Как составить рабочую программу воспитания под ФОП

Как составить рабочую программу воспитания под ФОП

 

Елена Сизова, руководитель структурного подразделения «Воспитательная работа и социализация» АНО «ШКОЛА “ПРЕЗИДЕНТ”»
Татьяна Лопатина, эксперт Системы Завуч, педагогический стаж – более 20 лет, куратор педагогов в дистанционном курсе «Проектная деятельность в технике стартапов»
К новому учебному году школам впервые надо разработать рабочие программы воспитания на основе ФОП.
К сентябрю 2023 года школы должны обновить рабочую программу воспитания под ФОП. Читайте в рекомендации, как в программе воспитания отразить особенности воспитательной системы школы, не нарушить федеральную программу воспитания и при этом учесть требования ФГОС. Возьмите образцы рабочих программ воспитания для НОО, ООО и СОО, которые подходят под ФГОС второго и третьего поколений.
В рекомендации вы можете:
• посмотреть таблицу с требованиями к рабочей программе воспитания по ФОП и ФГОС;
• воспользоваться памяткой, как составить рабочую программу воспитания и календарный план под ФОП;
• скопировать примеры формулировок для пояснительной записки, содержательного и организационного разделов;
• взять сценарий, чтобы отобрать наиболее эффективные формы организации воспитательной работы;
• скачать образцы рабочих программ воспитания, которые соответствуют федеральной программе.
Как выполнить требования ФОП и ФГОС
В ФОП всех уровней образования есть федеральная рабочая программа воспитания, которая во многом соответствует обновленной примерной программе воспитания (п. 24 ФОП НОО, п. 26 ФОП ООО, п. 26 ФОП СОО). При этом саму примерную программу теперь нельзя использовать, так как ее исключили из нормативки. Поэтому пересмотрите рабочие программы воспитания в ООП всех уровней. Возьмите за основу федеральную рабочую программу воспитания из ФОП. В ней – требования к организации и содержанию воспитания.
По закону содержание ООП каждого уровня образования должно быть не ниже того, которое установили в ФОП (ч. 6.1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом рабочие программы воспитания должны соответствовать и ФГОС. На данный момент одновременно действуют стандарты второго и третьего поколений. Это вызывает путаницу при разработке и корректировке рабочих программ воспитания, так как требования к ее разделам в ФОП и ФГОС разных поколений отличаются. Подробнее – в таблице.
Требования к рабочей программе воспитания уровней образования
ФОП 2023 года ФГОС НОО и ФГОС ООО 2021 года, обновленный ФГОС СОО ФГОС НОО 2009 года, ФГОС ООО 2010 года
Модульная структура
Не регламентирует Может иметь модульную структуру Имеет модульную структуру
Разделы
Пояснительная записка – –
Целевой раздел.
Подразделы:
Цель и задачи воспитания обучающихся.
Направления воспитания.
Целевые ориентиры результатов воспитания Анализ воспитательного процесса в школе Описание особенностей воспитательного процесса
Содержательный раздел.
Подразделы:
Уклад образовательной организации.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Цель и задачи воспитания обучающихся
Организационный раздел.
Подразделы:
Кадровое обеспечение.
Нормативно-методическое обеспечение.
Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне начального/основного/среднего общего образования, установленными ФГОС НОО, ООО, СОО.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы.
Основные направления анализа воспитательного процесса Виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики школы, интересов субъектов воспитания, тематики модулей Виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров школы
– Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность
Из таблицы следует, что требования ФГОС трех уровней и двух поколений к рабочей программе воспитания имеют различия. Например, раздел «Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся» предусмотрен только во ФГОС НОО и ООО 2021 года. Также система поощрения есть и в ФОП, но как подраздел организационного раздела программы воспитания. ФГОС второго поколения такого раздела не содержат. Однако включить этот компонент программы воспитания необходимо в рабочие программы воспитания всех ООП независимо от поколения ФГОС – это требование ФОП.
В целом федеральная рабочая программа воспитания так или иначе учла требования ФГОС второго и третьего поколений к структуре рабочей программы воспитания. Например, содержание раздела «Описание особенностей образовательного процесса» по ФГОС второго поколения включается в подраздел «Уклад образовательной организации» содержательного раздела ФРПВ. А раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы в организации» отражен в подразделе «Основные принципы самоанализа воспитательной работы» организационного раздела ФРПВ. Это достаточно важный нюанс, поскольку школам теперь не придется разрабатывать по две отдельные программы воспитания для уровней НОО и ООО под стандарты второго и третьего поколений. Достаточно разработать по одной на каждый уровень.
