Инновационные технологии в детском музыкальном образовании

ФИО: ИГБЕРДИНА Р.Х.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2811
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Интеграция цифровых технологий в образовательные процессы», в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Наименование конкурсной работы: Инновационные технологии в детском музыкальном образовании
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)



Инновационные технологии в детском музыкальном образовании

Современный уровень преподавания музыкальных дисциплин не может  считаться таковым без привнесения и применения инноваций. Это положение хорошо обосновано в педагогической науке и практике. Термин инновация находит разное толкование у исследователей. В самом общем смысле под ним следует понимать то новое, чего не существовало прежде. Также может считаться инновацией актуальнейшая проблема обучения, которая не была в свое время разработана.

В методиках обучения игре на музыкальных инструментах отражаются прежде всего традиционные аспекты, которые требуют обновления, модернизации за счет новых разработок.

В первую очередь необходимо отметить, что содержание методик имеет собственную структуру. В нее входят: цели и задачи обучения, воспитания и развития учащихся; особенности постановки и посадки; штрихи; особенности звукоизвлечения, выполнения исполнительских приемов; особенности работы над музыкальными произведениями разных жанров и над инструктивным материалом; особенности воспитания в индивидуальном классе; особенности развития музыкальных способностей; особенности организации учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно было бы говорить о возможности внедрения инноваций в любую из этих  сфер. Однако следует иметь в виду, что в методиках есть разделы, в которых могут найти применение далеко не все инновации. Это разделы,  связанные с постановкой и посадкой, исполнением отдельных приемов, штрихов. Инновации могут быть применены в тех областях методики, которые отражают наиболее общие и менее специфические сферы музыкального обучения. Они зависят от достижений в научной, педагогической сферах, а также от новых исследований в собственно методической сфере. 

Методики обучения игре на музыкальных инструментах традиционно включают аспекты воспитания и развития ученика, организации учебного процесса.

Важно обратить внимание на то, что именно подход, в основе которого лежат определенные идеи, концепции, принципы, определяет границы и смысл инноваций в методике, а также направления реализации инноваций на практике.

Говоря об инновациях в развитии методик, следует обозначить их компоненты. Это технологический, научно-педагогический, методический, а в ряде случаев – инструментальный.    

Научно-педагогический подразумевает использование тех достижений, которые выработаны в области современной педагогической науки.

Технологический раскрывается через богатейшую сферу технологий, которые постоянно присутствуют в нашей жизни. Технология в образовании понимается нами как модель процесса достижения гарантированного, заранее запланированного результата. Технологическая сфера музыкального образования содержит образовательные технологии общего назначения и технологии выполнения видов музыкальной деятельности.  Кратко охарактеризуем их. 

А. Технологии видов музыкальной деятельности (композиция, воспроизведение, обучение, запись и т.д.).  

Б. Образовательные технологии общего назначения (проблемное обучение, концентрированное обучение, игровое обучение, парное обучение).

В. Информационные технологии (компьютерные программы, базы данных, мультимедийные устройства, Интернет, и т.д.). 

Г. Индустриальные технологии (цифровые музыкальные инструменты).

Большое значение имеет инновационный потенциал. Практически в каждой методике можно найти области, в которых проблемы применения образовательных технологий нашли бы убедительное разрешение. Наряду с отдельными технологиями могут быть представлены технологии, которые по-своему и довольно оригинально могут решать проблемы обучения, воспитания и развития обучающихся в специальном классе учебного заведения.  Пример интеграции технологий приведен ниже.

Следует особо заметить, что в индивидуальном классе могут применяться в целостном виде далеко не все технологии. В большинстве своем педагоги используют их лишь фрагментарно. Так, наибольшее значение в практике преподавания приобретают технологии работы над конкретным музыкальным произведением. Никакая методика не в состоянии подменить технологию работы над конкретным произведением, поскольку в ней рассматриваются конкретные проблемы, которые необходимо решать в процессе обучения. Методика работы над конкретным произведением принимает статус технологии, когда в ней учитываются все особенности произведения и когда в ней даются конкретные способы достижения цели. Опытные преподаватели специальных дисциплин прекрасно владеют как методикой работы над произведениями определенного жанра, так и технологиями работы над конкретным произведением.

Методика связана с новыми разработками, которые возможны в отдельных сферах и разделах.

