В «Артеке» прошел обучающий семинар по инклюзивному образованию для вожатых
23-24 апреля в Международном детском центре состоялся семинар в рамках партнерской программы «Артека» и ФТР «Инклюзивный теннисный отряд». Программа семинара, разработанная специально для вожатых и воспитателей детского центра, включила в себя три блока, направленные на теорию и практику работы с детьми-колясочниками от Федерации тенниса России.
Как рассказал директор «Артека» Константин Федоренко, формирование доступной среды для детей с инвалидностью и детей с особенными возможностями здоровья – одна из приоритетных задач Международного детского центра, который стремится обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых потребностей и индивидуальных возможностей: «Для таких детей разрабатываются новые методики и адаптированный учебный план занятий в зависимости от нозологии ребенка. 90% дополнительных общеразвивающих программ позволяют организовывать обучение для данной категории детей. Центр проводит системную работу, направленную на увеличение численности обучающихся с различными нозологиями, на создание для них комфортных, адаптированных условий. Также для нас важным является подготовка наших педагогов, вожатых, чтобы они знали особенности развития ребенка с ОВЗ, его способности к обучению».
В семинар по инклюзивному образованию вошло три обучающих блока: практическое занятие на корте лагеря «Горный», лекция на тему психологической поддержки и практическое занятие «Проживи день артековца с особыми потребностями».
Теоретические занятия с элементами практических игр «Особенности работы в краткосрочном детском инклюзивном коллективе» провели для педагогов Галина Каплан, руководитель программы «Теннис в Артеке», и Игорь Бабичев, психолог центра сборных команд Москвы. Были освещены темы инклюзия, ее основные принципы, эмпатия как основной инструмент работы и командообразующие игры в инклюзивном отряде.
Спикеры рассказали участникам семинара, что при организации командообразующих игр в инклюзивном отряде нужно помнить о том, что игра должна быть подобрана грамотно, в соответствии с индивидуальными потребностями, с учетом индивидуальной коммуникативной активности ребенка с ОВЗ. Например, игры имаджинариум, карточки эмоций и рисование спиной к спине полезны для работы над коммуникационными навыками, в особенности для работы над умением слушать. Кроме того, такие практические занятия дают участникам коллектива возможность проявить творческое мышление.
В видео-лекции педагоги обсудили формирование высокой самооценки и мотивации на достижение успеха у юных спортсменов применимо к отрядной жизни в «Артеке», а также особенности взаимодействия с юными спортсменами-колясочниками и профилактику конфликтных ситуаций в детском коллективе.
«Цель нашего мероприятия – это глубокое погружение вожатых в тему инклюзивного образования. Все три обучающих блока направлены на изучение особенностей детей-колясочников. Наша команда привезла коляски, и в рамках практического занятия вожатые работают в парах. Один из них выполняет роль ребенка с ОВЗ, а второй – роль сопровождающего. Вожатые прожили различные ситуации от начала дня и походов в столовую до выездных мероприятий. На своей лекции я рассказывала о самом главном чувстве педагога – об эмпатии, а также мы играли в игры на сплочение команды, после которых они начали определять эмоции и чувства более точно», – рассказала Галина Каплан, руководитель партнёрской программы ФТР «Теннис в Артеке».
Также педагоги-методисты программы «Теннис в Артеке» провели практическое занятие «Проживи день артековца с особыми потребностями». При планировании следующего дня вожатому следует учитывать особенности инклюзивного отряда. Если есть обшеартековское мероприятие, то необходимо предусмотреть специальный транспорт для артековцев с особыми потребностями. Надо заранее пройти «безбарьерным» маршрутом, чтобы знать все особенности локации.
Практическое занятие на корте лагеря «Горный» для обучающихся провела Елена Новоселова, старший тренер сети спортивных школ РОО СРС «ТЕННИС ПАРК», мастер спорта СССР. Сначала педагоги прошли ознакомление с основными ударами, а на следующий день подачу, удары с лета и правильную работу ног на корте.
«Сегодня я обучалась теннису на корте в «Горном». Мы проходим обучающие занятия, чтобы в будущем работать с детьми, которые приедут от Федерации тенниса. Это для меня новый опыт, но я чувствую, что это отличная возможность развиться как педагогу. Благодаря этим занятиям и тренингам мы погружаемся в быт детей с ОВЗ, которые приедут к нам на 6 и 9 смены», – поделилась Наталья Анисимова, вожатый детского лагеря «Янтарный».
«Двухдневный семинар прошел невероятно познавательно. Кроме теоретического материала, мы изучаем на практике работу с инклюзивными детьми. Из всех трех занятий я взяла для себя информацию, как помочь пройти адаптацию детям, так как важно равенство между всеми детьми», – сказала Ольга Левина, вожатый детского лагеря «Янтарный».