Промежуточная аттестация – 2023: как организовать и оформить результаты

Промежуточная аттестация – 2023: как организовать и оформить результаты

 

Надежда Княгинина, младший научный сотрудник Центра образовательного права Института образования НИУ ВШЭ
Анастасия Ветрова, эксперт Системы Завуч, специалист в сфере дистанционных образовательных технологий и компьютерной грамотности, педагогический стаж – более 6 лет
Минпросвещения скорректировало правила выставления «зачтено» вместо отметки.
Читайте в рекомендации, как организовать промежуточную аттестацию и подвести ее итоги. Эксперты Системы Завуч сделали акцент на том, как избежать спорных ситуаций с родителями и учениками из-за промежуточной аттестации. Также воспользуйтесь готовыми образцами документов: положением, графиком оценочных процедур, приказами, протоколом и аналитическими справками.
В рекомендации вы можете:
• взять готовое положение о текущем контроле и промежуточной аттестации или по контрольным точкам проверить свой локальный акт;
• посмотреть видеоинструкции, как составлять документы для промежуточной аттестации учеников;
• выбрать для каждого уровня образования подходящие формы аттестации по предметам;
• скачать график оценочных процедур, приказы о промежуточной аттестации, форму протокола, отчет и справки по итогам аттестации.
Как организовать промежуточную аттестацию
Законодательство дает школам право самостоятельно определять порядок, формы и сроки промежуточной аттестации (п. 10 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Основная сложность такой самостоятельности – это возможные претензии к процедуре у учеников и их родителей. Поэтому надо правильно зафиксировать порядок промежуточной аттестации, определить формы проведения процедуры и определить, какие оценочные средства будете использовать. Особое внимание стоит также уделить графику оценочных процедур и организационным моментам.
Проверьте локальный акт о промежуточной аттестации
Условия промежуточной аттестации школа фиксирует в локальном акте (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Порядок, периодичность и формы промежуточной аттестации прописывают в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Это обязательный документ в школе, поэтому проверьте, все ли вы в нем учли. Смотрите готовый образец положения. А также читайте ниже о пяти контрольных точках, по которым надо проверить положение.
Контрольная точка № 1. Сравните нормы о промежуточной аттестации в ООП и положении
В первую очередь посмотрите, чтобы положение не противоречило ООП уровня образования. Соответствие должно быть в формах проведения, сроках, критериях оценивания и организационных требованиях. Формы проведения промежуточной аттестации по предметам школа указывает в ООП на уровень образования – в учебных планах (ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Значит, никаких иных форм в положении о промежуточной аттестации не может быть. Идеальный вариант – не указывать конкретные формы в локальном акте, так как школа может изменить формы аттестации в учебных планах. Лучше использовать формулировку «Промежуточная аттестация обучающихся проводится в формах, определенных учебным планом…».
Сроки промежуточной аттестации школа обязана указать в календарном учебном графике, который входит в ООП. Это требование ФГОС (п. 32.3 ФГОС НОО – 2021, п. 33.3 ФГОС ООО – 2021, п. 19.10.1 ФГОС НОО, п. 18.3.1.1 ФГОС ООО, п. 18.1.3 ФГОС СОО). Так как сроки могут меняться каждый год, то в положении конкретные сроки указывать не нужно. Достаточно вписать, что промежуточная аттестация проходит в сроки, которые зафиксировали в КУГ.
В положении школа может закрепить периодичность промежуточной аттестации. Обычно промежуточную аттестацию проводят раз в год. Но школа может проводить процедуру чаще. Например, в конце каждого учебного периода: четверти, триместра или полугодия.
Контрольная точка № 2. Убедитесь, что обновили положение под требования ФГОС-2021
Второй момент – это соответствие новым ФГОС. Например, если в первом разделе, который традиционно называется «Общие положения», перечисляете реквизиты нормативных актов, добавьте новые ФГОС НОО и ООО. Их утвердили приказами Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и № 287.
Порядок выведения годовой отметки по математике и истории также должен быть зафиксирован в положении о промежуточной аттестации. В локальном акте должно быть указано, что достижение учениками планируемых результатов освоения ООП ООО по математике определяется в рамках ГИА, которая включает результаты освоения рабочих программ учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Это связано с тем, что новый ФГОС ООО изменил подход к формированию предмета «Математика». Теперь в его состав входят курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Подобные изменения коснулись и предмета «История». Он включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». Воспользуйтесь готовыми формулировками.
Пример
Определение итоговой отметки за 9-й класс по математике и истории
<…>
3.13. Годовые отметки по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, определяются как среднее арифметическое четвертных отметок и отметки по результатам годовой письменной работы, выставляются всем обучающимся школы в журнал успеваемости целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
3.14. Годовая отметка по учебному предмету «Математика» за последний год освоения ООП ООО (за 9-й класс) определяется как среднее арифметическое годовых отметок за учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» и выставляется всем обучающимся в журнал успеваемости целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
3.15. Годовая отметка по учебному предмету «История» за последний год освоения ООП ООО (за 9-й класс) определяется как среднее арифметическое годовых отметок за учебные курсы «История России» и «Всеобщая история» и выставляется всем обучающимся в журнал успеваемости целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
<…>
Контрольная точка № 3. Оцените, есть ли в положении особенности промежуточной аттестации детей с ОВЗ, учеников на надомном обучении и экстернов
Так как промежуточную аттестацию обязаны проходить все ученики школы, проверьте, для всех ли категорий учеников прописаны условия промежуточной аттестации. Например, для детей с ОВЗ, учеников на надомном обучении и экстернов.