Инновационный подход к методам музыкального образования  и воспитания может быть использован в

  • Методе художественного, нравственно-эстетического познания музыки
  • Методе интонационно-стилевого постижения музыки
  • Методе эмоциональной драматургии
  • Методе концентричности организации музыкального материала
  • Методе создания  композиций
  • Методе художественного контекста 
  • Методе инструментальный ресурса, связанном с появлением новых, более совершенных инструментов и особенностей их внедрения в учебный процесс    

Внедрение инноваций в практику обучения игре на музыкальных инструментах связано с их выявлением, публикацией, с распространением  инновационного опыта,  с наличием оборудования. Но не меньшую роль в  продвижении инноваций играет научно-методическая компетентность педагога, знание им инновационных возможностей и ресурсов.

Инновационными технологиями являются музыкально-компьютерные технологии.
Звучание музыки воспринимается человеком как особое информационное пространство. Информатика и информационные технологии сегодня затрагивают различные области, в том числе музыкальное творчество и педагогику. Как функционируют информационные технологии в звуковом  пространстве музыки — этот вопрос стал предметом внимания музыкантов-педагогов и представителей других специальностей в связи с формированием новых творческих перспектив музыкальной деятельности, ведь познание тайн звукообразования, звукотворчества, богатства тембрового и акустического воздействия музыки даёт дополнительный стимул к художественному новаторству.

На рубеже ХХ и XXI веков в музыкальном творчестве и педагогике появилось новое направление, обусловленное быстрым развитием индустрии электронных музыкальных инструментов: от простейших синтезаторов до мощных цифровых инструментов. В современном электронном музыкальном инструментарии наиболее полно и совершенно воплотились веками накопленные знания музыки и искусства музицирования. Поэтому новая междисциплинарная сфера профессиональной деятельности, связанная с созданием и применением специализированных музыкальных средств — музыкально-компьютерных технологий (далее — МКТ) — требует специальных знаний и умений.

Во многих учебных заведениях мира музыкантам преподаются элементы МКТ: в Париже, Стенфордском университете; Калифорнийском университете; Научно-исследовательском центре музыкально-компьютерных технологий Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и др.

Методическая система, позволяющая органично использовать музыкально-компьютерные технологии на всех этапах и во всех направлениях музыкально образовательного процесса – это динамично развивающаяся образовательная среда, требующая постоянной разработки новых учебных программ и курсов, адаптированных к современным социальным запросам и соответствующих уровню развития данных технологий.

В частности, в 2012 году в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена была создана учебно-методическая лаборатория  которая развивает музыкальное и информационно-технологическое образование. Задачами, поставленными лабораторией, стали: разработка нового образовательного направления (в общем и специальном музыкальном образовании).

Главное направление работы лаборатории — учебная деятельность. Реализация концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта осуществляется через основные образовательные программы системы профессиональной подготовки, систему дополнительного образования, профессиональное развитие педагогов и их методическую поддержку.

Так, сотрудниками лаборатории для студентов музыкальных факультетов разработаны занятия по многим специализированным дисциплинам3. Реализация инновационной образовательной системы осуществляется и через дополнительное образование: программы профессиональной переподготовки, а также программы повышения квалификации и программы курсовой подготовки.

Принципы, положенные в основу создания методической системы лаборатории, являются фундаментом для различных видов профессиональной деятельности. На основе предлагаемой сотрудниками лаборатории методической системы были созданы программы повышения квалификации. Проводится курсовое обучение по программам: “Интенсивный курс игры на клавишных инструментах (музыкальный компьютер и синтезатор)”, “Аранжировка и композиция”, “Современная студия звукозаписи и работа в ней”, “Оформление нотных изданий на компьютере” и др.

Разработанная коллективом авторов методическая система делает доступным общение широкого контингента учащихся с музыкой. За последние 10 лет была организована и проведена широкомасштабная апробация разработанной комплексной инновационной образовательной системы для различных ступеней образования, в частности в пилотных регионах России. Так, внедрены в образовательный процесс: инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК) “Музыка”, (УМК) “Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)”, “Музыка в цифровом пространстве”.

Это практический курс освоения области знаний, формирующий навыки и умения по использованию новых музыкальных компьютерных технологий в музыкальной образовании и последующей творческой деятельности (представление нового материала на уроке и самостоятельная творческая деятельность учащихся).

Учитель с помощью данного цифрового курса может решать педагогические и методические задачи. Внедрение данного курса в образовательный процесс способствует: улучшению качества освоения материала, расширению представлений о новейших направлениях в музыке, связанных с новыми технологиями. Применение курса в учебном процессе решает ряд актуальных для современного музыкального образования задач.

