Использование интерактивных технологий и оборудования в обра-зовательном процессе в ОО

Использование интерактивных технологий и оборудования в образовательном процессе  в ОО

 

  1. Категория слушателей: педагогические работники образовательных учреждений, студенты выпускных групп, осваивающих педагогические специальности, имеющие базовый уровень ИКТ – компетенции.
  2. Цель освоения модуля: развитие информационно – коммуникационной компетентности педагогического работника как основы для решения предметно- методических и дидактических задач средствами интерактивных технологий.
  3. Форма обучения: очная л
  4. Освоение модуля предполагает достижение следующего(щих) уровня(ей) квалификации в соответствии с профессиональным стандартом: Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н
  5. Образовательные результаты:

Слушатель, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя:

  • ПК 1 Овладение технологией работы с программными комплексами интерактивных систем в соответствии с особенностями профессиональных запросов педагога;
  • ПК 2 Понимание методических и дидактических возможностей использования интерактивного оборудования в практике преподавания; воспитания;
  • ПК 3 Проектирование технологических карт занятия / урока с использованием интерактивного оборудования в соответствии с установленными требованиями.
  1. Результаты обучения:

В результате освоения модуля слушатель должен приобрести знания и умения, необходимые для качественного изменения перечисленных выше профессиональных компетенций.

 

 

Слушатель должен:

Знать:

– нормативно – правовое обеспечение образовательного процесса с использованием интерактивных технологий;

– психолого – педагогические требования, предъявляемые к методике организации работы с интерактивным оборудованием;

– программное обеспечение SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницей и интерактивными кубами;

– технику безопасности при использовании средств ИКТ в образовательном процессе.

Уметь:

– создавать и демонстрировать дидактические игры / фрагмент урока с использованием  SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы и интерактивных кубов;

– выполнять комплекс заданий с использованием документ – камеры.

Владеть:

– опытом организации образовательного процесса с использованием современных образовательных технологий.

7.Учебный план

№ п/п Наименование раздела[1] Всего, час Аудиторныезанятия СРС, час. Промежу-точнаяаттестация, час
из них
теоретические занятия (лекции) практические  занятия
1 2 3 4 5 6 7
1. Характеристика интерактивного оборудования и  программного обеспечения SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы и интерактивных кубов 10 2 6 2
2. Психолого – педагогические особенности использования интерактивного оборудования в образовательном процессе 4 2 2
3. Проектирование технологических карт и демонстрация фрагментов занятий  (уроков) с использованием интерактивного оборудования в соответствии с установленными требованиями 18 4 12 2
Промежуточная аттестация по модулю[2] 4 4
Всего: 36 8 18 6 4

8.Календарный учебный график

Наименование разделов (дисциплин, практик, стажировок, иных видов учебной деятельности)   Объем  нагрузки, ч. Учебные дни
1 день 2 день 3 день 4 день 5 день 6 день 7 день 8 день 9 день
Характеристика интерактивного оборудования и  программного обеспечения SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы, интерактивных кубов, документ камера 10                    
Психолого – педагогические особенности использования интерактивного оборудования в образовательном процессе 4                    
Проектирование технологических карт и демонстрация занятий  (уроков) с использованием интерактивного оборудования в соответствии с установленными требованиями 18                    
Промежуточная аттестация по модулю 4                    

 

  1. Организационно–педагогические условия

10.1  Материально-технические условия реализации программы

Вид ресурса[3] Характеристика ресурса и количество
Аудитория Кабинет с набором заявленного интерактивного оборудования, столами и стульями по количеству слушателей.
Оборудование и программное обеспечение Компьютеры по числу слушателей, интерактивная доска, проектор, документ камера, SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивная песочница,  интерактивные кубы.
Канцелярские товары Бумага А4
Другое

 

10.2. Кадровые ресурсы

Вид ресурса[4] Характеристика[5] ресурса и количество
Руководитель проекта/куратор Методист. Преподаватель, имеющий высшее образование по педагогической специальности и владеющий знаниями  информационно – коммуникационных технологий.
Разработчик контента Группа преподавателей с высшим образованием и опытом работы не менее 5 лет.
Лектор Преподаватель, имеющий высшее образование по педагогической специальности, владеющий навыками работы с интерактивным оборудованием

 

10.3. Учебно-методическое обеспечение программы[6]

1.Авдеева, С.М. Российская школа на пути к информационному обществу : проект «Информатизация системы образования» / С.М. Авдеева, А.Ю. Уваров // Вопр. образования. – 2005. – № 3. – С.33-53.