ФОП разрешает школам изменять содержательный и организационный разделы федеральной рабочей программы воспитания (п. 24.1.4 ФОП НОО, п. 26.1.4 ФОП ООО, п. 26.1.4 ФОП СОО). Но целевой раздел менять нельзя, так как цели, задачи, направления и целевые ориентиры воспитания для всех школ одинаковы.
Внимание
Нельзя менять целевой раздел федеральной рабочей программы воспитания.
Скопируйте целевой раздел из ФРПВ в свои программы. Ничего не меняйте, иначе нарушите требования ФОП (п. 24.1.4 ФОП НОО, п. 26.1.4 ФОП ООО, п. 26.1.4 ФОП СОО).
В содержательный и организационный разделы программы следует внести дополнения, чтобы отразить особенности образовательной организации. К таким особенностям относятся: организационно-правовая форма, контингент учеников и их родителей, направленность образовательной программы, дополнительные модули воспитательной работы, вариативные виды и формы воспитательной работы с учетом специфики региона или школьных традиций.
Можно также изменить текст пояснительной записки. В федеральной рабочей программе воспитания пояснительная записка разъясняет, как построена она сама, а вам нужно описать, как построена рабочая программа воспитания вашей школы. Например, вы можете написать, какие изменения и в какие разделы программы вы вносите и почему. Пояснительная записка с точки зрения требований ФГОС – не обязательный раздел программы воспитания, однако раз ФОП ее содержит, значит, ее нужно сделать и в своей рабочей программе воспитания.
Когда будете составлять свои рабочие программы воспитания, за основу возьмите текст федеральной рабочей программы воспитания. В ней – обязательные требования к организации и содержанию воспитания. По готовому тексту ФРПВ будет проще вносить изменения, при этом не убирая то, что должно быть в ней или подходит под вашу школу. Также возьмите рабочие программы воспитания вашей школы, которые разрабатывали в прошлом году по ФГОС НОО и ООО 2021 года. Они во многом соответствуют федеральной программе воспитания. Поэтому вы сможете копировать оттуда готовую информацию и вставлять ее в федеральную.
Однако обратите внимание и на отличия. Например, в формулировках целевых приоритетов – они различны в Примерной рабочей программе воспитания по ФГОС-2021 и Федеральной программе воспитания. Поэтому, если составляете программу воспитания на основе своих программ, замените целевые приоритеты.
Чтобы вам было проще разработать рабочую программу воспитания и календарный план в соответствии с ФОП, ознакомьтесь с памяткой. Внутри – основные моменты, которые вам нужно учесть.
Памятка для заместителя директора. Как составить рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы под ФОП
Как написать пояснительную записку
Опишите в пояснительной записке особенности рабочей программы воспитания. Укажите, что составляли программу воспитания на основе федеральной программы воспитания и с учетом особенностей ФГОС второго или третьего поколения. Опишите особенности уровня образования, для которого предназначена программа воспитания, – НОО, ООО или СОО. Отметьте особенности реализации программы. Отразите разделы программы и зафиксируйте изменения, которые внесли в организационный и содержательный разделы.
Дополнительно можете перечислить, кто принимал участие в разработке программы, например органы управления школой, совет обучающихся, управляющий совет. Смотрите ниже пример пояснительной записки.
Пример
Пояснительная записка к рабочей программе воспитания для уровня ООО
Рабочая программа воспитания ООП ООО МБОУ СОШ № 1 г. Энска (далее – Программа воспитания) разработана на основе Федеральной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций. Данная программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
Программа воспитания:
– предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в МБОУ СОШ № 1;
– разработана с участием коллегиальных органов управления МБОУ СОШ № 1, в том числе Совета обучающихся, Управляющего совета, и утверждена педагогическим советом школы;
– реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
– предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
– предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
В соответствии с особенностями МБОУ СОШ № 1 внесены изменения в содержательный и организационный разделы программы воспитания. Изменения связаны с особенностями организационно-правовой формы, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.
Как разработать содержательный раздел
В содержательном разделе скорректируйте оба подраздела из ФРПВ: «Уклад образовательной организации» и «Виды, формы и содержание воспитательной деятельности».
Подраздел «Уклад образовательной организации»
В ФОП включили перечень основных и дополнительных характеристик для описания уклада, особенностей воспитания в школе. Когда будете формировать подраздел, учтите все основные характеристики из ФОП.