Совместимость электронной музыки с традиционными музыкальными технологиями создаёт условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом.

Современные педагогические технологии в музыкальной школе: между традицией и инновацией

Широкое распространение различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий в системе музыкального образования требует от современного педагога музыкальной школы знания тенденций инновационных изменений и вероятность их использования в собственной практике. Сфера музыкального образования долгое время оставалась достаточно консервативной и практически не использовала технологических инноваций. Это было связано с тем, что педагогика искусства отличается ярко выраженной спецификой, обусловленной индивидуальным характером обучения, обращенным к эмоциям и духовному миру человека, развитие которого всегда уникально, неповторимо и не подлежит технологическому описанию.

В этом отношении в более благоприятных условиях с точки зрения возможности внедрения инновационных педагогических технологий находятся предметы индивидуального обучения. Индивидуальные занятия позволяют более активно применять различные виды новых педагогических технологий.
Среди педагогических технологий, которые можно применять на уроках специальности можно выделить следующие: информационные технологии. Под информационными технологиями обучения понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств. В этом свете информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами (компьютерами, аудио- и видео-средствами, синтезаторами), информационными технологиями и информационной продукцией.
Необходимость внедрения этих технологий подтверждается созданием Творческой лаборатории “ИКТ в художественном образовании” на базе Забайкальского техникума искусств.

Адаптированная (адаптивная) система обучения (АСО), автор А.С. Границкая. На первом этапе объяснение, ученики работают самостоятельно. На втором этапе организуется взаимоконтроль учащихся. На третьем этапе – оценка работы учащихся педагогом.
Эта система очень удобна в работе в классе ансамбля, так как позволяет преподавателю уделить внимание каждому учащемуся.

Личностно ориентированные технологии предусматривают приоритет субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве.

Мы можем назвать данные технологии инновационными, несмотря на то что для музыкального образования они являются концептуальной основой педагогического процесса и являются традиционными. Педагог обязан учитывать индивидуально-психологические особенности и перспективы развития каждого ученика.

В современной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (авторы А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова и др.), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы.
Применяются игры познавательные, занимательные, театрализованные, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач и др. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактической задачи.

Проблемно-развивающая технология обучения (авторы М. М. Махмутов, Н. Г. Мошкина и др.). Специфическими функциями проблемно-развивающей технологии обучения являются: формирование критического мышления учащихся; формирование умений и навыков активного речевого общения учащихся; формирование положительных эмоций; организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения.
Данная технология очень интересна, с успехом может использоваться на уроках ансамбля.

Ягненкова Н.В. в статье “Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на уроках фортепиано в ДМШ” рассматривает педагогическую технологию, основанную на системе эффективных уроков (Автор – А.А.Окунев) и приводит ряд нетрадиционных технологий урока:
– интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
– уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия; – уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация;
– уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника;
– уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: экскурсия в прошлое, литературная гостиная;
– перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, “Что? Где? Когда?”, “Эрудицион”, утренник, спектакль, концерт, инсценировка, “клуб знатоков” и др.
Практически все названные виды уроков могут быть использованы в ДМШ.

Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов Основные требования к использованию метода проектов: 1) наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы; 2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; 3) самостоятельная деятельность учащихся; 4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); 5) использование исследовательских методов. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, журнал “путешествий”, компьютерная газета, доклад, реферат и т.д.).

Технология “Развитие критического мышления” разработана в конце XX века в США (авторы Ч.Темпл, Д.Стал, К.Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий, а также технологий сотрудничества и развивающего обучения.

Задача научить школьников: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Схемы отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Например, буквенное обозначение формы произведения, всё это существует в рамках этой технологии.

Представляется возможным привести еще ряд примеров педагогических технологий, которые могут использоваться на уроках в ДМШ, которые предлагаются в книге А.К. Колеченко “Эциклопедия педагогических технологий”.

Взаимоконтроль.
Цели: 1) проверка знаний; 2) предоставление возможности каждому ученику сообщить о своих успехах; 3) снятие неуверенности у слабых учеников; 4) развитие речи учащихся; 5) интенсификация опроса; 6) воспитание Я-концепции. Два ученика делятся на учителя и ученика. Ученик отвечает своему учителю. Педагог в момент работы может подходить к отдельным учащимся и помогать, уточнять их ответ.

Ищу ошибки.
Технология может широко применяться на уроках. Вызывает интерес у учащихся, развивает внимательность, сотрудничество в работе.