  1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П.Беспалько . – М., 2002. – 215 с.

3.Гаврилов, Н.А. Информационно-коммуникационная компетентность учителя основа информатизации образования / Н.А. Гаврилов, В.Т. Курдин, С.В. Шубин // Информатика и образование. – 2004. – № 12. – С. 139.

4.Галишникова, Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения : учитель / Е. М. Галишникова. – М., 2007. – 241 с.

5.Глинский, Б.А. Моделирование как метод научного познания / Б.А. Глинский. М. : Издво Моск. ун-та, 1965. – 248 с.

6.Горячев, А.В. О понятии Информационная грамотность: Информатика и образование / А.В. Горячев. – М., 2001. – 369 с.

7.Горбунова, JI.H. Освоение информационно-коммуникационных технологий педагогами в контексте ориентации на профессионально-личностное развитие М. 2010.

8.Гриншкун, В.В. Развитие интегративных подходов к созданию средств информатизации образования: дис. . д-ра пед. наук / В.В. Гриншкун. М., 2004. – 554 с.

9.Гук, О.Б. Методологические и методические условия и пути оптимизации образовательного процесса с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. (http://www.mhpi.ru/tutor/departments/natural/works/learningoptimization.htm.). 10.Дахин, А. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и  неопределенность / А. Дахин // Нар. образование. 2002. – № 2. – С.55-60.

  1. Калягин, И.Н. Новые информационные технологии и учебная техника / И.Н. Калягин. М.: Высшее образование в России, – 2003. – 289 с.

12.Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения: учеб.-метод. пособие / С.С.Кашлев. -2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, – 2013. – 224 с.

13.Клейман, Г.М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения: Пер. с англ. / Г.М. Клейман. – М. : Радио и связь, – 2004. – 347 с.

14.Левитес, Д. Г. Практика обучения: образовательные технологии / Д.Г. Левитес. – М., 2004. – 258 с.

15.Молоков, Ю. Г. Актуальные вопросы информатизации образования: Сборник научных трудов / Ю. Г. Молоков. – Новосибирск, 2002. – 376с.

16.Мясоед, Т. А. Интерактивные технологии обучения: Спец. семинар для учителей / Т. А. Мясоед. – М., 2004. – 346 с.

17.Новая школа: Пространство возможностей: материалы Центрально азиатской научно – практической конференции. – Бишкек, 2006. – 320 с.

18.Попова, Н. Е. Условия использования мультимедийных средств обучения в образовательном процессе: коллективная монография / Профессиональное образование: модернизационные аспекты. Т.4. – Ростов- на-Дону: Научное сотрудничество, 2014. – С. 204-229.

19.Попова, Н.Е., Рожкова, О.В. Подходы к использованию интерактивных технологий в дошкольных образовательных организациях: /Н.Е.Попова, О.В.Рожкова // Fundamentalis scientiam, Madrid, Spain – 2018. С.35-40.

20.Принципы обучения. Методы и средства обучения [Электронный ресурс] : http://kpip.kbsu.m(дата обращения: 28.02.2014).

21.Панфилова, А. П. Мозговые штурмы / А.П.Панфилова. – Спб.: Питер, 2005. – 316 с.

22.Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение /учебное пособие для студ. учреждений высш. Проф. образования / А.П.Панфилова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.

23.Пидкасистый, П. И. Искусство преподавания / П.И.Пидкасистый, М.Л.Портнов.- М.: Изд-во «Рос. пед. агентство», 2003. – 184 с.

24.Полат, Е.С. Новые педагогические технологии: пособие для учителей / Е.С. Полат. – М., 2002. – 44.

  1. Оценка качества освоения модуля

11.1 Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по модулю:

Наименование разделов учебного плана модуля

Тип контроля, форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен).

