Система работы по сопровождение молодого педагога в МБДОУ детском саду № 113

ФИО: Афонин М.Ю.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-5381
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Система работы по сопровождение молодого педагога в МБДОУ детском саду № 113
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Система работы по сопровождение молодого педагога в МБДОУ детском саду № 113

 

Актуальность

Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, молодой воспитатель испытывает потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения.

Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера. Суть наставничества – в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки.

Наставничество в ДОО — разновидность индивидуальной работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе.

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. И я, как педагог-наставник, должна помочь молодому воспитателю, чтобы профессиональное становление прошло «безболезненно» и «без осложнений». 

Ввиду того, что наш педагогический коллектив постоянно обновляется, выработалась стратегия адресного подхода к молодым педагогам, учитывающая их личностные качества, склонности и интересы, уровень образования и профессиональной подготовки. По сути, в каждом конкретном случае это некий общий алгоритм и вытекающий из него индивидуальный план сопровождения.

Цель и задачи

Цель работы наставника: оказаниепомощи молодому педагогу  по преодолению психологических барьеров в общении с родителями и внедрению в свою профессиональную деятельность эффективных педагогических технологий.

Задачи:

— оказание всесторонней методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;

— ознакомление с видами педагогических технологий;

— обучение применению эффективных  форм и методов в работе с детьми группы;

— наблюдение за организацией ООД, помощь в постановке целей и задач;

— ознакомление со  здоровьесберегающими технологиями, используемыми в ДОО  во время ООД и других режимных моментах;

— помощь в составлении индивидуального плана самообразования;

— оказание помощи в организации работы с родителями.

  Можно выделить следующие основные направления:

  1. Повышение профессионального мастерства молодого педагога в моделировании воспитательно-образовательного процесса.
  2. Формирование навыка ведения педагогической документации.
  3. Изучение нормативных актов и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.
  4. Развитие профессиональной компетенции.
  5. Изучение уровня профессиональной подготовки молодого педагога и анализ результатов работы наставничества.

Работа с молодыми воспитателями строится с учетом  трех аспектов их деятельности:

1)Наставник –молодой воспитатель

-создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;

-обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;

-обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.

2) Молодой воспитатель – ребенок и его родитель:

— формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.

3) Молодой воспитатель – коллеги:

— оказание поддержки со стороны коллег.

Условия эффективности работы:

  1. Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов.
  2. Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога наставника и наставляемого молодого педагога.
  3. Сочетание теоретических и практических форм работы.
  4. Анализ результатов работы (диагностика развития детей)
  5. Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.

Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми специалистами:

  • консультирование (индивидуальное, групповое);
  • активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение НОД, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников).

Деятельность наставника:

  1. й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
  2. й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
  3. й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Планирование 

Содержание работы Форма проведения Сроки
1 Помощь в изучении федерального закона «Об образовании», ФГОС, санитарно-эпидемиологических правилах и нормативов для ДОУ

Оформление документации группы. Мониторинг детского развития.

Консультации и ответы на интересующие вопросы.

Подбор диагностического материала.

Сентябрь
2 Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение программы учреждения, участие молодого педагога в составлении перспективного и календарного планов, плана по самообразованию. 

Оформление и ведение документации в группе. Проверить ведение документации, обсудить, дать рекомендации по ведению документации.

Как организовать сотрудничество с родителями?

Помощь в подготовке и проведении родительского собрания. Обсуждение возможных тем родительского собрания на начало учебного года.

Консультация, оказание помощи. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение собрания. Октябрь
3 Изучение методики проведения ООД, совместная разработка конспектов ООД, эффективное использование дидактического материала в работе.

Приглашение молодого специалиста на открытые занятия

Посещение молодым специалистом ООД и режимных моментов у наставника. Ноябрь
4 Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом. 

Организация и проведение сюжетно-ролевой игры (Практическая помощь, рекомендации, анализ)

Выявление профессиональных затруднений (Совместное определение путей их устранения)

Организация и руководство играми детей во второй половине дня.

Подготовка к новогодним мероприятиям.

Посещения ООД и режимных моментов молодого педагога. Обсуждение. Составление плана предварительной работы с детьми Декабрь
5 Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми. Углубленное знакомство с локальными документами, приказами ДОУ.  

Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности.

Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее». Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Январь
6 Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста. Использование современных технологий в воспитательном процессе. Использование в работе проектов. Проект  «День защитника Отечества».