Консультанты на уроке (шефы).
Данная инсценировка является одной из сильных в достижении обучающих, развивающих, воспитывающих целей. Известно, что когда человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать. Эта технология может использоваться и быть эффективной на уроках специальности.

Предложенные методы и технологии, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса. Поэтому их необходимо активно внедрять в практику преподавания в детской музыкальной школе.

К инновационным технологиям относятся методы развивающего обучения. Сегодня основными задачами детского музыкального образования являются развитие музыкальности и музыкального мышления ребенка; превращение обучения в увлечение; обеспечение активного участия ученика в учебной деятельности; повышение личного интереса к музыкальным занятиям; организация условий, при которых проявлялись бы самостоятельность и творческая инициатива учащегося.

Традиционное обучение игре на инструменте, конечно, создает полноценные условия для решения этих задач. Но тема организации развивающего обучения в классе фортепиано детской музыкальной школы является достаточно актуальной на сегодняшний день.

Для реализации развивающего обучения необходимо менять формы обучения; включать в содержание образования разделы, направленные на развитие музыкального мышления ученика: чтение с листа, подбор по слуху, игра в ансамбле, аккомпанемент, транспонирование, импровизация. Педагогу необходимо осваивать новые пути музыкального воспитания, среди которых главное место должны занимать развивающие методы обучения. В работе с учениками используются эти методы.

Методы развивающего обучения можно разделить на три группы:

  • методы активизации логического мышления;
  • методы практического освоения музыкальной информации;
  • методы развития творческих способностей.

Методы активизации логического мышления.

Эта группа методов связана с использованием логического мышления и направлена на осознание получаемых знаний и навыков, а также собственных действий. Методы активизации логического мышления основаны на использовании различных аналитических приемов – наводящих вопросов, сравнений, обобщений и умозаключений. Цель работы – достичь наиболее ясного осознания получаемой словесной и звуковой информации. Педагог помогает ученику формировать понятия и умозаключения, учит выражать свои мысли. Основной акцент здесь делается на теоретическую часть обучения. Рассмотрим некоторые методы этой группы.

Метод наводящих вопросов. 

Цель вопроса – натолкнуть ученика на размышление, необходимое для ответа. Вопросы могут быть самые различные в зависимости от задания. Лучше всего ставить вопросы в “совещательной” форме: “Не кажется ли тебе, что эту тему лучше сыграть мягким глубоким звуком?”, “Не думаешь ли ты, что…?” и так далее. Хорошо когда педагог вызывает учащегося на совместный поиск решения; создает ситуации, в которых ученик должен сделать выбор наилучшего на его взгляд варианта из ряда предложенных ответов на поставленный вопрос. Наводящие вопросы педагога и ответы ученика являются одним из путей обучения методам самостоятельной работы.

Метод наводящих вопросов может быть хорошим вспомогательным средством для развития навыков слухового анализа музыки. Цель слушания музыки – научить ученика, слушая, слышать и одновременно думать. При слушании музыки ученик должен научиться слушать музыку как процесс, наблюдать развитие и изменения, устанавливать связи между различными звуковыми явлениями, переживать звуковую информацию как отражение эмоционального мира. Грамотно поставленные вопросы обеспечивают правильное восприятие звучащей информации. Восприятие в значительной степени определяет качество работы памяти, воображения, мышления. На основе восприятия звуковой информации формируются слуховые представления, составляющие фонд слуховых эталонов в памяти. Именно поэтому так важно обеспечить качественное слуховое восприятие и научить ученика слышать то, что нужно.

Вариантом метода наводящих вопросов является метод “сам себя обучаю”, разработанный французскими педагогами М. и Ж. Мартено. Само название этого метода определяет его направленность. Ученик учится использовать в процессе обучения собственные рассуждения, оценивать свои действия и планировать задачи. Самостоятельная работа ученика в классе при педагоге также может проходить в форме “Сам себя обучаю”. Вариантов формулировки вопросов может быть много. Главная цель – направить внимание ученика на осознание собственных действий.

Для развития навыков самоконтроля и самосознания немецкий педагог К.Хольцвейссиг рекомендует использовать метод вопросов для самопроверки. Вопросы могут быть направлены как на теоретическую, так и на исполнительскую стороны обучения.

Очень полезно просить ученика продиктовать домашнее задание для записи в дневнике, так как указания, сформулированные самим учеником, лучше запоминаются.

Метод сравнения и обобщения.

