Конспект занятия для детей 5-6 лет «Мы туристы это здорово»

ФИО: Пастухова А.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-5383
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Конспект занятия для детей 5-6 лет "Мы туристы это здорово"
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА — ДЕТСКИЙ САД № 53 «ТОПТЫЖКА»

города Рубцовска

658210, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

Конспект занятия по теме:  

«Мы – туристы. Это здорово!»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Старшая группа (5-6 лет)

Подготовила: 

Пастухова Алёна Владимировна,

воспитатель высшей 

квалификационной категории  

МБДОУ «Центр развития 

ребенка — детский сад № 53 «Топтыжка»

г. Рубцовск,

2024 г.

Схема конспекта занятия 

Педагог (ФИО) Пастухова Алена Владимировна

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 

Возрастная группа старшая группа (обучающиеся шестого года жизни)

Тема занятия «Мы туристы. Это здорово!»

Форма занятия групповая

Продолжительность занятия 20 минут

Интегрируемые образовательные области: «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».

Тема занятия: «Мы туристы. Это здорово!»

Цель: расширение первичных представлений обучающихся о малой родине и  ее основных достопримечательностях.

Задачи:

Обучающие задачи: выявлять, уточнять и расширять представления обучающихся о достопримечательностях города Рубцовска; формировать представления о видах туризма и правилах поведения в туристическом походе, умение ориентироваться в знакомом пространстве с помощью карты.

Развивающие задачи: поддерживать детскую любознательность по отношению к родному городу, его достопримечательностям, развивать социальные навыки, связную речь, память через актуализацию прошлого опыта, мышление через ответы на вопросы, произвольное внимание.

Воспитательные задачи: воспитывать уважение к истории и культуре родного города, национальным и культурным традициям, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах; формировать навыки сотрудничества (договариваться и работать в команде, умение сопереживать), отзывчивость, умение слушать воспитателя и товарищей.

Методы и приёмы:

Словесные: беседа, вопросы педагога, мини-рассказ педагога (о достопримечательностях), художественное слово, напоминание, совет, поощрение, разъяснение, уточнение, указание, обсуждение (после рассматривания) иллюстраций.

Наглядные: рассматривание иллюстраций. 

Практические: совместное выполнение, решение проблемных ситуаций.

Словарная работа: активный словарь (турист, карта), пассивный словарь (достопримечательность, конный туризм, велосипедный туризм – велотуризм, автомобильный туризм – автотуризм, пеший туризм). 

Материал и оборудование: 

демонстрационные: мольберт – 2 шт., карта с маршрутом, иллюстрации формата А3 и А5 (памятник М. А. Рубцову, вокзал, привокзальная площадь, площадь имени В. И. Ленина, светомузыкальный фонтан, кукольный театр имени А.К. Брахмана), рюкзак (выполнен из бумаги, ламинирован), иллюстрации (компас, бутылка с водой, еда, аптечка, фотоаппарат, сотовый телефон, фонарик, панамка, теплая куртка и сапоги, телевизор, диван, холодильник).

раздаточный: рюкзаки по количеству обучающихся (выполнены из бумаги, ламинированы), иллюстрации (компас, бутылка с водой, еда, аптечка, фотоаппарат, сотовый телефон, фонарик, панамка, теплая куртка и сапоги, телевизор, диван, холодильник), разрезные картинки из 6 частей (иллюстрация кукольного театра) – 6 шт. 

Предварительная работа: в соответствии с образовательной программой МБДОУ (вариант: беседы на тему «Кто такие туристы», «Что нужно туристу для похода», чтение произведений о городе Рубцовске, беседа о достопримечательностях города Рубцовска).

 

 

 

  • Вводная часть. Организационный момент, начало занятия включающие:
  • ситуацию для обозначения цели и задач деятельности с обучающимися;
  • настрой обучающихся  на предстоящую деятельность и тему занятия. 
Методы и приемы Деятельность педагога, 

обратная связь на высказывание детей

Деятельность детей
Словесные: беседа, вопросы педагога.

 

Ребята, по пути в ваш детский сад я видела много интересных мест. Я люблю путешествовать по разным интересным местам, которые называются «достопримечательности». Быть путешественником — это здорово! А вы любите путешествовать? Кто из вас путешествовал? Где вы были?  Обучающиеся включаются в занятие добровольно, из интереса к созданной педагогом ситуации.
2. Основная часть занятия. 