Условия для промежуточной аттестации учеников с ОВЗ также укажите в общем положении о промежуточной аттестации. Отдельный локальный акт по аттестации детей с ОВЗ составлять не нужно. Спецусловия должны учитывать особые образовательные потребности таких детей. Подобные нормы должны быть в системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП (п. 31.3 ФГОС ООО – 2021). Скопируйте условия из программы и детализируйте при необходимости. Воспользуйтесь готовыми формулировками.
Пример
Условия промежуточной аттестации учеников с ОВЗ
<…>
2.9. Освоение адаптированной основной образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), сопровождается промежуточной аттестацией обучающегося, проводимой в формах, определенных учебным планом, в том числе с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
2.10. Формы промежуточной и итоговой аттестации, в том числе текущего контроля успеваемости, устанавливаются с учетом психофизиологического состояния обучающегося. Форма контроля должна отражать, насколько достигнута цель обучения на каждом занятии. Не допускается завышение оценок обучающимся во избежание формирования ложных представлений о результатах обучения.
<…>
Также локальный акт должен содержать особенности аттестации школьников, которые учатся на дому. Промежуточную аттестацию можно проводить в общем порядке или предусмотреть специальные формы в зависимости от заболевания ребенка. Тогда в положении нужно сослаться на ООП. Формы промежуточной аттестации надомника следует указать в учебном плане, а сроки – в календарном учебном графике.
Пример
Особенности промежуточной аттестации детей с надомным обучением
<…>
8.1. Освоение основной образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающегося, проводимой в формах, определенных учебным планом.
8.2. Формы промежуточной и итоговой аттестации, в том числе текущего контроля успеваемости, устанавливаются с учетом психофизиологического состояния обучающегося. Форма контроля должна отражать, насколько достигнута цель обучения на каждом занятии. Не допускается завышение оценок обучающимся во избежание формирования ложных представлений о результатах обучения.
8.3. Если обучающийся временно обучался в другой образовательной организации или образовательном подразделении медицинской организации, то для зачета образовательных результатов должен представить справку об обучении, выданную организацией, проводившей обучение. Зачет результатов проводится по учебным предметам, которые указаны в справке об обучении.
<…>
В школу в любой момент могут прибыть экстерны, в том числе дети, которые получают образование в семейной форме. Школа не вправе отказать в их зачислении, а также обязана организовать для них промежуточную и итоговую аттестации. Поэтому школе нужно предусмотреть порядок аттестации в локальном акте. Подробнее об аттестации ученика на семейной форме обучения читайте в рекомендации.
Регламентируйте порядок аттестации для экстернов в положении о промежуточной аттестации в отдельном разделе. В нем укажите, как школа будет проводить промежуточную аттестацию экстернов, какие документы оформит и как допустит ученика до ГИА.
Пример
Фрагмент раздела об экстернах
<…>
9. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ
АТТЕСТАЦИЯ ЭКСТЕРНОВ
9.1. Лица, осваивающие основную общеобразовательную программу соответствующего уровня общего образования в форме самообразования, семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в школе.
9.2. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе выбрать школу для прохождения аттестации на один учебный год, на весь период получения общего образования либо на период прохождения конкретной аттестации.
9.3. Экстерны при прохождении промежуточной и государственной итоговой аттестации пользуются академическими правами обучающихся.
9.4. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации экстерном, а также порядок возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений с экстернами устанавливается локальными нормативными актами школы.
9.5. Школа утверждает график прохождения промежуточной аттестации экстерном, который предварительно согласует с экстерном или его родителями (законными представителями). Промежуточная аттестации экстернов проводится по не более чем одному учебному предмету (курсу) в день.
9.6. Промежуточная аттестация экстерна осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы, в формах, определенных учебным планом, и в сроки, утвержденные календарным учебным графиком.
9.7. До начала промежуточной аттестации экстерн может получить консультацию по вопросам, касающимся аттестации, в пределах двух академических часов в соответствии с графиком, утвержденным приказом о зачислении экстерна.
9.8. Экстерн имеет право на зачет результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом школы.
9.9. Результаты промежуточной аттестации экстернов фиксируются педагогическими работниками в протоколах, которые хранятся в личном деле экстерна вместе с письменными работами.
<…>
Контрольная точка № 4. Проверьте, как в положении зафиксировали безотметочную форму аттестации
Предусмотрите в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации безотметочную форму по музыке и ИЗО (п. 5.3 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546). Это позволит вписать в аттестат по этим предметам «зачтено» или «не зачтено» вместо оценки. По физкультуре предусмотрите возможность выставлять «зачтено», только если ученик относится к специальной медицинской группе. Всем остальным придется выставлять отметку в баллах. Отдельный локальный акт составлять не нужно.