Опишите в подразделе «Уклад образовательной организации» основные вехи истории школы, значимые традиционные дела, события, мероприятия в образовательной организации, которые составляют основу воспитательной системы. Также добавьте в описание дополнительные характеристики, если они влияют на уклад вашей школы. Например, включите особенности местоположения и социокультурного окружения, школьного режима или формы одежды. Смотрите пример формулировок для подраздела.
Пример
Уклад образовательной организации
2. Содержательный раздел
2.1. Уклад образовательной организации
В данном разделе раскрываются основные особенности уклада МБОУ СОШ № 1. Уклад задает порядок жизни школы и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад школы удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик МБОУ СОШ № 1 и ее репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме.
Характеристики уклада, особенностей условий воспитания в МБОУ СОШ № 1
МБОУ СОШ № 1 находится в новом микрорайоне г. Энска, который находится на завершающей стадии благоустройства. Наша школа функционирует второй год. Это объясняет, что все классы нашей школы находятся на начальных стадиях формирования классных коллективов.
В 1–11-х классах школы обучается 1200 обучающихся. Контингент обучающихся и их родителей формировался из жильцов, заселяющих новостройки. В микрорайоне в основном проживают семьи военных, проживавших ранее в разных регионах России. Небольшая часть семей переселились из других микрорайонов города. В основном это благополучные полные семьи. Состав обучающихся школы неоднороден и различается:
– по учебным возможностям, которые зависят от общего развития ребенка и его уровня подготовки к обучению в школе. Имеются обучающиеся с ОВЗ, которые обучаются инклюзивно в общеобразовательных классах, а также в отдельных классах по программам коррекционно-развивающей направленности;
– по социальному статусу. Присутствуют обучающиеся с неблагополучием, с девиантным поведением, есть дети, состоящие на различных видах учета;
– по национальной принадлежности, которая определяется многонациональностью жителей микрорайона школы.
Источниками положительного влияния на детей прежде всего являются педагоги школы, которые грамотно организуют образовательный процесс, о чем свидетельствует позитивная динамика результатов деятельности по качеству обеспечиваемого образования. Команда администрации имеет достаточно большой управленческий опыт и квалификацию. Педагоги школы – специалисты с продуктивным опытом педагогической практики и молодые педагоги с достаточно высоким уровнем творческой активности и профессиональной инициативы. В педагогической команде имеются квалифицированные специалисты, необходимые для сопровождения всех категорий обучающихся в школе.
Возможные отрицательные источники влияния на детей: социальные сети, компьютерные игры, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием своего ребенка. Также, на наш взгляд, достаточно отрицательное влияние на детей, особенно подростков, оказывает находящийся в микрорайоне ночной клуб. Администрация школы неоднократно обращалась в управу микрорайона с просьбой проверить деятельность данного клуба.
В микрорайоне имеются детский сад, муниципальная детская библиотека № 2, частный творческий клуб «Мастерица». Муниципальная детская библиотека в истекшем учебном году регулярно проводила библиотечные уроки для учеников нашей школы. Частный творческий клуб «Мастерица» организовывал бесплатные мастер-классы по разным видам творчества для детей на базе школы.
На 2023/24 учебный год школа заключила социальное партнерство с домом детского творчества «Бригантина», муниципальной детской библиотекой № 2, городским домом культуры Энского машиностроительного завода, частным творческим клубом «Мастерица».
<…>
В нашей школе зарождаются традиции: линейка, посвященная Дню знаний и Последнему звонку, день самоуправления в честь Дня учителя, новогодние огоньки, посвящение в защитники Отечества, «Мисс Школа», шоу талантов «Один в один», «Широкая масленица», День безобразника в честь 1 апреля, мероприятия ко Дню Победы. Основные традиции воспитания в МБОУ СОШ № 1:
• стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются основные школьные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
• <…>
Значимые для воспитания всероссийские проекты и программы, в которых МБОУ СОШ № 1 принимает участие:
1. РДДМ «Движение первых».
2. Школьный театр.
3. Школьный музей.
Традиции и ритуалы: еженедельная организационная линейка с поднятием Государственного флага РФ и школьного знамени; посвящение в первоклассники, посвящение в пятиклассники.
Символика МБОУ СОШ № 1: герб и флаг школы. <…>
Школа реализует инновационные, перспективные воспитательные практики:
1. Научно-исследовательская деятельность в сфере воспитания – процесс совместной работы ученика и педагога в изучении объекта, явления или процессов с определенной целью, но с неизвестным результатом. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
2. Музейная педагогика – создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность школьного музея.
