Система работы по сопровождение молодого педагога в МБДОУ детском саду № 113
Актуальность
Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, молодой воспитатель испытывает потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения.
Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера. Суть наставничества – в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки.
Наставничество в ДОО — разновидность индивидуальной работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе.
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. И я, как педагог-наставник, должна помочь молодому воспитателю, чтобы профессиональное становление прошло «безболезненно» и «без осложнений».
Ввиду того, что наш педагогический коллектив постоянно обновляется, выработалась стратегия адресного подхода к молодым педагогам, учитывающая их личностные качества, склонности и интересы, уровень образования и профессиональной подготовки. По сути, в каждом конкретном случае это некий общий алгоритм и вытекающий из него индивидуальный план сопровождения.
Цель и задачи
Цель работы наставника: оказаниепомощи молодому педагогу по преодолению психологических барьеров в общении с родителями и внедрению в свою профессиональную деятельность эффективных педагогических технологий.
Задачи:
— оказание всесторонней методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
— ознакомление с видами педагогических технологий;
— обучение применению эффективных форм и методов в работе с детьми группы;
— наблюдение за организацией ООД, помощь в постановке целей и задач;
— ознакомление со здоровьесберегающими технологиями, используемыми в ДОО во время ООД и других режимных моментах;
— помощь в составлении индивидуального плана самообразования;
— оказание помощи в организации работы с родителями.
Можно выделить следующие основные направления:
- Повышение профессионального мастерства молодого педагога в моделировании воспитательно-образовательного процесса.
- Формирование навыка ведения педагогической документации.
- Изучение нормативных актов и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.
- Развитие профессиональной компетенции.
- Изучение уровня профессиональной подготовки молодого педагога и анализ результатов работы наставничества.
Работа с молодыми воспитателями строится с учетом трех аспектов их деятельности:
1)Наставник –молодой воспитатель
-создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;
-обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;
-обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.
2) Молодой воспитатель – ребенок и его родитель:
— формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.
3) Молодой воспитатель – коллеги:
— оказание поддержки со стороны коллег.
Условия эффективности работы:
- Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов.
- Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога наставника и наставляемого молодого педагога.
- Сочетание теоретических и практических форм работы.
- Анализ результатов работы (диагностика развития детей)
- Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.
Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми специалистами:
- консультирование (индивидуальное, групповое);
- активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение НОД, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников).
Деятельность наставника:
- й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
- й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
- й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Планирование
| № | Содержание работы | Форма проведения | Сроки |
| 1 | Помощь в изучении федерального закона «Об образовании», ФГОС, санитарно-эпидемиологических правилах и нормативов для ДОУ
Оформление документации группы. Мониторинг детского развития. |
Консультации и ответы на интересующие вопросы.
Подбор диагностического материала. |
Сентябрь |
| 2 | Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение программы учреждения, участие молодого педагога в составлении перспективного и календарного планов, плана по самообразованию.
Оформление и ведение документации в группе. Проверить ведение документации, обсудить, дать рекомендации по ведению документации. Как организовать сотрудничество с родителями? Помощь в подготовке и проведении родительского собрания. Обсуждение возможных тем родительского собрания на начало учебного года. |
Консультация, оказание помощи. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение собрания. | Октябрь |
| 3 | Изучение методики проведения ООД, совместная разработка конспектов ООД, эффективное использование дидактического материала в работе.
Приглашение молодого специалиста на открытые занятия |
Посещение молодым специалистом ООД и режимных моментов у наставника. | Ноябрь |
| 4 | Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом.
Организация и проведение сюжетно-ролевой игры (Практическая помощь, рекомендации, анализ) Выявление профессиональных затруднений (Совместное определение путей их устранения) Организация и руководство играми детей во второй половине дня. Подготовка к новогодним мероприятиям. |
Посещения ООД и режимных моментов молодого педагога. Обсуждение. Составление плана предварительной работы с детьми | Декабрь |
| 5 | Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми. Углубленное знакомство с локальными документами, приказами ДОУ.
Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности. |
Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее». Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. | Январь |
| 6 | Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста. Использование современных технологий в воспитательном процессе. Использование в работе проектов. Проект «День защитника Отечества».
Использование современных здоровьесберегающих технологий Изучение и внедрение различных технологий в образовательную деятельность детей |
Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника.