Внимание
Минпросвещения скорректировало правила выставления «зачтено».
Оставили возможность для ИЗО и музыки. А по физкультуре разрешили выставлять «зачтено», только если ученик относится к специальной медицинской группе (приказ Минпросвещения от 01.04.2022 № 196). Всем остальным придется выставлять отметку в баллах. Правило действует с 1 сентября 2022 года.
Например, зафиксируйте в положении, что в начале изучения ИЗО и музыки учителя оценивают детей по балльной системе, а в последний год – по системе «зачтено»/«не зачтено». Годовую отметку по предмету также предложите выставлять по системе «зачтено»/«не зачтено». По аналогии распишите безотметочную форму по физкультуре для учеников, которые занимаются в спецгруппе. Ниже смотрите пример формулировки.
Пример
Формулировка про безотметочную систему в положении
<…>
3.12. Промежуточная аттестация по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка» и «Физическая культура» осуществляется в безотметочной форме (зачетная система):
• со 2-го класса по 7-й класс по предмету «Изобразительное искусство»;
• со 2-го класса по 8-й класс по предмету «Музыка»;
• со 2-го класса по 11-й класс по предмету «Физическая культура» для обучающихся, относящихся к специальной медицинской группе для занятия физической культурой.
Годовая отметка по учебным предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка» за последний год обучения определяется как «зачтено» или «не зачтено». Для обучающихся, относящихся к специальной медицинской группе для занятий по физической культуре, годовая отметка по учебному предмету «Физическая культура» определяется как «зачтено» или «не зачтено».
<…>
Видеоинструкция, как предусмотреть в локальном акте безотметочную форму аттестации по физкультуре, музыке и ИЗО
Контрольная точка № 5. Убедитесь, что предусмотрели промежуточную аттестацию для внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть ООП. Освоение ООП сопровождается промежуточной аттестацией учеников (ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому пропишите особенности промежуточной аттестации по курсам внеурочной деятельности.
Используйте для промежуточной аттестации по итогам внеурочной деятельности школьников формы, отличные от форм аттестации по учебным предметам, дисциплинам образовательной программы. Например, для мониторинга и учета достижений можно применять психолого-педагогический инструментарий. Также можно использовать анализ портфолио учеников, в том числе в электронной форме.
Ситуация
Надо ли составлять отдельно положение о текущем контроле и промежуточной аттестации при дистанционном обучении
Нет, не надо.
Если предусмотрели отдельные правила для текущего контроля и промежуточной аттестации при дистанционном обучении, закрепите их в общем локальном акте – положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Можете включить правила в локальный акт, который регулирует дистанционное обучение, например в положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Тогда сделайте на него отсылку в общем положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Иначе проверяющие органы могут вынести предписание.
Ситуация
Нужно ли разрабатывать план подготовки учеников к промежуточной аттестации
План подготовки учеников к промежуточной аттестации составлять не нужно.
Промежуточная аттестация – это подтверждение освоения отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы. Поэтому отдельный план подготовки к такой аттестации разрабатывать не нужно.
Ситуация
Можно ли перенести промежуточную аттестацию
Зависит от того, что написали в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Школа может перенести срок промежуточной аттестации для учеников, если такой пункт закреплен в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Если такого пункта нет, то и перенести промежуточную аттестацию нельзя.
Ситуация
Что делать, если ученик не может присутствовать на промежуточной аттестации по уважительной причине
Если ученик не может присутствовать на промежуточной аттестации по уважительной причине, то дайте ему возможность написать контрольную работу в другое время или выполнить ее дистанционно. Это может быть как досрочная промежуточная аттестация, так и перенос срока на более позднее время.
Чтобы понять, какие причины пропуска промежуточной аттестации считать уважительными, ориентируйтесь на документы, которые регламентируют ГИА. Например, в Порядке проведения ГИА-9 к уважительным причинам относят болезнь и иные обстоятельства, подтвержденные документально. Документы должны исходить от официальных организаций, иметь печать организации и подпись ее руководителя. Школа сама определяет, нужно ли вносить перечень уважительных причин в локальный акт о промежуточной аттестации.
Пример
Уважительные причины, чтобы перенести промежуточную аттестацию
Уважительная причина для досрочной промежуточной аттестации
Ученик участвует в заключительном этапе ВсОШ в сроки промежуточной аттестации, которые вы зафиксировали в ООП. У школьника есть документ, который подтверждает отсутствие.
Уважительная причина для переноса сроков промежуточной аттестации на более позднее время
Ученик по состоянию здоровья не смог принять участие в промежуточной аттестации. У него есть справка, которая подтверждает болезнь.
Перенос даты промежуточной аттестации оформите приказом, в котором укажите основание для переноса даты в отношении конкретного ученика. Образец такого приказа смотрите ниже.