Технология или методы проведения оценочного мероприятия

Образовательные результаты и результаты обучения, на оценку которых направлено оценочное средство

1. Характеристика интерактивного оборудования и  программного обеспечения SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы и интерактивных кубов

Текущий контроль успеваемости

Выполнение практического задания

ПК 1

(З2, З3, З4).(У1, У2)

2. Психолого – педагогические особенности использования интерактивного оборудования в образовательном процессе

Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

ПК 2

(З1, З2)

3.Проектирование технологических карт занятий / уроков с использованием интерактивного оборудования в соответствии с установленными требованиями

Текущий контроль успеваемости

Выполнение практического задания: составление технологических карт.

ПК 1

ПК 2(З2, З3). (У1, У2)(В1)

Промежуточная аттестация по модулю[7]

Промежуточная аттестация, зачет

Выполнение практического задания (профессиональной деятельности)

Проектирование технологических карт и демонстрация занятий / уроков с использованием интерактивного оборудования в соответствии с установленными требованиями

ПК 1, ПК 2, ПК 3

11.2 Примеры оценочных материалов для разделов учебного модуля[8]:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Раздел I. Характеристика интерактивного оборудования и  программного обеспечения SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы и интерактивных кубов.

Методические рекомендации по выполнению практического задания.

Задание: Продемонстрировать технологию работы  с использованием  SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы,интерактивных кубов, документ камеры с соблюдением всех требований техники безопасности при использовании средств ИКТ.

В процессе выполнения практического задания обучающийся демонстрирует

знания:

– программное обеспечение SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы, интерактивных кубов, документ камеры.

– технику безопасности при использовании средств ИКТ в образовательном процессе.

Умения:

– разрабатывать и демонстрировать последовательность работы с SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницей и интерактивными кубами, документ камерой.

 

Вопросы и задания для входящего контроля:

Устно ответить  на вопросы:

  1. Определите санитарно – педагогические требования к организации работы с интерактивным оборудованием (к рабочему месту, к воздушной среде, к освещению, к офтальмотренажу);
  2. Проведите инструктаж по технике безопасности.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Раздел II. Психолого – педагогические особенности использования интерактивного оборудования в образовательном процессе.

В процессе выполнения контрольной работы обучающийся демонстрирует

знания:

– нормативно – правовое обеспечение образовательного процесса с использованием интерактивных технологий;

– психолого – педагогические требования, предъявляемые к методике организации работы с интерактивным оборудованием.

Задание:

I вариант.

1.Обоснуйте концептуальные и психологические аспекты применения интерактивного оборудования в работе с детьми.

2.Раскройте методику организации занятий с использованием интерактивного оборудования.

II вариант.

  1. Обоснуйте организационные, экономические, правовые аспекты использования интерактивного оборудования в работе с детьми.

2.Определите психолого – педагогические основы дидактических игр с использованием интерактивного оборудования.

 

Критерии оценки

– оценка «отлично» выставляется обучающемуся, обнаружившему всестороннее осознанное знание учебно-программного материала и проявившему умение формулировать материал аргументированно и точно;

– оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, знания и умения которого в основном соответствуют требованиям, но при этом слушатель допускает отдельные неточности при ответе на один из вопросов, затрудняется аргументировать свои ответы, недостаточно самостоятелен в высказывании личных суждений;

– оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшего обучения и предстоящей работы по профессии, но допускающему неточности при ответе на два вопроса, проявившему недостаточно  осознанное усвоение материала.

– оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, при этом он обнаруживает незнание большей части изученного по разделу материала.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Раздел I. Проектирование технологических карт и демонстрация фрагментов занятий  (уроков) с использованием интерактивного оборудования в соответствии с установленными требованиями.

Задание: Разработать технологическую карту занятия (урока) с использованием интерактивного оборудования в соответствии с установленными требованиями, продемонстрировать фрагмент занятия (урока).

Требования к составлению технологической карты.

Технологическая карта урока — это графическое отображение, план проведения занятия (урока), в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития  занятия.

В технологической карте описывается процесс деятельности, а так же все операции деятельности и ее составляющие. В ней четко отражено взаимодействие педагога и обучающегося, планирование деятельности на каждом этапе занятия (урока).