<…>
Проблемные зоны, дефициты, препятствия к достижению эффективных результатов в воспитательной деятельности:
1. Сотрудничество с родителями – слабый отклик родительской общественности на призыв школы к решению проблем организации воспитательного процесса.
2. Проблемы коммуникации родителей и классных руководителей – личное общение часто заменяется сообщениями в мессенджерах, что понижает эффективность решения проблем.
Пути решения вышеуказанных проблем:
1. Привлечение родительской общественности к планированию, организации, проведению воспитательных событий и воспитательных дел, а также их анализу.
2. Поощрение деятельности активных родителей.
3. Внедрение нестандартных форм организации родительских собраний и индивидуальных встреч с родителями.
Нормы этикета МБОУ СОШ № 1
1. Соблюдай график посещений, приходи минут за 10–15, не опаздывай к началу занятий. Если опоздал – вежливо извинись, спроси разрешения учителя войти в класс и пройти к своему рабочему месту.
2. Всегда приветствуй учителя, одноклассников, друзей и работников школы.
3. Следи за внешним видом: твоя одежда должна быть чистой и удобной, прическа – опрятной.
<…>
Подраздел «Виды, формы и содержание воспитательной деятельности»
Подраздел «Виды, формы и содержание воспитательной деятельности» спланируйте по модулям из ФОП. Последовательность модулей в ФОП является ориентировочной. Расположите модули в рабочей программе воспитания по значимости в воспитательной деятельности с точки зрения педагогического коллектива. Вы можете добавить к обязательным дополнительные, вариативные модули воспитательной работы. Опишите вариативные виды и формы воспитательной работы с учетом специфики региона или школьных традиций.
Федеральная рабочая программа воспитания каждого уровня образования включает основные модули, которые еще называют инвариантными (п. 24.3.2 ФОП НОО, п. 26.3.2 ФОП ООО, п. 26.3.2 ФОП СОО). Всего их 11: «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Классное руководство», «Основные школьные дела», «Внешкольные мероприятия», «Организация предметно-пространственной среды», «Взаимодействие с родителями (законными представителями)», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация». Все эти модули включите в свою программу воспитания.
Вписать вариативный, то есть дополнительный, модуль в программу можно, если выполняются три условия. Первое – новый модуль отражает реальную деятельность школьников и педагогов. Второе – это значимая деятельность для школьников и педагогов. Третье – деятельность не описана в других модулях. Примеры вариативных модулей:
1. Дополнительное образование.
2. Детские общественные объединения.
3. Школьные медиа.
4. Школьный музей.
5. Добровольческая деятельность.
6. Школьные спортивные клубы.
7. Школьные театры.
8. Наставничество.
Например, в вариативном модуле «Детские общественные объединения» можно описать работу школьного знаменного отряда. Определить состав такого отряда, права и обязанности его членов. Так вы выполните Методические рекомендации Минпросвещения из письма от 15.04.2022 № СК-295/06. Подробнее, как организовать изучение государственных символов, читайте в рекомендации.
Привлеките к разработке подраздела «Виды, формы и содержание воспитательной деятельности» советника по воспитанию. Например, можно поручить ему продумать патриотическую составляющую модулей программы воспитания, работу с детскими общественными объединениями и взаимодействие с родителями. Читайте подробнее, как организовать работу советнику по воспитанию. Ниже смотрите примерные формулировки для подраздела «Виды, формы и содержание воспитательной деятельности».
Пример
Виды, формы и содержание воспитания
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе запланированы и представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и содержание воспитательной работы в рамках определенного направления деятельности в школе. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания.
Воспитательная работа МБОУ СОШ № 1 представлена в рамках основных (инвариантных) модулей: «Основные школьные дела», «Классное руководство», «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Внешкольные мероприятия», «Предметно-пространственная среда», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация». Модули расположены в последовательности, соответствующей значимости в воспитательной деятельности МБОУ СОШ № 1 по самооценке педколлектива.
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями учащихся, ведущую деятельность. Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
1. Максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений:
– дополнения в рабочие программы предметов: синхронизация цели и задач воспитания и предметное содержание программ;
– фиксация в рабочей программе воспитательных возможностей учебного материала.
2. Включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий.
3. Включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы.
4. Выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности.
5. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам:
– практикоориентированность: включение в урок информации из актуальной повестки (вручение нобелевской премии, политические события, научные открытия и т. д.), обсуждение проблем из повестки ЮНЕСКО, взаимоотношений людей через предметную составляющую, обсуждение примеров применения научного знания в жизни. Такая деятельность развивает способность приобретать знания через призму их практического применения;
– уроки-экспедиции: проведение исследований на турслете, в экспедиции с последующим анализом результатов на уроке;
– день дублера: проведение уроков и просветительских проектов для учеников начальной школы, создание условий для применения предметных знаний на практике, в том числе и в социально значимых делах. Ученики начальной школы получают опыт позитивного общения со старшеклассниками на основе предмета;
– методики развивающего обучения: создание гибкой и открытой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов, открытых образовательных ресурсов, систем управления; у обучающихся развиваются навыки сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы; воспитывается ценностное отношение к миру;
– Flippedclassroom (технология перевернутого класса);
– Blended Learning (смешанное обучение);
– Сингапурские методики;
– Edu scrum.
6. Применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления:
– учебные дискуссии: возможность приобретения обучающимися опыта ведения конструктивного диалога на основе материала, затрагивающего общественные ценности и вызывающего у школьников желание обсудить его, высказать по его поводу свое мнение;
– дидактические театральные постановки: обыгрывание полученных на уроке знаний;
– групповая работа или работы в парах: формирование навыков командной работы и взаимодействия с другими обучающимися. В парах можно провести интервью о семье, в группах сделать коллаж «Моя Родина», отработать правило на текстах патриотического содержания;
– составление интеллект-карты: аналитический инструмент, способ структурирования больших объемов информации, эффективная графическая техника для управления творческим мышлением. Формируются навыки перевода из одной знаковой системы в другую, навыки анализа и синтеза. Примеры тем для интеллект-карт: «Достопримечательности Москвы», «Моя семья», «Русские художники», «Детские писатели России», «Художественные промыслы России».
7. Побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы:
– создание привлекательных традиции класса/кабинета/урока: установление правил, игровая составляющая позволяет добиться дисциплины на уроке, прекращения опозданий на урок, правильной организации рабочего места. Формируются навыки самообслуживания, ответственности за команду-класс, уважение к окружающим, принятие социальных норм общества.
8. Организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи:
– тематические уроки в рамках общешкольного разновозрастного межпредметного проекта «Умная пятница»: изучение одной актуальной темы на всех уроках по расписанию в течение одного дня с позиции разных предметов. Ученики начальной школы участвуют в качестве экспертов, также старшеклассники проводят с малышами занятия по теме проекта;
– реализация цели устойчивого развития № 4 «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех»: проведение совместных уроков с воспитанниками подшефного приюта и школами-побратимами. Привлечение учащихся к организации уроков. Создание системы взаимопомощи учащихся друг другу и воспитанникам приюта.
9. Инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности:
– учебные проекты: сочетание работы на уроке и домашней работы, воспитание самостоятельности, развитие навыка самостоятельного решения проблемы, привлечение к работе родителей;
– ежегодная школьная научно-практическая конференция: организация научно-исследовательской деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации. В процессе деятельности происходит развитие навыков исследовательской работы; навыков коммуникации и саморазвития, получение позитивного опыта общения со взрослым на основе предмета, знакомство с проектным циклом;
– «Прадеды и правнуки», «Книга памяти»: проекты, объединяющие семейные военные истории учеников школы. Дети пишут небольшой рассказ о своем военном прадеде, подбирают фото, фотографируют вещи, награды, оставшиеся от героя, делают коллаж для выставки, а затем эти истории печатаются в книге.
10. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока:
– интеллектуальные игры: развитие нестандартного мышления, внимания к деталям, формирование умения выделять главное, обеспечение возможности проявить эрудицию, находчивость и чувство юмора. Полезно будет предложить обучающимся роль организаторов и авторов интеллектуальных игр: «Своя игра: Золотое кольцо России», «Что? Где? Когда? Моя Россия»;
– викторины: проведение викторины по вопросам с соответствующим ценностным содержанием, обсуждение проблем, отраженных в вопросах: «Петр Первый», «Год народной культуры народов России», викторины «Отечества великие сыны», «Символы России». Составление обучающимся вопросов для викторин;
– настольные игры: проведение настольных игр предметного содержания: «Мемо. Достопримечательности Санкт-Петербурга», «Крокодил. Животные лесов и степей России», игра-путешествие «По дорогам военных лет»;
– ролевые игры: организация взаимодействия взрослых и детей, порождающая особую реальность с особой, значимой для ее субъектов системой норм и ценностей, отраженных в игровых правилах; моделируемые в ролевой игре отношения переносятся на практическую деятельность ребенка. Игра дает возможность примерить на себя различные роли, посмотреть на привычную реальность с других точек зрения. Ролевая игра «Прими решение». Ребята оказываются в разных исторических ситуациях, где от играющего зависит решение. Петр Первый, М.И. Кутузов, И. Сусанин, Ю. Гагарин и другие исторические личности могут быть героями кейсов в зависимости от темы.