Определите формы промежуточной аттестации
Школа может использовать различные формы промежуточной аттестации: письменные и устные, педагогическое наблюдение, экспертизу и учет текущих достижений. Вы можете выбрать для одних и тех же предметов разные формы проведения промежуточной аттестации. Например, по литературе можно использовать как письменные, так и устные формы. При этом одни и те же формы промежуточной аттестации можно определить для разных учебных предметов. Например, устную форму использовать по истории и географии.
Формы промежуточной аттестации пропишите в учебном плане ООП каждого из уровней общего образования (ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Единого образца оформления нет, поэтому рекомендуем прописать формы промежуточной аттестации в сетке часов учебного плана или в пояснительной записке к плану. Подробнее о том, как зафиксировать формы промежуточной аттестации в учебном плане, читайте в рекомендации.
В справочниках смотрите оптимальные формы промежуточной аттестации для каждого уровня образования по разным предметам.
Формы промежуточной аттестации для учебного плана в ООП НОО Формы промежуточной аттестации для учебного плана в ООП ООО Формы промежуточной аттестации для учебного плана в ООП СОО

Письменные формы
Ученик выполняет задания и записывает ответы на бумаге или в электронном виде. Такая форма будет удобной для всех учебных предметов, кроме физкультуры, ИЗО и технологии. Для этих дисциплин лучше использовать экспертизу или учет достижений школьников. Примеры промежуточной аттестации в письменной форме: диктант, контрольная работа, тест, задания на основе анализа текста.
Устные формы
Школьник отвечает устно. Такую форму промежуточной аттестации можно использовать для большинства предметов учебного плана, например истории, обществознания, литературы. Примеры промежуточной аттестации в устной форме: чтение наизусть, пересказ текста с элементами анализа, сообщение, доклад, презентация, публичное выступление, собеседование, экзамен.
Педагогическое наблюдение
Применяют, когда ученик решает ситуационные задачи, кейсы; участвует в групповом проекте, мероприятии, моделируемой ситуации. Педагогическое наблюдение можно использовать, чтобы контролировать сформированность у младших школьников универсальных учебных действий, например коммуникативных. Такая форма оптимально подходит для промежуточной аттестации в начальных классах. Еще так можно контролировать освоение рабочих программ по курсам внеурочной деятельности.
Чтобы воспользоваться этим методом, заранее продумайте критерии и подготовьте листы наблюдения. Например, используйте лист наблюдения за сформированностью коммуникативных УУД у младших школьников. Определите оценочные шкалы, которые будете использовать, чтобы обрабатывать результаты.
Экспертиза
Эту форму используют, когда оценивают практические продукты учебной деятельности школьника. Например, роботизированную конструкцию, модель архитектурного решения, медиапродукт, наглядное пособие, сценарный проект мероприятия и пр. Прежде чем использовать экспертизу, продумайте критерии экспертной оценки и подготовьте шаблоны экспертного заключения. Определите оценочные шкалы, чтобы обработать итоги.
Учет достижений школьников
Если вы хотите дать возможность получить отметку за промежуточную аттестацию автоматически, предусмотрите в учебном плане форму проведения промежуточной аттестации «учет достижений обучающихся». Освобождать учеников от промежуточной аттестации нельзя, так как это нарушает их право освоить ООП. Определите категории учеников, к которым будете применять эту форму, и составьте перечень засчитываемых достижений. Например, учитывайте в качестве промежуточной аттестации оценки за диагностические работы, результаты олимпиад или конкурсов. Такую промежуточную аттестацию можно провести в форме зачета.
Пример
Учет текущих достижений
Ученик выиграл региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Такому ученику промежуточную аттестацию можно провести в форме зачета, то есть выставить отметку по литературе и не привлекать ребенка ни к каким видам контрольных работ.
Ситуация
Имеют ли право ученики с ОВЗ на особые формы проведения промежуточной аттестации
Если предусматриваете отдельные формы промежуточной аттестации для учеников с ОВЗ, то закрепите это в локальном акте (п. 2.9.9 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ). Учтите, что система оценки результатов освоения АООП должна базироваться на приоритете динамики индивидуальных достижений ученика.
Пример
Формулировка о спецусловиях для детей с ОВЗ в положении о промежуточной аттестации
4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧЕНИКОВ С ОВЗ
4.1. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ОВЗ включают:
• особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ;
• привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
• присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
• адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ: 1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3) в дополнение к письменной инструкции к заданию при необходимости она прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
• при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению, картинный план и др.);
• при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
• увеличение времени на выполнение заданий;
• возможность организации короткого перерыва (10–15 минут) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.
4.2. Освоение адаптированной основной образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), сопровождается промежуточной аттестацией обучающегося, проводимой в формах, определенных учебным планом, в том числе с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
4.3. Формы промежуточной и итоговой аттестации, в том числе текущего контроля успеваемости, устанавливаются с учетом психофизиологического состояния обучающегося. Форма контроля должна отражать, насколько достигнута цель обучения на каждом занятии. Не допускается завышение оценок обучающимся во избежание формирования ложных представлений о результатах обучения.
Также особенности проведения промежуточной аттестации могут быть установлены в адаптированной образовательной программе, которую готовит и утверждает школа.