Консультация и ответы на интересующие вопросы |
Февраль |
| 7 | Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, участие молодого педагога в подготовке материала для родителей.
Разработка консультаций для педагогов и родителей по теме самообразования. (Рекомендации, помощь в подборе литературы, материалов) Консультация по работе с детьми в книжном, математическом уголке, уголке экспериментирования. Участие в утреннике (выполнение роли персонажа) Просмотр открытых мероприятий в ДОУ |
Консультация наставника, участие молодого педагога в разработке материалов для родителей. | Март |
| 8 | Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей. Роль игры в развитии дошкольников. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности.
Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом Выступление на педагогическом совете (консультация) |
Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста (совместной игровой деятельности). Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. | Апрель |
| 9 | Знакомство с мониторингом, изучение методик проведение и обследования воспитанников.
Повышение своего профессионального мастерства, посещение открытых городских мероприятий: методические объединения воспитателей, участие в творческой группе на тему «Проектная деятельность» Аттестационные требования к квалификационным категориям. Изучение нормативной документации Проведение подвижных игр на прогулке Систематизация и оформление материала по теме самообразования Ведение педагогической документации (контроль) |
Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. Самоанализ молодого специалиста. | Май |
| Отчет об итогах наставничества |
Опыт реализации системы наставничества
В нашем детском саду сложилась своя система работы с молодыми педагогическими кадрами. Выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. За каждым стажером закрепляют наставника.
Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в профессиональной деятельности. Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации трудовой деятельности.
Составленный алгоритм наставничества определяет этапы работы и необходимые шаги для решения задачи профессионального становления молодого педагога. Данный алгоритм может служить основой для составления индивидуального плана становления и саморазвития педагога: он дополняется конкретными мероприятиями, шагами в соответствии с годовым планированием ДОО и интересами и запросами молодого педагога.
На первом этапе идет изучение личности молодого педагога, знакомство с его личностными и профессиональными качествами, к которым относятся: педагогическое образование, наличие опыта практической работы с детьми, выявление положительных и отрицательных черт характера. Диагностика проводится в форме анкетирования, тестирования, собеседования и наблюдения за организацией воспитательно — образовательного процесса в группе.
Итоги диагностики заносятся в индивидуальный план прохождения образовательного маршрута молодого воспитателя.
Таким образом, диагностический этап позволяет нам определить стратегию и тактику деятельности по отношению к работе молодого специалиста.
Для каждого молодого специалиста наставником разрабатывается индивидуальный план, в котором отображаются содержание деятельности, сроки проведения и форма отчетности согласно годовым задачам.
По итогам проведения практического этапа нами выбираются и применяются разнообразные формы и методы работы с молодыми специалистами, способствующие повышению их профессиональной компетенции.
Также в нашем детском саду используются такие формы работы с молодыми специалистами, как:
Педагогические советы, которые позволяют расширить информационное поле педагогических работников в области технологий и их использования в образовательном процессе.
На семинарах — практикумах молодые специалисты вовлекаются в обсуждение и осмысление своих профессиональных проблем, обмениваются опытом, рассказывают о своих «педагогических находках».
В ходе «круглых столов» обсуждаются вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением разнообразных приемов: решение педагогических ситуаций. Все это позволяет уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор.
Используем дискуссии, в рамках которых обсуждаются спорные вопросы педагогической теории и практики.
Деловая игра максимально приближает участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
Открытые просмотры образовательной деятельности опытных педагогов с последующим обсуждением увиденного, позволяют увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты, научиться проводить анализ образовательного процесса.
Индивидуальные консультации проводятся по актуальным проблемам, по заявкам молодых педагогов, в форме обсуждения сложных педагогических ситуаций, которые у них вызывают затруднения.
Самообразование позволяет молодому специалисту самостоятельно систематизировать приобретённые знания из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека.
В мастер-классе теоретический материал подкрепляется примером из практики, отрабатываются отдельные приемы и способы работы.
Таким образом, выбранные формы и методы наставничества помогают нам в реализации поставленных задач.
На третьем аналитическом этапе производится сбор и анализ результатов работы молодого педагога. Результаты так же фиксируются в индивидуальном плане прохождения образовательного маршрута молодого воспитателя. По завершению третьего этапа подводятся итоги и зачитываются на педагогическом совете. А молодой педагог подтверждает свою педагогическую компетентность через показ открытых занятий, участие в методических мероприятиях.
