Минцифры подготовило разъяснения об использовании цифровой платформы МАХ в ответ на запросы Аппарата Правительства и Управления Президента. К письму приложили также ответы Минтруда и Минпросвещения.
Ведомства подчеркивают, что использование функционала MAX полностью добровольно. Однако из комплексного трактования законодательства следует, что пересылать персданные и сведения о платежах при предоставлении государственной (муниципальной) услуги, выполнении государственного (муниципального) задания, реализации основных образовательных программ можно только через российские мессенджеры (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2022 № 584-ФЗ, ч. 3.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Для этого разработали мессенджер МАХ и ИКОП «Сферум», интегрированный во ФГИС «Моя школа».
Получается, если работники, родители или ученики отказываются от использования российских мессенджеров, то передавать сведения, содержащие персданные и платежную информацию, могут только при очном взаимодействии со школой и детским садом. Так же как и получать подобные сведения. Рекомендуем разъяснить им этот момент.
В платформу MAX интегрировали мессенджер «Сферум», поэтому нет необходимости устанавливать два разных приложения. Разработчики подготовили поясняющие и иллюстративные материалы, которые можно использовать на собраниях, чтобы рассказать о функциях мессенджера коллегам и родителям. Посмотреть и скачать их можно на сайте «Сферума».
Как применять MAX в школе и ДОУ
Минцифры и Минпросвещения пояснили, что если родитель отказывается использовать цифровые информационные ресурсы в обучении ребенка, то образовательный процесс может быть организован только с использованием традиционных средств обучения. Сходная история и с ведением электронного журнала. Школа вправе предусмотреть его ведение на бумаге для отдельных учеников, чьи родители отказались от использования электронной версии.
Однако ведомства указывают, что образовательная организация автономна в своей деятельности и имеет право принимать локальные акты в соответствии с законодательством (ч. 1, 2 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Значит, школа и детский сад могут закрепить в локальном акте, например в Правилах внутреннего распорядка, что осуществляют взаимодействие с учениками, родителями и работниками в электронной форме через платформу MAX. Тогда все будут обязаны соблюдать эти правила по закону (ч. 1 ст. 43, ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Сходной позиции придерживается и Минтруд. Условие использования MAX для взаимодействия с работниками можно закрепить в ПВТР. В таком случае при его нарушении вы вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности (ст. 22, 192 ТК).
Если не закрепить использование платформы MAX в локальных актах, то работники, родители и ученики будут использовать ее исключительно добровольно. Школе и детскому саду придется искать индивидуальные решения спорных ситуаций в каждом случае – оформлять бумажные журналы, передавать сведения только при личном взаимодействии и т. д.
Обратите внимание, что отсутствие регистрации обучающегося на электронных платформах не является основанием для отказа ему в реализации права на образование. Ученик может учиться без применения дистанционных технологий.
Письмо Минцифры России от 27.08.2025 № ММ-П10-82860
МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РФ
ПИСЬМО
от 27 августа 2025 года № ММ-П10-82860
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее Министерство), на основании рассмотрения запроса, в рамках своей компетенции сообщает следующее:
По вопросу цифровой платформы МАХ (далее — Платформа) сообщаем, что она разрабатывается в соответствии с пунктом 2 Федерального закона от 24.06.2025 г. № 156-ФЗ «О создании многофункционального сервиса обмена информацией и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: создание и функционирование многофункционального сервиса обмена информацией обеспечиваются определенной решением Правительства Российской Федерации организацией.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2025 г. № 1880-р «Об организации, обеспечивающей создание и функционирование многофункционального сервиса обмена информацией» создание и функционирование многофункционального сервиса обмена информацией обеспечиваются обществом с ограниченной ответственностью «Коммуникационная платформа», обладающим исключительным правом на программу для электронных вычислительных машин информационной системы «Цифровая платформа МАХ», которая обеспечивает функционирование многофункционального сервиса обмена информацией.
Использование функционала МАХ является полностью добровольным. Цель данного мессенджера — обеспечить удобство коммуникации и доступа к полезным сервисам.
По вопросу обработки персональных данных учащихся в информационно-коммуникационной платформе «Сферум» (далее — ИКОП «Сферум») сообщаем, что, в соответствии с пунктом 3.1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2022 № 1241 «О федеральной государственной информационной системе «Моя школа» и внесении изменения в подпункт «а» пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме», информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» предоставлена безвозмездно, на добровольной основе обществом с ограниченной ответственностью «Компания ВК», при этом правообладателем данного программного обеспечения является общество с ограниченной ответственностью «ВК», зарегистрированное в Российской Федерации.
