Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16»
Камышловского городского округа
Мастер-класс
Тема: «Дидактические игры с использованием пуговиц как средство коррекции и развития связной речи у детей с ТНР».
Цель: раскрыть педагогам эффективность использования игр и упражнений с пуговицами в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с теоретическими аспектами использования игр с пуговицами в развитии и коррекции связной речи дошкольников с ТНР.
- Рассмотреть с участниками мастер-класса дидактические игры и упражнениями с использованием пуговиц.
- Совместно отработать с участниками мастер-класса методические приемы использования пуговиц при составлении рассказов.
- Рефлексия полученного опыта.
Материалы и оборудование: наборы пуговиц и фурнитуры, нитки, листы бумаги, карандаши, пуговичные тренажеры, предметные картинки.
Содержание мастер-класса:
- Теоретическая часть.
Вступление.
Актуальность.
Развитие монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Обучение дошкольников рассказыванию (пересказу текста, рассказу по сюжетной картине, по собственному рисунку и т.п.) – одно из эффективных средств развития связной речи и подготовки детей к предстоящему школьному обучению, многократно усложняется, если имеет место быть тяжелое нарушение речи.
Навыки рассказывания формируются успешнее, если они осмыслены и получены практическим путем. Использование в коррекции пуговиц способствует активизации процессов практически всех участков головного мозга, тем самым ускоряя передачу нервного импульса, улучшая кровообращение (питание тканей).
Цель использования пуговок на занятиях: Обучение составлению связного, логичного рассказа по сюжетной картине.
Задачи:
– Развивать навыки анализа наглядно изображенного события, умения воссоздавать сюжетную ситуацию, используя пуговицы.
– Развивать фразовую речь.
– Формировать навыки планирования развернутых высказываний с опорой на наглядный «картинный план».
– Актуализировать словарь.
– Уточнить и закрепить языковые (лексические, грамматические) представления и обобщения.
– Автоматизировать звуки.
– Совершенствовать эмоционально–выразительную сторону речи.
– Развивать мелкую моторику рук, высшие психические функции.
– Совершенствовать навыки сотрудничества, саморегуляцию и самоконтроль.
– Формировать интерес к окружающему мир.
Пуговичная терапия – это комплекс развивающих, коррекционных и релаксационных игр и упражнений с использованием пуговиц. Перебирание, передвигание и просто рассматривание пуговиц доставляет детям большое удовольствие.
Методические приемы использования дидактических игр с пуговицами:
- Могут проводиться как в подгруппах, так и индивидуально. Важное условие – играть вместе со взрослыми (в целях безопасности).
- Все дидактические игры с пуговицами носят кратковременный характер, чтобы не снижалась умственная активность детей.
3. Дидактические игры встраиваются в структуру логопедического занятия.
4. Список пуговичных игр может быть рекомендован родителям в качестве домашнего задания.
Актуальность игр с пуговицами в логопедии:
– развитие мелкой моторики;
– развитие устной речи;
– развитие грамматических категорий;
– развитие речевого дыхания;
– автоматизация поставленных звуков;
– развитие фонематического восприятия.
Необычность использования пуговиц привлекает детей, усиливая их интерес к играм.
Для развития лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с ТНР я использую разные игровые приемы, например:
– «Клубок». Назвать пуговицы по порядку (слева направо, справа налево, по вертикали, по горизонтали), начиная с любой картинки, одновременно руками «наматывать нить на клубок». Темп речи зависит от движений руки.
– «Снежный ком». Назвать пуговицы с повторением предыдущих.
– «Посчитай-ка». Согласовать количественные имена числительных с именами существительными
– «Что из чего?». Согласовывать прилагательные с существительными.
Составить простые предложения.
Придумать смешной рассказ, помогающий запомнить названия всех пуговиц.
– «Найди меня».
- Назвать пуговицу, расположенную справа от…, слева от…, под…, над…, перед…, после…, в правом верхнем углу, между …, в центре.
- Назвать, где находится заданный предмет, используя наречия и предлоги пространственного значения.
– «Водолаз». Ребёнок находит пуговицу в горохе (вате, бобах и т.д.) и называет её, чётко проговаривая автоматизируемый звук.
Дидактические игры с использованием пуговиц при составление связного логичного высказывания.
Методические рекомендации. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть сюжетную картину. Вносит серию предметных картинок с учетом вербального потенциала ребенка. С появлением новой картинки, ребенок практикуется в построении различных видов высказывания: от простой фразы до творческого рассказа. Ребенок использует пуговицы для воссоздания сюжета, что позволяет процесс коррекции превратить в занимательную игру. Предметные картинки взрослый включает в рабочий процесс по принципу возрастающей сложности, с постоянным возвращением к усвоенному. Алгоритм действий, выполняемых ребенком, предполагает многократное повторение слов, фраз, конструкций.
В результате использования дидактических игр с пуговицами в работе над связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи, я сделала выводы: у детей расширились, активизировались словарный запас и грамматический строй речи, значительно вырос уровень связной речи; повысились коммуникативные, творческие способности детей, интерес к занятиям.
Практическая часть.
Оборудование: пуговицы разного, цвета, формы, декоративные пуговицы, фурнитура, предметные и сюжетные картинки, нитки, готовые пуговичные тренажеры.
Я приглашаю поучаствовать в играх с пуговицами всех желающих (фокус-группа).
1 Вариант. Составление рассказа или отдельных предложений с помощью методического приема «Цепочка».
2 Вариант. Составление «Пуговичной истории». Оборудование: Лист А4, карандаши и пуговицы.
3 Вариант. Участники мастер-класса выкладывают из предметных картинок и пуговиц картину на заданную тему (например, «Морское дно», «Двор», «Животные леса», «Цветочная поляна» и т.д.). Составляют небольшой рассказ.
Рефлексия.
«Пуговица на удачу».
Подводя итог, можно сказать, что коррекционно-развивающие игры с использованием пуговиц делают логопедические занятия увлекательными, весёлыми, высокоэффективными. Такой материал расширяет наши возможности и повышает эффективность корригирующего воздействия.