Он помогает закрепить в форме понятий и осознать не только теоретические сведения, но и более сложные для обобщения слуховые впечатления. Важное значение обобщений для воспитания самостоятельности ученика отмечала Б.Кременштейн: “Следует сказать, что для развития мышления учащегося и расширения его кругозора важно не только количественное накопление сведений (привлечение нового и исходного материала, проведение сравнений и аналогий), но главным образом сам метод анализа произведения: важно внутри целого увидеть логику взаимодействия частей или элементов выразительности, зависимость исполнительского замысла от смысла и строения пьесы”.

Чешский педагог В.Юзлова пишет, что нужно очень рано начинать заботиться о развитии аналитического музыкального мышления у ребенка. “Надо как можно раньше постараться обратить внимание ребенка на то, как “сделана” музыка, которую он играет”. Для развития “интеллектуального слуха” автор предлагает использовать приемы сравнения, идентификации и дифференциации слуховых впечатлений, например, определить сходство или различие в нескольких похожих разделах исполняемого сочинения.

Интересный прием работы над сочинением, названный “аналитическая игра”, предлагает немецкий педагог Г. Филипп. Исполняются отдельные детали текста (голоса, аккорды, ритмические структуры), что помогает разобраться в особенностях сочинения. Такая “контурная игра” может помочь в осознании закономерностей текста, например, гармонической логики или особенностей развития мелодии. Эти навыки впоследствии будут очень полезны ученику.

Работа по осознанию строения музыкального произведения активизирует мышление ученика. Формирование навыков анализа музыкального произведения можно начинать буквально с первых шагов обучения. При соответствующем методическом подходе дети вполне свободно справляются с аналитическими заданиями. Ученику нужно помочь ориентироваться в тексте. Он должен находить в изучаемой пьесе сначала отдельные интонации и фразы, а затем более крупные построения. Одним из способов осознания музыкального синтаксиса является прием подтекстовки, весьма распространенный в начальном обучении. Этот прием помогает закрепить связи музыки со словесной речью, облегчая ребенку распознавание “музыкальных слов”. Постепенно представления о структуре музыкального произведения будут подниматься до уровня понятий и обобщений. Ученик сможет видеть сходство и различие в тексте не только внутри одного сочинения, но и между разными сочинениями.

Методы практического освоения музыкальной информации.

Эта группа методов основана на применении полученных знаний на практике, что предполагает оперирование как теоретическим, так и звуковым материалом. Особое место в этом разделе развивающего обучения занимает работа по активизации слухового восприятия и представлений.

Содержанием учебной деятельности ребенка становится практическая деятельность, когда ученик должен производить различные действия с ритмическим, звуковым или теоретическим материалом. Он рассматривает, выбирает и раскладывает нужные карточки, дополняет или изменяет нотный текст, решает ребусы или задачки, подбирает подходящие картинки или рисует в процессе слушания музыки, осуществляет практическую деятельность за фортепиано – все это является методами практического освоения музыкальной информации.

Для организации музыкальной практической деятельности ученика необходимо иметь различные лото, карточки, таблицы, картинки, дидактические игрушки. В процессе оперирования такими предметами закрепляются все полученные ранее звуковые образы и теоретические сведения. Ученик получает возможность для проявления самостоятельности, что ведет постепенно к развитию творческих способностей. Методы практических действий особенно хорошо сочетаются с игровыми формами занятий.

Решение задач, ребусов и загадок.

Этот метод, непосредственно связанный с игрой, имеет большое развивающее значение и помогает проверить качество и прочность знаний. Кроме того, решение загадок обычно вызывает достаточно стойкий интерес к работе. Разгадывая кроссворды или загадки, ученик начинает думать, что бесспорно полезно для развития мышления.

Образцы загадок, ребусов, игр, кроссвордов можно найти почти во всех современных пособиях. Интересные ребусы, загадки, кроссворды, игры, вызывают интерес детей. Опыт показывает, что дети любят загадки, в которых нота является одним из слогов слова, поэтому эта форма игры широко используется в начальном периоде обучения. Эти слова так и записываются – ноты-слоги на нотном стане, а остальные слоги пишутся буквами. Большой интерес вызывает у детей игра “Сыщик” (поиск ритмических ошибок в записи).

Редакторская обработка нотного текста. 

Содержание этой работы заключается в комбинировании, изменении, дополнении нотного текста. Ученик учится выполнять редакторскую работу:вставлять нужные звуки, расставлять лиги или другие знаки, записывать аппликатуру, проставлять пропущенные тактовые черты или размер, указывать длительность нот, обозначенных лишь нотными головками, отметить знаки альтерации, лиги, динамику, паузы. Вариантом редактирования является дополнение текста. Ученик должен исправить отдельные ошибки, вписать недостающие ноты, паузы, звуки, размер.