Подберите оценочные материалы
Включите в ООП оценочные материалы, которые будут использоваться на промежуточной аттестации. Их должны разработать педагоги школы (п. 21 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Оформить оценочные материалы в ООП можно тремя способами. Первый – разместить оценочные материалы в целевом разделе ООП в компоненте «Система оценки достижения планируемых результатов…». Второй – оформить оценочные материалы в приложении к ООП. Третий – разместить оценочные материалы в организационном разделе ООП. При этом оценочные материалы для уровня ООО по ФГОС второго поколения нужно размещать только в организационном разделе ООП (п. 14 ФГОС ООО). А в новых ФГОС НОО и ООО нет четких указаний, где необходимо разместить оценочные материалы.
При этом оценочные материалы должны соответствовать ФГОС. Например, по новому ФГОС ООО вы не можете включать в содержание текущей и промежуточной аттестации по литературе проверку знания теоретико-литературных понятий. На ГИА эти знания также проверять не будут (подп. 3 п. 45.1.2 ФГОС ООО – 2021). На промежуточной аттестации по предмету «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации» нельзя проверять знание понятий лингвистики.
Варианты оценочных материалов учитель может подготовить самостоятельно или адаптировать материалы, которые есть на сайтах центров оценки качества и ФИПИ. Оценочные материалы входят в фонд оценочных средств. Как его формировать, читайте в рекомендации.
Отразите расписание промежуточной аттестации в графике оценочных процедур
Так как промежуточная аттестация – это внутришкольная оценочная процедура, конкретные даты работ зафиксируйте в графике оценочных процедур. Это позволит избежать дублирования работ и снизить нагрузку на учеников. Например, вы можете запланировать промежуточную аттестацию в те же сроки, в которые будет проходить контрольная работа по предмету. Тогда вам не придется менять расписание уроков.
В течение учебного дня планируйте не более одной контрольной работы. Проводите их на 2–4-м уроках. Не проводите контрольные работы по понедельникам и в первые недели учебного периода.
Распределите работы по промежуточной аттестации с учетом периодов и сроков. Предположим, вы проводите промежуточную аттестацию один раз в конце учебного года. Сроки для проведения аттестации в календарном учебном графике запланировали на апрель. Значит, и конкретные даты для проведения работ по промежуточной аттестации планируйте на апрель.
Зафиксируйте в приказе дополнительные организационные моменты
Школа не обязана издавать приказ о проведении промежуточной аттестации, поскольку сроки и формы уже установлены календарным учебным графиком и учебным планом. Однако школа может издать такой приказ, чтобы отразить организационные моменты. Например, к какому сроку подготовить КИМ для промежуточной аттестации, расписание консультаций.
Конкретные даты промежуточной аттестации можете отразить не только в графике оценочных процедур, но и отдельно. Подобный график промежуточной аттестации оформите приложением к приказу. Так будет проще уведомить о сроках аттестации учеников и их родителей. Оформить график можно в виде расписания. Укажите внутри: класс, предмет, форму и дату проведения, кабинет.

Как провести промежуточную аттестацию
Промежуточная аттестация обязательна для всех школьников (ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому в 2022/23 учебном году промежуточную аттестацию школа должна проводить во всех классах, в том числе и в первых. Однако с 2023/24 учебного года, когда школы внедрят ФОП, промежуточную аттестацию не надо будет проводить в 1-х классах. По ФОП промежуточная аттестация должна быть со 2-го класса (п. 19.40 ФОП НОО).
Особенность промежуточной аттестации для 1-х классов – нельзя проводить балльное оценивание (п. 24 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). Поэтому используйте формы, которые не предполагают выставления отметок. Например, встроенное педагогическое наблюдение, условные шкалы, листы индивидуальных достижений и др. (письмо Минобрнауки от 03.06.2003 № 13-51-120/13). А с 2023/24 не проводите промежуточную аттестацию в 1-м классе, чтобы не нарушать ФОП НОО.
Особенностей промежуточной аттестации для учеников 9-х и 11-х классов нет. Поэтому проводите промежуточную аттестацию выпускников в порядке, который закрепили в локальном акте школы. Промежуточную аттестацию для 9-х и 11-х классов нужно провести до начала ГИА. На основании промежуточной аттестации ученики выпускных классов получают допуск к экзаменам.
Для остальных школьников положительные результаты промежуточной аттестации – основание для перевода в следующий класс. Используйте алгоритмы ниже для переводных и выпускных классов.
Алгоритм промежуточной аттестации для 9-х и 11-х классов Алгоритм промежуточной аттестации для переводных классов

Ситуация
Нарушает ли школа закон, если не проводит промежуточную аттестацию в 1-х классах
Да, в 2022/23 учебном году это нарушение. Промежуточная аттестация обязательна для всех школьников, в том числе и для учеников 1-х классов (ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом нельзя проводить балльное оценивание первоклассников (п. 24 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115).
С 2023/24 учебного года школы перейдут на ФОП. По ФОП НОО промежуточная аттестация будет со 2-го класса. То есть 1-м классе не надо будет проводить промежуточную аттестацию.
Ситуация
Можно ли не допустить ученика к промежуточной аттестации
Нет, нельзя.