Использование современных здоровьесберегающих технологий

Изучение и внедрение различных технологий в образовательную деятельность детей

Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника.

Консультация и ответы на интересующие вопросы

Февраль
7 Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, участие молодого педагога в подготовке материала для родителей.

Разработка консультаций для педагогов и родителей по теме самообразования. (Рекомендации, помощь в подборе литературы, материалов)

Консультация по работе с детьми в книжном, математическом уголке, уголке экспериментирования.

Участие в утреннике (выполнение роли персонажа)

Просмотр открытых мероприятий в ДОУ

Консультация наставника, участие молодого педагога в разработке материалов  для родителей. Март
8 Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей. Роль игры в развитии дошкольников. Причины возникновения  конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе  педагогической деятельности.

Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом

Выступление на педагогическом совете (консультация)

Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста (совместной игровой деятельности). Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. Апрель
9 Знакомство с мониторингом, изучение методик проведение и обследования воспитанников. 

Повышение своего профессионального мастерства, посещение открытых городских мероприятий: методические объединения воспитателей, участие в творческой группе на тему «Проектная деятельность»

Аттестационные требования к квалификационным категориям. Изучение нормативной документации

Проведение подвижных игр на прогулке

Систематизация и оформление материала по теме самообразования

Ведение педагогической документации (контроль)

Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. Самоанализ молодого специалиста. Май
Отчет об итогах наставничества

Опыт реализации системы наставничества

В нашем детском саду сложилась своя система работы с молодыми педагогическими кадрами. Выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. За каждым стажером закрепляют наставника.

Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в профессиональной деятельности. Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации трудовой деятельности.

Составленный алгоритм наставничества определяет этапы работы и необходимые шаги для решения задачи профессионального становления молодого педагога. Данный алгоритм может служить основой для составления индивидуального плана становления и саморазвития педагога: он дополняется конкретными мероприятиями, шагами в соответствии с годовым планированием ДОО и интересами и запросами молодого педагога.

На первом этапе идет изучение личности молодого педагога, знакомство с его личностными и профессиональными качествами, к которым относятся: педагогическое образование, наличие опыта практической работы с детьми, выявление положительных и отрицательных черт характера. Диагностика проводится в форме анкетирования, тестирования, собеседования и наблюдения за организацией воспитательно — образовательного процесса в группе.

Итоги диагностики заносятся в индивидуальный план прохождения образовательного маршрута молодого воспитателя.

Таким образом, диагностический этап позволяет нам определить стратегию и тактику деятельности по отношению к работе молодого специалиста.

Для каждого молодого специалиста наставником разрабатывается индивидуальный план, в котором отображаются содержание деятельности, сроки проведения и форма отчетности согласно годовым задачам.

 По итогам проведения практического этапа нами выбираются и применяются разнообразные формы и методы работы с молодыми специалистами, способствующие повышению их профессиональной компетенции. 

Также в нашем детском саду используются такие формы работы с молодыми специалистами, как:

Педагогические советы, которые позволяют расширить информационное поле педагогических работников в области технологий и их использования в образовательном процессе.

На семинарах — практикумах молодые специалисты вовлекаются в обсуждение и осмысление своих профессиональных проблем, обмениваются опытом, рассказывают о своих «педагогических находках».

В ходе «круглых столов» обсуждаются вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением разнообразных приемов: решение педагогических ситуаций. Все это позволяет уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор.

Используем дискуссии, в рамках которых обсуждаются спорные вопросы педагогической теории и практики.

Деловая игра максимально приближает участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Открытые просмотры образовательной деятельности опытных педагогов с последующим обсуждением увиденного, позволяют увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты, научиться проводить анализ образовательного процесса.

Индивидуальные консультации проводятся по актуальным проблемам, по заявкам молодых педагогов, в форме обсуждения сложных педагогических ситуаций, которые у них вызывают затруднения.

Самообразование позволяет молодому специалисту самостоятельно систематизировать приобретённые знания из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека.

В мастер-классе теоретический материал подкрепляется примером из практики, отрабатываются отдельные приемы и способы работы.

Таким образом, выбранные формы и методы наставничества помогают нам в реализации поставленных задач.

На третьем аналитическом этапе производится сбор и анализ результатов работы молодого педагога. Результаты так  же фиксируются в индивидуальном плане прохождения образовательного маршрута молодого воспитателя. По завершению третьего этапа подводятся итоги и зачитываются на педагогическом совете. А молодой педагог подтверждает свою педагогическую компетентность через показ открытых занятий, участие в методических мероприятиях.