Вместе с тем отмечаем, что Минцифры России не осуществляет функции оператора ИКОП «Сферум». За подробной информацией по вопросам, связанным с функциональностью ИКОП «Сферум», включая вопросы обработки и хранения персональных данных, можно обратиться по электронной почте: info@sferum.ru.
С пользовательским соглашением ИКОП «Сферум» можно ознакомиться по ссылке: littps://sferum.ru/static/sferum_terms_of_use.pdf.
В отношении права руководителя образовательной организации или работодателя принуждать сотрудника, родителя (законного представителя) или ученика к регистрации в ИКОП «Сферум» разъясняем следующее. Обязательная регистрация в ИКОП «Сферум» не предусмотрена законодательством Российской Федерации. Решение об использовании указанного информационного ресурса принимается обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) самостоятельно.
Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с частями 1, 2 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ), образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом, по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. При этом требования об обязательном использовании ИКОП «Сферум» в образовательном процессе в законодательстве Российской Федерации не предусмотрены, однако его применение может быть закреплено локальными нормативными актами образовательной организации, а также условиями трудового договора, заключенного между работником и работодателем.
Касательно получения информации об образовательном процессе учеником или родителем в случае отказа от регистрации в ИКОП «Сферум» в образовательных целях сообщаем, что, в соответствии с пунктом 10 статьи 28 Закона № 273-ФЗ, обязанностью образовательной организации является осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. В какой именно обязательной форме должен вестись учет (электронной или бумажной), Закон № 273-ФЗ не предписывает, но и не обязывает по каждому из учеников вести одновременно и электронный, и бумажный учет успеваемости и информирования об образовательном процессе. Следовательно, в отношении тех учеников, чьи родители подали заявление на ведение учета успеваемости в электронном виде, учитель обязан вести электронный журнал и дневник, а в отношении тех учеников, чьи родители не подали или отозвали заявление на ведение учета в электронном формате, учитель обязан вести бумажный журнал и дневник.
Дополнительные разъяснения в части обязательности применения платформ МАХ и «Сферум» образовательными учреждениями или в рамках трудовой деятельности даны Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в рамках их компетенции.
Приложение:
- письмо Минтруда на 2-х л.
- письмо Минпросвещения на 5 л.
- письмо Минобрнауки на 2-х л.
Советник Министра цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации
М.В. Мезенцева
Письмо Минтруда России от 25.08.2025 № 24-0/10/В-14794
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 августа 2025 года № 24-0/10/В-14794
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрело обращение и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить к работнику дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, увольнение) (статья 192 ТК РФ).
Для реализации работником в полном объеме своих обязанностей работодатель обязан обеспечивать работников условиями труда, в том числе оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей (ст. 22 ТК РФ).
При этом работодатель не имеет права требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (статья 60 ТК РФ).
Согласно части 1 статьи 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (часть 2 статьи 3 ТК РФ).
За нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотрена административная ответственность на основании статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
А.В. Кожевников
Письмо Минпросвещения России от 22.08.2025 № 04-ЗГ-МП-67
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
ПИСЬМО
от 22 августа 2025 года № 04-ЗГ-МП-67
О рассмотрении обращения
В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации Департамент цифровой трансформации и приоритетных проектов Минпросвещения России (далее — Департамент) рассмотрел обращение по многофункциональному сервису обмена информацией и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 Федерального закона от 24 июня 2025 г. № 156-ФЗ «О создании многофункционального сервиса обмена информацией и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 156-ФЗ), в целях повышения доступности услуг и сервисов в различных сферах жизнедеятельности, создания комфортной и безопасной среды при использовании информационных технологий, обеспечения конфиденциальности передаваемой и получаемой информации создается многофункциональный сервис обмена информацией (далее — национальный мессенджер).
Пунктом 2 Закона № 156-ФЗ установлено, что создание и функционирование национального мессенджера обеспечивается определенной решением Правительства Российской Федерации организацией.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2025 г. № 1880-р определена организация, обладающая исключительным правом на программу для электронных вычислительных машин, которая обеспечивает функционирование национального мессенджера (далее — платформа национального мессенджера).