<…>
Чтобы отобрать наиболее эффективные формы организации воспитательной работы со школьниками для каждого модуля программы, периодически проводите семинары-практикумы. Так педагоги расскажут о своих успехах, поделятся опытом, наметят цели на следующее полугодие. Посмотрите примерный сценарий семинара-практикума, который можно провести в конце года.
Сценарий семинара-практикума «Итоги реализации рабочих программ воспитания»
Как разработать организационный раздел
Организационный раздел рабочей программы воспитания целиком скопировать из ФОП и вставить «как есть» в свою программу не получится. Подразделы «Кадровое обеспечение» и «Нормативно-методическое обеспечение» придется написать самим или перенести из действующих рабочих программ воспитания, если они там есть. Аналогично нужно поступить с подразделом «Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями». Его нужно написать в программе воспитания, если в школе есть дети с особыми образовательными потребностями.
В программы по ФГОС второго поколения надо добавить подраздел «Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции». Также скорректируйте под особенности школы подразделы об анализе воспитательной работы.
Подраздел «Кадровое обеспечение»
В подразделе «Кадровое обеспечение» опишите состав специалистов школы, которые обеспечивают воспитательную работу, и их функции. Укажите особенности повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания. Опишите, как проходит психолого-педагогическое сопровождение школьников, в том числе с ОВЗ и других категорий. Отметьте также, если школа привлекает к воспитательной работе сторонних специалистов других организаций, например социальных, правоохранительных, образовательных и т.п. Смотрите пример оформления подраздела.
Пример
Кадровое обеспечение
Общая численность педагогических работников МБОУ СОШ № 1 – 69 человек основных педагогических работников, из них 88 процентов имеют высшее педагогическое образование, 32 процента – высшую квалификационную категорию, 4 процента – первую квалификационную категорию. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе и обучающихся с ОВЗ, обеспечивают педагоги-психологи, социальный педагог, педагог-логопед.
В школе 50 классов-комплектов, в которых работают 50 классных руководителей.
Воспитательный процесс в школе обеспечивают специалисты:
– заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
– советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными организациями;
– педагог-организатор;
– классные руководители;
– педагоги-психологи;
– социальный педагог;
– педагог-логопед;
– педагоги дополнительного образования.
Педагогические работники своевременно повышают квалификацию, в том числе и в условиях сетевого взаимодействия. Основные формы: теоретические и проблемные семинары, практикумы, творческие отчеты педагогов, наставничество, педагогические мастерские и мастер-классы. Наиболее результативные формы: педагогические проектные мастерские и мастер-классы, которые служат способами трансляции инновационного опыта педагогов, помогают освоить новые методы, приемы и технологии, успешно применяемые в работе коллегами.
Подраздел «Нормативно-методическое обеспечение»
В подразделе «Нормативно-методическое обеспечение» перечислите локальные нормативные акты, которые регламентируют воспитательную деятельность в школе. Добавьте ссылки на раздел официального сайта школы, в котором размещены документы. Смотрите пример оформления подраздела.
Пример
Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в МБОУ СОШ № 1 обеспечивают следующие локальные нормативно-правовые акты:
1. Положение о классном руководстве.
2. Положение о дежурстве.
3. Положение о школьном методическом объединении.
4. Положение о внутришкольном контроле.
5. Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
6. Положение о Совете профилактики.
7. Положение об Управляющем совете.
8. Положение о школьной форме.
9. Положение о ПМПК.
10. Положение о социально-психологической службе.
11. Положение о школьном наркологическом посте.
12. Положение о школьной медиатеке.
13. Положение о защите обучающихся от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
14. Положение об организации дополнительного образования.
15. Положение о внеурочной деятельности обучающихся.
16. Положение об ученическом самоуправлении.
17. Правила внутреннего распорядка для обучающихся.
18. Положение о первичном отделении РДДМ «Движение первых».