Пройти промежуточную аттестацию – право ученика, которое гарантирует законодательство. Поэтому ни формального, ни документального допуска к ней быть не должно. Например, нельзя проводить педсовет по допуску к промежуточной аттестации.
Отрицательные результаты текущего контроля успеваемости – не основание не допускать ученика к промежуточной аттестации. Поэтому проверьте положение о текущем контроле и промежуточной аттестации вашей школы. В локальном акте не должно быть пункта о допуске. Если в локальном акте школы пункт о допуске есть, положение нужно отредактировать и утвердить заново.
Ситуация
Как проводить промежуточную аттестацию при дистанционном обучении
Проводите промежуточную аттестацию в полном объеме как отдельную процедуру. Вы можете оставить прежние формы промежуточной аттестации. Если есть необходимость поменять формы, то нужно внести изменения в ООП в части учебного плана.
Не менять формы промежуточной аттестации. Проводите промежуточную аттестацию в той форме, в которой и планировали, но с поправкой на дистанционное обучение. Например, если запланировали сочинение, то попросите учеников включить «VK Звонки» и всех писать работу в режиме реального времени. Если потребуется, то поручите педагогам-предметникам скорректировать материалы для промежуточной аттестации под дистанционный формат.
Совет
Вы можете зачесть индивидуальные достижения ученика в качестве промежуточной аттестации, если такая форма прописана в положении о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации
Например, ученик выиграл региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Такому ученику промежуточную аттестацию можно провести в форме зачета, то есть выставить отметку по литературе и не привлекать ребенка ни к каким видам контрольных работ.
Пересмотреть формы промежуточной аттестации. Поручите педагогам пересмотреть и упростить формы, в которых они планируют проводить промежуточную аттестацию. Например, вместо диагностической работы можно выбрать тестирование. Если педагоги меняют формы промежуточной аттестации, то им придется в сжатые сроки подготовить новые оценочные материалы.
Чтобы заменить формы промежуточной аттестации и оценочные материалы, нужно внести изменения в ООП уровня образования и утвердить их в том порядке, который прописан в уставе вашей школы.
Как зафиксировать результаты аттестации
Результаты промежуточной аттестации фиксируйте, как установили в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Проще использовать пятибалльную оценочную шкалу, так как она позволяет единообразно фиксировать и обрабатывать результаты промежуточной аттестации, сводить их и включать в отчет о самообследовании.
Другие оценочные шкалы обычно применяют, если школа использует результаты внешней оценки. Например, школа решила использовать результаты ВПР в качестве промежуточной аттестации. Чтобы в такой ситуации оценить учеников, школа использует первичные баллы, которые ученик получил за работу. Однако в таком случае школа все равно переводит в привычную пятибалльную оценочную шкалу, чтобы выставить отметки в журнал. Шкалу перевода разработчики ВПР описывают в спецификации к КИМ по каждому предмету.
Пример
Перевод внешней оценки
Региональный центр оценки качества образования провел метапредметную диагностику и передал школе результаты в 100-балльной процентной шкале. Если школа планирует встроить эти результаты во ВСОКО, то может перевести 100-балльную шкалу в пятибалльную:
«5» – 100–85 баллов;
«4» – 84–65 баллов;
«3» – 64–50 баллов;
«2» – 49–0 баллов.
Оформите результаты промежуточной аттестации так, как это установлено локальным актом школы. Обычно готовят протокол. Педагоги зафиксируют все результаты в протоколе, в том числе и неудовлетворительные. Укажут в протоколе учеников, которые пропустили промежуточную аттестацию.
Промежуточная аттестация проводится как самостоятельная процедура. Поэтому учитель делает запись в классном журнале с обязательным указанием формы проведения. Результаты по учебному предмету педагог выставляет в отдельный столбец на странице предмета. Отметки по результатам промежуточной аттестации учителя фиксируют так, как устанавливает положение о текущем контроле и промежуточной аттестации.
Пример
Запись о промежуточной аттестации в классном журнале
24.04 Промежуточная аттестация. Контрольный диктант с грамматическим заданием за курс 5-го класса без д/з
Ситуация
Как отметка за промежуточную аттестацию влияет на итоговую отметку
Отметка за промежуточную аттестацию влияет на годовую, а не итоговую отметку ученика. Термин «итоговая отметка» в законодательстве употребляют, когда имеют в виду выставление отметок в аттестат за 9-й и 11-й классы. Правила выставления итоговых отметок определяет Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов. Исходя из этого отметка за промежуточную аттестацию повлияет именно на отметку школьника за учебный период. Например, на отметку за учебный год.
Итоговая отметка – это среднее арифметическое годовой отметки и экзаменационной отметки для 9-х классов (подп. «б» п. 5.3 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546). Для 11-х классов итоговую отметку считают как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок за каждый год обучения по образовательной программе СОО (подп. «б» п. 5.3 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546).
