витагенное образование – это образование, основанное на актуализации или востребовании жизненного опыта человека, его интеллектуального потенциала в образовательных целях. Такой подход возможен на условиях взаимного доверия и сотрудничества между преподавателем и обучаемым.

Основу витагенного образования составляет проживание чувств, эмоций, действий, соединенных в единое целое. При таком подходе педагог – больше, чем просто преподаватель, озвучивающий некую информацию. Педагог выполняет функцию вдохновителя, умеющего вести за собой, обладающего способностью сопереживать успехам и неудачам своих подопечных.

Смысл витагенного образования состоит в формировании неповторимой личности и яркой индивидуальности человека. Витагенная технология задействует ресурсы обучаемого, скрытые в его подсознании. 

Жизнь и все ее явления многомерны и многогранны, и любое знание нужно воспринимать во всем его многообразии, а не просто как некий навязанный учителем фрагмент информации.

Применение современных образовательных технологий, и педагогическая образовательная технология Августа Белкина в том числе, имеет определенные ограничения.

Например,  математику и прочие точные науки в старших классах лучше преподавать традиционными способами, не слишком надеясь на интуицию и творческое озарение. Иначе может получиться, как в известном анекдоте про математиков, которые поймали йога и сказали ему медитировать до тех пор, пока тот не научится брать интеграл и решать дифференциальные уравнения.

При этом технология витагенного образования полностью приемлема для объяснения законов природы ученикам младших и средних классов, понимания литературных образов, исторических событий и общественных явлений.

Вывод: Инновационные методы обучения XXI века представляют собой эффективные способы улучшения образовательного процесса, способствуя развитию ключевых компетенций у учащихся. Персонализированное, проектное, исследовательское и проблемное обучение, а также использование технологий, таких как портфолио и кейс-метод, создают условия для более глубокого вовлечения и активного участия учеников в образовательном процессе. Важно, чтобы современные образовательные подходы учитывали индивидуальные особенности учащихся и их интересы, что в свою очередь будет способствовать формированию компетентного, креативного и социально активного человека.

Источники информации

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л. – 1969г./ «психологическое зеркало самого себя

А. Белкин, Н. Вербицкая «Витагенное образование в системе педагогического знания (витагенная концепция личности)» ,  2007

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003