19. Положение о школьном спортивном клубе «Чайка».
20. Положение о школьном музее.
21. Положение о школьном театре.
Ссылка на размещенные документы: mbouschkola.ru/vospitatelnaja_rabota.
Ситуация
Нужно ли составлять положение о рабочей программе воспитания
Нет, не нужно.
Чтобы подготовить рабочую программу воспитания, достаточно ориентироваться на ФГОС, федеральную рабочую программу воспитания и Методические рекомендации. Локальный акт о правилах разработки рабочей программы воспитания – избыточный документ.
Ситуация
Обязательно ли разрабатывать положение о воспитательной работе
Нет, необязательно.
Вы можете составить такой локальный акт, чтобы установить особенности воспитательной работы в школе. Также в положении можно зафиксировать необходимость разработки рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы. Образец положения и примеры формулировок смотрите ниже.
Положение о воспитательной работе
Пример
Фрагмент положения о воспитательной работе
3. Организация воспитательной работы в школе
3.1. Воспитание учащихся при освоении ими основных образовательных программ школы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых школой самостоятельно.
3.2. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии).
3.3. Воспитание осуществляется всеми участниками образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями.
3.4. Центральной фигурой, координирующей воспитательную работу с учащимися, является классный руководитель. Он оказывает педагогическую поддержку родителям, взаимодействует с другими педагогами, администрацией школы по вопросам воспитания детей. Задача классных руководителей – создавать условия для самовоспитания ребенка, проявления личностной свободы в освоении им своей главной социальной роли человека.
3.5. Организационную и методическую помощь классным руководителям оказывают заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, социальный педагог, руководитель методического объединения классных руководителей.
Подраздел «Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями»
В подразделе «Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями» школа описывает конкретные материалы воспитательной работы только при наличии таких детей. Это дети с ОВЗ, инвалидностью, дети из социально уязвимых групп – воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов, билингвы. Или дети, которые демонстрируют отклоняющееся поведение. Также это касается и воспитательной работы с одаренными детьми.
Обновите раздел, если в школе появились дети из перечисленных категорий. Можно скопировать его из рабочей программы воспитания по ФГОС 2021 года. Смотрите в примере наполнение подраздела.
Пример
Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями
На уровне ООО обучается 16 обучающихся с ОВЗ. Это дети с задержкой психического развития.
Для данной категории обучающихся в МБОУ СОШ № 1 созданы особые условия:
На уровне общностей: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов, приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются:
– налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
– формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
– построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
– личностно ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Подраздел «Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции»
Скорректируйте и подраздел «Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции», если школьная система поощрения отличается от описанной в федеральной программе воспитания. Например, вы можете изменить формы поощрений социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции школьников или расширить их состав.
Совет
Вы можете добавить в локальные акты пункты о правилах поощрения социально успешных и активных школьников. Например, в положение о воспитательной работе, если оно разработано в школе.
В качестве поощрения можно использовать поездки, экскурсии и иные подобные мероприятия за счет школы. Еще один вариант – зафиксировать в качестве поощрения бесплатное получение детьми дополнительных образовательных услуг или другие формы материального стимулирования, которое идет не напрямую, а опосредованно. Подробнее о том, как поощрить учеников, читайте в рекомендации.
Добавить такие формы поощрения, как объявление благодарности, награждение грамотой с вручением их на торжественных школьных линейках, занесение фотографии активиста на доску почета, награждение ценным подарком. Также вы можете скопировать подраздел из действующей рабочей программы воспитания НОО и ООО, которые разработали по ФГОС-2021.
Пример
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Принципы поощрения, которыми руководствуется МБОУ СОШ № 1
1. Публичность поощрения – информирование всех учеников школы о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников.
2. Прозрачность правил поощрения – они регламентированы положением о награждениях. Ознакомление школьников и их родителей с локальным актом обязательно.
3. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам конкурсов проводятся один раз в год по уровням образования.
4. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения – использование индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды.
5. Привлечение к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей.
6. Дифференцированность поощрений – наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения.
Форма организации системы поощрений проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся вМБОУ СОШ № 1
В МБОУ СОШ № 1 система поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции учеников организована как система конкурсов, объявляемых в начале учебного года:
«Ученик года»;
«Лидер года»;
«Лучший спортсмен года»;
«Самый классный класс»;
«Класс-волонтер года»;
«Учитель года»;
«Самый классный классный»;
«Самый активный родитель».