Промежуточная аттестация отразится именно на годовой отметке ученика. Если он провалил промежуточную аттестацию, но имеет положительные результаты по итогам учебных периодов, то положительную отметку за год ему выставить нельзя. Это противоречит части 2 статьи 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Пример
Как выставлять годовую отметку
Как правильно выставлять годовую отметку
У ученика Вити из 7-го класса среднее арифметическое по итогам учебных периодов выходит «3» по истории. Отметка за промежуточную аттестацию у него «2». Учитель ставит ученику Вите годовую отметку «2».
Как нельзя выставлять годовую отметку
У ученика Пети из 7-го класса среднее арифметическое по итогам учебных периодов выходит «3» по русскому языку. Отметка за промежуточную аттестацию у него «2». Однако учитель игнорирует результат промежуточной аттестации и ставит ученику годовую отметку «3». Так делать нельзя (ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Ситуация
Как оценить результаты проектной деятельности
В начальной школе предложите учителям на уроках встроить оценку результатов проекта в текущий формирующий контроль. Включите в положение о порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации пункт о том, как выставить пятибалльную отметку за проект, или пропишите другие формы оценки, например зачет/незачет. Если проект ученик выполнил на внеурочных занятиях, то оцените проект с помощью диплома или грамоты.
В основной школе ученики готовят проекты на курсах по выбору или на регулярных курсах внеурочной деятельности. И в том и в другом случае школа проводит текущий контроль и промежуточную аттестацию. Результаты оценки учителя фиксируют в журнале, в который записывают занятия курса. Можно использовать пятибалльные отметки или другие виды отметок, например зачет/незачет. Однако учитывайте порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов. На уровне ООО индивидуальный проект в аттестат вписывать не нужно. Исключение, если указали индивидуальный проект в учебном плане как предмет или элективный курс, тогда вписывайте его в аттестат по общим правилам. Подробности читайте в рекомендации.
В средней школе включите курс «Индивидуальный проект» в учебный план. Проведите по этому курсу текущий контроль и промежуточную аттестацию. Итоговая отметка за индивидуальный проект фиксируется в документе об уровне образования установленного образца – аттестате о среднем общем образовании (п. 5.2 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546).
Как проанализировать результаты промежуточной аттестации
Чтобы подвести итоги промежуточной аттестации за четверть или учебный год, поручите руководителям ШМО составить отчеты о промежуточной аттестации. На основе отчетов подготовьте аналитическую справку. Когда проанализируете результаты промежуточной аттестации, подготовьте приказ об итогах.
Запросите отчет у руководителей ШМО
Поручите руководителям ШМО составить отчеты по итогам промежуточной аттестации. Отдавать эту работу педагогам теперь нельзя из-за снижения бумажной нагрузки (приказ Минпросвещения от 21.07.2022 № 582). Составить его можно на основе протоколов, которые заполняли педагоги при проверке работ. В отчете нужно отразить, как ученики усвоили материал учебного предмета за учебный период.
В отчете нужно указать, с какими заданиями ученики справились, а какие вызвали сложности, зафиксировать причины затруднений. Чтобы руководителям ШМО было проще подготовить информацию, предложите единую форму отчета. Вы можете разработать свою форму или использовать готовый образец ниже.
Оформите справку по итогам промежуточной аттестации
Составьте справку об итогах промежуточной аттестации на основе отчетов руководителей ШМО. Справка позволит зафиксировать результаты промежуточной аттестации. В зависимости от периода, за который вы хотите составить справку по итогам промежуточной аттестации, используйте образцы: за четверть, полугодие и учебный год.
Отразите в справке результаты освоения образовательной программы. Проанализируйте, какие классы наиболее успешно справились с промежуточной аттестацией. Укажите, кто из учеников с аттестацией не справился. Сравните показатели с предыдущим учебным периодом и проследите динамику. Выявите качество знаний по уровням образования. Зафиксируйте в справке выводы и рекомендации для педагогов.
Видеоинструкция, как оформить справку по итогам промежуточной аттестации за учебный период
Подготовьте приказ об итогах промежуточной аттестации
Когда составите справку, подготовьте приказ об итогах промежуточной аттестации. В нем зафиксируйте организационные моменты, например сроки педсовета по итогам аттестации.
Установите сроки, в которые учителя-предметники должны выставить оценки по промежуточной аттестации в классные журналы и дневники. Также зафиксируйте в приказе, что классные руководители должны уведомить родителей учеников, у которых образовалась академическая задолженность. Чтобы вам было проще подготовить приказ, используйте образец ниже.
Как организовать ликвидацию академической задолженности
Если есть школьники, которые не прошли промежуточную аттестацию хотя бы по одному предмету или не явились на нее без уважительных причин, у них возникает академическая задолженность. Перевести таких школьников в следующий класс можно только условно (ч. 8 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Ученик вправе ликвидировать академическую задолженность в пределах одного года с момента ее образования (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Например, если академическая задолженность образовалась 19 мая 2022 года, то ее ликвидация должна произойти до 19 мая 2023 года. Если в этот промежуток школьник заболел, то продлите срок на время болезни.
У ученика есть две попытки ликвидировать академическую задолженность. Первый раз он может сдать предмет учителю. Если ликвидировать задолженность с первого раза не удалось, назначьте пересдачу с комиссией.