Данный этап предполагает:

  • постановку конкретных образовательных задач перед обучающимися; 
  • описание форм и методов представления нового образовательного содержания;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся;
  • описание основных форм организации практической деятельности обучающихся;
  • описание способов мотивирования (стимулирования) познавательной активности обучающихся.
Методы и приемы Деятельность педагога, 

обратная связь на высказывание детей

Деятельность детей
Словесные: беседа, вопросы педагога, мини-рассказ педагога (о достопримечательностях), художественное слово, напоминание, совет, поощрение, разъяснение, уточнение, указание, обсуждение (после рассматривания) иллюстраций.

Наглядные: рассматривание иллюстраций. 

Практические: совместное выполнение, решение проблемных ситуаций.

 

 

 

 .

  

 

 

 

 

 

 

 

 . 

 

 

 

А вы знаете, кто такие туристы? (ответы обучающихся). 

Именно так! Как здорово, что вы знаете! Или (если ответ неверный): Интересный вариант! Кто еще как думает?

Туристы – это люди, которые любят путешествовать, ходить в походы, знакомиться с природой и интересными местами – достопримечательностями.

Хотите стать туристами и отправиться в поход? А что нам понадобится в походе? Давайте соберем рюкзаки. Из предложенного, выберите то, что вам понадобится в походе (компас, бутылка с водой, еда, аптечка, фотоаппарат, сотовый телефон, фонарик, панамка, теплая куртка и сапоги, телевизор, диван, холодильник).

Маша, что ты взяла с собой? Для чего? (Аналогично – Петя, Вася…).

Если обучающиеся ошиблись с выбором, педагог объясняет, что это в походе не пригодится. Например, Маша, какая интересная у тебя задумка взять диван с собой! Но давайте  подумаем вместе и решим, нужен ли нам диван в походе или нет. Маша, для чего нам нужен диван дома? А он какого размера? Мы можем его взять с собой? 

Ребята, посмотрите, что я взяла с собой. Все ли правильно? А почему нет? (обучающиеся находят преднамеренную ошибку у воспитателя, исправляют ее). Как здорово, ребята, что вы всё знаете! Спасибо вам за помощь.

А еще в моем рюкзаке есть карта. Для чего она нужна туристам? (ответы обучающихся). Как замечательно, что вы знаете! Правильно, карта поможет добраться нам до интересных мест и не заблудиться. Или (если ответ неверный): Интересный вариант! Кто еще как думает?

А какие правила поведения в походе вы знаете? (ответы обучающихся). Правильно, идти нужно всем вместе, чтобы не потеряться, слушаться взрослых, не толкаться, если ты устал или плохо себя почувствовал, скажи взрослым, нельзя мусорить, есть и пить без разрешения взрослого. Осматривая интересные места, нельзя шуметь и мешать другим. Чтобы все получилось, нужно быть дружными, сильными и смелыми, помогать друг другу.

Теперь мы настоящие туристы и готовы отправиться в поход, чтобы посмотреть интересные места нашего города. 

Как называется наш город? (ответы обучающихся). Молодцы. А какие достопримечательности нашего города вы знаете? Здорово, что вы это знаете!

Если обучающиеся затрудняются в понимании термина достопримечательности, педагог уточняет значение термина «достопримечательность».

Посмотрите на карту, мы с вами находимся вот здесь. Давайте определим, куда дальше по нашей карте нам нужно. Посмотрите на значок на карте, давайте найдем такой же в группе (обучающиеся смотрят, куда ведет значок, и находят этот значок в группе) и подойдем к нему.

Ребята, а на чём могут передвигаться туристы? Как здорово, что вы знаете! Туризм бывает: пеший, конный, велосипедный, автомобильный. 

А мы с  вами на чем сейчас доберемся до нашего значка? Если мы едем на … (автомобиле, значит у нас автомобильный туризм – автотуризм, на лошадях – конный туризм, на велосипедах – велосипедный туризм – велотуризм, пешком – пеший туризм). 

На мольберте под листом бумаги размещена фотография памятника Михаилу Алексеевичу Рубцову.