Принять участие в конкурсах могут все желающие. Условия участия в конкурсах зафиксированы в соответствующих локальных актах. Достижения участников оцениваются по артефактам портфолио, которое формируется обучающимся или классом в течение учебного года. Итоги подводятся в конце учебного года. Обсуждение кандидатур осуществляет педагогический совет и общешкольная ученическая конференция школы, которые принимают решение о победителях, призерах и лауреатах конкурсов по итогам голосования.
Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в МБОУ СОШ № 1
1. Портфолио. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при ее организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Ведение портфолио участника конкурса регламентирует соответствующий локальный акт. Портфолио конкурсанта должно включать:
– артефакты признания – грамоты, поощрительные письма, фотографии призов и т. д.;
– артефакты деятельности – рефераты, доклады, статьи, чертежи или фото изделий и т. д.
2. Рейтинг. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся, номеров классов в последовательности, которую устанавливают в зависимости от их успешности и достижений, которые определяются образовательными результатами отдельных обучающихся или классов.
Формы поощрений социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся МБОУ СОШ № 1
– объявление благодарности;
– награждение грамотой;
– вручение сертификатов и дипломов;
– занесение фотографии активиста на доску почета;
– награждение ценным подарком.
<…>
Подразделы об анализе воспитательной работы
Подразделы «Анализ воспитательного процесса», «Основные принципы самоанализа воспитательной работы», «Основные направления анализа воспитательного процесса» можно взять из федеральной рабочей программы воспитания целиком. Направления анализа школа может корректировать в соответствии со своими особенностями. Сам текст самоанализа воспитательной работы приводить в этих разделах не требуется.
В итоге самоанализа школа формулирует перечень проблем, которые выявили и которые будет решать педколлектив в течение учебного года. Результаты самоанализа замдиректора по ВР вместе с советником директора по воспитанию оформляют в виде отчета в конце учебного года. Отчет рассматривают и утверждают педсоветом. В качестве приложения вы можете оформить примеры инструментов самоанализа.
Пример
Подразделы «Анализ воспитательного процесса», «Основные принципы самоанализа воспитательной работы», «Основные направления анализа воспитательного процесса»
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне основного общего образования, установленными ФГОС ООО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
– взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
– приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
– развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
– распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии)) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
– какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год;
– какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
– какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
<…>
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в общеобразовательной организации.
Как согласовать и утвердить
После того как доработаете проекты рабочих программ воспитания, их надо согласовать и утвердить. Ниже смотрите пример оформления программ на каждый уровень образования, в котором эксперты учли ФГОС и ФОП. Федеральная рабочая программа воспитания «стерла» различия между рабочими программами воспитания второго и третьего поколений ФГОС. Поэтому для уровней обучения достаточно разработать по одной программе воспитания – они подойдут для обоих поколений стандартов. Внутри образцов есть подсказки, как подстроить документ под особенности вашей школы.
Рабочая программа воспитания НОО по требованиям ФОП
Рабочая программа воспитания ООО по требованиям ФОП
Рабочая программа воспитания СОО по требованиям ФОП
Направьте проекты рабочих программ воспитания совету родителей и совету обучающихся, учтите их мнение. Это важно, так как родители и школьники имеют право принимать участие в подготовке (п. 3 ст. 2.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Ознакомьте с проектами на собраниях или направьте их по электронной почте и в мессенджерах. Организуйте обсуждение в очном формате или онлайн либо попросите направить замечания письменно.
Поручите рабочей группе рассмотреть замечания и доработать проекты, если это не противоречит основным направлениям развития школы. При желании направьте доработанные проекты родителям и ученикам повторно, дождитесь их мнения.
Рассмотрите окончательные версии проектов рабочих программ воспитания на заседании педагогического совета. Если замечаний нет, утвердите рабочие программы воспитания в составе каждой ООП (п. 9 ст. 2 и ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Зафиксируйте решение педсовета в протоколе. Отдельного приказа об утверждении рабочих программ воспитания издавать не нужно. Утвердите их приказом в составе каждой ООП до 1 сентября 2023 года.
Рабочие программы воспитания – это компоненты содержательного раздела ООП уровней образования. Если вносили изменения в рабочие программы НОО, ООО и СОО в соответствии с ФОП, то утвердите их приказом о внесении изменений в основные образовательные программы.
Приказ о внесении изменений в ООП общего образования
© Материал из Справочной системы «Актион Завуч»
https://zavuch.action360.ru
Дата копирования: 25.04.2023