Состав комиссии для ликвидации академической задолженности и сроки действия ее полномочий укажите в приказе. Обычно в состав комиссии входят педагоги школы, в которой учится ученик.

Подробнее о том, как организовать ликвидацию академической задолженности учеников в выпускных классах, читайте в рекомендации.
Когда задолженность ликвидирована, проведите малый педсовет по допуску к экзаменам или переводу учеников в следующий класс. По итогам педсовета подготовьте приказ, в котором закрепите решение такого педсовета и поручения для классного руководителя. Образец приказа смотрите ниже.
Ситуация
Что делать, если академическая задолженность образовалась у ученика 4-го класса
Ученики 4-х классов заканчивают обучение на уровне НОО и должны перейти на новый уровень образования, поэтому их нельзя перевести в следующий класс даже условно, пока они не ликвидируют академическую задолженность (ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Зафиксируйте в протоколе педсовета факт академической задолженности ученика и не включайте его в список переведенных в 5-й класс.
Предоставьте ребенку право ликвидировать задолженность не менее двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Определите сроки повторной промежуточной аттестации и создайте комиссию.
Не проводите повторную промежуточную аттестацию ученика летом. Иначе нарушите права ребенка на отдых (ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Если ученик прошел промежуточную аттестацию, внесите этот вопрос в повестку ближайшего педсовета. Предложите перевести ученика в 5-й класс. Решение утвердите приказом.
Ситуация
Что делать, если ученик не ликвидировал академическую задолженность
Если ученик не смог ликвидировать академическую задолженность, школа информирует родителей о последствиях. По усмотрению родителей школьник оставляется на повторное обучение, переводится на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК или на обучение по индивидуальному учебному плану (ч. 9 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Свое согласие родители должны дать в письменной форме. Если родители отказываются от принятия такого решения, школа имеет право обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних.
Ситуация
Влечет ли неудовлетворительная оценка за курс внеурочной деятельности академическую задолженность
Да, влечет.
По внеурочной деятельности промежуточная аттестация обязательна. Непрохождение промежуточной аттестации без уважительных причин повлечет образование академической задолженности у ученика (ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Ситуация
Надо ли разрабатывать локальный акт о ликвидации академической задолженности
Нет, не надо.
Ликвидация академической задолженности – составная часть промежуточной аттестации. Поэтому порядок ликвидации академической задолженности и организацию делопроизводства опишите в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации.
Укажите в локальном акте, какими правами обладает ученик, у которого образовалась академическая задолженность. Например, ученик имеет право на две попытки, чтобы ликвидировать академическую задолженность. Эту норму определяет Закон об образовании, поэтому продублируйте ее в положении (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Пропишите, какими правами обладает школьник. Например, ученик с академической задолженностью имеет право на консультации по пересдаваемому предмету, помощь педагога-психолога и других специалистов школы. Также школьник может получать информацию о работе комиссии по сдаче академической задолженности.
Зафиксируйте, как школа определяет сроки ликвидации академической задолженности. Обычно их определяет приказом директор школы. Сроки по ликвидации школа устанавливает самостоятельно.
Школа заинтересована, чтобы ученик ликвидировал академическую задолженность. Поэтому в локальном акте пропишите, что школа для этого делает. Например, создает условия для ликвидации академической задолженности учениками, контролирует своевременность ликвидации академической задолженности и др.
Школа должна создать комиссию, если ученик пересдает промежуточную аттестацию во второй раз. Поэтому в локальном акте укажите порядок формирования комиссии: по какому принципу формируется комиссия и кто в нее входит. Обычно состав комиссии утверждает директор школы приказом. В комиссию входят педагоги по тому предмету, по которому у ученика академическая задолженность.
Еще укажите, как предметная комиссия фиксирует свое решение. Обычно решение оформляют протоколом промежуточной аттестации.
Все документы по промежуточной аттестации
Возьмите готовые приказы для промежуточной аттестации. Образцы помогут организовать промежуточную аттестацию и подвести ее итоги.

Приказы о проведении промежуточной аттестации по четвертям
Когда понадобится: чтобы организовать промежуточную аттестацию за учебный период. Приказ не входит в число обязательных. Школа сама может решить, готовить его или нет

Приказ о проведении промежуточной аттестации за учебный год
Когда понадобится: чтобы организовать промежуточную аттестацию в конце учебного года. Приказ не входит в число обязательных. Школа сама может решить, готовить его или нет
Приказ об итогах промежуточной аттестации
Когда понадобится: чтобы закрепить сроки проведения педагогического совета по итогам промежуточной аттестации
Приказ об утверждении сроков ликвидации академической задолженности и создании комиссии
Когда понадобится: чтобы создать комиссию для второй попытки ликвидации академической задолженности и утвердить сроки аттестации
Приказ о переводе учеников 1–8-х, 10-х классов в следующий класс по результатам промежуточной аттестации
Когда понадобится: чтобы перевести учеников 1–8-х и 10-х классов в следующий класс по итогам промежуточной аттестации.
Приказ о приеме экстерна для прохождения промежуточной аттестации
Когда понадобится: чтобы принять ученика в школу для прохождения промежуточной аттестации