При выполнении заданий по редактированию и дополнению текста происходит формирование навыка записи нот и остальных знаков нотного текста, что имеет большое значение для закрепления связи между звуком и знаком (нотой).

Практическая деятельность за фортепиано. Обучение подбиранию мелодии и аккомпанемента. 

Для подбирания музыкального текста, особенно гармонических вертикалей, необходимо иметь развитые слуховые представления и хорошие связи слуха и моторики. Развитие слуха связано с индивидуальными особенностями комплекса способностей ученика и часто занимает достаточно длительное время. Однако именно регулярная работа по подбиранию мелодии и аккомпанемента может быть средством развития слуха и моторики. Современная фортепианная методика в последние десятилетия уделяет достаточное внимание вопросам игры по слуху.

Главное заключается в освоении клавиатуры без нотного текста. Обычно это занимает несколько месяцев в самом начале обучения ребенка (донотный период). За это время связи слуха и моторики возникают далеко не у всех детей, хотя именно эти связи являются основой успешного дальнейшего музыкального развития. При обучении нотной грамоте необходимо, чтобы нота была не обозначением клавиши, а обозначением звука. Без этого не будут развиты настоящие слухо-моторные связи. Идеальной последовательностью действий при игре является “слышу – играю”, что было названо К.А. Мартинсеном комплексом “вундеркинда”. Эти принципы сохраняют свою актуальность и сегодня.

Методы развития творческих способностей.

Эта группа методов направлена на формирование творческого отношения к музыкальной деятельности. Все формы работы по практическому освоению музыкальной информации содержат в себе возможности для перевода их в творческое русло. Важно дать ученику возможность попробовать себя в различных видах музыкального творчества, начиная с самых элементарных и вплоть до импровизации. Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка. Нужно научить ребенка создавать музыку. К методам развития творческих способностей учащихся может относиться и сочинение подголосков, и варьирование напева, и сочинение мелодии на понравившийся текст; и сочинение сопровождения к данной мелодии. К этой группе методов относятся также и досочинение музыки, досочинение ритмического рисунка; редактирование нотного текста и т.д. На уроках фортепиано вполне осуществимо использование некоторых приемов импровизации: например, вариантные упражнения – ритмические видоизменения, смещения акцентов, варианты артикуляции, динамики, фактуры. Именно многочисленные вариационные комбинации одной и той же мелодии могут послужить толчком к развитию музыкального мышления, творческой инициативы. Нужно отметить, что эти методы применимы, когда произведение уже выучено и сдано учеником на экзамене.

Фундамент музыкальности формируется в том случае, если ребенок не перескакивает через ступени развития, музицирует, а не только “интерпретирует”. Ученик должен на опыте познать, как создается музыка, как формируется музыкальная мысль. Он должен не только знать какие-либо правила и понятия, но и уметь применять эти знания на практике. Ученик должен сначала научиться воспринимать образную или теоретическую информацию, затем осознавать полученные новые сведения на доступном для него уровне. Применение полученной информации в новых условиях уже можно назвать выполнением творческого задания, так как ученику необходимо владеть целой системой знаний и умений. Свободное оперирование музыкальным материалом, например, создание собственного варианта ритмического или мелодического рисунка, уже может быть признаком творческого мышления.

Задача педагога в организации творческой деятельности заключается в поддержке стремления ученика найти решение самостоятельно. Поэтому особенно важно организовать произвольное, творческое музицирование, которое может пробудить внутренние силы ученика и доставить ему удовольствие. Можно сказать, что именно воспитание самостоятельности мышления и является главной целью всех творческих заданий. Эта цель является вполне осуществимой задачей. Однако для этого нужно создавать специальные условия, в которых учебная деятельность станет активной, а мышление с репродуктивного уровня поднимется на творческий уровень.

“Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, – вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей” – К.Орф.

Завершая изложение некоторых методов развивающего обучения на уроках фортепиано, хочется ещё раз обратить внимание на изменившиеся условия деятельности педагога-пианиста в системе детского музыкального образования. Сегодня педагог – пианист должен осуществлять комплексное развивающее обучение: развивать слух и творческие задатки учащихся, уметь объяснять элементы теории музыки, интересно проводить уроки, причем зачастую не с одним учеником, а с целой группой. Именно поэтому весьма актуальной задачей становится изучение разнообразных методов развивающего обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учеников.