В соответствии с пунктом 3 Закона № 156-ФЗ при реализации функций национального мессенджера может осуществляться, в том числе организация взаимодействия участников образовательных отношений при реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ, в том числе с использованием региональных информационных систем в сфере общего образования, среднего профессионального образования и дополнительного образования детей и взрослых, федеральных информационных систем в системе образования, единой системы идентификации и аутентификации и федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Дополнительно Департамент сообщает, что статьей 28 Закона об образовании установлено, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам, что следует из части 2 статьи 28 Закона об образовании.
Таким образом, исходя из приведенных положений Закона об образовании, следует, что вопросы использования цифровых платформ и сервисов относятся к компетенции образовательной организации и регулируются локальными нормативными актами образовательной организации.
Департамент информирует, что цифровые платформы и сервисы не являются обязательными к использованию в образовательном процессе, так как выступают в качестве вспомогательных инструментов взаимодействия учителей и обучающихся.
Вместе с тем, Департамент подчеркивает, что отсутствие регистрации обучающегося на электронных платформах не является основанием для отказа в реализации права на образование.
По вопросу обработки персональных данных Департамент информирует, что в соответствии с положениями части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Федеральный закон № 152-ФЗ) обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Федеральным законом № 152-ФЗ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2022 г. № 1241 «О федеральной государственной информационной системе «Моя школа» и внесении изменения в подпункт «а» пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме» (далее — постановление №1241) разработана федеральная государственная информационная система «Моя школа» (далее — ФГИС «Моя школа»).
Пунктом 3.1 Постановления № 1241 определено, что Обществом с ограниченной ответственностью «Компания ВК» безвозмездно, на добровольной основе предоставлена информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» (далее — ИКОП «Сферум»), обеспечивающая эффективное взаимодействие и онлайн-коммуникации пользователей в рамках образовательного процесса.
Разработчиком и правообладателем ИКОП «Сферум» является российская компания — ООО «Компания ВК», которое входит в группу компаний VK. VK осуществляет свою операционную деятельность на территории Российской Федерации и действует в соответствии с российским законодательством.
Дополнительно Департамент сообщает, что ИКОП «Сферум» — это отечественный мессенджер, соответствующий требованиям законодательства. Разработка является полностью российской, данные хранятся на защищенных серверах на территории РФ.
ИКОП «Сферум» предоставляет максимальную пользовательскую безопасность: в нем постоянно технически совершенствуется защита аккаунтов и внедряются новые технологии безопасности. Данные учебных профилей недоступны остальным пользователям.
Дополнительно Департамент сообщает, что в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, является Роскомнадзор.
Вместе с тем, Департамент информирует, что в настоящее время осуществлена интеграция ИКОП «Сферум» в национальный мессенджер.
По вопросу организации образовательного процесса Департамент сообщает, что согласно пунктам 4, 5 части 3 статьи 44 Закона об образовании, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей, защищать их права и законные интересы.
Пунктом 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536, определено, что ведение учителями журнала и дневников обучающихся осуществляется в электронной (либо в бумажной) форме, порядок ведения которых должен быть установлен правилами внутреннего трудового распорядка.
В случае отказа родителей (законных представителей) от использования цифровых информационных ресурсов в обучении ребенка образовательный процесс может быть организован только с использованием традиционных средств обучения.
Вместе с тем, пунктом 2 части 4 статьи 44 Закона об образовании установлено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений.
По вопросу возрастного ограничения Департамент сообщает.
В соответствии с пользовательским соглашением платформы национального мессенджера (далее — Соглашение) пользователем является физическое лицо, зарегистрированное в соответствии с установленным в Соглашении порядком, достигшее возраста, допустимого в соответствии с законодательством Российской Федерации для акцепта условий Соглашения и обладающее необходимым для этого объемом дееспособности, которому предоставляется право на использование Сервиса в предусмотренных настоящим Соглашением пределах.
Одновременно Департамент обращает внимание, что магазины приложений устанавливают маркировку возраста для размещенных приложений самостоятельно.
Директор Департамента
А.В. Горобец
Письмо Минобрнауки России от 25.08.2025 № МН-6/2359
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 августа 2025 года № МН-6/2359
О направлении информации
Департамент информационной политики и комплексной безопасности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации рассмотрел письмо по вопросу использования многофункционального сервиса МАХ (далее — Сервис МАХ) и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 682 от 15 июня 2018 г Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов.
Вопросы, связанные с функциональными характеристиками и правовыми аспектами эксплуатации Сервиса МАХ, не относятся к компетенции Минобрнауки России.
В связи этим сообщаем об отсутствии запрашиваемой информации.
Директор Департамента информационной
политики и комплексной безопасности