Ребята, кому посвящен этот памятник? (ответы обучающихся). Памятник посвящен Михаилу Алексеевичу Рубцову, основателю города Рубцовска. Памятник Михаилу Алексеевичу Рубцову находится на проспекте Рубцовском. Здесь есть красивая аллея, деревья, скамейки. Михаил Рубцов со своей семьей и с другими переселенцами приехал на телеге из Самарской губернии и поселился на левом берегу реки Аллей.

Давайте посмотрим на нашу карту и найдем следующий значок.

А мы с вами на чем сейчас доберемся до нашего значка? Если мы едем на … (автомобиле, значит у нас автомобильный туризм – автотуризм, на лошадях – конный туризм, на велосипедах – велосипедный туризм – велотуризм, пешком – пеший туризм). 

Ребята, что это? — Верно, вокзал — ворота нашего города, ведь именно сюда прибывают поезда и автобусы. 

Посмотрите, в патриотическом уголке у вас есть фотография привокзальной площади. Назовите, что находится на привокзальной площади? (Мемориал «Мужества и доблести воинов-рубцовчан в годы ВОВ»). Это мемориал – памятник павшим воинам. Здесь мы можем увидеть «Вечный огонь», который горит постоянно.

Давайте обратимся к карте, чтобы узнать наш дальнейший путь. Посмотрите на значок, куда мы идем дальше? Если мы едем на … (автомобиле, значит у нас автомобильный туризм – автотуризм, на лошадях – конный туризм, на велосипедах – велосипедный туризм – велотуризм, пешком – пеший туризм). 

Вы узнали, где мы оказались? (Ответы обучающихся). Всё верно, какие вы молодцы. Главная площадь Рубцовска носит имя Владимира Ильича Ленина. Она представляет из себя асфальтовое поле, в центре которого установлен светомузыкальный фонтан. Вечером фонтан начинает играть разными цветами радуги. А вы были на площади? Что вам там понравилось? Как здорово, что вы все помните! 

Посмотрите, на нашей карте остался последний значок.

Если мы едем на … (автомобиле, значит у нас автомобильный туризм – автотуризм, на лошадях – конный туризм, на велосипедах – велосипедный туризм – велотуризм, пешком – пеший туризм). 

 (На столе лежат разрезанные картинки с изображением достопримечательностей (вокзал, светомузыкальный фонтан, театр кукол имени А. К. Брахмана)). Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать? Правильно, собрать разрезные картинки и назвать, что на них изображено.

Что это за здание? (ответы обучающихся). Правильно, это кукольный театр имени Андрея Карловича Брахмана. А вы были в кукольном театре? Какие кукольные представления вы смотрели?

Ребята, сегодня мы стали настоящими туристами. И проделали длинный путь. Но пора возвращаться домой. А чтобы в пути нам было весело, предлагаю возвращаться под речёвку туристов: 

Кто идет всегда вперёд?

Группа «Солнышко» идёт! 

Мы ребята золотые, 

Очень бодрый мы народ – 

Озорные, заводные,

Мы идём всегда вперёд!

Ой, ребята посмотрите, а мы уже дома! 

Обучающиеся проявляют интерес к новой информации, задают вопросы, отбирают необходимые средства для осуществления цели.

Обучающиеся решают проблемную ситуацию.

Обучающиеся свободно выражают свои мысли, желания, аргументируют свою точку зрения.

Обучающиеся самостоятельно выбирают средство перемещения.

Обучающиеся самостоятельно выбирают средство перемещения.

Обучающиеся самостоятельно выбирают средство перемещения.

Обучающиеся самостоятельно выбирают средство перемещения.

Обучающиеся выполняют задание самостоятельно.

Повторяют речёвку за педагогом. 

3.Заключительная часть занятия:

  • подведение итогов образовательной деятельности;
  • косвенная оценка деятельности обучающихся.
Методы и приемы Деятельность педагога, 

обратная связь на высказывание детей

Деятельность детей
Словесные: вопросы педагога. Ребята, кем мы сегодня были?

Куда мы отправились? (В поход).

Что вам больше всего запомнилось?

Что понравилось? 

 Ребята, вы  замечательно поработали! А на память о нашем походе, я дарю вам игру-ходилку «Мой город». Сейчас вы можете поиграть в эту игру вместе с воспитателем.

Обучающиеся оценивает действия свои и других.