Традиционный конспект – это содержание занятия (урока) по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании процесса обучения определяются все виды деятельности обучающихся в целом и отдельных его этапах. Составляя технологическую карту, педагог  формулирует проблемные вопросы для обучающихся, направленные на достижение результата. В структуру современной образовательной деятельности внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.

Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение обучающихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Педагог создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.

Схема технологической карты занятия

         ФИО участника:

№ участника

Образовательная (ые) область (и):

Тема занятия:

Возрастная группа:

Цель занятия:

Задачи занятия:

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания):

Словарная работа:

Планируемые результаты занятия:

Подготовительная работа:

Материалы и оборудование:

Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно-мотивационный этап Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме
2.2. Этап ознакомления с материалом Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о …
2.3. Этап практического решения проблемы Овладение действиями, способами решения проблемы
3. Заключительный этап Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

 

Промежуточная аттестация: зачет

Задание: Проектирование технологических карт и демонстрация занятий (уроков) с использованием интерактивного оборудования.

Цель: демонстрация умения проектировать технологическую карту и проводить занятие (урок) с использованием интерактивного оборудования (SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы, интерактивных кубов, документ камеры).

Лимит времени на выполнение задания: 2 часа

Лимит времени на представление задания: 20 минут.

Ожидаемый результат:

  1. Оформленная технологическая карта занятия (урока) на бумажном носителе.
  2. Демонстрация фрагмента занятия (урока) с использованием интерактивного оборудования с детьми дошкольного возраста (волонтерами).

11.3 Критерии и шкала оценки для промежуточной аттестации по модулю:

№п/п Содержание Баллы
Технологическая карта  
1 Диагностичность постановки цели и задач 0-3
2 Реальная достижимость цели, соответствие с ожидаемым результатом 0-3
3 Соответствие задач цели занятия 0-3
4 Наличие образовательных, развивающих, воспитательных задач 0-3
5 Наличие задач направленных на использование интерактивного оборудования 0-3
6 Соответствие содержания цели и задачам 0-3
7 Описание всех этапов занятия 0-3
Проведение занятия  
8 Обеспечение мотивации в процессе организационного этапа 0-3
9 Постановка проблемы 0-3
10 Решение цели и задач в ходе занятия 0-3
11 Грамотное использование интерактивного оборудования (необходимость использования для решения поставленной цели и задач) 0-3
12 Качество знаний программного обеспечения интерактивного оборудования 0-3
13 Свободное владение интерактивным оборудованием 0-3
14 Вовлечение детей в решение проблемы на основе использования интерактивного оборудования 0-3
15 Подведение итога занятия, рефлексия, организация самооценки детьми 0-3
16 Грамотность речи 0-3
17 Эмоциональность 0-3
Соблюдение правил  
18 Уложился в отведенное время 0-3
19 Соблюдение санитарно-гигиенических норм 0-3
20 Инструктаж по технике безопасности 0-3
21 Размещение детей относительно интерактивного оборудования 0-3
22 Проведение зрительной и пальчиковой гимнастики 0-3
23 Учет психологических особенностей детей 0-3
24 Организация динамических пауз 0-3
25 Контроль над осанкой ребенка во время занятия с интерактивным оборудованием 0-3
26 Соответствие образовательного интерактивного контента возрасту детей 0-3
27 Владение технической терминологией 0-3

 

Слушатель считается успешно прошедшим промежуточную аттестацию по модулю, если набрал не менее 27 баллов, при обязательном условии оценки за каждый критерий не ниже 1.

 

[2] Зачёт или экзамен

[3] При отсутствии требования к наличию ресурса соответствующая строка удаляется.

[4] Перечень участников зависит от штатного расписания конкретной ПОО. Здесь приводится примерный список.

[5] Характеристика может включать требования к образованию, опыту работы  и т.п.

[6] Здесь приводится список литературы, рекомендуемой слушателям для освоения программы, и интернет-источников, содержащих полезную информацию.

[7] Указать форму промежуточной аттестации: экзамен, зачёт.

[8] Приводятся примеры контрольно-измерительных материалов, примеры решений, требования к содержанию заданий по выбору разработчиков модуля для всех оценочных средств, применяемых для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *